Напоминание

"Социализация воспитанников в группах квартирного типа Центра содействия семейного воспитания"


Автор: Орехова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Каховские ромашки"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация воспитанников в группах квартирного типа Центра содействия семейного воспитания"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социализация

воспитанников

в

семейных

группах

Центра

содействия

семейного

воспитания

Социализация личности начинается с семьи. Понятие семья подразумевает общность

целей

и

ценностей

членов

семьи,

постоянный

контакт

между

ними,

определенную

психоэмоциональную обстановку, распределение ролей и обязанностей, доверительность

отношений.

Опыт

общения

и

модель

поведения

в

семье

в

будущем

ребенок

будет

переносить на свои отношения с другими людьми.

Правильный и здоровый образ жизни семьи, модель общения, развитие у детей

эмпатии,

приобщение

их

к

ценностям,

традициям

семьи.

Все

эти

нормы

помогают

сформировать у ребенка высоконравственные личные качества и создание благоприятных

условий для успешного воспитания подрастающего поколения. Чувство защищенности и

добрая дружелюбная атмосфера способствует благополучию ребенка.

В семейных группах

предполагается полная передача воспитанникам истинных

семейных ценностей, где приоритетом является соблюдение потребностей ребенка и его

прав.

Между

взрослым

и

воспитанником

всегда

существуют

границы,

отделяющие

пространство каждого индивидуума. Эти границы периодически соприкасаются. Кроме

того, пространство взрослого обычно максимально заполнено ребенком, так же как и

пространство

ребенка

заполнено

взрослым.

Когда

человек

не

чувствует

собственных

границ, он, как правило, нарушает и чужие границы, либо поглощается другим человеком,

в результате чего теряет свое «Я».

В связи с плохо обозначенными собственными границами, либо с неспособностью

замечать

границы

ребенка, взрослые

сталкиваются

с

серьезной

трудностью

социализации

воспитанника.

Она

заключается

в

проявлении

обратного

эффекта

от

попытки воздействия на ребенка с целью корректирования поведения, в результате чего

негативные личностные качества ребенка только усиливаются.

Изначальный опыт обращения с чужими и собственными границами, каждый ребенок

получает в своей биологической семье. Когда с этими знаниями он попадает в семейную

группу, то получает новый опыт освоения собственных и чужих границ. В связи с этим у

детей, а в частности у подростков, возникают следующие страхи:

страх потерять себя – такие воспитанники плохо сближаются с людьми и очень

ревностно охраняют свои границы;

страх

одиночества – такие подростки жертвуют ради того, чтобы с кем-то быть,

своими потребностями, интересами, целями;

страх

перемен

такие

дети

предпочитают

оставаться

в

привычных

для

них

условиях, в привычном ритме;

страх

стабильности

(монотонности)

такие

воспитанники

жаждут

новых

впечатлений, знакомств, стремятся к перемене места, любят привлекать внимание

к своей личности незнакомых людей.

Проблему социализации воспитанника в семейной группе можно решить, пересмотрев

процесс воспитания не как независимое самостоятельное развитие ребенка, и не как

формирование личности взрослым, а как совместные действия взрослого и воспитанника.

Находясь в состоянии стресса, ребенок вынужден рассчитывать сам на себя,

самостоятельно удерживать себя в руках. Ему приходится свои чувства подавлять. То есть

внутри

своей

психики

он

заблокировал

момент,

с

которым

не

мог

справиться

самостоятельно, но поддержки при этом не получил. Стресс запечатывается в психике

ребенка и периодически будет напоминать о себе, что является губительным для детской

психики и откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и взаимоотношения в

социуме.

Если стрессовые ситуации повторяются, происходит «отравление» детского организма

стрессом. Ребенок изначально не имеет необходимых ресурсов. Дети, находящиеся в

семейных группах, попадают в условия, приближенные к

модели семьи. Способность

заботиться друг о друге не может быть врожденной, она приобретается в результате

заботы, которую ребенок получает от других. А также, если такая забота совершается на

глазах

у

ребенка

в

кругу

близких

ему

людей.

Когда

воспитанники

сталкиваются

с

проявлением заботы от взрослых, которые развивают в них проявление эмпатии, для них

это становится нормой.

Если же ребенок не

видел

заботы в своей семье, он не может самостоятельно

научиться

этому.

В

результате

он

отращивает

панцирь,

который

защищает

его

от

воздействия извне и помогает ему научиться не воспринимать боль.

Исследования неоднократно доказали, что легко преодолевают трудности и добиваются

успехов в жизни люди, у которых было счастливое беззаботное детство и благополучная

любящая семья. Психика таких людей отличается своей прочностью, в состоянии стресса

такие люди сохраняют самообладание, они способны к гибкости и изобретательности. Эти

люди могут попросить помощи, могут помочь себе сами и могут утешить того, кто в этом

нуждается.

Анализируя результаты деятельности функционирующих в настоящее время семейных

групп,

можно

выделить

ряд

преимуществ: семейные

взаимоотношения

оказывают

положительное

влияние

на

интеллектуальное

и

психоэмоциональное

развитие

воспитанников;

значительно улучшается состояние здоровья детей и их развитие, быстрее

и

успешнее

происходит

социальная

адаптация;

создаются

полноценные

условия

для

процесса

социализации

воспитанника.

Как

показывает

практика,

семейная

группа

способна решить проблемы поведенческого расстройства.

На сегодняшний день семейные группы являются одной из самых перспективных форм

жизнеустройства

детей,

оказавшихся

в

трудной

жизненной

ситуации

и

лишившихся

родительской опеки.



В раздел образования