Напоминание

"Специфика работы концертмейстера-баяниста в классе хореографии"


Автор: Рябов Александр Иванович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония" г.Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Специфика работы концертмейстера-баяниста в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Специфика работы концертмейстера-баяниста

в классе хореографии»

Концертмейстер

Рябов Александр Иванович

Говоря об особенностях работы концертмейстера- баяниста в классе

хореографии, необходимо выделить главное - какова роль концертмейстера

как преподавателя в общеэстетическом развитии детей, если они изучают

хореографическое искусство в синтезе с музыкой. Как осуществляется работа

концертмейстера в классе хореографии в рамках реализации дополнительных

общеразвивающих программ хореографической направленности.

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии

являет ся музыкально-ритмическое

воспитание,

так

как

музыкально-

ритмические движения – это вид деятельности, в основе которого лежит

моторно-пластическая

проработка

музыкального

материала.

Музыкально-

ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

1.

обеспечивает

музыкальное

развитие

и

включает

развитие

музыкального слуха;

2. усвоение музыкальных знаний;

3. формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные

навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу

воспитанникам

дает

преподаватель-хореограф,

а

музыкальную

концертмейстер.

II.

Концертмейстер помогает

создавать

художественный

образ,

помогает

развитию

музыкального

мышления,

видению

художественного

образа.

Движения

под

музыку

способствуют

усилению

эмоционального

воздействия

музыки,

помогают

прослеживать

развитие

художественного

образа.

Танец

создание

художественного

образа

под

музыку.

Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует

III

Взаимодействие

концертмейстера

с

хореографом.

Р а б от а

концертмейстера-баяниста в классе хореографии требует глубоких знаний

музыки

и

хореографии.

В

том,

как

пользоваться

несметным

богатством

музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и

задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку

всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник преподавателю-

хореографу

концертмейстер.

Именно

концертмейстер

знает

все,

что

касается

музыкального

произведения:

относительно

темпов

и

характера

исполнения

музыки.

Он

помогает

хореографу

находить

правильные,

вытекающие из характера музыки решения.

Концертмейстер-баянист

вместе

с

хореографом

проходит

путь

от

самого

первого

занятия

до

репетиций,

когда

на

смену

его

игре

на

инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что на этом работа, как

концертмейстера закончилась. Необходимо отметить, что концертмейстер –

это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с преподавателем

проходить

путь

от

создания

образа

танца

до

выступления

на

сцене.

В

чем

это

заключается

на

практике

большое

количество

фонограмм,

использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается,

записывается, изменяется концертмейстером. У хореографа, помимо своей

основной составляющей работы, есть огромная дополнительная нагрузка,

связанная

с

шитьем

костюмов,

организацией

концертов

(дети

часто

выступают

на

концертных

площадках

города,

области),

ведением

документации

и

пр.

Кроме

того,

на

уроках

при

работе

хореографа

с

фонограммами ранее тратилось достаточно много времени урока на поиск

нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании

конкретных движений.

В

работе

с

хореографическими

коллективами

концертмейстеру

необходимо планировать и реализовать свою деятельность таким образом,

чтобы

время

урока

использовалось

максимально

эффективно,

а

преподаватель-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не

отвлекаясь на поиски нужной фонограммы и тратить время на поиск нужного

фрагмента.

IV. Во время исполнения концертмейстер должен учитывать и разные

возрастные и физические способности воспитанников. Особенно это важно

тогда,

когда

воспитанники

выполняют

одно

и

тоже

движение.

Здесь

выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения

и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп,

который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем,

небольшой

прыжок,

невелика

устойчивость.

У

другого,

наоборот,

великолепный

апломб

(равновесие),

природная

способность

к

высокому

прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково.

Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии.

Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И

тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о

наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших,

почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого

танцора. Начиная концертмейстерскую практику любому концертмейстеру

необходимо

иметь

большое

количество

сборников

нотных

изданий,

сборников, личных репертуарных подборок и находок. Важно просматривать

большой

объем

нотной

литературы

и

фиксировать

для

работы

то,

что

необходимо

для

работы

в

связи

со

специфичностью

данной

профессии,

отдельно взятого коллектива и т.д.

Важно

собрать

комплекс

музыкальных

произведений

для

экзерсиса

разных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. Это непременно

облегчит

работу

концертмейстеру,

а

в

последующем

практикующий

концертмейстер уже эту подготовительную работу готовит осознанно и с

удовольствием, потому что это влияет на общий результат работоспособности

творческого коллектива, его качества, успешности и дальнейшего развития.



В раздел образования