Автор: Соловьева Марина Анатольевна
Должность: учитель кубановедения
Учебное заведение: МБОУ СОШ 23
Населённый пункт: Краснодарский край МО Белореченский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок кубановедения в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС " Дольменная археологическая культура"
Раздел: среднее образование
План урока
по предмету «Кубановедение» в соответствии
с требованиями ФГОС учителя МБОУ СОШ №23
с. Великовечного МО Белореченский район
Соловьевой М.А.
Класс: 5
Раздел:
Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы
Тема урока:
Дольменная археологическая культуры
Тип урока :комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
1.
Сформировать и развить умения и навыки работы с картой;
2.
Способствовать запоминанию основной терминологии;
3.
Способствовать осознанию основного содержания темы;
4.
Сформировать представления о видах дольменов и эпохи мегалитического периода на Кубани
Метапредметные УУД:
регулятивные –
1. Научить обучающихся формировать и сохранять учебную задачу урока;
2 .Сформировать целеполагание;
3.Помочь осуществить выбор эффективных путей и средств достижения целей;
4. Научить проводить самоанализ своей работы, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.
коммуникативные –
1.
Научить слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности;
2.
Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в
группе, освоение принципов общения и сотрудничества;
познавательные –
1.
Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры;
2.
Развить интерес к древней истории и культуре родного края;
3.
Продолжить формирование у учащихся умений прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе.
Личностные-
1.
Развивать готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к
выбору будущей профессии;
2.
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и
других качеств личности.
Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока:
1.
Компьютер;
2.
Мультимедийный проектор;
3.
Экран;
4.
Диск « История Кубани»
5.
Презентация « Дольмены Кубани»
6.
Учебник: Б.А. Трехбратов Кубановедение: археология, мифология, культура, 5 кл., Краснодар, « Перспективы образования», 2017г.
7.
Атлас с комплектом контурных карт « История Кубани»
8.
Физическая карта Краснодарского края
И постепенно мы вернемся
К истокам нашим, и тогда
Над всей Землею вновь зажжется
Людей счастливая звезда.
ученица 7 класса, Ченцова Ольга
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащегося
Осуществляемые действия
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Этап мотивации
(самоопределение
к деятельности).
Настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение
новых знаний;
создать условия для возникновения у ученика внутренней
потребности включения в учебный процесс
Проверить готовность учащихся к занятию.
Умение слушать и
вступать в диалог
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками
Подготовка рабочих мест
Настрой на получение
новых знаний
Осуществление
самоконтроля и
саморегуляции
2.Актуализация
знаний и
Создаем проблемную ситуацию, показывая картинки из презентации
«Дольмены Кубани» с фотографиями дольменов.
Анализируют,
обсуждают, отвечают
Выражает свои мысли в
речи, ведёт дискуссии
Рассматривают
предложенные рисунки
Оценивают свои действия и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
проблемном
действии.
Задаем вопрос:
-Что это ?
Обсудите в парах, дайте ответ.
Просмотр фрагмента фильма « История Кубани»
Логические, аналитические
рассуждения
Получать новые знания в
процессе наблюдений,
рассуждений
Участвует в
коллективном
обсуждении проблемы.
вносят коррективы
3.Формулирование
темы урока, плана
урока
Сообщение цели и
задач
Направляет действия учащихся на формирование новой темы,
восприятия нового учебного материала. Учитель задаёт вопросы:
1. Как вы думаете, когда эти сооружения появились?
2.Кто создавал эти сооружения и для чего?
3. Где их можно увидеть?
Подводит учащихся к осознанию цели и задач,фиксирует тему урока
на доске, начинает строить совместно с учащимися схему изучения
новой темы, фиксирует учебные цели и задачи.
Общеучебные -
формулируют тему урока
Логические-систематизация,
анализ имеющихся знаний
Постановка и решение
проблемы.- отвечают на
вопросы
Слушают, обсуждают,
выражают свои мысли
Умение слушать,
выражать свои мысли
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что известно и усвоено из
начальной школы и того, что
ещё неизвестно
Формирование действий
целеполагания
Видеть ошибки и уметь их
исправлять
Планирующий
самоконтроль
4.Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
учебного
материала,
построение
проекта выхода из
затруднения
Где мы возьмем информацию для достижения поставленных задач?
Откройте в учебнике § 5, давайте познакомимся с информацией,
которую дает нам автор о происхождении дольменов.
Обратимся к презентацией по данной теме и разберем как
строились дольмены.
Как вы думаете:
- строительство дольменов-тяжелый труд
-кто помогал людям строить дольмены;
- из чего строились дольмены
Учитель направляет учащихся на формирование знаний о
классификации дольменов по типу строения. Работа с
терминологией.
Заполнить в таблицу недостающую информацию.
Исследование, поиск и
отбор необходимой
информации( читают текст ,
стр.32)
формирование новых
знаний и актуализация ранее
полученных (обсуждение
легенды о происхождении
дольменов)
Общеучебные
Логические
Взаимодействуют с
учителем,
одноклассниками,
добывают необходимую
информацию и
обсуждают ее.
Планирование,
постановка вопросов,
разрешение
конфликтных вопросов
Определение
последовательности
промежуточных целей с
учётом конечного
результата, составление
плана и последовательности
действий.
Тип дольмена
Характеристика
Каждая сторона является
отдельной плитой
составной
Вырублен или высечен
целиком из камня
корытообразный
Динамическая
пауза
Объявляет паузу, игра на внимание и расслабление.
Динамическая пауза
5. Применение
теоритических
знаний в условиях
выполнения
практического
задания.
Промежуточный
контроль
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
Учитель осуществляет обобщение и предлагает выполнить задание
по группам в рабочей тетради . Группа А – задание 1, группа Б –
задание 2.
Проводит промежуточный контроль полученных учениками знаний,
осуществляется контроль во время взаимопроверки учащихся
Применение полученной
информации на практике.
Формирование умения
определять по рисунку типы
дольменов, исправлять
неправильную информацию.
Формирование умений и
навыков, применение
полученных знаний в
работе.
Умение общаться и
слушать.
Контроль, оценка своих
действий и действий
партнера.
Внесение необходимых
дополнений в план и способ
действия в случае
расхождения с эталоном.
Умение осуществлять
действие по образцу и
заданному правилу.
Саморегуляция.
6. Применение
теоритических
знаний в условиях
выполнения
практического
Учитель предлагает работу с картой и контурными картами. Перед
учащимися ставится задача нарисовать места наибольшего
скопления дольменов .
Развитие знаково-
символических учебных
действий.
Развитие навыков
взаимопомощи и
взаимоконтроля
Оценка качества
проведенной работы
Самоанализ, самооценка,
взаимоанализ.
задания.
7. Включение в
систему знаний и
повторение
( анализ)
Закрепление изученного материала. Учитель предлагает ответить на
вопросы, использует слайды из презентации.
1.Какие типы дольменов обнаружены на Кубани?
А) плиточные, кирпичные , пещерные, составные;
Б) Корытообразные, плиточные, блочные , кирпичные;
В) плиточные, составные, корытообразные, монолитные;
2.Кто первым начал изучать дольмены?
А)В.И. Марковин;
Б) Петр Симон Паллас;
В) А. А. Иессен;
Г) Фелицын;
3. В каком году началось изучение дольменов?
А) в 1794 г.;
Б) в 1864 г.;
В) в 1900 г.;
Отвечают на вопросы
Умение структурировать
знания, оценка процесса и
результатов деятельности.
Оценка личного вклада в
совместную
деятельность.
Умение выражать свои
мысли.
Оценка деятельности по
результатам.
Выявление уровня знаний и
незнания, посредством
саморефлексии и
взаимооценки.
Волевая саморегуляция,
оценка, прогнозирование.
4. Из какого камня построены кубанские дольмены?
5. Каков возраст кубанских дольменов?
6..Для чего служили дольмены в древности?
7..Какие легенды о происхождении дольменов вам известны?
8. В каких местах Кубани находятся наиболее интересные дольмены?
9. Каково состояние дольменов на сегодняшний день?
Подведение итогов процесса учебной деятельности.
8. Рефлексия
деятельности
Осуществление
контроля,
обобщение
усвоенного и
включение его в
систему ранее
усвоенных УУД
Домашнее
задание
Подведение итогов совместной учебной деятельности. Выставление
оценок самым активным учащимся.
Определение достижения поставленной цели – учитель предлагает
детям оценить урок, проанализировать достигнуты ли цели и
задачи урока, насколько хорошо дети усвоили новый материал
(используется трех цветовая оценочная система)
Учитель предлагает детям задание на дом ( три разных варианта по
возможности и желанию ребенка)
1. Изучить информацию в интернете о дольменах и рассказать,
почему волнует посетителей судьба дольменов.
2. Прочитать параграф учебника 5 , составить свой план текста,
используя основные понятия.
3. Выполнить из бумаги или природного материала эскизы и модели
дольменов.
Умение анализировать и
оценивать усвоенную
информацию.
Анализ содержания и вида
домашнего задания.
Постановка и решение
проблем.
Озвучивание своего
выбора.
Обоснование выбора
своего задания.
Саморегуляция,
взаимоконтроль и
самоконтроль.
Оценивание степени и
способов выполнения
домашнего задания
Литература:
1. Учебник: Б.А. Трехбратов Кубановедение: археология, мифология, культура, 5 кл., Краснодар, « Перспективы образования»,
2017г.
2018 год