Напоминание

"Развитие воображения детей по средствам сочинения сказки"


Автор: Грищенко Виктория Игоревна
Должность: студент
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского"
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие воображения детей по средствам сочинения сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие воображения детей по средствам сочинения сказки

Речь

дошкольника

формируется

под

влиянием

речи

взрослых

и

в

огромной степени зависит от достаточной речевой практики, воспитания и

обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Формирование

речетворчества детей напрямую связано со сказкой – источником народной

мудрости. Сказки справедливо можно считать одним из важных речевых

средств:

они

помогают

обогащать

и

активизировать

словарь

ребёнка,

подводят к логическим суждениям, развивают связную речь.

Ученые Т. Ахутина, А. Богуш, Л. Выготский, Н. Жинкин, А. Леонтьев,

С. Рубинштейн, Ф. Сохин и другие рассматривают связную речь как высшую

форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и

умственного

развития

ребенка.

Овладение

связной

устной

речью,

по

их

мнению, – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые

традиции,

заложенные

в

трудах

В.

Сухомлинского,

Л.

Толстого,

К.

Ушинского.

Основы

методики

развития

связной

речи

дошкольников

определены в работах А. Богуш, Н. Гавриш, М. Кониной, А. Леушиной, Л.

Пеньевской, О. Соловьевой, Е. Тихеевой, А. Усовой, Е. Флериной. Проблемы

содержания

и

методов

обучения

монологической

речи

в

детском

саду

плодотворно разрабатывались А. Бородич, Н. Винаградовой, Л. Ворошниной,

В. Гербовой, Э. Коротковой, Н. Орлановой, Е. Смирновой, Н. Смольниковой,

О. Ушановой, Л. Шадриной.

Ученые (Л. Ворошнина, М. Рыбакова, С. Чемортан, А. Шибицкая и др.)

отмечают, что ближе к пятому году жизни наблюдается интерес детей к

словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц).

Современные

отечественные

исследователи,

а

также

методисты,

занимающиеся

обучением

дошкольников

творческому

рассказыванию

(Н.

Веракса,

О.

Дьяченко

и

др.),

используют

сказку

в

качестве

образца,

по

которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки; обучая

детей анализу сказок-цепочек, развивают умение схематично использовать

основу

таких

сказок

в

собственных

сочинениях

(Л.

Стрельцова,

Н.

Тамарченко и другие).

Эти и другие педагоги-исследователи (Л. Божович, A. Бородич, М.

Рыбакова, А. Шибицкая и др.) отмечают незаурядные возможности детей

старшего дошкольного возраста в придумывании неординарных сказок с

последующим их не менее уникальным рассказыванием, свидетельствуют о

том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов

знакомых сказок или героев.

Педагоги-ученые (A. Бородич, В. Сухомлинский и др.) подчеркивают:

главное – чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни

при

сочинении

сказок,

мог

критически

относиться

к

собственным

сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман. Поэтому необходима

помощь

со

стороны

взрослого

в

этом

развивающем

и

увлекательном

п р о ц е с с е .

И

п о с ко л ь к у

с л о в о т в о рч е с т в о

б л а г о п р и я т с т в у е т

совершенствованию

всех

сторон

личности

ребенка,

то

в

необходимости

развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.

В

программе

«От

рождения

до

школы»

в

разделе

для

старших

дошкольников по «развитию речи» говорится, что речевое развитие включает

такие

пункты

как

обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие

речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В задачах

указано,

что

необходимо

развивать

монологическую

форму

речи;

учить

связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,

рассказы; учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании

сюжетной

картины,

составлять

рассказ

по

картинкам

с

последовательно

развивающимся

действием;

развивать

умение

составлять

рассказы

о

событиях

из

личного

опыта,

придумывать

свои

концовки

к

сказкам;

формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера

на тему, предложенную воспитателем.

Проблема

развития

связной

речи

традиционно

находится

в

центре

внимания российских педагогов в связи с ее значимостью.

Связная

речь

(является

показателем

речевого

развития

ребенка).

Старшие дошкольники хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы

по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети

способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию

и развязку.

Исследования Е.А. Тихеевой показывают, что умение связно говорить,

осознавать

речь

и

ее

строение,

возможно

в

процессе

серьезной

работы,

создавая при этом определенные условия обучения

В

результате

анализа

психолого-педагогической

литературы

были

выделены

следующие

условия

развития

связной

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста:

использование

эффективных

методов,

приёмов,

средств,

которые

могут

способствовать

появлению

мотивации

речевой

деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Роль составления сказок в развитии речи старших дошкольников одна

из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат

индивидуального

опыта.

Сказка

активизирует

эмоциональную

и

интеллектуальную

сферу.

Через

сказку,

как

плод

фантазии

ребенка,

мы

обращаемся

к

его

внутреннему

миру.

Сочинения

сказок

ребенком

дает

образец литературного языка, обогащает словарный запас ребенка новыми

словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Занимаясь детьми

сочинением

сказки,

необходимо

научить

их

видеть

и

понимать

другого

человека, переживать с ним его чувства. Таким образом, сочинение сказки

открывает ребенку удивительный иной мир.

Проанализировав

опыт

педагогов

и

психологов

(Э.П.Короткова,

А.Е.Шибицкая, О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш, Е.Б.Танникова и др.) мы отобрали

и систематизировали разнообразные методы и приемы работы со старшими

дошкольниками по обучению сочинению сказок:

моделирование сказок,

сказки с новым концом,

знакомые герои в новых обстоятельствах,

сказки по смешанным образам,

сказки из загадочных объявлений,

сказки от превращений,

сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

Приемы:

Прием, как придумывание продолжения истории.

Прием в обучении детей сочинению собственных историй.

Прием оживления неодушевленных предметов.

Прием цепочки.

Данные

методы

и

приемы

работы

осуществляется,

как

увлекательная

игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого

общения.

Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают

фантазию, логику, мышления, внимание, наблюдательность, учат малышей

сопереживанию. Изучив основные этапы в процессе обучения дошкольников

сочинению сказок можно выделить следующие:

1 этап – знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы,

рассматривание иллюстраций).

2

этап

отражение

эмоционального

отношения

ребёнка

к

художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование,

изготовление атрибутов к драматизации.

3 этап – сочинение сказки.

4 этап – разыгрывание сюжета сказки.

Данная работа показала эффективность развития речевого творчества у

дошкольников средствами обучения сочинению сказок. Обогащение словаря,

развитие

звуковой

культуры,

структурированности,

образности

речи.

Разнообразие приемов и методов, используемых при обучении дошкольников

сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и

формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий,

так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.

Таким

образом,

сказка

дает

возможность

проанализировать,

как

ребенок усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную

систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.



В раздел образования