Напоминание

"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"


Автор: Алпатикова Светлана Васильевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

посредством игровой деятельности»

Алпатикова Светлана Васильевна

Севро-Кавказкий

федеральный университет,

магистрантка 1 курса

Основное

условие,

обеспечивающее

развитие

познавательного

интереса —

насыщенная

информационная

среда,

а также

возможность

практической

деятельности

в ней.

В процессе

игр

это

условие

может

обеспечиваться

за

счет

наличия

новой

информации,

неизвестной

детям,

возможности получения чувственного опыта.

Актуальностью

проблемы

изучения

развития

познавательных

интересов у дошкольников, является то, что дошкольный возраст обладает

повышенными

возможностями

по

силе

остроты

восприятия,

яркости

воображения в развитии познавательного интереса.

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных

представлений

и

созданных

образов

является

психологической

основой

детской игры. Она дает материал для игровой деятельности детей. Игры

изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного

развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают

бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении

человека.

Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен:

сначала

развиваются

тонкие

движения

пальцев

рук,

затем

появляется

артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций

стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.

Познавательное развитие ребенка связано, прежде всего, с органами

чувств, а также с совершаемыми им движениями.

Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие

мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Значимость развития мелкой моторики получила научное обоснование.

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и

речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей

были именно жесты.

Игровая

деятельность

стимулирует

развитие

мышления,

в

первую

очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят

от развитости у ребенка воображения.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с

развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с

участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум,

поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.

М.

Бехтерева

доказано,

что

простые

движения

рук

помогают

убрать

напряжения

не

только

с

самих

рук,

но

и

с

губ,

снимают

умственную

усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит

развивать речь ребенка.

Исходя

из

выше

сказанного,

зарубежными

и

отечественными

педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития

кистей

рук

и

пальцев.

Например,

в

Китае

распространены

упражнения

ладоней

с

камнями

и

металлическими

шарами.

В

Японии

широко

используются

упражнения

для

ладоней

и

пальцев

с

грецкими

орехами.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока -

белобока», «Коза рогатая» и т. п.

Я в своей деятельности использую нетрадиционный метод работы с

манной крупой. Существует широкий спектр ее использования для развития

мелкой моторики у детей. Создание рисунков цветной манкой, развивающие

игры «Нарисуй узор», «Найди заданный предмет».

Рисование

манной

крупой

развивает

мелкую

моторику

ребенка,

познавательную

сферу

(память,

речь,

образно-логическое

мышление,

пространственное

представление,

процессы

психоэмоциональной

саморегуляции,

формируют

творческий

потенциал,

совершенствуют

коммуникативные навыки).

Таким образом, познавательный интерес – многогранное и обширное

понятие.

Развитие

и

формирование

познавательного

интереса

это

часть

проблемы всестороннего развития личности. Невозможно переоценить роль

познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его развития и

формирования

не

вызывает

сомнений

и

имеет

психологическое,

педагогическое и социальное значение.

1.

Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2005.

2.

Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в

воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка

дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008.

3.

Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник. – М.:ФАИР-

ПРЕСС, 2000.



В раздел образования