Автор: Алпатикова Светлана Васильевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
посредством игровой деятельности»
Алпатикова Светлана Васильевна
Севро-Кавказкий
федеральный университет,
магистрантка 1 курса
Основное
условие,
обеспечивающее
развитие
познавательного
интереса —
насыщенная
информационная
среда,
а также
возможность
практической
деятельности
в ней.
В процессе
игр
это
условие
может
обеспечиваться
за
счет
наличия
новой
информации,
неизвестной
детям,
возможности получения чувственного опыта.
Актуальностью
проблемы
изучения
развития
познавательных
интересов у дошкольников, является то, что дошкольный возраст обладает
повышенными
возможностями
по
силе
остроты
восприятия,
яркости
воображения в развитии познавательного интереса.
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных
представлений
и
созданных
образов
является
психологической
основой
детской игры. Она дает материал для игровой деятельности детей. Игры
изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного
развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают
бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении
человека.
Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен:
сначала
развиваются
тонкие
движения
пальцев
рук,
затем
появляется
артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций
стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Познавательное развитие ребенка связано, прежде всего, с органами
чувств, а также с совершаемыми им движениями.
Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие
мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики получила научное обоснование.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и
речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей
были именно жесты.
Игровая
деятельность
стимулирует
развитие
мышления,
в
первую
очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят
от развитости у ребенка воображения.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с
участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум,
поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.
М.
Бехтерева
доказано,
что
простые
движения
рук
помогают
убрать
напряжения
не
только
с
самих
рук,
но
и
с
губ,
снимают
умственную
усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит
развивать речь ребенка.
Исходя
из
выше
сказанного,
зарубежными
и
отечественными
педагогами и исследователями были разработаны упражнения для развития
кистей
рук
и
пальцев.
Например,
в
Китае
распространены
упражнения
ладоней
с
камнями
и
металлическими
шарами.
В
Японии
широко
используются
упражнения
для
ладоней
и
пальцев
с
грецкими
орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока -
белобока», «Коза рогатая» и т. п.
Я в своей деятельности использую нетрадиционный метод работы с
манной крупой. Существует широкий спектр ее использования для развития
мелкой моторики у детей. Создание рисунков цветной манкой, развивающие
игры «Нарисуй узор», «Найди заданный предмет».
Рисование
манной
крупой
развивает
мелкую
моторику
ребенка,
познавательную
сферу
(память,
речь,
образно-логическое
мышление,
пространственное
представление,
процессы
психоэмоциональной
саморегуляции,
формируют
творческий
потенциал,
совершенствуют
коммуникативные навыки).
Таким образом, познавательный интерес – многогранное и обширное
понятие.
Развитие
и
формирование
познавательного
интереса
это
часть
проблемы всестороннего развития личности. Невозможно переоценить роль
познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его развития и
формирования
не
вызывает
сомнений
и
имеет
психологическое,
педагогическое и социальное значение.
1.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2005.
2.
Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в
воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка
дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008.
3.
Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь – справочник. – М.:ФАИР-
ПРЕСС, 2000.