Автор: Старикова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 18
Населённый пункт: город Иркутск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов и приёмов в работе с детьми ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Старикова Екатерина Алексеевна
Учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 18
Города Иркутска Иркутской области
«
Использованию методов и приёмов в работе с детьми ОВЗ
»
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ
продвижения
к
истине,
к
ожидаемому
результату.
В педагогике
имеется
множество
определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения
– это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение
комплекса
задач
учебного
процесса»;
«под
методами
понимают
совокупность
путей
и
способов достижения целей, решения задач образования» (1).
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них
можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит,
надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и
учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности
обучающихся
для
достижения
образовательных
целей.
Таким
образом,
мотивационный
потенциал
игры
будет
направлен
на
более
эффективное
освоение
школьниками
образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и
особенно важно для школьников с ОВЗ (4).
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования
мотивации
обучающихся
выявили
интересные
закономерности.
Оказалось,
что
значение
мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая
позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно
высоких
способностей
обучающегося,
однако
в
обратном
направлении
этот
принцип
не
работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или
низкую
его
выраженность
и
обеспечить
значительные
успехи
в
учебе
(6).
Возможности
различных
методов
обучения
в
смысле
активизации
учебной
и
учебно-
производственной
деятельности
различны,
они
зависят
от
природы
и
содержания
соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод
активным делает тот, кто его применяет.
С понятием метода тесно связано понятие «приемы обучения». Приемы обучения –
конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов
обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими
познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность
обучения состоит из отдельных приемов.
Чтобы научить ребёнка концентрировать внимание можно использовать к различным
способам:
1.Близкий контакт. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
2. Стараться, чтобы лицо говорящего было на уровне глаз ребёнка. Располагалась так,
чтобы ребёнок мог видеть
лицо с ни говорящего. Ведь это именно то, на чём он должен
сосредоточиться.
3.Называть
ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлечь его
внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернётся и не посмотрит
на
говорящего.
4.Устанавливать
зрительный контакт. Когда зовёшь
ребёнка и, он
поворачивается,
смотреть ему в глаза. Иногда лицо ребёнка перед говорящим, но взгляд устремлён в пол, и
он не может сконцентрировать внимание.
5.Внимательно
подбирать
слова. Пользоваться
знакомыми
словами
и
короткими
предложениями.
6. Быть постоянным. Говорить о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и
те же слова.
7.Использовать жесты. Дополнять слова соответствующими жестами, ребёнку было легче
понять говорящего с ним и тем самым сконцентрировать внимание.
При
обучении
учитывать,
что
произвольное
внимание
у
ребёнка
неустойчивое,
привлекать
внешним
видом
предмета.
Поэтому
необходимо
применять
частую
смену
деятельности.
В
процессе
коррекционной
работы
объём
внимания
расширяется
и,
оно
становится более устойчивым. По мере обучения ребёнка количество времени на каждый вид
деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.
На
основе
применения
технологии
деятельностного метода
обучения
у
учащихся
последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать
как
ученику).
Одновременно
для
формирования
у
учащихся
внутренней
потребности
включения в учебную деятельность («я это хочу»),
в классе создается психологически
комфортная образовательная среда, где ребенок
не боится высказать свое мнение, где его
трудолюбие,
старание,
ответственное
отношение
к
делу
встречает
доброжелательную
поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой
стороны обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего
возможного максимума («я это могу»).
Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным
предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических
принципов
(принципов
психологической
комфортности,
минимакса,
вариативности,
деятельности, непрерывности).
Для
активизации
деятельности
учащихся
с
ОВЗ
на
уроках
можно
использовать
следующие активные методы и приёмы обучения.
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на
ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться
при
изучении
любой
темы
с
целью
проверки
знаний
учащихся,
выявления
пробелов
в
пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.
к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или
выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
и з у ч е н и я
т е м ы ,
в ы в о д о в ,
к о т о р ы е
н у ж н о
з а п о м н и т ь ) .
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения
итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для работы с младшими школьниками
представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению
субтестовых
заданий,
связанных
с
темой
и
содержанием
занятия
и
направленных
на
активизацию
познавательной
деятельности
учащихся
различного
возраста
и
уровня
обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые
методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5.
Восприятие
материала
на
определённом
этапе
занятия
с
закрытыми
глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения
эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и
т. д.
6. Использование презентаций - офтальмотренажёров, отдельной презентации и
фрагментов презентации по ходу урока.
Внедрение
современных
компьютерных
технологий
в
школьную
практику
позволяет
сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично
дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия
учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование
программы
создания
презентаций
представляется
очень
удобным.
На
слайдах
можно
расположить
необходимый
картинный
материал,
цифровые
фотографии,
тексты;
можно
добавить
музыкальное
и
голосовое
сопровождение
к
демонстрации
презентации.
При
такой
организации
материала
включаются
три
вида
памяти
детей:
зрительная,
слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и
визуально
-
аудиальные
условно-рефлекторные
связи
центральной
нервной
системы.
В
процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые
навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные
презентации
привносят
эффект
наглядности
в
занятие,
повышают
мотивационную
активность,
способствуют
более
тесной
взаимосвязи
учителя
и
ребёнка.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность
выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и
сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети
получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-
призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
7. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,
развития
зрительного
восприятия,
внимания
и
памяти,
активизации
словарного
запаса,
развития связной речи.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким
образом,
применение
активных
методов
и
приёмов
обучения
повышает
познавательную
активность
учащихся,
развивает
их
творческие
способности,
активно
вовлекает
обучающихся
в
образовательный
процесс,
стимулирует
самостоятельную
деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа
будет
строиться
в
рамках
коррекционно-развивающих
технологий,
при
этом
методы,
применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике
классификации..