Напоминание

Экспериментирование эффективный способ познавательного развития детей дошкольного возраста


Автор: Наумова Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №160"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование эффективный способ познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Луценко Н.М.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 160»

г.Краснодар

Экспериментирование эффективный способ познавательного развития

детей дошкольного возраста.

«Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая

деятельность» Л.С. Выготский

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых

впечатлений,

любопытство.

Постоянное

стремление

наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире,

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Потребность

в

новых

впечатлениях

и

знаниях

является

одной

из

фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так

и

общего

психического

развития

детей

дошкольного

возраста.

Эта

потребность выявлена и изучена в целом ряде исследовании. У китайского

народа есть изречение: «Расскажи, и я забуду, покажи -и я запомню, дай

попробовать,

и

я

пойму».

На

этом

же

основана

и

технология

детского

экспериментирования.

Главное

достоинство

метода

экспериментирования

заключается в том, что оно даёт детям реальное представление о различных

сторонах изучаемого субъекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

и со средой обитания. Их интересует: как выглядит микроб, от чего бывает

ветер,

с

помощью

чего

издается

звук

в

телевизоре,

почему

очищенный

картофель без воды чернеет и многое другое. Прежде всего, рекомендуется

знакомить детей с теми фактами действительности, которые, так или иначе,

попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (например,

свойства воды разливаться, растворять сахар). Детская экспериментальная

деятельность

-

явление

особенное,

которое

взрослый

должен

уметь

правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому

можно порекомендовать выбрать стиль общения на основе увлечённости

совместной творческой деятельностью. Педагог с одной стороны должен

быть старшим товарищем и наставником, а с другой соучастник совместной

деятельности. После проведения экспериментов у детей возникает множество

вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не всегда

торопимся

с

ответом,

а

способствуем

тому,

чтобы

дети

нашли

его

самостоятельно. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований,

сделать их полезными: и выборе объекта исследования; при поиске метода

его

изучения;

при

сборе

и

обобщении

материалов;

при

доведении

полученного продукта до логического завершения представления результатов

полученных

в

исследовании.

Умозаключения

детей

основываются

на

собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую

они

получают

от

воспитателя.

Удовлетворяя

свою

любознательность

в

процессе активной познавательно исследовательской деятельности, ребёнок,

с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой, -начинает

овладевать основополагающими культурными формами познания средствами

дифференциации

и

упорядочения

опыта:

причинно-следственными,

родовидовыми,

пространственными

и

временными

отношениями,

позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину

мира.

Для

того,

чтобы

экспериментирование

стало

ведущим

видом

деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребёнка. Участвуя

в

процессе

исследования,

дети

испытывают

радость,

удивление

и

даже

восторг.

Действуя

самостоятельно

или

при

направленной

педагогом

деятельности,

дошкольники

учатся

ставить

цели,

решать

проблемы,

выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и

эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и

личностные характеристики, такие как воля и творческие способности. Чем

полнее

и

разнообразнее

представляемый

ребёнку

материал

для

исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное

прохождение

этапов

развития

восприятия,

речи.

Создание

условий

для

детского

экспериментирования

позволяет

педагогу

естественно

создать

атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового,

где

каждый

ребёнок

может

найти

себе

дело

по

силам,

интересами

способностям.

Одним

из

целевых

ориентиров

на

этапе

завершения

дошкольного

образования

в

соответствии

с

ФГОС

является

следующее:

«ребёнок

проявляет

любознательность,

задаёт

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей;

склонен

наблюдать,

экспериментировать».

Таким

образом,

познавательно-исследовательская

деятельность

актуальна

как

никогда.

Инновационные

технологии,

разрабатываемые

в

этой

сфере,

должны

реализовываться

в

каждом

детском

саду,

в

каждой

группе,

с

каждым

воспитанником. И тогда ребёнок, выпускающийся из детского сада, будет

подготовлен и интеллектуально, и социально и психически.



В раздел образования