Автор: Булдакова Юлия Валерьевна
Должность: учитель физичесой кльтуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Воткинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая система учителя физической культуры на тему "Создание условий для развития мотивации школьников к занятиям физической культурой на основе здоровьесберегающих технологий обучения."
Раздел: среднее образование
Последовательное изложение собственной методической системы по физической
культуре.
В течение 20 лет работы в школе педагог постоянно работает над методической темой
«Создание
условий
для
развития
мотивации
школьников
к
занятиям
физической
культурой на основе здоровьесберегающих технологий обучения».
Новые
требования
к
преподаванию
предмета,
обусловленные
новыми
федеральными
государственными
стандартами,
способствовали
тому,
что
учителем
была
разработана
и
успешно адаптирована собственная методика обучения обучающихся всех категорий.
Создание условий для развития мотивации школьников к занятиям физической
культурой на основе здоровьесберегающих технологий обучения.
Основополагающие приоритеты для оздоровления следующие:
1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2.Оздоровление – совокупность лечебно-профилактических мер и форма развития
психофизических возможностей детей.
3.Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-
развивающей работы с обучающимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
Методическая система
учителя
Методическая система
учителя
Учебная работа
Обеспечение усвоения
учебного материала,
формирование УУД
на основе ФГОС
Учебная работа
Обеспечение усвоения
учебного материала,
формирование УУД
на основе ФГОС
Общеобразовательные
программы
Общеобразовательные
программы
Авторские
программы
спортивных секций,
творческих
объединений"
Авторские
программы
спортивных секций,
творческих
объединений"
Внеурочная
деятельность
Развитие мотивации
к физической
культуре и здоровому
образу жизни
Внеурочная
деятельность
Развитие мотивации
к физической
культуре и здоровому
образу жизни
Занятия в спортивных
секциях
Занятия в спортивных
секциях
Занятия на курсе
"Чемпион"
Занятия на курсе
"Чемпион"
Предметные декады
Предметные декады
Олимпиады и
конкурсы
Олимпиады и
конкурсы
Руководство проектно-
исследовательской
деятельностью
учащихся
ШНО"Эврика"
Руководство проектно-
исследовательской
деятельностью
учащихся
ШНО"Эврика"
Методическая работа
Развитие собственного
методического уровня и
содействие повышению
методического уровня
коллег
Методическая работа
Развитие собственного
методического уровня и
содействие повышению
методического уровня
коллег
Работа над методической
темой" Создание условий
для развития мотивации к
занятиям физической
культурой на основе
здоровьесберегающих
технологий обучения"
Работа над методической
темой" Создание условий
для развития мотивации к
занятиям физической
культурой на основе
здоровьесберегающих
технологий обучения"
Участие в работе
педагогических
сообществ
Участие в работе
педагогических
сообществ
Подготовка к
публикации статей,
методических
разработок по предмету
Подготовка к
публикации статей,
методических
разработок по предмету
Участие в
профессиональных
конкурсах
Участие в
профессиональных
конкурсах
Курсы повышения
квалификации,
проблемные семинары,
конференции
Курсы повышения
квалификации,
проблемные семинары,
конференции
необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание,
организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями
здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у обучающихся
глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной
деятельности.
Принцип активности– предполагает у обучаущихся высокую степень самостоятельности,
инициативы и творчества.
Принцип наглядности– обязывает строить процесс обучения с максимальным
использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний,
умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном
процессе на протяжении всего периода обучения.
Принцип повторения– в результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к
другой.
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности,
педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Назначение
принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных
последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и
отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся
повышает их эффективность. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует
принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что
улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка,
функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств
здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в
процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает
тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных
форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье
окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать обучающихся
применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Методы здоровьесберегающих технологий.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи оздоровления. Под
методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения
задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения
применяются две группы методов:
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и
общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только
оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с
методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в
реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая,
корригирующая, дыхательная и др. гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж;
психогимнастика и тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии,
фитотерапии и др.);
информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа,
которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться
выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального
умения).
4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов
мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и
дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
1.Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
2.Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их
практического использования.
3.Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от
конкретных практических обстоятельств.
Описание системы работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках
физической культуры
Цели и задачи учебной деятельности.
Основная цель педагогической деятельности Юлии Валерьевны - создание условий для
физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Оздоровительные действия
Педагогические воздействия
Средства оздоровительной направленности
Знания и умения
Консультационно-контрольные
Мотивация
Основной задачей учебной деятельности является:
1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.
2.Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.
В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию.
Планируя учебный материал, Юлия Валерьевна руководствуется следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта и быть
ориентирован на конечный результат;
- в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому
обучающемуся предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке,
исходя из уровня физической подготовленности, его двигательных способностей и состояния
здоровья.
Реализация здоровьесберегающего пространства на уроках выглядит примерно следующим
образом:
Технологии, средства и методы обучения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы
средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического
режима. В обязанности Юлии Валерьевны входит умение и готовность видеть и определить
явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и,
по возможности изменить их в лучшую сторону – самой, с помощью администрации, медиков.
Урок физической культуры
Схема. Гигиенические средства достижения здоровьесбережения.
Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает
существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках.
Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,
повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на
уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность
в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию
работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение),
-наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений),
-практические (выполнение двигательного действия, самостоятельная и индивидуальная
работа).
Приемы:
- работа в парах, тройках, командах;
-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;
-объяснение;
-показ;
-контроль за состоянием здоровья учащихся.
Способы организации учебной деятельности:
- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),
- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),
- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),
- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой Юлия Валерьевна
использует:
-современные образовательные технологии;
-комбинирование методов, приемов физического воспитания;
-межпредметные связи;
-нетрадиционные уроки;
-работу с одаренными детьми;
-валеологическое просвещение обучающихся и их родителей;
-внеклассные формы физического воспитания.
Использование современных образовательных технологий на уроках физической
культуры (СОТ)
Технологии
Личностно - ориентированного обучения
Системно-деятельный подход
Здоровьесберегающие технологии
Технология
дифференцированного
обучения
Игровые технологии
Технология проблемного обучения
Технология адаптивной гимнастики
Методические
приемы
технологии
критического мышления
Технология групповой деятельности
Проектная технология
Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования школьников
является использование учителем физической культуры современных образовательных
технологий.
Среди технологий педагог особо выделяет технологии личностно-ориентированного
обучения, учитывающие особенности каждого обучающегося и направленные на возможно
более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, адаптивной гимнастики,
разнообразные игровые технологии.
Игровые технологии
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в
образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она
учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.
Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной
необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игровые
формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая,
Воспитательная, коррекционно-развивающая, психотехническая, коммуникативная,
Развлекательная, релаксационная.
Особое внимание педагог уделяет подвижным играм в начальном и среднем звене, так
как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на
совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при
дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это
прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы
«Легкая атлетика» использует подвижные игры, направленные на закрепление и
совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-
силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе
программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими
навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами
единоборств. На уроках лыжной подготовки использует и проводит подвижные игры на
освоение и закрепление техники лыжных ходов.
Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяет спортивным и
подвижным играм. Обучающиеся педагога посещают секции баскетбола, волейбола,
«Чемпион». В школе проводятся турниры баскетболу, мини-футболу, волейболу, «Веселые
старты», Дни здоровья и др. Это все дает положительный результат.
Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев
успешного урока.
Технология адаптивной гимнастики
Адаптивная гимнастика в системе физического воспитания необходима для специальных
медицинских групп, а также с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Однако дети, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально
коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.
В настоящее время в школу приходит все больше детей с ослабленным здоровьем.
Врачом, классными руководителями, учителем проводится комплексная диагностика.
Результаты этой диагностики отражены в «Паспорте здоровья» учащегося. Динамика изменений
учитывается при индивидуальной работе с учениками. По результатам диагностики
составляются рекомендации по коррекции здоровья учащегося, на основании которых ребенок
направляется на индивидуальные и групповые занятия.
Коррекционная или адаптивная гимнастика - метод лечебной физкультуры для детей с
нарушением осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%) упражнения. В основу
метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий мозга и физиологического
стереотипа движений (круговых, перекрестных).
Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны всем детям, но
особенно младшим школьникам, так как при поступлении в школу увеличиваются физические и
психические нагрузки, а это требует определенной адаптации со стороны ребенка. Особенно
хорошо адаптивная гимнастика зарекомендовала себя при работе с детьми 7 – 10 лет с
проявлениями минимальной мозговой дисфункции, выраженными в нарушении чтения, письма
различных невротических реакциях. Упражнения, которые предлагаются данной гимнастикой,
направлены:
- на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на исправление
осанки;
- на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение статических и
психофизических упражнений;
- на укрепление позвоночника
Технология групповой деятельности.
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные силы, рождают
спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к победе, чувство гордости за удачно
проведенные соревнования.
Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на уроках физкультуры
стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми
регулярно использовались командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры
регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данных технологий на
уроках стали высокие результаты в соревнованиях. На протяжении последних лет команды
Юлии Валерьевны занимают призовые места в городских и республиканских соревнованиях.
В своей работе использует технологии системно - деятельного подхода.
Технология дифференцированного обучения. (ТДО)
Под
дифференцированным
физкультурным
образованием
понимается
целенаправленное
физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
Содержание
ТДО
–
это
совокупность
педагогических
технологий
дифференцированного
обучения
двигательным
действиям,
развития
физических
качеств,
формирования
знаний,
методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих
достижение
физического
совершенства.
Ниже
описано,
каким
образом
Юлия
Валерьевна
использует данную технологию на своих уроках:
Обучение двигательным действиям
Обучение проводит
целостным методом с последующей дифференциацией (выделяет детали
техники и разделяет их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в
зависимости
от
уровня
технической
подготовленности
обучающихся,
с
целью
более
качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает
возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае
каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе
операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного,
стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, Юлия Валерьевна
условно делит детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Одной группе дает
подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые
подводящие
упражнения,
третей
–
действие
в
целом,
но
в
облегчённом
варианте
и
т.д.
Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два
урока
быстрее
средних
и
слабых
учеников,
поэтому
обучение
двигательному
действию
заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а
учащиеся
слабых
и
средних
групп
продолжают
выполнять
упражнение
по
частям
или
многократно
повторяют
его
в
стандартных
условиях.
Бывает
и
так,
что
для
школьников,
подготовленных наиболее слабо, этапа совершенствования вообще не бывает, так как они не
достаточно хорошо освоили учебный материал. Например, ученики не могут освоить передачу
мяча в волейболе, и поэтому они не могут полноценно проявить себя в учебной игре, и в то
время, когда весь класс играет, эти ребята отрабатывают это упражнения в парах. На занятиях по
гимнастике учитель
разрешает хорошо подготовленным детям добавлять в комбинации свои
элементы,
в
опорном
прыжке
изменять
высоту
снаряда,
тогда
как
менее
подготовленные
работают в стандартных условиях. Юлия Валерьевна обязательно проводит
индивидуальную
работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного
действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего
выполнения.
Технология проблемного обучения.
Наиболее интересно направление, связанное с вопросами применения на уроке методов и
приемов проблемного
обучения, создания
проблемных
ситуаций
и
задач
как
средство
повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению мотивации
самостоятельных действий, физических резервов организма.
Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная
поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
Уроки
с
образовательно-познавательной
направленностью
дают
учащимся
необходимые
знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают
навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.
Проблемный урок содержит следующие этапы:
1.
Ощущение проблемы (затруднения).
2.
Формулирование проблемы.
3.
Обсуждение гипотезы.
4.
Приведение в порядок обнаруженных фактов.
5.
Практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей
логической последовательности:
-анализ проблемной ситуации;
-формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство
гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
-проверка правильности решения.
Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, становится стержнем, для всего
занятия.
Решение
проблемной
ситуации
приводит
к
осознанному
восприятию
полученной
информации.
Критическое мышление (методические приемы).
Критическое мышление
– тот тип
мышления, которые помогает критически относится к любым
утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым
идеям, методам.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех
стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление". Рассмотрим эти
стадии подробно.
На этапе вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления
об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных
свойств предмета, рассказом об увиденном, то есть приемы, предназначенные для решения главной
задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На стадии осмысления (или
реализации
смысла)
обучающийся вступает в контакт с новой
информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится
формулировать
вопросы
по
мере
соотнесения
старой
и
новой
информации.
Происходит
формирования собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и
активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые
понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе
собственного аргументированного представления об изучаемом.
Предлагаю
несколько приемов
из
технологии
критического
мышления,
которые
можно
использовать на уроках физической культуры.
Проектная технология.
Школа
должна
выпустить
креативную
и
критически
мыслящую,
активно
и
целенаправленно
познающую
мир,
осознающую
ценность
образования
и
науки,
труда
и
творчества
личность.
Мотивированную
на
творчество
и
инновационную
деятельность,
на
образование
и
самообразование
в
течение
всей
жизни.
Применение
проектной
методики
помогает в решении этих важных задач развития личности ребенка.
Метод
проектов
(проективная
методика),
как
образовательная
технология-это
дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными
практическими
и
теоретическими
знаниями,
той
или
иной
деятельностью. Это
способ
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая
завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов,
которые
позволяют
учащимся
приобретать
знания
и
умения
в
процессе
планирования
и
самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением
результатов.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –
Презентация.
Комбинирование методов, приемов физического воспитания.
Для создания здоровьесберегающего пространства педагог комбинирует игровой,
соревновательный и круговой метод, учитывает возрастные особенности обучающихся, не
допускает переутомления, направляет их действия и контролирует нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показывает последовательность
действий наглядно. В своей практике применяет методы разбора упражнений, помогает
выполнять, но при этом учитывает физическое развитие и уровень физической
подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей
особое воздействие.
Учит сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять
комплексы упражнений. Обучающиеся сами следят за собственным состоянием самочувствия
во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняет обучающим, что
систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют
результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности
и желание работать над собой самостоятельно. При выборе методов и приемов учитывает
общепедагогические и методические требования. Объясняет новый материал, разучивает и
закрепляет его, обращает внимание детей на основные ошибки в технике выполнения
упражнений, учит анализировать и оценивать их. Много внимания уделяет домашним заданиям.
Педагогом разработаны и собраны комплексы домашних заданий. Благодаря им обучающиеся
приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования.
Осуществление межпредметных связей
Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке,
этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с
содержанием других предметов.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую,
образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности,
познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению
явления с нескольких сторон.
Межпредметные связи значительно оживляют преподавание, стимулируют познавательную
активность обучающихся.
С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения обучающиеся
знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три -
(параллельные прямые), в круг - (окружность) и т.д. Работа над общей физической подготовкой
невозможна без осмысления таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ. Это
позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую
привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт обучающегося и приобретённые
знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической
культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует
формированию устойчивого интереса к физической культуре.
Нетрадиционные уроки.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья
с применением адаптивной гимнастики. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах
ослабленных детей следует принципам и нормам предоставления детям таких упражнений,
которые способствуют снятию умственного напряжения, исключает длительные статические
нагрузки. Использует физические упражнения, которые направлены не только на физическое
развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие,
коррекционные упражнения (например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату
укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со
скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют
на сердечно- сосудистую и дыхательную системы.
Работа с одарёнными детьми
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей
моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как
врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Задача Юлии Валерьевны
состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую
способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать
образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия
его потенциала, на удовлетворение потребностей данного обучающегося.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитывает, что
каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей
деятельности. Так например у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность,
направленная на развитие физических качеств, посредством игры. В данной возрастной группе
старается выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным
занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города. Здесь и
немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании одаренности
большое значение имеет и участие родителей.
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает
социально-коммуникативная деятельность– совместная предметная деятельность:
соревнования, конкурсы, спартакиады. В этой возрастной группе включает одаренных детей в
соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и
даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный
ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому
привлекает таких детей:
- демонстрации упражнений,
- инструкторской деятельности в работе с отстающими,
- судейству соревнований,
- помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-
исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При
этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в
окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для
успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте старается привлекать ребят к:
- участию в соревнованиях и конкурсах,
- участию в предметных олимпиадах различного уровня,
- выступлениям с пропагандой ЗОЖ,
- занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными обучающимися по
физической культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- летние оздоровительные площадки для детей;
-сотрудничество с другими школами;
-соревнования.
В своей работе педагог старается делать все, для выявления одаренных и способных
детей, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся,
приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.
Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей.
На родительских собраниях широко освещает вопросы, связанные с состоянием
здоровья, условиями его сохранения и укрепления.
На уроках практикует беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных
упражнений объясняет детям значение каждого из них. Также прививает гигиенические навыки
ребенка, предусматривает участие его в регулировании общего режима дня, в частности,
режима движений в течение дня. Воспитывает правильное отношение детей к закаливанию
организма.
По формированию ценности здоровья ведется просветительская работа с
родителями.
Родительские собрания затрагивают следующую тематику:
- пропаганда индивидуальной, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка;
- формирование здорового образа жизни в семье, осознанное отношение детей и их
родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
С участием родителей проводятся спортивные мероприятия:
- «Веселые старты»;
- «День здоровья»;
- «Папа, мама и я – спортивная семья»;
- совместные походы на природу обучающихся и родителей;
- группа здоровья по субботам.
Внеклассные формы физического воспитания.
Большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и
способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного
потенциала.
С целью повышения двигательной активности обучающихся педагог внеклассную
работу строит в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и
навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам
учебной программы. Основными внеклассными формами физического воспитания являются:
Внеклассные формы
физического воспитания
В школе организует и проводит спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи,
организует подготовку команд к школьным, городским, республиканским соревнованиям. В
спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях старается задействовать как можно больше
детей. Участие в соревнованиях школьного, городского и республиканского уровней во многом
способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
Ведёт группы курса «Чемпион». Работа в этом направлении оказывает действенное
влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Воспитанники Юлии Валерьевны, как правило, не болеют и показывают высокий уровень
физической подготовленности, выполняют все нормативы сдачи тестирования и зачетов и норм
ГТО.
Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании работы
школьного оздоровительного лагеря. Одной из форм организации отдыха в школьном лагере
являются занятия на свежем воздухе, спортивные игры. Это способствует укреплению
здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка, все это
повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.
Проведение мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности учащихся
Задачи мониторинга:
1.Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
2.Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической
подготовленности обучающихся.
3.Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и
укреплению здоровья обучающихся в школе.
Систематически осуществляет мониторинг оценивания оздоровительного потенциала и
здоровьесберегающей деятельности.
На протяжении 8 лет функционирует мониторинг состояния здоровья учащихся и анализ
динамики. В течение последних трех лет показатели здоровья детей по отдельным видам
заболеваний улучшаются, нет травматизма.
Мониторинг состояния здоровья учащихся и физической подготовленности выглядит
следующим образом:
Динамика здоровья
Динамическая пауза.
Подвижные перемены.
Физкультминутки.
Курс «Чемпион».
Спортивные секции.
Дни здоровья.
Туристические слеты и походы.
Физкультурные праздники.
Внутришкольные соревнования.
Физкультурно-
оздоровительные
мероприятия
Внеклассная
работа
Физкультурно - массовые
и спортивные
мероприятия
Тип заболевания
Количество учащихся с данным типом заболевания
2014-2015
учебный год
2015-2016
учебный год
2016-2017
учебный год
Нарушения зрения
227/18,8%
291/24,2%
337/28%
Нарушения слуха
2/
2/
4/
Нарушения осанки
245/23%
315/27,9%
263/27,5
Всего учащихся,
имеющих инвалидность
8/1,3%
13/1,4
8/1,3
Из таблицы мы видим, что с каждым годом в школе увеличивается количество детей с
заболеваниями.
Количество случаев травматизма на урокахфизкльтуры.
Учебный год
Количество случаев
2014-2015
0
2015-2016
0
2016-2017
0
Доля обучающихся охваченных спортивными занятиями, организованными в
образовательном учреждении.
Учебный год
Доля обучающихся
2014-2015
50%
2015-2016
51%
2016-2017
53%
Результативность работы.
Анализируя результаты своего опыта, педагог отмечает, что использование здоровьесберегающих
образовательных технологий позволило повысить:
-успеваемость по предмету;
-динамику роста физической подготовленности учащихся;
- интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового
образа жизни.
Вывод:
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень
реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило добиться
положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Однако здоровьесберегающие
технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют
грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и
воспитания.
Для педагога очень важно правильно организовать урок, так как он является основной
формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом
зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и
предупреждать преждевременное утомление.