Автор: Сурикова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1034
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Актуальность проблемы речевого
развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель Сурикова Марина Николаевна
ГБОУ Школа №1034, г. Москва
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний
день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться
с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное
нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а
комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение
звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью
фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи,
понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения
звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как
вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или
понижение мышечного тонуса языка и т.д. Отмечается большое количество
детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов,
трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении
предлогов.
Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в
употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую
состоит из простых распространенных предложений, с неправильным
употреблением окончаний. Часто дошкольники с трудом понимают логико-
грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу
предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной
ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен
детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов
по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных
предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для
большинства детей непосильна задача выложить последовательность из
четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от
1,5 до 3 лет. Если ребенок по каким - либо причинам не получил должного
речевого развития, то потом с огромным трудом наверстывает упущенное.
Причин много, но если ребенок здоров, то основными являются
педагогические промахи родителей.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в
общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее
будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а,
следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка
весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает
тяжелый отпечаток на его характер.
В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их,
становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У
таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к
сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо
создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все
для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью,
говорили правильно и красиво.
Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития
речи детей в общении со взрослыми и сверстникам
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами,
суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически
правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны
детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют
и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят
занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки,
загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости
деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с
учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми
называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств,
рассказывают о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим
строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде,
пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных
особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного
содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи,
упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей
функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
11. Сотрудники создают речевые центры в группе.
12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями
по вопросам развития речи воспитанников группы.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в
воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь
делает нас людьми. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои
материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С
самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.
Общение является необходимым условием существования человека и, вместе
с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его
психического развития в онтогенезе. Недоразвитие речевой функции
оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает
задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность
исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности
человека.