Напоминание

ВИДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ


Автор: Аскерова Елена Матвеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово
Наименование материала: статья
Тема: ВИДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ УСТРАНЕНИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атамановский детский сад» комбинированного вида

ВИДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

ПРИ УСТРАНЕНИИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ

Составила: учитель-логопед Т.Ю. Коровкина

Новокузнецкий район 2016

В

последнее

время

в

практической

работе

с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к

логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие

переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А

в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.

В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс,

обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что при массаже

воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные

окончания,

заложенные

в

коже,

сухожилиях,

связках,

мышцах,

сосудах

и

т.д.

Поток

импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного

мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную

реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и

системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных

веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих

раздражающее действие на нервную систему, что может давать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех

жидких

сред

организма

(крове,

лимфы,

и

т.

д.).

Механический

фактор

способствует

усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.

Основные цели логопедического массажа

1)

нормализация

мышечного

тонуса

общей,

мимической

и

артикуля ционной

мускулатуры;

2)

уменьшение

проявления

парезов

и

параличей

мышц

артикуляционного

аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата

(синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых

имелась недостаточная сократительная активность;

7)

формирование

произвольных,

координированных

движений

органов

артикуляции.

Виды массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа.

Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж,

основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике

используются

массаж

биологически

активных

точек

(БАТ),

массаж

с

применением

специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а

также элементы само массажа.

Основные приемы массажа

• Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.

• Растирание.

• Разминание.

• Вибрация и поколачивание.

• Плотное нажатие.

Основной

прием

массажа

поглаживание, обязательный прием, с которого

начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый

массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно

расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается

мышечный тонус, замедляется дыхание, и что само по себе расценивается как

проявление процессов торможения высших отделов, центральной нервной системы с

последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное

поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так

называемого

«общего

мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной,

грудной

мускулатуры,

мышц

рук,

плечевого

пояса.

Затем

специалист

проводит

расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными,

скользящими,

успокаивающими,

совпадающими

с

музыкальным

сопровождением.

Поверхностное поглаживание — мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны

быть

максимально

расслаблены.

Этот

прием

применяется

для

снижения

тонуса

а р т и к у л я ц и о н н о й

м у с к у л а т у р ы .

Глубокое

поглаживание—

более

интенсивный

прием.

Он

применяется

для

воздействия

на

рецепторы

глубоко

«заложенных»

мышц

и

со суд ов.

Растирание — выполняется с применением значительной силы давления на

м а с с и р у е м у ю

о б л а с т ь .

Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в

тканях,

сократительную функцию мышц, повышает тонус.

Прерывистая

вибрация

или

поколачивание—

оказывает

различное

действие.

Слабое ; поколачивание повышает тонус мышц, а сильное снижает повышенный тонус

мышц и " возбудимость нервов.

Плотное нажатие — улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные

процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных

возможностей и патологической симптоматики.

Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста показывают на

тело

массируемого.

Она

может

быть

большой

(глубокий

массаж),

средней

и

малой

(поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы,

более

глубокий

массаж

с

постепенным

увеличением

силы

воздействия

способствует

развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает

возбудимость, средний и медленный снижают.

Чем

длительнее

массаж,

тем

больше

он

влияет

на

снижение

возбудимости

нервной системы.

Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры

головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а

используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами

пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Логопедические мероприятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической

общности

структуры

двигательного

и

речевого

дефекта.

В

случае

повышения

мышечного тонуса в речевых мышцах, наиболее характерного для псевдобульбарной

дизартрии, занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата.

Ребенку придают

положения,

в

которых

активность

тонических рефлексов

минимальна, тонус мышц лица, шеи и языка снижен.

Приемы расслабления мышц шеи.

Положение па спине, голова несколько свешивается назад. Одной рукой логопед

поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала

по

часовой,

затем

против

часовой

стрелки.

После

нескольких

пассивных

движений

стимулируют их активное выполнение.

Положение на спине, голова ребенка слегка

свешивается с края стола и лежит на ритмично двигающейся из стороны в сторону

дощечке. Положение на животе, голова свисает с края стола. Выполняют те же боковые

движения.

Расслабляющий массаж лица

Положение на спине полусогнутое. Потрите руки одна о другую, разогревая их, и

положите ладони

домиком на лицо, чтобы глаза ощутили тепло, исходящее от рук.

Начните массаж лица, легкими скользящими движениями растягивая кожу под глазами. Не

сгибайте ладонь, проводя рукой. Повторите 5 раз.

Теперь следующая зона. Скользящим движением обеих ладоней, следуйте от

основания носа вверх, а затем через стороны к вискам, мягко разглаживая область над

бровями. Движения медленные, но энергичные. Повторите 5 раз.

Сложите ладони обеих рук вместе и поместите мягкую часть ладоней в центр лба

так, чтобы кончики пальцев смотрели вперед. Медленными скользящими движениями

проведите кисти от центра лба к вискам, чтобы обхватить всю область лба. Повторите

движение 5 раз. Затем, не сгибая ладонь, массируйте виски легкими круговыми

движениями. Постепенно

спускайтесь

вниз,

чтобы

затронуть

щеки

и

челюсть.

Особое

внимание

уделите

артикуляционной зоне возле нижней челюсти. Теперь переходите к массажу кожи головы

под волосами. Не сгибая ладоней, интенсивными круговыми движениями массируйте

сначала

верхнюю,

а

затем

затылочную

часть

головы

под

волосами.

Теперь

слегка

покачайте головой вправо-влево и вверх-вниз, чтобы убедиться, что эта зона полностью

расслаблена.

Легкие поглаживающие движения кончиков пальцев от середины лба к вискам, от

бровей к волосистой части головы и от линии лба вокруг глаз, по щекам к мышцам шеи и

плеч. Эти движения должны вызывать у ребенка приятные ощущения. Расслабляющий

массаж

следует

строго

дозировать,

не

захватывая

сразу

все

области

лица.

При

гиперчувствительности

лицевых

и

артикуляционных

мышц

необходима

постепенно

усиливающаяся тактильная стимуляция.

Приемы расслабления губных мышц

Положение на спине, ноги слегка согнуты, руки вдоль туловища, голова слегка

свешивается назад. Указательные пальцы располагают в точках, находящихся между

серединой верхней губы и углами рта, и двигают по направлению к средней линии, так

чтобы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. То же проделывают с нижней

губой, затем с обеими имеете. Указательные пальцы располагают в тех же точках и

смещают ими вверх верхнюю губу и вниз нижнюю

губу, обнажая десны. Указательные

пальцы располагают в углах рта и растягивают губы, как при улыбке. Обратным

движением с образованием морщинок губы возвращают в исходное положение. Эти

упражнения делают при различных положениях рта — закрытом, приоткрытом,

полуоткрытом, широко открытом. После некоторого расслабления лицевых и губных

Мышц рту пассивно придают нормальное положение. Ребенок смотрит в зеркало, логопед

фиксирует его внимание на ощущении закрытого рта.

Приемы расслабления мышц языка

1. Ребенок открывает рот самостоятельно или с помощью логопеда. Движение

нижней челюсти вниз приводит к опусканию спастически приподнятого языка и его

расслаблению, поскольку собственные мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней

челюсти.

Детям

старшего

возраста

подобные

упражнения

предлагаются

в

виде

аутотренинга:

«Ты

спокоен,

совершенно

расслаблен,

язык

спокойно

лежит

во

рту.

Медленно опускай его вниз, когда опускается нижняя челюсть».

2. На кончик языка кладут кусочек стерильной марли или стерильную пробку.

Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает

свободно двигать языком, т. е. ощутить состояние спастичности. После этого логопед

шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы,

добиваясь расслабления языка. Ребенок постепенно

научится чувствовать разницу

тонуса мышц языка.

3. Логопед осторожно захватывает язык стерильной марлевой салфеткой и плавно

ритмично двигает его в стороны. Лучше всего движения делать, когда ребенок лежит на

животе. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает

выполнять эти упражнения.

Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, надо иметь в виду, что

массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями,

особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом

ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или

занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен,

первые

процедуры

должны

быть

очень

короткими

и

ограничиваться

только

поглаживанием кончика, языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует

начинать

массаж

с

наиболее

пораженного

участка,

к

этому

месту

надо

подходить

исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети

постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое,

доброе

«отношение

со

стороны

взрослого.

Это

является

решающим

фактором

при

установлении контакта с ребёнком.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Феникс, Ростов – на – Дону

2008

2.

Дьякова Е.А. Логопедический массаж. Академия, Москва 2003



В раздел образования