Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА, ГУБ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ"


Автор: Коровкина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, село Атаманово
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА, ГУБ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атамановский детский сад» комбинированного вида

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА,

ГУБ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ ГИМНАСТИКИ С

ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ

Составила: учитель-логопед Т.Ю Коровкина

Новокузнецкий район 2016

При отработке правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать

артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произнесении того или

иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом

работы с детьми педагогу следует изучить положение всех органов артикуляционного

аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при

этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по

логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует за няться

подбором

артикуляционных

упражнений,

необходимых

для

постановки

звуков.

Они

помогут выработать правильный артикуляционный уклад.

В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику-

систему

упражнений

для

речевых

органов.

Ее

цель

-

совершенствование

движений

артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и под-

готовка речевого аппарата речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому

следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание,

глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо

дифференцированное

развитие

более

мелких

мышц.

Этому

и

призвана

помочь

артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является

эффективным

средством

профилактики

некоторых

речевых

нарушений.

Выделяют

пассивную и активную артикуляционную гимнастику.

Пассивная

гимнастика

является

важным

средством

дополнительного

воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц,

как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и

реже — предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения

совершаются

ребенком

с

помощью

логопеда,

т.е.

пассивно.

Пассивные

упражнения

выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение

или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений

должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движе-

ния должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость

выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить

новое

движение,

логопед

объясняет

его

ребенку,

показывает

на

себе.

Выполнение

упражнения

обязательно

контролируется

ребенком

зрительно.

Движения

следует

выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая

амплитуду, сериями по 3-5

движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной

мускулатуры.

Во

время

выполнения

такой

гимнастики

важно

дать

ребенку

кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления

таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта,

различные движения языка и т.п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после

массажа

и

пассивной

гимнастики.

Целью

активной

гимнастики

является

выработка

полноценных движений. Формируются такие качества как полнота объема движения, его

точность,

интенсивность

выполнения,

дифференцированное

включение

в

движение

определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса,

мимических и артикуляционных мышц.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести

с каким-либо визуальным образом, например с предметом, изображенным на картинке

(широкий

кончик

языка

лопаточка,

узкий

кончик

языка

~

иголочка

и

т.п.).

В

последующей

работе

при

показе

картинки

дети

будут

выполнять

соответствующие

упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.

Все артикуляционные упражнения делятся на две группы:

статические (неподвижные)

- для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Хоботок», «Бублик», «Кролик»;

- для языка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка»,

«Желобок»», «Грибок».

динамические (подвижные)

- для губ: чередование «Улыбка – Трубочка», «Шторки», круговые движении

«Хоботком».

- для языка: «Часики», «Болтушка», «Качели», «лошадка», «Маляр», «Дятел» и др.

Правильное

и

систематическое

проведение

артикуляционной

гимнастики

в

дошкольном

возрасте

способствует

продуцированию

детьми

правильных

звуков,

а

впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста проводится

ежедневно два раза: в утренние часы и после дневною сна,

по инструкции педагога.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у

детей

навыки

закреплялись.

Лучше

ее

делать

3

-

4

раза

в

день

по

3

5

минут.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок

должен

хорошо

видеть

лицо

взрослого,

а

также

свое

лицо,

чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому малыш и

взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед

настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом

(примерно 9

´

12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив малыша лицом к

нему.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается

педагогом

в соответствии с

разрабатываемым

звуком. В комплекс входят 4 — 5

упражнений;

2

-3

статическнх

и

2—

3

дннамических.

Например,

комплекс

«Артикуляционные упражнения к постаноке звука «III»: статические:

«Трубочка» и

«Чашечка»; динамические: «Маляр», «Дятел» и «Лошадка».

Комлекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей

неделе

он

частично

меняется:

одно

из

упражнений,

хорошо

освоенное

детьми,

заменяется

новым,

направленным

па

постановку

того

же

звука

(например,

в

вышеприведенном

комплексе

упражнение

«Дятел»

можно

заменить

упражнением

«Вкусное варенье»).

В

результате

педагог

каждую

неделю

знакомит

детей

с

одним

новым

упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать

с

небольшой

сюжетной

зарисовки,

например:

упражнение

«Вкусное

варе нье»

целесообразно проиллюстрировать таким рассказом: « Сластёна Карлсон летом навещал

свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвастался, что

научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать её банки с вареньем.

Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовку, где на полках стояли банки с

вареньем. Спустя немного времени, Карлсон вышел оттуда, облизывая свои губы. Вот так

(показ педагога)»

Затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным

контролем). При этом он контролирует его выполнения ребёнком.

После этого

педагог покалывает картинку, изображающую это упражнение и

называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по

картинке. Педагог

опять проверяет

правильность

выполнения

артикуляционного

упражнения.

Лучше сопровождать каждое упражнение стихотворением: в форме игры занятия

легче воспринимаются ребенком. Например:

Лягушка (Улыбка). Удерживайте губы в улыбке, как бы беззвучно произнося

звук [И]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются.

А глаза у них как блюдца.

Хоботок (Трубочка). Сомкните зубы. Округлите губы и чуть вытяните их

вперед, как при звуке [О]. Верхние и нижние резцы должны быть видны.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Лягушка-слон. Чередуйте положения губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение

выполняйте ритмично, под счет.

Рыбка.

Спокойно

широко

открывайте

и

закрывайте

рот.

Упражнение

выполняйте ритмично, под счет (не больше десяти секунд).

Часики.

Рот

приоткройте,

губы

растяните

в

улыбке.

Кончиком

языка

поочередно касайтесь то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняйте ритмично,

под счет (не больше десяти секунд). Подбородок не двигается!

Наш веселый язычок повернулся на бочок,

Смотрит влево, смотрит вправо.

Лопаточка.

Рот

приоткройте,

губы

растяните

в

улыбке.

Широкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживайте 5 – 10 секунд.

Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при

этом: «Пя-пя-пя». Язык лопаткой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.

Постучимся в дверку. Рот широко откройте, губы слегка растяните в улыбке.

Кончиком

языка

упритесь

в

нижние

зубы,

спинку

языка

выгните

дугой.

Чередуйте

следующие движения: отодвигайте язык вглубь рта и приближайте к передним нижним

зубам. Упражнение выполняйте ритмично, под счет.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Феникс, Ростов – на – Дону

2008

2.

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по

коррекции звукопроизношения. ГНОМ и Д, Москва 2001

3.

Артикуляционная гимнастика. Ж. Ребёнок в детском саду



В раздел образования