Автор: Васина Елена Сергеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №184"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование мнемотехники в развитии речи детей
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники в развитии речи детей
(из опыта работы).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,
эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение
информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем
выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать
условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по
развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для
составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и
фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям
самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого
предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности:
любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения
предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать
цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:
елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой
заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса –
состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь
– большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы
желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость
символических изображений.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют
модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. ,
Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по
содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем
схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима",
"Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания
монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети
составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая
общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно
волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках
отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей
жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать
некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану
модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень
схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в
программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи
по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по
развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять
модельные схемы можно и на других занятиях