Напоминание

Использование мнемотехники в развитии речи детей


Автор: Васина Елена Сергеевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №184"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование мнемотехники в развитии речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехники в развитии речи детей

(из опыта работы).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное

освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение

информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо

начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к

мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем

выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать

условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по

развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для

составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и

фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям

самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого

предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности:

любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения

предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать

цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:

елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой

заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса –

состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь

– большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы

желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость

символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют

модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. ,

Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по

содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем

схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима",

"Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания

монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети

составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая

общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно

волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках

отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей

жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать

некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану

модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень

схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в

программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи

по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по

развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять

модельные схемы можно и на других занятиях



В раздел образования