Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ( из опыта работы)"


Автор: Винокурова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад№4 "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Воротынец.Воротынский р-он. Нижегородская обл
Наименование материала: экологическое воспитание
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ( из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста через ознакомление с

растительным миром ( из опыта работы)

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети

постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают

зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки,

птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой

интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре,

художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве,

запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему

живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или

травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка

замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие

связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни

растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для

их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность

любоваться ею в разное время года, в любую погоду. «Нужно, чтобы ребенок,

начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по

непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать

настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего

поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал

профессор М.Камшилов. Восприятие природы помогает развивать

нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность,

чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш,

полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда

и муравейники, обижать животных. В соответствии с этим основными

задачами экологического образования являются: · Воспитание любви к

природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

· Формирование знаний о природе; · Развитие сопереживания к бедам

природы, потребности бороться за ее сохранение. Процесс развития

экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое

образование начинается с раннего детства. Необходимо читать детям

произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого ,которые не только

увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том

числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую

педагогическую ценность в формировании экологической культуры ребёнка-

дошкольника а знакомство детей старшего дошкольного возраста с

творчеством Бианки, способствует развитию наблюдательности и

любознательности

т.к. его произведения просты и легки для восприятия, Каждый сезон

мы в группе устраиваем конкурсы чтецов..Всем хорошо известно,

выученные в детстве стихи запоминаются на долгие годы. Свое

эмоциональное состояние дети способны выражать в рисунка. Для

формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного

возраста я использовала следующие программы: "Юный эколог" С. Н.

Николаевой, и

После

наблюдения

за

листопадом,

дети

с

большим

интересом

слушали

стихотворение

«Листопад»

-

И.

Бунина,

что

усилило

впечатление

от

непосредственного заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети

с родителями проявили большую активность в акции «Спасти и сохранить».

Были

изготовлены

и

развешены

на

участке

самые

разные

кормушки,

сделанные с большой любовью и старанием.

Стихи для заучивания наизусть, обогащают эстетические переживания детей

«Вырос чудесный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки»

-подвижные игры: «Мы - осенние листочки»

«Мы - листочки, мы - листочки, мы -осенние листочки.

Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели!

Провела ряд занятий, темой которых были художественные произведения о

природе.

В

гостиной

«Чтение

при

свечах

для

сердца

и

разума»

читала

детям

литературу, рекомендованную программой детского сада

. После чтения произведений использовала приемы:

-беседы по содержанию

прием «Спроси меня» (дети учатся задавать вопросы воспитателю и друг

другу)

- интересный прием «Пресс-конференция» (после прочтения произведения,

дети задают вопросы главному герою)

-обыгрывание сценок

-лепка, рисование сюжетов, героев произведений, создание коллажей

Возбуждать симпатии к растениям, раскрывая их свойства, их суть, - один из

путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только

должен осознавать, что нельзя топтать и рвать цветы. Ему необходимо

внушить любовь к колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны

бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему, что их окружает.

Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали

сохранить свою доброту на всю жизнь« Любовь к природе – это эстетическое

чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих

вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных

способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах»..

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо

просветить ребенка, дать ему минимальные знания о растительном

мире, сформировать нравственные понятия, выработать у него

навыки экологически грамотного поведения.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовала

родительские собрания, консультации, беседы, так и

нетрадиционные (деловые игры

Консультация: на сайт МБДОУ «Правила поведения в природе

– залог

безопасности»

«Буклет Читаем книги Н.Павловой о природе» Картотека произведений для

чтения дома

Конкурс поделок из природного материала, сделанного руками родителей и

детей «Золотая осень»

Акция «Чистый участок»

Рекомендация для родителей по теме «Осень» «О совместном с детьми

наблюдении за осенней природой».

.Мастерская по ремонту книг «Книжкина больница»

Выставка книжек – самоделок с рассказами о природе и др

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям,

какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы

для формирования основ экологической культуры.

В своей работе по экологическому развитию и воспитанию детей применяю

разнообразные методы и приёмы.

Перечислю наиболее интересные:

- широкое применение ИКТ;

- экологические экскурсии;

- экологические викторины и конкурсы;

- экологические игры;

- экологические выставки;

- конкурс чтецов;

- совместные мероприятия детей и родителей;

- экологические акции

- просмотр авторских презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего»,

«Растительный и животный мир нашего края», «Красная книга нашего края»;

- чтение экологических сказок;

-

широкое

использование

художественной

литературы

о

природе,

растениях и животных

В нашей группе заведены «Дневники читателей» — простые альбомы, в

которых

дети

зарисовывают

понравившиеся

сюжеты

из

прочитанных

произведений.

Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о

бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не

будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример

бережного и заботливого отношения к ней.

Поэтому формируя экологическую культуру через ознакомление с

растительным миром о использую комплексный подход: чтение, анализ,

применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве

закрепления материала. Дети с желанием участвуют

в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при

встрече с растительным миром, пытаются передать свои чувства в доступных

видах творчества. Полученные знания в ходе проектной деятельности,

изменили отношение детей к природе, в частности, к растениям



В раздел образования