Автор: Винокурова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад№4 "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Воротынец.Воротынский р-он. Нижегородская обл
Наименование материала: экологическое воспитание
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ( из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста через ознакомление с
растительным миром ( из опыта работы)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети
постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают
зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки,
птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой
интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре,
художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве,
запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему
живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или
травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка
замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие
связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни
растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для
их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность
любоваться ею в разное время года, в любую погоду. «Нужно, чтобы ребенок,
начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по
непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать
настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего
поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал
профессор М.Камшилов. Восприятие природы помогает развивать
нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность,
чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш,
полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда
и муравейники, обижать животных. В соответствии с этим основными
задачами экологического образования являются: · Воспитание любви к
природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
· Формирование знаний о природе; · Развитие сопереживания к бедам
природы, потребности бороться за ее сохранение. Процесс развития
экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое
образование начинается с раннего детства. Необходимо читать детям
произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого ,которые не только
увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том
числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую
педагогическую ценность в формировании экологической культуры ребёнка-
дошкольника а знакомство детей старшего дошкольного возраста с
творчеством Бианки, способствует развитию наблюдательности и
любознательности
т.к. его произведения просты и легки для восприятия, Каждый сезон
мы в группе устраиваем конкурсы чтецов..Всем хорошо известно,
выученные в детстве стихи запоминаются на долгие годы. Свое
эмоциональное состояние дети способны выражать в рисунка. Для
формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного
возраста я использовала следующие программы: "Юный эколог" С. Н.
Николаевой, и
После
наблюдения
за
листопадом,
дети
с
большим
интересом
слушали
стихотворение
«Листопад»
-
И.
Бунина,
что
усилило
впечатление
от
непосредственного заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети
с родителями проявили большую активность в акции «Спасти и сохранить».
Были
изготовлены
и
развешены
на
участке
самые
разные
кормушки,
сделанные с большой любовью и старанием.
Стихи для заучивания наизусть, обогащают эстетические переживания детей
«Вырос чудесный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки»
-подвижные игры: «Мы - осенние листочки»
«Мы - листочки, мы - листочки, мы -осенние листочки.
Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели!
Провела ряд занятий, темой которых были художественные произведения о
природе.
В
гостиной
«Чтение
при
свечах
для
сердца
и
разума»
читала
детям
литературу, рекомендованную программой детского сада
. После чтения произведений использовала приемы:
-беседы по содержанию
прием «Спроси меня» (дети учатся задавать вопросы воспитателю и друг
другу)
- интересный прием «Пресс-конференция» (после прочтения произведения,
дети задают вопросы главному герою)
-обыгрывание сценок
-лепка, рисование сюжетов, героев произведений, создание коллажей
Возбуждать симпатии к растениям, раскрывая их свойства, их суть, - один из
путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только
должен осознавать, что нельзя топтать и рвать цветы. Ему необходимо
внушить любовь к колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны
бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему, что их окружает.
Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали
сохранить свою доброту на всю жизнь« Любовь к природе – это эстетическое
чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих
вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных
способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах»..
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, необходимо
просветить ребенка, дать ему минимальные знания о растительном
мире, сформировать нравственные понятия, выработать у него
навыки экологически грамотного поведения.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовала
родительские собрания, консультации, беседы, так и
нетрадиционные (деловые игры
Консультация: на сайт МБДОУ «Правила поведения в природе
– залог
безопасности»
«Буклет Читаем книги Н.Павловой о природе» Картотека произведений для
чтения дома
Конкурс поделок из природного материала, сделанного руками родителей и
детей «Золотая осень»
Акция «Чистый участок»
Рекомендация для родителей по теме «Осень» «О совместном с детьми
наблюдении за осенней природой».
.Мастерская по ремонту книг «Книжкина больница»
Выставка книжек – самоделок с рассказами о природе и др
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям,
какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы
для формирования основ экологической культуры.
В своей работе по экологическому развитию и воспитанию детей применяю
разнообразные методы и приёмы.
Перечислю наиболее интересные:
- широкое применение ИКТ;
- экологические экскурсии;
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры;
- экологические выставки;
- конкурс чтецов;
- совместные мероприятия детей и родителей;
- экологические акции
- просмотр авторских презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего»,
«Растительный и животный мир нашего края», «Красная книга нашего края»;
- чтение экологических сказок;
-
широкое
использование
художественной
литературы
о
природе,
,о
растениях и животных
В нашей группе заведены «Дневники читателей» — простые альбомы, в
которых
дети
зарисовывают
понравившиеся
сюжеты
из
прочитанных
произведений.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о
бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не
будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример
бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому формируя экологическую культуру через ознакомление с
растительным миром о использую комплексный подход: чтение, анализ,
применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве
закрепления материала. Дети с желанием участвуют
в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при
встрече с растительным миром, пытаются передать свои чувства в доступных
видах творчества. Полученные знания в ходе проектной деятельности,
изменили отношение детей к природе, в частности, к растениям