Автор: Панусенко Светлана Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ОГБУ РЦ "Сосновая горка"
Населённый пункт: с. Самара, Зиминский р-он, Иркутская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тропинки родительской любви"
Раздел: начальное образование
Тема: «Тропинка родительской любви»
Подготовила: Панусенко Светлана Владимировна,
социальный педагог ОГБУСО РЦ «Сосновая горка»
Цель: Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование
навыков эффективного взаимодействия.
Участники: группа родителей 10-14 человек.
Оборудование: бейджики, проектор, мультимедия, музыка, записи детских песен, бумага
ф.А4, карандаши (фломастеры), гуашь, ватман.
Время: 40мин –1час.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход встречи.
1.
Вступительная часть.
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к
каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» — пишет имя родителей
на большом листе (в виде цветка).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли
на встречу. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем
участникам: подписать и прикрепить визитки - бэйджики, чтобы все знали, как к вам
обращаться.
Тема сегодняшней нашей встречи: «Тропинка родительской любви».
2.
Основная часть.
Упражнение: «Доброе тепло»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то
есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на
визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же –
к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то- же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно
сработает.
Сложно
было
выполнять
задание?
Почему?
Каковы
ваши
ощущения
после
выполнения задания?
Упражнение: «Ледокол»
(Музыка «Дорогою добра»)
Давайте
пофантазируем:
лето,
улицы
нашего
города
сияют
чистотой,
все
вы
находитесь в поисках хорошего детского сада для своего ребёнка. Обручи – это детские
сады. Под музыку вы будете ходить по нашему замечательному городу, когда мелодия
перестаёт звучать, необходимо попасть в любой детский сад, никто не должен остаться на
улице.
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?
Основная часть
Ведущий.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом
в а ж н о м
в
ж и з н и
к а ж д о г о
ч е л о в е к а
-
о
р о д и т е л ь с к о й
л ю б в и .
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно
обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе
постоянную любовь. Но детям важно еще одно — как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую
только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и
воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и
уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском
возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то,
что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно
привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш
не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что
порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что
взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно
воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них
хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые
внимательно
слушают
их,
общаются
с
детьми,
читают
им
сказки
и
обсуждают
прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него
возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут
сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка,
большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его
чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они
переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку
гораздо
больше
счастья,
если
он
будет
постоянно
видеть,
что
она проявляется
в
отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать
любовь.
«Счастье - это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само
собой, ему нужно учиться.
Упражнение: «Отпечатки стоп»
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Ведущий. Уважаемые
родители!
Перед
вами
стикеры,
вырезанные
в
форме
отпечатка стопы. Как вы считаете наряду с любовью, что еще необходимо, развивать в
ребенке, чтобы ребенок вырос полноценным здоровым человеком и мог реализоваться в
современном обществе.
Далее
следует
озвучить
их
и
прикрепить
к
картине
«Тропинка
родительской
любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской
любви ».
Упражнение: «Погружение в детство»
Ведущий кидает мяч, а родитель ловит его и отвечает на вопрос.
-Вы были послушным ребенком?
-Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?
-Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
-Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
-Ваше любимое блюдо в детском саду было…?
-Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?
-Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось? Если нет то как вы себя
вели?
-Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
-Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
-Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что
хочется?
-Что из детства вам запомнилось больше всего?
Из ваших ответов можно сделать вывод, что в детстве мы взрослые были веселыми,
задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными шалунишками. Но
мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда наши родители – строгие и добрые,
внимательные
и
терпеливые,
мудрые,
красивые,
а
главное
–
ЛЮБЯЩИЕ.
Главная
потребность ребенка чтобы его в любом возрасте, чтобы его любили, принимали и
уважали.
Ведущий. Сядьте
поудобнее,
ноги
поставьте
на
пол
так,
чтобы
они
хорошо
чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к
своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток
времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте
теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором
вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь,
какая
одежда.
Вам
весело,
вы
идете
по
улице,
а
рядом
с
вами
близкий
человек.
Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы
отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и
снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите
за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш
близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете
дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы
откроете глаза.
Рефлексия
— Удалось ли окунуться в детство?
— Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
— Что для вас значит «надежное плечо»?
— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
— Что хотелось сделать?
Упражнение: «Ролевые игры»
Родителем
необходимо
разделится
на
группы
и
разыграть
ситуации.
Найти
правильный выход из сложившей ситуации.
Задание для группы № 1.
Выбирается родитель и ребенок.
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было
возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама
разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени
ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых - проникать в мир
детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить
взаимодействие в семье.
Задание для группы № 2
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые
родители!
Вы
очень
спешите,
прибежали
в
детский
сад
за
своим
ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и
позволяют
задуматься
каждому,
а
как
бы
я
поступил,
реагируя
на
поведение
моего
ребёнка, чему бы я смог его научить.
Упражнение: «Ассоциации»
Наша
цель
воспитать
счастливого
ребенка.
Кто
может
воспитать
счастливого
ребенка. Идеальный родитель. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой идеальный
родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1
команда:
Напишите
свои
ассоциации,
когда
вы
слышите
слово
"счастливый
ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный
родитель»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа
для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в
жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время
от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и
мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье - это просто».
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных
для
их
жизни
ситуациях,
используют
неверную
тактику.
Вместо
того
чтобы
сказать
ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В
результате
ребенок
не
получает
нужной
информации,
а
слова
взрослого
провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не
подходи к телевизору!»).
Обращение
к
ребенку
должно
быть
позитивным,
т.е.
предполагать
ответное
действие, а не бездействие.
Упражнение: «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по
одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники
чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой
касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются
ноги и т.д.
1 фраза: «Перестань глазеть» - (Завязать родителю глаза)
2 фраза: «Закрой свои уши» - (Завязать уши)
3 фраза: «Закрой рот» - (завязать рот)
4 фраза: «Убери руки» - (связать руки)
5 фраза: «Стой смирно» - (связать ноги)
6 фраза: «Перестань реветь» - (перевязать живот)
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как
он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте,
которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть
запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно,
что
готовых
рецептов
воспитания
не
существует.
Как
действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно
проиграть,
как
в
театре,
сложные
ситуации,
обсудить
их
и
попытаться
понять,
что
испытывает ребенок в том или ином случае.
У
ребенка
представления
о
мире
еще
не
сформированы,
а
жизненный
опыт
ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь
ориентироваться
в
еще
непонятном
для
него
мире,
объяснить,
что
опасно
и
непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый,
защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в
бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно
отлично в этом разбираться.
Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.
3.
Заключительная часть
Упражнение: Тест “Можно и нельзя”
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно
ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант
ответа.
Наказание
невозможно
Наказание
возможно
Ребенок болеет
Перед сном
Сразу после сна
Во время еды
Во время занятий
Во время игры
Непосредственно после душевной или физической
травмы
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него
не получается
Родитель находится в плохом настроении
После выполнения теста проводится его обсуждение:
- Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
В заключение
педагогам
предлагается
отрезать ножницами
колонку
теста
“Наказание возможно”.
Оставшаяся часть может использоваться в качестве “памятки”.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности
понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы,
обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить
тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки.
Родители
порой
не
находят
времени,
забывают
или,
может
быть,
даже
стесняются
приласкать
ребенка
просто
так,
повинуясь
какому-то
внутреннему
порыву.
Боязнь
избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания,
любви.
Упражнение: «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя
ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества
своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Ведущий: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют
сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его
качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия
Ведущий. Наша встреча завершается. До новых встреч!