Автор: Михайлова Яна Владимировна
Должность: концертмейстер,директор
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ №3"
Населённый пункт: с.Кидыш, Уйского района, Челябинской области
Наименование материала: методическую разработку
Тема: "Не играть, а воспитывать музыкой"
Раздел: дополнительное образование
МКУДО «Кидышевская ДШИ №3»
УРОКИ
КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
«Не играть, а воспитывать музыкой»
Методические рекомендации концертмейстеру
Автор работы: концертмейстер
Михайлова Я.В.
Многолетний
опыт
работы
в
детской
школе
искусств
позволяет
мне
рассуждать
на
тему
«Как
важно
правильно
музыкально
оформить
урок
хореографии. Не играть, а воспитывать музыкой». На хореографическом отделении
я работаю концертмейстером на уроках классического танца, бального и историко –
бытового.
Основная
нагрузка
приходится
на
классический
танец.
О
нём
и
поговорим.
Одно из самых основных требований методики классического танца –
целенаправленное музыкальное воспитание. Музыка должна строго подчиняться
рисунку
заданной
педагогом
комбинации,
иметь
определенный
ритмический
рисунок, соответствующий характеру движений.
Если,
например, Battementsfondus
исполняется
в
одной
комбинации
с
Battementsfrappes, то ритмический рисунок музыкальной фразы должен носить
разный характер, подчеркивать плавную певучесть исполнения Battementsfondus и
переходить на резкое стаккато при исполнении Battementsfrappes.
Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет
и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и
одновременно
приучает
учеников
принимать
соответствие
между
характером
музыки
и
характером
движения.
Поэтому
фрагменты
из
музыкальных
произведений и балетной литературы пианист должен подбирать в соответствии с
характером движений и комбинаций.
Если в балетном спектакле балетмейстер целиком подчиняется музыке,
передает ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление:
музыка должна по своей форме подчиняться движению.
Все комбинации урока должны, строится с учетом музыкальной фразы
(тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные
фразы могут быть малые и большие:4 такта, 8, 16, 32 и так далее.
Возможны построения комбинации экзерсиса и adagio на полторы фразы:
12 тактов, 24 и так далее.
Рассмотрим дополнительную общеразвивающую программу 1 класса
хореографического отделения.
Сначала учащиеся исполняют упражнения, стоя лицом к палке, держась за
нее двумя руками, позднее – одной рукой с правой и с левой ноги поочередно.
Открывание рук из подготовительного положения на I и II позиции – preparation у
палки и на середине зала делается на четыре вступительных аккорда; опускание
рук в подготовительное положение – на два заключительных аккорда. В конце
учебного года preparation делается на два вступительных аккорда. Урок начинается
с поклона – 8 тактов, размер ¾ (спокойный вальс). Например: Ф.Шопен «Вальс»
A-dur. Заключительные 8 тактов. Затем разминка – энергичная музыка, ритмичная в
размере 2/4 (любые польки, марши). Например: «Галоп» из балета «Коппелия»
Л.Делиба; «Полька» Д.Шостаковича; «Пантомима актеров» Д.Шостаковича и так
далее.
Экзерсис у палки.
1 полугодие.
1.
Releve
на
полупальцах
в I,II,V позициях. Музыкальный размер 2/4, темп
спокойный.
1
такт
–
подняться
на
полупальцы;
2
такт
–
опуститься
в
исходное
положение.
По
4
раза
в
каждой
позиции.
Например:
А.Даргомыжский «Славянский танец» из оперы «Русалка», 24 такта.
2.
Demi-plie в I, II, III, V позициях. Музыкальный размер 3/4, темп медленный,
legato, все слитно без акцентов. На 1 и 2 такты – движение вниз, на 3 и 4
такты
–
движение
вверх.
На
счет
«и»,
перед
вторым plie,
дотяжка-
эту
восьмую перед сильной долей выделить (вытянуть, пропеть). По 4 plie на
каждую позицию – по 16 тактов. Перемена позиции ног – отдельно на 3
аккорда. Например: Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия», 64 такта.
3.
Grand- plie в I, II, III, V позициях. Музыкальный размер ¾, темп медленный,
по 8 тактов каждое. Смена позиций отдельно на 3 аккорда. Счет «и» -
выделить, перед plié. Например: Г.Свиридов вальс «Метель», 32 такта.
4.
Battementstendus с 1 позиции. Музыкальный размер 2/4, темп медленный,
характер
энергичный.
На
2
такта
каждое.
По Battementstendus вперед, в
сторону,
назад,
в
сторону.
Проговаривать
каждую
нотку,
фиксировать
сильную
долю
и
перед
сильной
долей
счет
«и»
-
пропеть,
выделить.
Например: Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32
такта.
5.
Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4, 32 такта; из этих же
полек 2-е части.
6.
Battements
tendusс
1 позициис
demi-plie. Музыкальный
размер2/4,
темп
медленный, характер энергичный. На первый такт – выдвинуть, второй –
закрыть, третий – plié, четвертый – встать. Позднее все движения будут в
каждую долю. На 1 четверть – выдвинуть, на 2 – закрыть. На 3 четверть –
plié, на 4 – встать. Одно движение переходить в другое без остановок, в этом
случае все «и» - почувствовать, они как бы доминируют. Например: К. Фауст
«Три польки» №2, 16 тактов; №3, 32 такта.
7.
Подготовка
к Battementstendusjetes с 1 позиции. Музыкальный размер 2/4,
темп
умеренный,
характер
резкий,
каждую
долю
акцентировать.
На
1
четверть – выдвинуть ногу с носком в пол вперед, на 2 четверть – выбросить
ногу на 45 градусов, на 3 четверть – опустить ногу носком в пол, на 4
четверть – закрыть ногу в 1 позицию. Счет «и» перед броском – выделить
особенно. Сильный акцент – на сам бросок – резкий. 4 раза – крестом по 4 (8
тактов). Например: К. Фауст «Три польки» №3, №2 – вторые части, 32 такта.
8.
Passé parterre по 1 позиции. Музыкальный размер 4/4, темп умеренный. На
счет 1 Battements вперед, на 2 счет – в 1 позицию не задерживаясь Battements
назад; на 3 счет – снова passé по 1 позиции Battements вперед и на счет 4 –
закрыть ногу в 1 позицию. Повторить 8 раз. Например: Franz Behr «Галоп».
9.
Demi-rond de jambe par terre (почетвертикруга). Музыкальный размер ¾, темп
медленный. Endehors: на 1 такт – нога вытягивается вперед, на 2 такт – в
сторону, на 3 такт – вытягивается в 1 позицию, на 4 такт – положение 1
позиции сохраняется. Затем из 1 позиции – в сторону(1 такт), назад (2 такт)
вытянуть в первую позицию (3 такт), 4 такт – сохраняется положение 1
позиции. Endedans: то же самое в обратном порядке. Играть спокойно, с
легким пропеванием счета «и» перед сильной долей. Например: М. Титов
«Вальс» f-moll, всего 48 тактов.
10.Упражнение для рук. Музыкальный размер ¾, медленный вальс. По 2 такта
на каждую позицию рук. Например: Ф. Шопен «Вальс» cis-moll (середина),
32 такта.
11.Подготовительное упражнение к Battementsfrappes. Музыкальный размер 2/4,
темп живой, играть штрихом стаккато (резкое). На 2 такта preparation – нога
вытягивается в сторону носком в пол. На 1 такт – нога сгибается в колене, и
ставиться
в
положение surIecon-de-pied
вперед;
на
2
такт
–
положение
сохраняется; на 3 такт - нога вытягивается в сторону носко в пол, на 4 такт –
положение сохраняется. 4 раза, затем surIecon-de-pied назад. Например: Л.
Делиб «Пициккато» из балета «Сильвия», 16 тактов.
12.Battementsfondus.Музыкальный размер ¾, темп – очень медленный, штрих
legato.
Движение
плавное,
слитное,
тающее. Preparation
2
такта
–
нога
вытягивается в сторону носком в пол. На 1 такт – рабочая нога сгибается
surIecon-de-pied вперед, одновременно на опорной ноге опускаться в demi-
plie. На 2 такт – движение
продолжается, с углублением plié на счет «и»
перед сильной долей 3 такта. На 3 и4 такты – рабочую ногу вытягивать и
поставить носком в пол, одновременно вытягивать опорную ногу из demi-
plie. На счет «и» - перед сильной долей – дотяжка. Эту восьмую пропеть, как
бы удлинить. Повторить еще раз всю комбинацию. Затем 2 раза в сторону, 2 –
назад, 2 – в сторону. 32 такта. Например: Ф. Шуберт «Шесть вальсов»,
«Вальс» A-dur.
13.Battementsreleves на 90 градусов в сторону, назад. Музыкальный размер ¾,
медленно, певуче, 1 такт – выдвинуть Battementsfondus. 2 такт – поднять ногу
на 90 градусов, 3 такт – держать, 4,5,6; 7 такт – отпустить, на 8 – через
Battements задвинуть. Например: Д. Шостакович «Лирический вальс».
14.Portdebras с наклоном корпуса в перед, в стороны, с перегибом назад из 1
позиции.
Музыкальный
размер
3/4
,
темп
медленный.
По
4
такта
на
движение. 32 такта. Например: I. Ivanoviei «Walzer» e-moll.
2 полугодие
Во втором полугодии изменяются и усложняются движения, в связи с чем, в
музыкальном сопровождении меняется темп, размер, количество тактов, характер.
1.
Demi-plie,
grand-plie,
releve
на
полу
пальцы
в I,
II,
III,
V
позициях.
Музыкальный размер ¾, темп медленный, длинное legato. Вступление
2
такта, 4 такта - Demi-plie, 4 такта – releve на полупальцы, 8 тактов - grand-
plie. Переход во 2 позицию отдельно на 3 аккорда. Счет «и» перед сильной
долей (началом каждого нового движения) – выделить, пропеть (дать время
дотянуть
колени,
ягодицы,
живот
–
дотяжка).
Например:
Ф.
Шопен
«Мазурка» B-dur, 64 такта, М. Перцхаладзе «Вальс». Музыкальный размер
4/4, 2/4, темп еще медленнее, и каждый такт ¾ размера соответствует одной
четверти четырехдольного размера. Например: Л. Бетховен «Фрагмент из
сонаты №8» на 1 позицию 8 тактов, всего 32 такта.
2.
Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4, темп умеренный,
характер энергичный. Вступление 2 такта. На первую четверть – выдвинуть,
на вторую – закрыть. По 4 Battementsвперед, в сторону, назад, в сторону
(крестом), 16 тактов. Например: К. Фауст «Три польки» №1 (1, 2 части).
3.
Battementstendus (держась рукой за палку). Музыкальный размер 2/4, темп
медленный. Preparation 4 такта. Играть медленно, как бы втирая, вдавливая.
Характер
передать
очень
важно
–
каждая
доля
соответствует
движению
стопы
(проработка
стопы).
На
«раз-и»
-
нога,
втирая
пол,
выдвигается
утюжком, на «два-и» - срабатывает подушечка на ступне и дотягивается
подъем и носок (птичка). Счет «и» - выделить – подготовка к обратному
движению на счет «три-и», «четыре-и».по 4 раза – крестом, медленно, с
рукой и головой. Например: Н. Черепнин «Вариация из балета «Павильон
Армиды»», 32 такта.
4.
Battementstendusdoubles с V позиции (с пятки, во 2 позицию). Музыкальный
размер 2/4, темп умеренный. 1 четверть – выдвинуть, 2 – опустить пятку по II
позиции на всю ступню, 3 – подъем и пальцы ног вытягиваются, 4 – нога
закрывается в V позицию. Например: Л. Минкус «Вариация Китри» из балета
«Дон Кихот», 8 тактов.
5.
Battements
tendusjetesс
V
позиции.
Музыкальный
размер
2/4,
темп
чуть
живее, быстрее, характер резкий, активный. Движение исполняется слитно,
без
остановок.
1
четверть
–
бросок
ноги
на
45
градусов,
2
четверть
–
возвращение
ноги
в V позицию. По четыре вперед, в сторону, назад. В
сторону
– relevelent на 45 градусов – 4 такта. Всего 16 тактов. Например:
Franz Behr «Polka».
6.
Battements
tendusjetespiguesс
V
позиции.
Музыкальный
размер
2/4,
темп
живой, характер резкий. На 1 такт – бросок рабочей ноги на 45 градусов, на 2
такт – короткоеpigues; на 3 такт – короткое pigues, на 4 такт 1 четверть – нога
держится на 45 градусов, на 2 четверть – резко закрывается в V позицию.
Вперед, в сторону, назад, в сторону – по 2 раза. Например: V.
Winnitzki
«Maniuzia-Polka» 1часть, 32 такта.
P.S. Preparation 2 такта, в конце упражнения – 2 аккорда – снять движение.
7.
Rond de Jambe par terre. Музыкальный размер ¾, темп медленный. Endehors:
1 такт – рабочая нога вытягивается вперед; 2 такт – фиксирует точку; 3 такт –
полукруг в сторону; 4 такт – фиксирует точку; 5 такт – полукруг; 6 такт –
фиксирует точку; 7 такт – вытягивается в 1 позицию; 8 такт – положение
проверяется. 2 раза по 8 тактов. Затем все повторяется en dedans.
Позднее
музыкальный
темп
чуть
живее,
размер
тот
же
¾,
движение
исполняется
на
два
такта
без
остановок,
слитно
и
плавно.
Музыку
распределить
так,
чтобы
получился
плавный
круг
–
рондо.
Например: I.
Ivanoviei «Polkamazurka», 48 тактов.
8.
I port de bras; II port de bras. Музыкальный размер ¾, медленный вальс. По 2
такта на каждую позицию рук. Например: Ф. Шуберт «Вальс» D-dur, 32
такта; А. Даргомыжский «Меланхолический вальс», 32 такта.
9.
Battementsfrappes
во
всех
направлениях.
Музыкальный
размер
2/4,
темп
быстрый стаккато. Preparation 2 такта – нога открывается в сторону, носком в
пол. На 1 такт – нога сгибается в колене и ударяет опорную ногу surle-con-de-
pied впереди; на 2 такт – вытягивается вперед носком в пол; на 3 такт – удар;
на 4 такт – открыть вперед; затем тоже самое в сторону, назад, в сторону. В
последующих уроках музыкальный темп остается, но движение на каждую
четверть, еще позднее на каждую восьмую. Акцент в музыке на удар ноги.
Например: К. Фауст «Полька», 16 тактов.
10.Battements fondusноскомвпол. Музыкальный размер ¾ (4/4), темп медленный.
Preparation – 2 такта, нога вытянута в сторону носком в пол. На 1 и 2 такт –
рабочая
нога
сгибается
в surle-con-de-pied вперед (или на 1, 2 четверти),
одновременно на опорной ноге опускаться на demi-plie; на 3 – 4 такты (или
на
3,
4
четверти)
рабочую
ногу
вытянуть
и
поставить
носком
в
пол,
одновременно вытянуть и опорную ногу изdemi-plie. Выделить все восьмые,
пропеть, на счет «и» перед началом движения (дотянуть все мышцы) и перед
выходом
из plié
(продавить plie). По 2 раза вперед, в сторону, назад, в
сторону. Например: М. Марутаев «Забытый вальс», 32 такта.
11.Battementsrelevelents на 90 градусов в сторону, назад, вперед. Музыкальный
размер ¾ (или 4/4).темп медленный. 1 и 2 такты (или 1 такт) – рабочая нога
из V позиции поднимается на 90 градусов (или 2, 3 такты); на 7, 8 такты –
нога опускается в исходное положение (или 4 такт). Например: ¾ Ф. Шуберт
«Шесть вальсов», №3 e-moll; или 4/4, A. Цыбулько «Шакон», 32 такта.
12.Portdebras.
Музыкальный
размер
¾,
темп
медленный,
сплошное legato,
движение слитное. 1, 2 такты – корпус наклонить; 3 и 4 такты – корпус
выпрямить. Вперед, назад, в стороны по 8 тактов. Например: Ф. Шуберт
«Вальс», 32 такта.
Экзерсис на середине зала.
1.
Упражнение для рук, I port de bras; II port de bras. Размер ¾ (медленный
вальс). Preparation
2
такта.
Одновременно
двумя
руками
–
движение
по
позициям. По 2 такта на каждую позицию. Например: Ф. Шуберт «Шесть
вальсов» №5, №6, 32 такта.
2.
Марш. Музыкальный размер 2/4, темп изменяется от медленного к быстрому.
Затем бег, шаг польки, шоссе. В польке затакт (счет «и») перед сильной
долей, выделить. Например: Д. Шостакович «Полька-шарманка», И. Штраус
«Две польки» и так далее.
3.
Demi-plie. Музыкальный размер ¾. Темп медленный. По 2 Demi-plie в I,
II,
III, V позициях. По 4 такта каждое. Переход на 2 аккорда.
Preparation 4 такта.
Например: CharlesMorley, ValzeG-dur, 32 такта.
4.
Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. По
2 вперед, в сторону, назад, в сторону. По 2 такта каждое. Preparation 2 такта.
Например: Ioh. Strayss «Katinka-Polka». 16 тактов.
5.
Изучение epaulementcroiseuefface в V позиции. Музыкальный размер ¾. По 2
такта на позицию. Например: A. Czibulka«Walzer».
ALLEGRO
1.
Прыжки по VI позиции. Вступление 2 аккорда. На второй аккорд – присесть.
Музыкальный размер 2/4, 16 тактов. Например: М. Красев «Галоп».
2.
Прыжки
с
поджатыми
коленками.
8толчковых
прыжков.
Музыкальный
размер 2/4, 4 такта. Вступление 2 аккорда. Например: Л.Делиб «Галоп».
3.
Tempesleveв I, II, V позициях. Музыкальный размер 2/4, 4/4. На 1, 2 четверть
– demi-plie, между второй и третьей четвертью – прыжок на «и» - выделить,
оканчивающийся
на
3
четверть
на demi-plie,
на
4
четверть
–
колени
вытягиваются. По 4 прыжка в каждой позиции. Например: Л. Минкус «Кода»
из балета «Дон Кихот», по 8 тактов.
4.
Changements de pieds. Музыкальныйразмер 2/4, 4/4.
a)
На первую и вторую четверти - demi-plie; между второй и третьей
четвертью – прыжок, оканчивающийся на третью четверть на demi-plie;
на
четвертую
четверть
колени
вытягиваются.
Перед
прыжком
счет
«два-и» - затянуть и выделить счет «и», оторвать, зависнуть. Далее счет
«три-и» - играть сверху, глубоким звуком – певуче, длинное plié.
b)
На первую четверть - demi-plie; между первой и второй четвертью –
прыжок,
оканчивающийся
на
вторую
четверть
на demi-plie;
на
3-4
четверти – колени вытягиваются. Повторить 8 раз. Характер прыжков
точно отражается в музыкальном оформлении. Дыхание берется вместе
с учащимися, все затяжки, углубления и толчки выражены штрихами,
приемом
игры.
Например:
Н.
Верновицкая
«Музыка
для
уроков
классического танца», отдел прыжки. И. Климкович, В. Малышева
«Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца», отдел
прыжки.
5.
Poetdebras. Музыкальный размер ¾ или 4/4 – каждая доля четырехдольного
размера соответствует одному такту вальса. Темп медленный. На две доли –
наклон корпуса, на две доли – выпрямится. Например: «Вальс» Филипенко.
Урок заканчивается поклоном ¾, вальс – 8 тактов.
Музыкальное оформление
1 полугодие
1.
Поклон - Ф.Шопен «Вальс» A-dur. Заключительные 8 тактов.
2.
Разминка
-
«Галоп»
из
балета
«Коппелия»
Л.Делиба;
«Полька»
Д.Шостаковича; «Пантомима актеров» Д.Шостаковича и так далее.
3.
А.Даргомыжский «Славянский танец» из оперы «Русалка», 24 такта.
4.
Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия» 24такта
5.
Г.Свиридов вальс «Метель», 32 такта.
6.
Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32 такта – 1
части.
7.
Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32 такта – 2
части.
8.
К. Фауст «Три польки» №2, 16 тактов; №3, 32 такта.
9.
К. Фауст «Три польки» №3, №2 – вторые части, 32 такта
10.
Franz Behr «Галоп».
11.
М. Титов «Вальс» f-moll, всего 48 тактов.
12.
Ф. Шопен «Вальс» cis-moll (середина), 32 такта.
13. Л. Делиб «Пициккато» из балета «Сильвия», 16 тактов.
14. Ф. Шуберт «Шесть вальсов», «Вальс» A-dur.
15.
Д. Шостакович «Лирический вальс».
16.
I. Ivanoviei «Walzer» e-moll. 32 такта
2 полугодие
17.
Ф. Шопен «Мазурка» B-dur, 64 такта, М. Перцхаладзе «Вальс», Л.
Бетховен «Фрагмент из сонаты №8» на 1 позицию 8 тактов, всего 32 такта.
18.
К. Фауст «Три польки» №1 (1, 2 части).
19. Н. Черепнин «Вариация из балета «Павильон Армиды»», 32 такта.
20. Л. Минкус «Вариация Китри» из балета «Дон Кихот», 8 тактов.
21. Franz Behr «Polka» 16 тактов.
22. V. Winnitzki «Maniuzia-Polka» 1часть, 32 такта.
23. I. Ivanoviei «Polkamazurka», 48 тактов.
24. А. Даргомыжский «Меланхолический вальс», 32 такта.
25. К. Фауст «Полька», 16 тактов.
26. М. Марутаев «Забытый вальс», 32 такта.
27.
3/4 Ф. Шуберт «Шесть вальсов», №3 e-moll; или
4/4, A. Цыбулько «Шакон», 32 такта.
28. Ф. Шуберт «Вальс», 32 такта.
Экзерсис
29.
Ф. Шуберт «Шесть вальсов» №5, №6, 32 такта.
30.
Д. Шостакович «Полька-шарманка», И. Штраус «Две польки»
31. CharlesMorley, ValzeG-dur, 32 такта.
32.
Ioh. Strayss «Katinka-Polka». 16 тактов.
33.
A. Czibulka«Walzer».
ALLEGRO
34.
М. Красев «Галоп»
35.
Л.Делиб «Галоп»
36. Л. Минкус «Кода» из балета «Дон Кихот», по 8 тактов.
37.
Н. Верновицкая «Музыка для уроков классического танца», отдел прыжки.
И.
Климкович,
В.
Малышева
«Музыкальная
хрестоматия
для
уроков
классического танца», отдел прыжки.
38.
«Вальс» Филипенко.
39.
Поклон – Вальс, 8 тактов.