Напоминание

"Не играть, а воспитывать музыкой"


Автор: Михайлова Яна Владимировна
Должность: концертмейстер,директор
Учебное заведение: МКУДО "Кидышевская ДШИ №3"
Населённый пункт: с.Кидыш, Уйского района, Челябинской области
Наименование материала: методическую разработку
Тема: "Не играть, а воспитывать музыкой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКУДО «Кидышевская ДШИ №3»

УРОКИ

КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

«Не играть, а воспитывать музыкой»

Методические рекомендации концертмейстеру

Автор работы: концертмейстер

Михайлова Я.В.

Многолетний

опыт

работы

в

детской

школе

искусств

позволяет

мне

рассуждать

на

тему

«Как

важно

правильно

музыкально

оформить

урок

хореографии. Не играть, а воспитывать музыкой». На хореографическом отделении

я работаю концертмейстером на уроках классического танца, бального и историко –

бытового.

Основная

нагрузка

приходится

на

классический

танец.

О

нём

и

поговорим.

Одно из самых основных требований методики классического танца –

целенаправленное музыкальное воспитание. Музыка должна строго подчиняться

рисунку

заданной

педагогом

комбинации,

иметь

определенный

ритмический

рисунок, соответствующий характеру движений.

Если,

например, Battementsfondus

исполняется

в

одной

комбинации

с

Battementsfrappes, то ритмический рисунок музыкальной фразы должен носить

разный характер, подчеркивать плавную певучесть исполнения Battementsfondus и

переходить на резкое стаккато при исполнении Battementsfrappes.

Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет

и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и

одновременно

приучает

учеников

принимать

соответствие

между

характером

музыки

и

характером

движения.

Поэтому

фрагменты

из

музыкальных

произведений и балетной литературы пианист должен подбирать в соответствии с

характером движений и комбинаций.

Если в балетном спектакле балетмейстер целиком подчиняется музыке,

передает ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление:

музыка должна по своей форме подчиняться движению.

Все комбинации урока должны, строится с учетом музыкальной фразы

(тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные

фразы могут быть малые и большие:4 такта, 8, 16, 32 и так далее.

Возможны построения комбинации экзерсиса и adagio на полторы фразы:

12 тактов, 24 и так далее.

Рассмотрим дополнительную общеразвивающую программу 1 класса

хореографического отделения.

Сначала учащиеся исполняют упражнения, стоя лицом к палке, держась за

нее двумя руками, позднее – одной рукой с правой и с левой ноги поочередно.

Открывание рук из подготовительного положения на I и II позиции – preparation у

палки и на середине зала делается на четыре вступительных аккорда; опускание

рук в подготовительное положение – на два заключительных аккорда. В конце

учебного года preparation делается на два вступительных аккорда. Урок начинается

с поклона – 8 тактов, размер ¾ (спокойный вальс). Например: Ф.Шопен «Вальс»

A-dur. Заключительные 8 тактов. Затем разминка – энергичная музыка, ритмичная в

размере 2/4 (любые польки, марши). Например: «Галоп» из балета «Коппелия»

Л.Делиба; «Полька» Д.Шостаковича; «Пантомима актеров» Д.Шостаковича и так

далее.

Экзерсис у палки.

1 полугодие.

1.

Releve

на

полупальцах

в I,II,V позициях. Музыкальный размер 2/4, темп

спокойный.

1

такт

подняться

на

полупальцы;

2

такт

опуститься

в

исходное

положение.

По

4

раза

в

каждой

позиции.

Например:

А.Даргомыжский «Славянский танец» из оперы «Русалка», 24 такта.

2.

Demi-plie в I, II, III, V позициях. Музыкальный размер 3/4, темп медленный,

legato, все слитно без акцентов. На 1 и 2 такты – движение вниз, на 3 и 4

такты

движение

вверх.

На

счет

«и»,

перед

вторым plie,

дотяжка-

эту

восьмую перед сильной долей выделить (вытянуть, пропеть). По 4 plie на

каждую позицию – по 16 тактов. Перемена позиции ног – отдельно на 3

аккорда. Например: Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия», 64 такта.

3.

Grand- plie в I, II, III, V позициях. Музыкальный размер ¾, темп медленный,

по 8 тактов каждое. Смена позиций отдельно на 3 аккорда. Счет «и» -

выделить, перед plié. Например: Г.Свиридов вальс «Метель», 32 такта.

4.

Battementstendus с 1 позиции. Музыкальный размер 2/4, темп медленный,

характер

энергичный.

На

2

такта

каждое.

По Battementstendus вперед, в

сторону,

назад,

в

сторону.

Проговаривать

каждую

нотку,

фиксировать

сильную

долю

и

перед

сильной

долей

счет

«и»

-

пропеть,

выделить.

Например: Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32

такта.

5.

Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4, 32 такта; из этих же

полек 2-е части.

6.

Battements

tendusс

1 позициис

demi-plie. Музыкальный

размер2/4,

темп

медленный, характер энергичный. На первый такт – выдвинуть, второй –

закрыть, третий – plié, четвертый – встать. Позднее все движения будут в

каждую долю. На 1 четверть – выдвинуть, на 2 – закрыть. На 3 четверть –

plié, на 4 – встать. Одно движение переходить в другое без остановок, в этом

случае все «и» - почувствовать, они как бы доминируют. Например: К. Фауст

«Три польки» №2, 16 тактов; №3, 32 такта.

7.

Подготовка

к Battementstendusjetes с 1 позиции. Музыкальный размер 2/4,

темп

умеренный,

характер

резкий,

каждую

долю

акцентировать.

На

1

четверть – выдвинуть ногу с носком в пол вперед, на 2 четверть – выбросить

ногу на 45 градусов, на 3 четверть – опустить ногу носком в пол, на 4

четверть – закрыть ногу в 1 позицию. Счет «и» перед броском – выделить

особенно. Сильный акцент – на сам бросок – резкий. 4 раза – крестом по 4 (8

тактов). Например: К. Фауст «Три польки» №3, №2 – вторые части, 32 такта.

8.

Passé parterre по 1 позиции. Музыкальный размер 4/4, темп умеренный. На

счет 1 Battements вперед, на 2 счет – в 1 позицию не задерживаясь Battements

назад; на 3 счет – снова passé по 1 позиции Battements вперед и на счет 4 –

закрыть ногу в 1 позицию. Повторить 8 раз. Например: Franz Behr «Галоп».

9.

Demi-rond de jambe par terre (почетвертикруга). Музыкальный размер ¾, темп

медленный. Endehors: на 1 такт – нога вытягивается вперед, на 2 такт – в

сторону, на 3 такт – вытягивается в 1 позицию, на 4 такт – положение 1

позиции сохраняется. Затем из 1 позиции – в сторону(1 такт), назад (2 такт)

вытянуть в первую позицию (3 такт), 4 такт – сохраняется положение 1

позиции. Endedans: то же самое в обратном порядке. Играть спокойно, с

легким пропеванием счета «и» перед сильной долей. Например: М. Титов

«Вальс» f-moll, всего 48 тактов.

10.Упражнение для рук. Музыкальный размер ¾, медленный вальс. По 2 такта

на каждую позицию рук. Например: Ф. Шопен «Вальс» cis-moll (середина),

32 такта.

11.Подготовительное упражнение к Battementsfrappes. Музыкальный размер 2/4,

темп живой, играть штрихом стаккато (резкое). На 2 такта preparation – нога

вытягивается в сторону носком в пол. На 1 такт – нога сгибается в колене, и

ставиться

в

положение surIecon-de-pied

вперед;

на

2

такт

положение

сохраняется; на 3 такт - нога вытягивается в сторону носко в пол, на 4 такт –

положение сохраняется. 4 раза, затем surIecon-de-pied назад. Например: Л.

Делиб «Пициккато» из балета «Сильвия», 16 тактов.

12.Battementsfondus.Музыкальный размер ¾, темп – очень медленный, штрих

legato.

Движение

плавное,

слитное,

тающее. Preparation

2

такта

нога

вытягивается в сторону носком в пол. На 1 такт – рабочая нога сгибается

surIecon-de-pied вперед, одновременно на опорной ноге опускаться в demi-

plie. На 2 такт – движение

продолжается, с углублением plié на счет «и»

перед сильной долей 3 такта. На 3 и4 такты – рабочую ногу вытягивать и

поставить носком в пол, одновременно вытягивать опорную ногу из demi-

plie. На счет «и» - перед сильной долей – дотяжка. Эту восьмую пропеть, как

бы удлинить. Повторить еще раз всю комбинацию. Затем 2 раза в сторону, 2 –

назад, 2 – в сторону. 32 такта. Например: Ф. Шуберт «Шесть вальсов»,

«Вальс» A-dur.

13.Battementsreleves на 90 градусов в сторону, назад. Музыкальный размер ¾,

медленно, певуче, 1 такт – выдвинуть Battementsfondus. 2 такт – поднять ногу

на 90 градусов, 3 такт – держать, 4,5,6; 7 такт – отпустить, на 8 – через

Battements задвинуть. Например: Д. Шостакович «Лирический вальс».

14.Portdebras с наклоном корпуса в перед, в стороны, с перегибом назад из 1

позиции.

Музыкальный

размер

3/4

,

темп

медленный.

По

4

такта

на

движение. 32 такта. Например: I. Ivanoviei «Walzer» e-moll.

2 полугодие

Во втором полугодии изменяются и усложняются движения, в связи с чем, в

музыкальном сопровождении меняется темп, размер, количество тактов, характер.

1.

Demi-plie,

grand-plie,

releve

на

полу

пальцы

в I,

II,

III,

V

позициях.

Музыкальный размер ¾, темп медленный, длинное legato. Вступление

2

такта, 4 такта - Demi-plie, 4 такта – releve на полупальцы, 8 тактов - grand-

plie. Переход во 2 позицию отдельно на 3 аккорда. Счет «и» перед сильной

долей (началом каждого нового движения) – выделить, пропеть (дать время

дотянуть

колени,

ягодицы,

живот

дотяжка).

Например:

Ф.

Шопен

«Мазурка» B-dur, 64 такта, М. Перцхаладзе «Вальс». Музыкальный размер

4/4, 2/4, темп еще медленнее, и каждый такт ¾ размера соответствует одной

четверти четырехдольного размера. Например: Л. Бетховен «Фрагмент из

сонаты №8» на 1 позицию 8 тактов, всего 32 такта.

2.

Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4, темп умеренный,

характер энергичный. Вступление 2 такта. На первую четверть – выдвинуть,

на вторую – закрыть. По 4 Battementsвперед, в сторону, назад, в сторону

(крестом), 16 тактов. Например: К. Фауст «Три польки» №1 (1, 2 части).

3.

Battementstendus (держась рукой за палку). Музыкальный размер 2/4, темп

медленный. Preparation 4 такта. Играть медленно, как бы втирая, вдавливая.

Характер

передать

очень

важно

каждая

доля

соответствует

движению

стопы

(проработка

стопы).

На

«раз-и»

-

нога,

втирая

пол,

выдвигается

утюжком, на «два-и» - срабатывает подушечка на ступне и дотягивается

подъем и носок (птичка). Счет «и» - выделить – подготовка к обратному

движению на счет «три-и», «четыре-и».по 4 раза – крестом, медленно, с

рукой и головой. Например: Н. Черепнин «Вариация из балета «Павильон

Армиды»», 32 такта.

4.

Battementstendusdoubles с V позиции (с пятки, во 2 позицию). Музыкальный

размер 2/4, темп умеренный. 1 четверть – выдвинуть, 2 – опустить пятку по II

позиции на всю ступню, 3 – подъем и пальцы ног вытягиваются, 4 – нога

закрывается в V позицию. Например: Л. Минкус «Вариация Китри» из балета

«Дон Кихот», 8 тактов.

5.

Battements

tendusjetesс

V

позиции.

Музыкальный

размер

2/4,

темп

чуть

живее, быстрее, характер резкий, активный. Движение исполняется слитно,

без

остановок.

1

четверть

бросок

ноги

на

45

градусов,

2

четверть

возвращение

ноги

в V позицию. По четыре вперед, в сторону, назад. В

сторону

– relevelent на 45 градусов – 4 такта. Всего 16 тактов. Например:

Franz Behr «Polka».

6.

Battements

tendusjetespiguesс

V

позиции.

Музыкальный

размер

2/4,

темп

живой, характер резкий. На 1 такт – бросок рабочей ноги на 45 градусов, на 2

такт – короткоеpigues; на 3 такт – короткое pigues, на 4 такт 1 четверть – нога

держится на 45 градусов, на 2 четверть – резко закрывается в V позицию.

Вперед, в сторону, назад, в сторону – по 2 раза. Например: V.

Winnitzki

«Maniuzia-Polka» 1часть, 32 такта.

P.S. Preparation 2 такта, в конце упражнения – 2 аккорда – снять движение.

7.

Rond de Jambe par terre. Музыкальный размер ¾, темп медленный. Endehors:

1 такт – рабочая нога вытягивается вперед; 2 такт – фиксирует точку; 3 такт –

полукруг в сторону; 4 такт – фиксирует точку; 5 такт – полукруг; 6 такт –

фиксирует точку; 7 такт – вытягивается в 1 позицию; 8 такт – положение

проверяется. 2 раза по 8 тактов. Затем все повторяется en dedans.

Позднее

музыкальный

темп

чуть

живее,

размер

тот

же

¾,

движение

исполняется

на

два

такта

без

остановок,

слитно

и

плавно.

Музыку

распределить

так,

чтобы

получился

плавный

круг

рондо.

Например: I.

Ivanoviei «Polkamazurka», 48 тактов.

8.

I port de bras; II port de bras. Музыкальный размер ¾, медленный вальс. По 2

такта на каждую позицию рук. Например: Ф. Шуберт «Вальс» D-dur, 32

такта; А. Даргомыжский «Меланхолический вальс», 32 такта.

9.

Battementsfrappes

во

всех

направлениях.

Музыкальный

размер

2/4,

темп

быстрый стаккато. Preparation 2 такта – нога открывается в сторону, носком в

пол. На 1 такт – нога сгибается в колене и ударяет опорную ногу surle-con-de-

pied впереди; на 2 такт – вытягивается вперед носком в пол; на 3 такт – удар;

на 4 такт – открыть вперед; затем тоже самое в сторону, назад, в сторону. В

последующих уроках музыкальный темп остается, но движение на каждую

четверть, еще позднее на каждую восьмую. Акцент в музыке на удар ноги.

Например: К. Фауст «Полька», 16 тактов.

10.Battements fondusноскомвпол. Музыкальный размер ¾ (4/4), темп медленный.

Preparation – 2 такта, нога вытянута в сторону носком в пол. На 1 и 2 такт –

рабочая

нога

сгибается

в surle-con-de-pied вперед (или на 1, 2 четверти),

одновременно на опорной ноге опускаться на demi-plie; на 3 – 4 такты (или

на

3,

4

четверти)

рабочую

ногу

вытянуть

и

поставить

носком

в

пол,

одновременно вытянуть и опорную ногу изdemi-plie. Выделить все восьмые,

пропеть, на счет «и» перед началом движения (дотянуть все мышцы) и перед

выходом

из plié

(продавить plie). По 2 раза вперед, в сторону, назад, в

сторону. Например: М. Марутаев «Забытый вальс», 32 такта.

11.Battementsrelevelents на 90 градусов в сторону, назад, вперед. Музыкальный

размер ¾ (или 4/4).темп медленный. 1 и 2 такты (или 1 такт) – рабочая нога

из V позиции поднимается на 90 градусов (или 2, 3 такты); на 7, 8 такты –

нога опускается в исходное положение (или 4 такт). Например: ¾ Ф. Шуберт

«Шесть вальсов», №3 e-moll; или 4/4, A. Цыбулько «Шакон», 32 такта.

12.Portdebras.

Музыкальный

размер

¾,

темп

медленный,

сплошное legato,

движение слитное. 1, 2 такты – корпус наклонить; 3 и 4 такты – корпус

выпрямить. Вперед, назад, в стороны по 8 тактов. Например: Ф. Шуберт

«Вальс», 32 такта.

Экзерсис на середине зала.

1.

Упражнение для рук, I port de bras; II port de bras. Размер ¾ (медленный

вальс). Preparation

2

такта.

Одновременно

двумя

руками

движение

по

позициям. По 2 такта на каждую позицию. Например: Ф. Шуберт «Шесть

вальсов» №5, №6, 32 такта.

2.

Марш. Музыкальный размер 2/4, темп изменяется от медленного к быстрому.

Затем бег, шаг польки, шоссе. В польке затакт (счет «и») перед сильной

долей, выделить. Например: Д. Шостакович «Полька-шарманка», И. Штраус

«Две польки» и так далее.

3.

Demi-plie. Музыкальный размер ¾. Темп медленный. По 2 Demi-plie в I,

II,

III, V позициях. По 4 такта каждое. Переход на 2 аккорда.

Preparation 4 такта.

Например: CharlesMorley, ValzeG-dur, 32 такта.

4.

Battements tendusс V позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. По

2 вперед, в сторону, назад, в сторону. По 2 такта каждое. Preparation 2 такта.

Например: Ioh. Strayss «Katinka-Polka». 16 тактов.

5.

Изучение epaulementcroiseuefface в V позиции. Музыкальный размер ¾. По 2

такта на позицию. Например: A. Czibulka«Walzer».

ALLEGRO

1.

Прыжки по VI позиции. Вступление 2 аккорда. На второй аккорд – присесть.

Музыкальный размер 2/4, 16 тактов. Например: М. Красев «Галоп».

2.

Прыжки

с

поджатыми

коленками.

8толчковых

прыжков.

Музыкальный

размер 2/4, 4 такта. Вступление 2 аккорда. Например: Л.Делиб «Галоп».

3.

Tempesleveв I, II, V позициях. Музыкальный размер 2/4, 4/4. На 1, 2 четверть

– demi-plie, между второй и третьей четвертью – прыжок на «и» - выделить,

оканчивающийся

на

3

четверть

на demi-plie,

на

4

четверть

колени

вытягиваются. По 4 прыжка в каждой позиции. Например: Л. Минкус «Кода»

из балета «Дон Кихот», по 8 тактов.

4.

Changements de pieds. Музыкальныйразмер 2/4, 4/4.

a)

На первую и вторую четверти - demi-plie; между второй и третьей

четвертью – прыжок, оканчивающийся на третью четверть на demi-plie;

на

четвертую

четверть

колени

вытягиваются.

Перед

прыжком

счет

«два-и» - затянуть и выделить счет «и», оторвать, зависнуть. Далее счет

«три-и» - играть сверху, глубоким звуком – певуче, длинное plié.

b)

На первую четверть - demi-plie; между первой и второй четвертью –

прыжок,

оканчивающийся

на

вторую

четверть

на demi-plie;

на

3-4

четверти – колени вытягиваются. Повторить 8 раз. Характер прыжков

точно отражается в музыкальном оформлении. Дыхание берется вместе

с учащимися, все затяжки, углубления и толчки выражены штрихами,

приемом

игры.

Например:

Н.

Верновицкая

«Музыка

для

уроков

классического танца», отдел прыжки. И. Климкович, В. Малышева

«Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца», отдел

прыжки.

5.

Poetdebras. Музыкальный размер ¾ или 4/4 – каждая доля четырехдольного

размера соответствует одному такту вальса. Темп медленный. На две доли –

наклон корпуса, на две доли – выпрямится. Например: «Вальс» Филипенко.

Урок заканчивается поклоном ¾, вальс – 8 тактов.

Музыкальное оформление

1 полугодие

1.

Поклон - Ф.Шопен «Вальс» A-dur. Заключительные 8 тактов.

2.

Разминка

-

«Галоп»

из

балета

«Коппелия»

Л.Делиба;

«Полька»

Д.Шостаковича; «Пантомима актеров» Д.Шостаковича и так далее.

3.

А.Даргомыжский «Славянский танец» из оперы «Русалка», 24 такта.

4.

Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия» 24такта

5.

Г.Свиридов вальс «Метель», 32 такта.

6.

Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32 такта – 1

части.

7.

Л.Дюкомен «Полька», 32такта; М.Глинка «Детская полька», 32 такта – 2

части.

8.

К. Фауст «Три польки» №2, 16 тактов; №3, 32 такта.

9.

К. Фауст «Три польки» №3, №2 – вторые части, 32 такта

10.

Franz Behr «Галоп».

11.

М. Титов «Вальс» f-moll, всего 48 тактов.

12.

Ф. Шопен «Вальс» cis-moll (середина), 32 такта.

13. Л. Делиб «Пициккато» из балета «Сильвия», 16 тактов.

14. Ф. Шуберт «Шесть вальсов», «Вальс» A-dur.

15.

Д. Шостакович «Лирический вальс».

16.

I. Ivanoviei «Walzer» e-moll. 32 такта

2 полугодие

17.

Ф. Шопен «Мазурка» B-dur, 64 такта, М. Перцхаладзе «Вальс», Л.

Бетховен «Фрагмент из сонаты №8» на 1 позицию 8 тактов, всего 32 такта.

18.

К. Фауст «Три польки» №1 (1, 2 части).

19. Н. Черепнин «Вариация из балета «Павильон Армиды»», 32 такта.

20. Л. Минкус «Вариация Китри» из балета «Дон Кихот», 8 тактов.

21. Franz Behr «Polka» 16 тактов.

22. V. Winnitzki «Maniuzia-Polka» 1часть, 32 такта.

23. I. Ivanoviei «Polkamazurka», 48 тактов.

24. А. Даргомыжский «Меланхолический вальс», 32 такта.

25. К. Фауст «Полька», 16 тактов.

26. М. Марутаев «Забытый вальс», 32 такта.

27.

3/4 Ф. Шуберт «Шесть вальсов», №3 e-moll; или

4/4, A. Цыбулько «Шакон», 32 такта.

28. Ф. Шуберт «Вальс», 32 такта.

Экзерсис

29.

Ф. Шуберт «Шесть вальсов» №5, №6, 32 такта.

30.

Д. Шостакович «Полька-шарманка», И. Штраус «Две польки»

31. CharlesMorley, ValzeG-dur, 32 такта.

32.

Ioh. Strayss «Katinka-Polka». 16 тактов.

33.

A. Czibulka«Walzer».

ALLEGRO

34.

М. Красев «Галоп»

35.

Л.Делиб «Галоп»

36. Л. Минкус «Кода» из балета «Дон Кихот», по 8 тактов.

37.

Н. Верновицкая «Музыка для уроков классического танца», отдел прыжки.

И.

Климкович,

В.

Малышева

«Музыкальная

хрестоматия

для

уроков

классического танца», отдел прыжки.

38.

«Вальс» Филипенко.

39.

Поклон – Вальс, 8 тактов.



В раздел образования