Напоминание

"Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 9-11 классов


Автор: Воеводина Алла Анатольевна
Должность: преподаватель од (математика, информатика и икт
Учебное заведение: ФГКОУ СПКУ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: элективный курс
Тема: "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 9-11 классов
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение

«Ставропольское президентское кадетское училище»

Элективный курс

«Основы исследовательской деятельности»

для обучающихся 9-11 классов

Программу составил:

преподаватель ОД

(математика, информатика и

ИКТ)

Воеводина Алла

Анатольевна

г.Ставрополь,

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный спецкурс предназначен для обучающихся 9-11 классов, способных

заниматься исследовательской деятельностью

Цель спецкурса: оказать методическую поддержку воспитанникам при

проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на

различных научно-практических конференциях и курсах школьников. Спецкурс

рассчитан на 36 часов. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного

исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей.

Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и

дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических

конференций и конкурсов школьников.

Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной

теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных

понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования,

методов научного познания, способов применения логических законов и правил,

методов поиска информации.

В третей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

выбор темы;

составление плана исследовательской деятельности;

изучение литературы по избранной теме;

работа с понятийным аппаратом;

опытно-экспериментальная деятельность.

Четвёртая часть курса посвящённая оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержится рекомендации по представлению результатов

исследовательской работы в ходе процедуры и её защиты.

Программа спецкурса предполагает как теоретические, так и практические

занятия.

Содержание спецкурса.

I.

Введение (4часа)

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, рецензия, научная

статья, научный отчёт, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные

научно-практические конференции и конкурсы школьников.

II. Методология научного творчества (12 часов)

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция,

идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования,

методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная

теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект

исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной

темы, постановка цели и конкретных задач исследования объекта и предмета

исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание

процессов исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование

выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,

эксперимент, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от

абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия,

закон исключённого третьего, закон достаточного основания; правила построения

логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная,

справочная), методы поиска информации.

III.

Этапы работы в рамках исследования

(8 часов, из них 2 часа практической работы)

а) Выбор темы.

б) Составление плана научно-исследовательской работы.

в) Работы с научной литературой.

г) Опытно – экспериментальная работа.

IV.Оформление исследовательской работы

(8 часов, из них 2 часа практической работы)

Структура содержания исследовательской работы : титульный лист, оглавление ,

введения, основная часть ,заключение ( выводы),список литературы и других

источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат,

объём, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и

примечания, приложения.

V.

Представление результатов научно- исследовательской работы (4 часа)

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу.

Культура выступления и ведение дискуссии: соблюдение правил этикета,

обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Методические материалы для проведения

спецкурса.

Формы проведения исследовательских работ.

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. наиболее

распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат,

литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно

представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым

сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или

макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад-это документ, содержащий изложение результатов исследовательской

деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или

прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и

практическая значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы

выводы и предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада,

которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия

(конференции, семинара и т.п)

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как

наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость и концентрированность восприятия

содержания на конференции и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской роботы представляется стенд размером около 1

м

2

.

Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно

оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок

(кнопок и т. п). В верхней части стенда крепится полоска 840x100мм с названием

работы, выполненным шрифтом не менее 48(высота прописной буквы 12мм). Под

названием на той же полосе шрифтом не менее 36(высота прописной буквы 8мм)

указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и

города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен

индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу.

1.

Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителей должно возникнуть

представление о тематике и характере выполненной работы.

2.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы

и т.д.) и текстового материала устанавливаются примерно 1:1. При этом текст

должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить

стенд за 1-2 минуты.

4.

Популярность. Информация должно быть представлена в доступной для

участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы

Описание сделанного в процессе исследования

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Благодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в

работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом

иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор – это краткое характеристика того, что известно об

исследуемом явлении из различных источников. В нем указывается направления

исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего

ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника.

Затем при внимательном прочтении источника оп главам и разделам необходимо

выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

Составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить

наиболее существенные мысли и идеи;

Выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты со

ссылками на источник указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией,

полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку

прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность

суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с

областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед

собой исследовательскую задачу

Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом,

обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат.recenzio-рассмотрение) представляет собой критический разбор и

оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта,

кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может

рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение

перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в идее

статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье

должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки её решения.

Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики;

Краткие данные о методики исследования;

Анализ собственных научных результатов и их обобщение;

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в

дальнейшем.

Научный отчет

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода

исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно –

исследовательской или опытно – экспериментальной работы. Назначение

научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по его

завершению или за определённый промежуток времени.

Структура научного отчета

1.

Краткое изложение плана и программы законченных этапов работы.

2.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и

практическая значимость.

3.

Характеристика применявшихся методов исследования.

4.

Описание результатов исследования.

5.

Заключение, подводящие итоги исследования и отмечающие нерешенные

вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в

дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre - докладывать,

сообщать) представляет собой:

Краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы,

содержания прочитанной книги и т.п.

Доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных или каких

либо источников.

В практике приходиться встречаться со значительным расхождениями в

требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и

процедуре защиты. Прежде всего, учителям нужно помнить, что реферат не

является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от

автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при

руководстве работой учеников над рефератами.

1.Готовность обучающегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, на сколько воспитанники понимают

материал, но их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания.

Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к

исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и

критическим мышлением. Безусловно, успешность кадета в работе над рефератом

будет обеспеченна только в том случае, если он самостоятельно примет решение

заняться таким видом деятельности.

2. Функции преподавателя при руководстве реферативной работой обучающегося.

Руководство реферативной работой предполагает оказание преподавателем

помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе

изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что

такая форма внеурочной деятельности учащихся не должна носить массовый

характер – не каждый обучающийся даже при поддержке педагога способен

определится в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с

несколькими источниками информации.

Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой кадета над

рефератами, однако ему следует ограничить свою активность консультативными

функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и

заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по

проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность

проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам

воспитанник..

3. Сроки выполнения реферата.

Как правило, работа над рефератом занимает у обучающегося не менее одного

месяца. Необходимо учесть, что, после того как преподаватель ознакомится с

черновым вариантом реферата, воспитаннику может понадобится время для

доработки содержания и редактирование текста. За неделю до защиты реферат

сдается на рецензию преподавателю-предметнику, руководившего работой.

4.Структура реферата.

Первоначально обучающийся готовит развернутый план реферата, в котором

определяется его структура и основное содержание по разделам:

Введение;

Основная часть, самостоятельно структурируемая вочпитанником по главам,

разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

Заключение;

Список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

Приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема,

описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем

введения не должен превышать 1-2 страниц. Каждый раздел основной части

ре6ферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания

реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь

текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются

перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен

превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может

содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты,

но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информации из теле- и радиопередач,

а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных

беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты преподаватель зачитывает перед членами комиссии

рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется обучающему.

Экземпляр реферата при этом может находится у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на5-7 минут. Он готовится в виде отдельного

текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более

его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной

темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо

останавливаться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы

учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После

доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой

они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того

как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия совещается

по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где

проводиться защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки

работы, учащемуся объявляют результаты защиты. Члены комиссии высказывают

свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжения

такой работы.

6. Оценка реферата.

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты

работы

Содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки

проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.)

Оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику

иллюстрированного материала и т.п.)

Представление на процедуре зашиты ( как ученик держится, на сколько

свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и

т.п.)

Проект

Проект (от лат. Projectus – брошенный вперед) – замысел, план; разработанный

план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный

текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта –

прототипа, прообраза предполагаемого объекта и состояния.

Виды проектов.

1.

Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа

над ним выполне укладывается в классно-урочную систему.

2.

Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и

навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве

дополнения к урочной деятельности.

3.

Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и

выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве

дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Некоторые понятия, необходимые для проведения

научно-исследовательской работы.

Аспект (лат. aspectus – вид, взгляд) – точка зрения, с позиции которой

рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. approbatio) – одобрение, утверждение, основанное на проверке,

испытании.

Аргумент (лат. argumentum) – суждение или совокупность суждений, приводимые

в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание

доказательства.

Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное

предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее

опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной

научной теорией.

Дедукция (лат. deductio - выведение) – вывод, рассуждение от «общего» к

«частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или

просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием –

следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. inductio - наведение) – вывод, рассуждение от «частного» к

«общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично

характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат. contextus – соединение, связь) – относительно законченный

отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и

смысл входящих в него слов, выражений и т.п.

Концепция (лат. conceptio – понимание, система) – система взглядов на что-либо,

основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений;

ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах

научно-исследовательской деятельности.

Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по

какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную

ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в

определенном аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. principium – начало, основание) – основное, исходное положение

какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический

вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус (греч. thesaurus - сокровище) – словарь, в котором максимально полно

представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) – утверждение, требующее

доказательства; более широко – любое утверждение в споре или в изложении

некоторой теории.

Теория (греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в

той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное

представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – событие, результат; знание,

достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое

знание.

Последовательность хода научного исследования

1.

Обоснование актуальности выбранной темы:

постановка цели и конкретных задач исследования;

определение его объекта и предмета

выбор методов (методики) проведения исследования;

описание его процесса и обсуждение результатов исследования;

формулирование выводов и оценка полученных результатов.

2.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,

эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод

восхождения от абстрактного к конкретному.

3.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон

противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;

правила построения логических определений.

4.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная,

справочная): методы поиска информации.

Этапы работы ученика в процессе исследования

Прежде чем охарактеризовать этапы работы в процессе исследования,

необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к

ученику и учителю, способным и желающим заниматься исследовательской

деятельностью, а также на особенности содержания и предоставления результатов

исследования.

Требования к участникам и особенности исследования.

Требования к

воспитаннику

Готовность к исследовательской деятельности (наличие

определенных знаний и умений, неудовлетворенность

имеющимися представлениями

Успешное освоение основного предметного материала и

стремление выйти за рамки учебной программы

Требования к

преподавателю

Готовность к исследовательской деятельности

Основная функция в ходе исследования – координатор и

партнер своих учеников

Особенности

исследования

Исследовательская деятельность не должна и не может носить

массовый характер.

Выходит за рамки школьного курса

По тематике находится на стыке различных областей знаний

Проблема исследования должна быть достаточно узкой,

значимой для ученика. Поэтому ее необходимо выбрать

самому ученику

Варианты

представления

результатов

исследования

Защита результатов исследования на экзамене

Публикация в школьном журнале или специально

подготовленном сборнике исследовательских работ учащихся

Участие в научно-практических конференциях школьников

(школьных, городских, региональных, всероссийских,

международных)

Рассмотрим содержание этапов работы кадета в процессе исследования.

На первом, подготовительном, этапе, который длится не более месяца,

необходимо определить область исследования - явление, эпоху, процесс и т.п.

Далее в этой области следует выбрать узко определенную проблему, наметить

линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к

сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит

посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам.

Одновременно по сборам информации нужно создать базу данных, в которую

включить отрывки текстов по проблеме исследования, библиографию,

иллюстративные материалы.

На втором этапе ученик под руководством преподавателя определяет структуру

исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель,

задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики,

необходимые для его проведения. Все это отражается в тексте введения

исследовательской работы.

На третьем этапе

учащийся проводит литературный обзор по проблеме

исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит

основную часть исследования.

И, наконец

,

на заключительном этапе

ученик подводит итоги – формулирует

результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте

заключения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо

уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

Оформление исследовательской работы.

Структура содержания исследовательской работы.

В любой

исследовательской работе, как правило, выделяют три основных раздела:

введение, основная часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На

основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования. Далее,

исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании

цели определяются его задачи.

Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется, а

предмет- часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект

изменился.

Другими словами, в предмете исследования указывается то, чему оно

посвящено.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные

трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко,

одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное

решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его

этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать»,

«обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае,

если конечный продукт исследования получит материальное воплощение,

например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная

программа и т.п. При формулировании задач целесообразно применять глаголы

«проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач

исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество _три-

пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы

и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие

методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение,

эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы. Примерами

специальных методов исследования могут служить метод меченых атомов,

статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (используется в

физике и химии), методы интервалов и математической индукции (используется в

математике). В гуманитарных науках в качестве методов исследования весьма

активно применяются тестирование, анкетировании, интервью. В некоторых

случаях используют и узкоспецифические методы, которые обычно названы по

имени разработавших их ученых. Так, например, в математике для решения

уравнений весьма эффективен метод Ньютона (метод касательных), а наиболее

распространенным методом решения системы линейных уравнений является

метод Гаусса (метод последовательного исключения неизвестных); основными

методами гидродинамики являются метод Лагранжа и метод Эйлера (методы

описания движения жидкостей).

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме

исследования, описание его этапов и процесса.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты,

полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты

должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы =- с

целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «описать»,

«выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей

форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ…, выявлено…,

определено…, установлено…» Выводы, согласуясь с целью исследования,

формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов

данного исследования доказано… (обосновано…, разработано…)

Т.о., все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и

взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода (см. схему);

последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать

необходимые для этого методы исследовательской деятельности.

Логическая взаимосвязь цели, задач, результатов и вывода

МЕТОДЫ

- анализ

- наблюдение

- измерение

- эксперимент и др.

Язык, стиль и структурные особенности текста

исследовательской работы.

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться

так называемым формально-логическим способом описания. Текст исследования

имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и

последовательность. В исследовательской работе допускается использование

аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для

читателя.

ЦЕЛЬ

доказать…

(обосновать…)

(разработать…)

ЗАДАЧИ

-

провести анализ

- выявить

- определить

- установить

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе данного исследования

- проведен анализ…

- выявлено…

- определено…

- установлено…

ВЫВОД

На основании результатов

данного исследования

доказано… (обосновано…)

(разработано…)

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист (формат

А

4

) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным

правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения,

отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в

кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует

придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в

формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы

свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании

работы.

Ниже указывается вид работы и учебный предмет, например, экзаменационный

реферат по биологии.

Еще ниже ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и

отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается

фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя,

отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального

значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все

заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки

оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Но делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и

заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом:

рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной

части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры,

необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в

конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне

действовать самому и я научусь».

После заключения принято помещать список использованной литературы и других

источников (не менее 3-5). При оформлении списка источников сначала

перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге

последовательно указываются её автор или авторы, название, город, в котором

издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

Общие правила оформления текста

исследовательской работы

Объём ученической исследовательской работы обычно колеблется от 5 до 25

страниц печатного текста, доклада – от 1 до 5 страниц в зависимости от класса и

степени готовности учащегося к такого рода деятельности.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

Размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

Интервал между строк – 1,5-2;

Размер полей: левого – 30мм, правого – 10мм, верхнего – 20мм, нижнего

– 20мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что

правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в

сумме 40мм).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем

30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и

пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на

той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким

шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифры номера страницы

ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не

ставится,

Каждый новый раздел (введения, главы, параграфы, заключение, список

источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и

последующим текстом должно быть равно трём интервалам. Заголовок

располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.



В раздел образования