Авторы: Татаринова Альбина Васильевна, Вдовина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Добрянка, пгт.Полазна
Наименование материала: доклад
Тема: "Детско-родительские проекты в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Детско-родительские проекты в ДОУ.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений
введения ФГОС ДОО является процесс - включения семьи в
образовательную деятельность детского сада, который позволяет
создать необходимые условия для формирования социальной
ситуации развития детей, соответствующей специфике детского
возраста.
Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том,
что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры,
конкурсы, презентации раскрывают творческие способности
детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что,
естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в
реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу
в процессе работы над проектом, но и становятся
непосредственными участниками образовательного процесса,
обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений
ребенка.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и
ответственную личность, развиваем умственные и творческие
способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией,
помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и
детского сада. Благодаря методу проектов, нам удалось достичь
положительных результатов по включению родителей в
совместную деятельность по развитию детей.
Как известно, каждый дошкольник по своей натуре —
любознательный Почемучка, маленький исследователь, поэтому
«самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам».
Основная функция проектирования — наметить программу,
подобрать средства дальнейших целевых действий. Технология
проектирования начинается с ориентации на актуальную
проблему дошкольника. Процесс проектирования состоит из трех
этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Основные этапы.
1. Целеполагание:
педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта -
план деятельности по достижению цели
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
в каких источниках можно найти информацию:
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование):
С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта
– практическая часть.
4. Подведение итогов –
определение задач для новых проектов.
Задачи:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления:
5. развитие коммуникативных навыков.
Классификация проектов.
а) по составу участников
б) по целевой установке
в) по тематике
г) по срокам реализации.
Продолжительность проектов.
Краткосрочные
– одно или несколько занятий в 1 – 2 недели.
Средней продолжительности
– 1 месяц.
Долгосрочные
– на учебный год или более.
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей.
Реализация поставленных задач проходила с учетом того,
что Проект – это пять «П» Проекты классифицируются по
разным признакам. Наиболее существенным является
доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются
следующие типы проектов:
Исследовательско-творческие: осуществляется
исследовательский поиск, результаты которого оформляются в
виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации,
картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр,
когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают
поставленные
проблемы
Информационно-практико-ориентированные: дети
собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных
источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные
интересы: оформление дизайна группы, музыкального зала и т.п.
Творческие: как правило, не имеют детально
проработанной структуры совместной деятельности участников.
Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.
Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
В ходе подготовки проектов важно отметить, что происходит
творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на
общее и речевое развитие дошкольников:
1. Активное, заинтересованное, творческое участие семей в
реализации проекта.
2. Психологическую готовность родителей в понимании
своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов,
возможностей.
3. Развитие педагогической компетентности родителей.
4. Расширение словарного запаса детей.
5. Развитие мышления, памяти, воображения.
6. Развитие коммуникативных способностей.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками
способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников,
видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод
проекта способствует развитию благоприятных межличностных
отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические
исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ, развивает
познавательно-речевую
активность
дошкольников.
Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы
проектной деятельности, могут использовать данную технологию
в работе с детьми.
Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
Родители стали активными участниками образовательного
процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться
наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном
процессе ДОУ помогает научиться работать в команде,
вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения
поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и
видов деятельности.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную
и ответственную личность, развиваем умственные и творческие
способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией,
помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи
и детского сада. Благодаря методу проектов, мне удалось достичь
положительных результатов по включению родителей
в совместную деятельность по развитию детей.
Мы считаем, что использование метода проекта, в работе
с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка.
Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своими
успехами. Метод проекта способствует развитию благоприятных
межличностных отношений в группе детей. Результатами нашего
сотрудничества с родителями, мы считаем, следующее:
- создание детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ
с семьей;
- оказание родителями помощи в создании развивающей
среде;
- активное участие родителей на утренниках, открытых
мероприятиях.
Проектная деятельность обладает целым рядом
характеристик, которые оказывают положительное влияние на
развитие ребенка — дошкольника. Прежде всего, в ходе
проектной деятельности, расширяются знания об окружающем
мире. В первую очередь это связано с выполнением
исследовательских и творческих проектов. Кроме того,
развиваются общие способности детей — познавательные,
коммуникативные,
регуляторные.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он
выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых
ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым
содержанием.