Напоминание

"Организация проектной деятельности на уроках технологии"


Автор: Чурзина Ольга Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ СШ № 3
Населённый пункт: г. Дубовка, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках технологии"
Раздел: полное образование





Назад




Организация проектной деятельности на уроках технологии

Сегодняшнее

время

требует

от

современного

учителя

владение

новыми

технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность

и индивидуальность ребёнка, творческую инициативу. Необходимо научить его овладевать

новыми

видами

деятельности

и

новыми

знаниями.

Одним

из

способов

достижения

является использование проектной деятельности на уроке и во внеклассной работе.

Проектная

деятельность

учащихся

-

это

совместная

учебно-познавательная,

творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы

деятельности,

направленные

на

достижение

общего

ре зульт ат а. Проектная

деятельность является

частью

самостоятельной

работы

учащихся.

Качественно

выполненный

проект

это

поэтапное

планирование

своих

действий,

отслеживание

результатов своей работы.

Организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия

д л я

р е ш е н и я

п р о б л е м ы

г у м а н и з а ц и и

о б р а з о в а н и я .

У ч е б н ы й

предмет «Технология» обеспечивает формирование технологической культуры, культуры

труда, практических знаний и умений. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в

современной

технологической

среде,

активно

участвовать

в

ее

преобразовании

и

самореализоваться в окружающем мире.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных

работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года

обучения.

Вместе

с

тем,

возможно

построение

годового

учебного

плана

занятий

с

введением

творческой,

проектной

деятельности

в

учебный

процесс

с

начала

или

с

середины

учебного

года.

При

определении

тематики

учебных

проектов

следует

руководствоваться содержанием обучения в данном классе. При этом педагог должен

учитывать

посильность

объекта

труда

для

школьников

соответствующего

возраста,

а

также его общественную или личную ценность.

Задачи реализации проектной деятельности:

Повышать уверенность ученика в своих силах.

Развивать у учащихся «командный дух», вдохновлять детей на развитие

такого

необходимого

социального

навыка,

как

коммуникабельность

и

умение

сотрудничать.

Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения

искать пути решения поставленной задачи.

Развивать

у

учащихся

исследовательские

умения

(выявлять

проблемы,

выявлять

информацию

из

литературы),

наблюдательность,

умение

строить

гипотезы,

обобщать, мыслить аналитически.

Этапы выполнения проекта при продукционном проекте

(наиболее распространенный на уроках технологии).

1.Поисково-исследовательский.

1. Анализ проблемы или темы предложенного проекта. Краткая формулировка

задачи.

2. Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и

навыков для осуществления проекта.

3. Составление плана работы.

4.

Сбор,

изучение

необходимой

информации,

в

том

числе

с

помощью

информационных банков, каталогов, других источников.

5.

Определение

критериев

(характеристик),

которым

должно

соответствовать

проектируемое изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя.

6.

Исследование

вариантов

конструкции

изделия,

свойств

материалов,

их

прочности,

доступности,

возможности

обработки

в

условиях

мастерских,

технологии

изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки.

7. Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии

изготовления модели, изделия.

II. Технологический.

1.

Составление конструкторской и технологической документации.

2.

Выполнение

запланированных

тренировочных

упражнений

и

технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.

3.

Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

4.

Соблюдение

технологической

дисциплины,

правил

безопасной

работы,

культуры труда.

5.

Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.

III. Заключительный.

1.

Экономическая оценка проекта.

2.

Экологическая оценка.

3.

Анализ

результатов

выполнения

проекта,

испытание

его

на

практике,

защита.

Основные этапы работы над другими видами проектов.

Постановка

цели:

выбор

темы

проектного

задания

с

учетом

его

практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.

Оценка материальных, финансовых и интеллектуальных возможностей,

необходимых учащемуся для выполнения проекта.

Сбор и обработка необходимой информации при

изучении литературы,

обращение к банку данных.

Разработка

идеи

выполнения,

планирование,

организация

и

выполнение

проекта с учетом требований дизайна и экономики, самообразование учащихся в процессе

работы над проектом

Обобщение результатов и выводы.

Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и

ошибок.

Работа над проектом – это творческий процесс и, естественно, в ходе работы над

проектом на разных этапах в него могут быть внесены изменения, поправки, уточнения.

Не стоит воспринимать учебное проектирование, как некий алгоритм, точно соблюдая

этапы которого, можно автоматически достичь поставленных целей.

Современный

проект

учащегося

-

это

дидактическое

средство

активизации

познавательной

деятельности,

развития

креативности

и

одновременно

формирования

определенных личностных качеств.

Виды проектов:

Информационный и исследовательский проект.

Обзорный проект.

Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).

Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить три вида учебных проектов:

краткосрочные

(2-6

часов);

среднесрочные

(12-15

часов);

долгосрочные,

требующие

времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Исследовательский проект может быть по содержанию: монопредметным (только

по обслуживающему труду); межпредметным; надпредметным (например, проект, который

выполняется

в

ходе

факультативов,

изучения

интегрированных

курсов,

работы

в

творческих мастерских).

По

включенности

в

учебные

планы

проект

может

быть:

итоговым

(когда

по

результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного

материала) и текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на

самообразование и проектную деятельность).

Роль учителя в выполнении проекта.

Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа

учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных

готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной его деятельности

учеников. В целом задача учителя при работе над проектом это:

- помощь ученикам в поиске нужных источников информации;

- самому помогать координировать весь процесс;

- являться источником информации для учащегося;

- всячески поощрять участников проекта;

- стараться поддерживать непрерывную обратную связь с учениками во время всей

проектной деятельности;

Основной трудностью является большое количество времени, затрачиваемое на

индивидуальную

работу

с

учеником.

Здесь

в

помощь

идет

групповая

деятельность

учащихся.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя,

но в тоже время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед

учителем, усложняются.

Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы

работы над проектом подростка. Направить в нужное русло инициативу и творчество

учащегося.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания, самообразовываться, быть в

поиске новых идей. Идти в ногу со временем, быть новатором нужных идей.

Проектная

технология

позволяет

формировать

такие

личностные

качества:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям,

готовности

к

сотрудничеству

и

дружбе;

уважения

к

окружающим

-

умения

слушать

и

слышать

партнера,

признавать

право

каждого

на

собственное мнение

и

принимать

решения

с

учетом

позиций всех участников

Проектная

технология

способствует

развитию

широких

познавательных

интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирует

способность

к

организации

своей

учебной

деятельности

(планированию,

контролю,

оценке);

формирует самоуважение и эмоционально-положительное

отношение

к

себе,

готовность

открыто

выражать

и отстаивать

свою

позицию,

критичность

к

своим

поступкам и умения адекватно их оценивать.

Проектные технологии в наибольшей степени соответствуют решению основных

целей

и

задач

технологического

образования. Организация

проектной

деятельности

базируется на проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для подростка.

Учитель

может

направить

мысль

и

деятельность

ученика

в

русло

самостоятельного

поиска.

На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это

объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень

важно

для

формирующихся

личностей.

Именно

коммуникативные

навыки

наиболее

востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность

учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и

компетенции.



В раздел образования