Напоминание

Чтение с листа на уроках фортепиано


Автор: Хруслова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО г.Москвы ЦДТ Исток
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Чтение с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ г. Москвы ДШИ «Исток»

Работа педагога дополнительного образования по фортепиано высшей

категории Хрусловой Г.В.

Тема : «Чтение с листа на уроках фортепиано»

Чтение с листа – одно из важнейших разделов работы в классе,

необходимое для дальнейшей практической работы. О пользе чтения с листа

для развития учащихся музыкальная педагогика была осведомлена с давних

пор. Умение читать с листа незнакомый музыкальный материал всегда

считалось признаком музыкального развития и достаточного уровня

музыкально – исполнительского опыта.

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном

тексте значительно активизирует процесс работы и расширяет его

музыкальный кругозор. «Сколько читаем – столько знаем» - эта истина

полностью сохраняет своё значение и в музыкальном образовании. Читая

музыку, учащийся имеет дело с произведениями. Которые не обязательно в

дальнейшем разучивать, они не для запоминания, не для заучивания.

Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа.

Читая произведения с листа, «исполнитель безраздельно отдаётся во власть

музыки».

Процесс чтения с листа – процесс сложный. Нужно внутренне «

услышать» воспринимаемый нами зрительно нотный текст, а услышанное

перевести в соответствующие игровые движения. Главный момент заключен

в мысленном опережении читающим того, что непосредственно играется им

в данный момент, т. е. « разведка глазами». Получается такая формула: «

вижу – слышу – играю» Поэтому задача педагога заключается не только в

том, чтобы научить учащегося обращать внимание на ключевые знаки,

размер, ритм и т. д., но постараться научить его слышать музыку в себе, читая

ноты глазами.

Второе существенное положение при чтении с листа – это требование

неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только при этом условии

может быть обеспечено плавное, непрерывное, логичное развёртывание

звукового «действия». Отрываясь глазами от нотных строчек читающий,

естественно легко теряет тот фрагмент текста, который исполняется им в

данный момент. Отсюда – задержки, запинки. Любые метания глаз при

чтении с листа нежелательны, и чем их меньше, тем лучше.

К сожалению и по сей день фортепианная педагогика не располагает

всесторонне разработанной единой методикой обучения чтению с листа.

В методических рекомендациях по чтению с листа говорится, что

развитие навыка чтения с листа должно начинаться с первого года обучения,

носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Разбирая в классе новое произведение, педагог должен обращать

внимание ученика на ладовую и метроритмическую основу произведения,

штрихи, аппликатуру и т. д.

Уже в младших классах необходимо приучать ученика разбирать

музыкальное произведение двумя руками в медленном темпе. Важно. Чтобы

ученик в процессе разбора не менял взятого темпа, а также научился

просматривать текст на такт или несколько тактов вперёд.

Учитывая, что навык чтения с листа развивается постепенно, путём

кропотливой и систематической работы, произведения, намеченные для

чтения с листа в младших классах должны быть особенно тщательно

подобраны: наиболее целесообразно начинать работу с небольших по

объёму пьесок в тональностях до 2-х знаков , в простых размерах с очень

простой фактурой в аккомпанименте и доступным мелодическим рисунком.

Проработка ошибок ( отдельных мест ) должна быть только после

исполнения.

Есть два способа чтения с листа нового нотного материала:

1.

Применяется на начальном этапе: перед чтением подробно разобрать

текст ( поговорить о тональности. Ключевых знаках. Размере, штрихах,

ритме, простучать места с ритмическими сложностями. Поговорить о

мелодии, её движении. О характере музыки и т. д. ).

2.

Это мысленное прочтение нотного текста без предварительного

разбора. Текст читается глазами 2 – 3 раза.

Обращаясь к новому, неизвестному материалу, проигрывая его за

инструментом, учащийся вынужден в силу обстоятельств напрячь,

полностью мобилизовать свои слуховые ресурсы: все ли ноты им верно

берутся, всё ли из играемого соответствует авторскому тексту?

Обострённость слухового контроля здесь обусловлена тем, что чтение с

листа предлагает игру вне зрительного охвата клавиатуры ( глаза

прикованы к нотной записи ), и только слух «отвечает» за точность

воспроизведения текста. Подтверждает или отрицает правильность

полученных на инструменте звукосочетаний. Нагрузка, которая

приходится в данной ситуации на музыкальный слух, служит

своеобразной, но весьма действенной его тренировкой.

Методические пособия по чтению с листа на фортепиано Брянской,

Ефимовой, Ляховицкой, Орловой, Батаговой.



В раздел образования