Напоминание

Воспитание речи неговорящего ребенка - алалика


Автор: Быконя Светлана Валентиновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС КВ №3
Населённый пункт: город Темрюк Краснодарского края
Наименование материала: презентация
Тема: Воспитание речи неговорящего ребенка - алалика
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ ДС КВ № 3

МБДОУ ДС КВ № 3

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ

Воспитание речи

неговорящего ребёнка-

алалика

Подготовили: учителя-логопеды:

Быконя С. В.

Чиркова А. Л.

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

это системное недоразвитие

экспрессивной речи ( устное

высказывание) центрального органического характера, вызванное

поражением

речевых

зон

коры

головного

мозга

во

внутриутробном

или

раннем

периоде

развития

речи.

Это

нарушение

обусловлено

несформированностью

языковых

операций процесса порождения речевых высказываний.

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

НЕРЕЧЕВАЯ СИМТОМАТИКА

Отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние

Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или

расторможенность движений, недостаточная ритмичность, нарушение равновесия. Особенно затруднена

мелкая моторика.

Возникают трудности в формировании пространственно – временных отношений, нарушены восприятие и

словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов

Отмечаются трудности включения и концентрации внимания, устойчивости и распределения его,

повышенная отвлекаемость, истощаемость.

Сужение объема памяти, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных

раздражителей и т.д.

Несформипованность мыслительных операций.

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ

РЕЧЕВАЯ СИМТОМАТИКА

Не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата.

неумение выполнить определенное артикуляционное движение или действие,

наблюдаются неудачные поиски артикуляции

Затруднено слияние звуков при их правильном и неправильном проговаривании

Ошибки при определении правильной последовательности звуков в слове, слов

во фразе, не может переключиться от одного слова к другому.

нечеткости звукового восприятия улавливают только отдельные элементы фразы

и не могут связать их в единую смысловую структуру

Нарушение ритмической организации слова, проявляется в замедленности

речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между

слогами и словами, с равно- и разноударностью

Словарный запас в зачаточном состоянии, ограничен рамками обиходно –

бытовой тематики в лепетном выражении

Грамматический строй отсутствует , либо грубо нарушен.

Отмечаются грубейшие виды аграмматизма в зачаточном состоянии

Несформированность мотивации общения.

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

это нарушение понимания речи вследствие нарушения

работы

речеслухового

анализатора,

возникшие

при

преимущественном

поражении

височной

доли

левого

полушария

при

относительной

сохранности

слуховых

операций.

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

НЕРЕЧЕВАЯ СИМТОМАТИКА

Неустойчивость, истощаемость слухового внимания и восприятия

Сохранность зрительного и тактильного воприятия

Нарушения высших психических функций: оптико-пространственного гнозиса,

Нарушения слуховой и речеслуховой памяти, снижен объем, отмечается

непродолжительность запоминания.

Нарушение вербально-логического мышления

Вторичное снижение интеллекта.

Трудности концентрации , переключения и распределения внимания

Быстрая утомляемость, истощаемость

Двигательное беспокойство,

Импульсивность, хаотичность поведения, либо замкнутость эмоциональная лабильность,

повышенная возбудимость или чрезмерная заторможенность , необоснованная

застенчивость.

Выраженные трудности поведения

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ

РЕЧЕВАЯ СИМТОМАТИКА

нарушение восприятия и понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового

анализатора.

не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не

воспринимается слово целиком,

несформированность акустико - гностических процессов,

не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом.

Эхолалии – автоматическое проговаривание слов и словосочетаний вслед за их

воспроизведением.

присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов),

элизии слогов (пропуски),

парафазии (звуковые замены),

контаминации (объединение частей разных слов друг с другом).

В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков,

разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов.

-Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного

повышенная речевая активность -логоррея на фоне пониженного внимания к речи

окружающих и отсутствием контроля за собственной речью.

ОТЛИЧИЕ СЛАБОСЛЫШАШЕГО ОТ

СЕНСОРНОГО АЛАЛИКА

Слабослышаший

Сенсорный алалик

1.

Показатели слуха. У

слабослышащего стабильный

порог (уровень) восприятия.

За исключением тех случаев,

когда резко теряется слух.

Мерцающее непостоянство слуховой

функции. С утра понимание лучше, а

вечером хуже (может быть наоборот, т.к.

после сна еще торможение, а затем

врабатывается).

2.

Если говорить громче, то

понимание улучшится. С

аппаратом аналогично.

Если говорить громче, то понимание

ухудшится, так как включается

охранительное торможение.

3.

Голос. Приглушенный

Громкий, нормальный

4.

Более контактны

Есть гиперакузия — это повышенная

слуховая чувствительность к звукам,

которые безразличны для окружающих

(шорох бумаги, капающая вода).

Здоровые люди слышат такие звуки, но

относятся к ним индифферентно, не

реагируют на них, за исключением

психической дискомфортности,

нервозности, утомления.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И ЗПР

Критерии

сравнения

Моторная алалия

ЗРР

1.

Темп овладения

речью

Задержка темпа нормального

овладения речью сочетается с

патологическим проявлениями –

нарушениями структурно-

функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого

развития, его скачкообразность

2.

Спонтанное

усвоение языка

Самостоятельно ребенок не может

овладеть лексико-грамматическими

обобщениями

Возможность самостоятельного

усвоения ребенком некоторых

норм родного языка

3.

Импрессивная

речь

Затруднено понимание

грамматических изменений слов,

смешивает квазиомонимы (похоже

звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную

речь, отсутствуют смешения в

понимании значений сходно

звучащих слов

4

Экспрессивная

речь

• нарушена программа высказывания,

• стойкие грубые нарушения структуры

слова, фразы (телеграфный стиль),

• аграмматизм,

• с накоплением словаря усиливается

аграмматизм

есть программа речевого

высказывания,

отсутствуют грубые нарушения

структуры слова и фразы и

аграмматизм

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И ЗПР

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Критерии

сравнения

Моторная алалия

ЗРР

1.

Особенности

динамики в

коррекционной

работе

не может без коррекционного

воздействия преодолеть

дефект;

возможны остаточные

явления в школьном возрасте

способны к самостоятельному

овладению речевыми

обобщениями,

речевую недостаточность

преодолевают спонтанно,

коррекция направлена на

звуковую сторону речи,

к школе преодолевают речевую

недостаточность

2.

Анатомо-

физиологические

особенности

Нарушения ЦНС носят

стойкий органический

характер

Носят обратимый

нейродинамический характер или

не наблюдаются

3.

Особенности

психической

деятельности

Иногда нуждаются в

преодолении речевого

негативизма

Сформирована мотивация

деятельности, нет речевого

негативизма

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

№ Критерии

сравнения

Моторная алалия

Инетеллектуальная

недостаточность

1

Сущность

нарушения

Форма патологии речевой деятельности,

результат неусвоения в онтогенезе

структурно-функциональных

закономерностей языка при сохранности

неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи –

результат патологии

познавательной деятельности

2

Предречевое

развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

3

Динамика

развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет

скачков в темпе развития речи

к 6-7 г. на основе подражания

овладевают простым

грамматическим стереотипом по

мере овладения стереотипом

темп овладения речью

ускоряется

4

Импрессивная

речь,

установление

причинно-

следственных

связей

Понимание обращенной речи

относительно сохранно, понимает

сложные синтаксические конструкции,

делает попытку выражать в речи

причинно-следственные связи

доступными ему языковыми средствами

(интонация, псевдослова,

звукоподражания, «звуковые жесты»,

кинетическая речь)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ И

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Критериии

сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная

недостаточность

5

Формально-языковые

нарушения речи

(грамматический

строй речи)

Аграмматизм (на уровне

синтаксиса связного текста и

отдельных высказываний, на

морфологическом уровне),

трудности поиска слов, выбора

морфем и установления

порядка следования слов

Речь логически бедная или

алогичная может быть

правильной в формально-

языковом (грамматическом)

отношении

6

Запас знаний и

представлений

С трудом актуализируется в

речи

Ограничен

7

Невербальное

мышление

Сохранно (классификация,

исключение 4-го лишнего,

сравнение)

Нарушено вербальное

мышление

8

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

9

Критичность

Критичны к своей собственной

речи, речевой негативизм

Некритичны

АЛАЛИЯ

это полное отсутствие речи или её недоразвитие

в результате органического повреждения

головного мозга.

Все

логопедические

методы

формирования

речи

обращаются к закономерностям развития речи в норме.

В норме ребёнок первоначально учится понимать речь,

и

при

развитии

понимания

речи

развиваются

общие

психические процессы

(восприятие, внимание, память, мышление).

Отсюда вытекает необходимость и обоснованность

определённой последовательности в работе.

развитие понимания обращённой речи.

развитие слухового внимания.

развитие слуховой памяти.

развитие речевого внимания.

развитие фонематического слуха.

развитие звукового анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

устранение речевого негативизма.

Работа начинается со звукопроизношения

Задача логопеда:

в благоприятной эмоционально – игровой ситуации

вызвать

подражательную

речевую

деятельность

в

форме

любых

звуковых сочетаний, обязательно с поощрением.

развитие

активной

речи

начинать

со

звукоподражания,

накопления

элементарного словаря по структурно – звуковому подобию

Развиваем

речевую

моторику,

т.е.

предлагаем

подготовительные

упражнения, возможен лёгкий массаж.

развитие фонетики – по подражанию.

построение слоговой структуры слова – СГ, ГС, ССГ.

развитие лексики.

формирование грамматического строя.

развитие связной речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

МОТОРНУЮ АЛАЛИЮ, ОПИРАЕТСЯ НА

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПО А. Н. ГВОЗДЕВУ

:

однословное предложение;

предложение из слов - корней;

первые формы слов;

усвоение флексий;

усвоение предлогов;

наличие развернутой фразовой речи с проблемами в

формировании лексики, грамматики, фонетики

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ РАБОТЫ устанавливаются на основании понимания

того, что у ребёнка – алалика кроме тяжёлого нарушения

речи отмечается ещё целый ряд отклонений от

нормального развития:

недостаточность общей моторной сферы (неуклюжи, с трудом

прыгают на одной ноге, не умеют самостоятельно одеться,

обуться, двигательные навыки усваиваются с трудом).

недостаточность речевой моторики (замедленные и неловкие

движения языка, губ и все артикуляционные подражания).

недостаточность слухового внимания (неумение улавливать

отдельные звуки и различать их).

отклонения в области зрительных восприятий (трудности в

различении цвета, формы, воспроизведении их по образцу).

отклонения в мотивационной сфере (недостаточная

активность или её отсутствие, вялость в работе, пониженный

интерес к окружающему).

Поэтому развитие общей и речевой моторики,

слухового внимания, зрительных и тактильно-

к и н е с тет и ч е с к и х

во с п р и я т и й

д о л ж н о

проводиться одновременно с развитием речи.

А в

основе

работы

по

развитию

речи

а л а л и к а

н а хо д и т с я

ф о р м и р о в а н и е

языковой системы ребёнка

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

преодолевается речевой негативизм,

формируются психологические предпосылки для речевой

деятельности,

развивается общая и речевая моторика,

формируется игровая деятельность,

корректируется слуховое, зрительное, тактильное восприятие,

развиваются умения, которые направлены на то, чтобы

воспринять, осмыслить и понять речевое общение,

формируется мотивация развития психической и речевой

активности, подражательной деятельности и репродуктивной

(отражённой) речи.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ ОСНОВНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ:

воспитание речевой активности,

формирование пассивного и активного словаря, доступного

пониманию и воспроизведению,

формирование начальных речевых умений в диалогическом

общении,

при этом формируются психофизиологические предпосылки

речевой деятельности и первоначальные навыки в

ситуации общения.

Первый этап обучения соответствует детям, у которых имеет

место полное или частичное отсутствие общеупотребительной

речи.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ:

формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря

и структуры фразы,

ведётся работа над распространением предложений, их

грамматическим оформлением,

происходит формирование высказываний в качестве

главной единицы речевого действия (нераспространенные,

затем распространенные предложения, небольшие

простые рассказы),

ведётся работа над диалогом и рассказом описательного

характера, формируются распространённые высказывания

как основные единицы речевого действия.

На логопедических индивиду­альных занятиях обращается внимание на

развитие грамматического строя речи, активизацию словаря, а не

на правильное произношение, поскольку у детей с алалией

возникновение звуков может быть спонтанным.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ОСНОВНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ:

формирование навыков связной речи — особо

сложной коммуникативной деятельности,

развитие коммуникативных умений,

автоматизация грамматических структур.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗНООБРАЗНЫЕ

СПОСОБЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БОЛЕЕ ПОЛНОЕ РЕШЕНИЕ

ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ РЕЧИ АЛАЛИКА.

Первоначальный шаг – установление эмоционального

контакта с ребенком, создание доброжелательной

атмосферы.

Для этого используют

игры с активным перемещением ребенка в

пространстве, перестроения, направленную ходьбу и т.

д.

использование приёмов ритмики и логоритмики

является очень эффективным для развития речи ,

когда музыка, слово и движение, сочетаясь в разных

упражнениях, формируют двигательную и

речедвигательную деятельность, память, обеспечивают

восполнение пробелов в ритмическом, речевом и

личностном развитии детей.

НА ВСЕХ ЭТАПАХ РАБОТЫ мы не просто

активизируем двигательную

активность, но и создаём:

практику общения на доступном для ребёнка уровне:

операции с отдельными словами на натуральных предметах,

действиях, ситуациях (покажи, повтори, назови),

с фразами, не объединёнными смысловым контекстом

(понимание вопросов, ответы на них в развёрнутой форме),

с фразовым материалом, объединённым смысловым

контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для

ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.),

-операции со знакомой картинкой, играми с использованием

диалогической и затем монологической речи, с опорой на

наглядность и без неё и т. д. Постепенно увеличиваются объём и

трудность лексико-грамматического материала.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СВЯЗАНА С ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЁНКА И ОПИРАЕТСЯ НА НЕЁ.

В процессе этой деятельности

вырабатывается осознание ребёнком собственных действий (я сижу,

иду, несу) и действий других (Вова сидит, идет, несёт; мяч упал; лампа

горит). По мере развития речевых возможностей ребенка учат строить

связные и полные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу

выполненных (отчет) и предстоящих (планирование) действий.

Ребёнок приучается внимательно дослушивать фразу до конца,

понимать

оттенки

лексико-грамматических

форм,

вопросы,

в

которых скрыты разнообразные предметные отношения (Чем едят?

Что едят? Из чего едят? Кто моет руки? У кого будут чистые руки?

Зачем моют руки? Чем моют? и т.д.).

вырабатывается

сознательная

наблюдательность

над

употреблением

лексико

-

грамматических

форм,

интонаций,

закрепляется

понимание

флективных

отношений,

связи

слов

в

разнообразных

сочетаниях,

последовательности

словесных

и

грамматических структур.

Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового,

зрительного, тактильного. Ребёнок должен пронаблюдать, прослушать

название предмета или действия,

изобразить жестом обозначения

или назначения, назвать сам и т. д. В результате этого в сознании ребенка

возникают дополнительные связи, материал закрепляется прочнее,

Используется преимущественно игровая форма

работы, так как она возбуждает интерес,

вызывает потребность в общении, способствует

развитию речевого подражания, моторики,

обеспечивает эмоциональность воздействия,

однако и игре в ряде случаев таких детей

приходится специально обучать, так как

игровые действия у них могут быть не

сформированы

На последнем этапе при проведении анализа звукового

состава слова используются:

символика (слово — длинная полоска, слог — короткая

полоска, гласный звук — красный квадрат, согласный мяг

кий звук — зеленый квадрат, согласный твердый звук —

синий квадрат.),

материал окружающей среды,

картинки, оречевление действий.

Одновременно

с

развитием

речи

в

предметно

практической деятельности работаем над воспитанием

мотива

деятельности

и

организацией

программы

высказывания, что создаёт необходимую базу, ключевые

звенья для развития речи,

которые сами у ребенка с

алалией не формируются.

Основными из этих звеньев

являются развитие предикативной системы и овладение

элементами грамматического строя.

ПОЭТАПНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Совершенствование понимания обращённой речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до

предикативного уровня.

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные».

Основные приёмы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам.

Обязательно обеспечиваем

связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);

Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;

Понятие об основных цветах;

Понятие о форме;

Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?);

Совершенствование памяти (чего не стало);

Мыслительные операции (четвёртый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);

Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки,

пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.

Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности

комбинировать слова во фразу.

ИТОГ ПЕРВОГО ЭТАПА

:

расширение кругозора и представлений об

окружающем мире.

умение поддерживать на доступном уровне

диалог,

первые попытки комбинирования слов,

владение элементарным активным словарём.

ВТОРОЙ ЭТАП

При

формировании

грамматических

навыков

используются

разнообразные виды упражнений:

репродукция словосочетаний,

имитационные упражнения,

подстановочные и трансформационные упражнения.

Такие упражнения носят коммуникативный характер, они близки к

процессу общения. Для автоматизации грамматических структур

последовательно отрабатываются разные модели предложений:

им.

п.

и

согласованный

глагол

(Вова

сидит),

им.

п . ,

согласованный глагол и прямое дополнение (Мальчик катает

машину); им. п., согласованный глагол и два зависимых падежа

(Мама дала девочке куклу — дат. и вин. п.), им. п., согласованный

глагол и два других зависимых падежа (Девочка рисует дом

карандашом (вин. п. к тв. п.) и т.д.

ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ЛЮБОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИЕЙ

СЛЕДУЮЩИЙ:

сначала ребёнок наблюдает, как конструирует определённую модель логопед,

затем включается

в

подражательную

речевую

деятельность,

употребляя

и

изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развёрнутой

речи.

Аграмматизм

в

собственной

речи

сглаживается

при

упреждающем

преодолении импрессивного аграмматизма.

Процесс

практического

усвоения

детьми

грамматики

имеет

специфические

особенности,

так

как

формирование

понятий

осуществляется

на

основе

особых

форм анализа и синтеза, приводящих к абстракциям и обобщениям. Грамматические

понятия

характеризуются

большей

отвлеченностью,

так

как

имеются

в

виду

не

отдельные слова и предложения, а то общее, что лежит в основе их образования,

сочетания и изменения.

Овладение грамматическим строем идет одновременно с обогащением словаря и

практическим освоением предложения как единицы речи. Усвоение грамматического

строя — это дифференциация (разделение, вычленение, расчленение) по слуху и

запоминание

языковых

представлений

о

том,

как

и

когда

используются

в

речи

определённые элементы (суффиксы, приставки, предлоги, окончания и т.д.).

Используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры , опора на

вербальный образец.

СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

ЯВЛЯЮТСЯ

дидактический материал,

языковой материал педагога,

организация упражнений,

выбор бытовых ситуаций

речевое общение при играх

Постоянно имеется в виду основная задача

работы—формирование процесса и средств

общения у ребёнка.

ИТОГ ВТОРОГО ЭТАПА

формирование предложения в качестве

главной единицы речевого действия на

фоне расширения словаря и усложнения

структуры высказывания

ТРЕТИЙ ЭТАП

Работа над связной речью начинается с формирования

мотива деятельности и организации развёрнутой программы

высказывания. В качестве плана высказывания используются:

серии сюжетных картин,

символика,

подстановочные картинки с изображением отдельных

эпизодов или отдельных предметов.

итог третьего этапа

:

Формирование связной монологической речи и умения

строить и отдельные предложения и целостный текст

Сравнительно рано начинают обучать детей с алалией

грамоте, это расширяет их речевые возможности.

Прочитанный и записанный материал лучше

закрепляется, обеспечивается формирование ре

чевой деятельности. Грамота помогает ребёнку

осваивать структуру слов и фраз, через чтение и

письмо он контролирует и корригирует свою речь.

Обучение грамоте таких детей требует удлинения

сроков и использования специальных приемов. При

овладении письменной речью выявляется вторичная

дисграфия и дислексия.

Наиболее благоприятным

возрастом для начала работы

являются 3—4 года, когда у

ребёнка появляется стремление к

знаниям, необходимые для

работы активность, осознанность,

заинтересованность, критичность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С

НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЁНКОМ- АЛАЛИКОМ

1. Общее развитие ребёнка:

- развитие познавательного интереса к окружающей действительности,

-воспитание адекватного поведения в коллективе детей, среди взрослых,

-формирование активности в общении с окружающими.

2. Развитие речи и мышления:

- упражнения в сопряжённом и отражённом назывании предметов,

- обучение показу знакомых предметов по называнию,

-усвоение семантики, грамматической структуры речи,

- устранении аграмматизмов во фразовой речи.

3. Сенсо-моторное воспитание:

-формирование и развитие акустических неречевых восприятий,

-формирование и развитие зрительных восприятий,

-формирование и развитие пространственных восприятий,

- формирование и развитие кинестетических, осязательных, слуховых,

тактильно-вибрационных ощущений общей, тонкой и речевой моторики:

- коррекция моторики,

- развитие артикуляционного аппарата,

-воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха, умения определять

направление движения звука,

- воспитание речевого слуха и фонематического слуха при участии зрения и

при включённом зрении,

-приучение к слушанию,

- оречевление действий,

- называние картинок по изучаемым лексическим темам,

-вызывание фразовой речи на материале изучаемых лексических тем и получаемых

устойчивых произношений звуков.

4. Организация речевого режима в период формирования фразовой речи при

возникновении заикания, как этапа речевого развития.



В раздел образования