Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная игра для учащихся 5-6 классов "По страницам басен Крылова"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Жуковой Влады Леонидовны
(Сценарий проведения внеклассного мероприятия по литературе)
«По страницам басен И.А.Крылова»
(для учащихся 5-6 классов)
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
1.
Прочитать несколько строк из басни Крылова «Свинья под дубом»
2.
Назвать 6 басен Крылова
3.
Назвать еще 4 басни, не повторяя предыдущего игрока
4.
Прочитать несколько строк из басни Крылова «Ворона и лисица»
5.
Назвать крылатое выражение из басни Крылова, объяснить его значение
6.
Назвать 6 любых предметов, о которых говорится в баснях Крылова
7.
Назвать еще 4 предмета, не повторяя предыдущего игрока
8.
Прочитать несколько строк из басни Крылова «Квартет»
9.
Назвать крылатое выражение из басни Крылова, объяснить его значение
10. Какие человеческие пороки высмеивает в своих баснях Крылов? (назвать этот
порок, из какой басни?)
(по результатам отборочного тура набирается 2 команды по 5-6 человек в каждой)
1.
Блиц-турнир – играют команды
(выбрать 1 правильный ответ на вопрос;
1 балл – за правильный ответ)
А) Как называлось то, что пытались увезти Лебедь, рак да щука?
- поклажа
- груз
- багаж
- тяжести
(Поклажа бы для них казалась и легка…)
Б) Как называет автор стрекозу в басне «Стрекоза и муравей»?
- поскакушка
- попрыгунья
- хвастунья
- веселушка
(Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела…)
В) Что хотела съесть Лиса, когда залезла в чужой сад?
(Голодная кума Лиса залезла в сад…)
- крыжовник
- ежевику
- смородину
- виноград
(…в нем винограду кисти рделись…)
Г) Как называет Крылов лебедя, рака и щуку в одноименной басне?
- товарищи
- друзья
- приятели
- знакомые
(Когда в товарищах согласья нет….)
Д) Что увидела в зеркале обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна»?
- свое отражение
- свой образ
- свой силуэт
- свой профиль
(Мартышка в зеркале увидя образ свой…)
Е) Что сделала с очками Мартышка из басни «Мартышка и очки»?
- выбросила
- разбила об стену
- хватила о камень
- ударила об пол
(Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их…)
Ж) Чего не боится Кукушка, когда хвалит Петуха в басне «Кукушка и Петух»?
- совести
- стыда
- греха
- позора
(…за что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…?)
З) Что задумал построить Лев в басне «Лиса-строитель»?
- большую конюшню
- большой курятный двор
- большой дворец
- большой дом
( Построить вздумал Лев большой курятный двор…)
2 тур. Продолжи строки… (играют команды)
(1 балл – за правильный ответ)
А)
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
________________________
(Лишь стоит завести Очки)
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То _________________________
(к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет)
Б) Зеркало и обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
Что ________________
( это там за рожа?)
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я _____________________________
(удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа)
В) Басня Стрекоза и муравей
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних ___________________
( только дней
Прокорми и обогрей!»)
Г) Басня Ворона и лисица
Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;
На ель Ворона взгромоздясь
_________________________________
(Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
_______________________________
(«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! )
Д) Басня «Квартет»
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
_____________________________
(Затеяли сыграть Квартет)
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,—
_____________________________
(Пленять своим искусством свет)
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.—
Погодите!
Как музыке идти?
____________________
( Ведь вы не так сидите)
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
_________________________________
(У нас запляшут лес и горы!» )
Е) Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
___________________________________
(Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! )
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав,—
____________________________________
(судить не нам;
Да только воз и ныне там)
Ж) Басня «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
___________________________________
(И рылом подрывать у Дуба корни стала)
«Пусть сохнет,— говорит Свинья,—
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
_________________________________________
(Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»)
Конкурс 3
« Всё наоборот» (играют команды)
1.
Героиня этой басни, увидев в зеркале свое отражение, буквально в него влюбилась.
Она долго любовалась этим отражением и при этом расхваливала своих подруг…
( « Зеркало и обезьяна»
… Мартышка в зеркале увидя образ свой…)
2.
Герои этой басни были выдающимися музыкантами. Они так хорошо играли на
разных музыкальных инструментах, что пленили своим искусством целый свет.
(Басня «Квартет» … Уселись на лужок под
липки пленять своим искусством свет…)
3.
Герои этой басни были очень дружными, сплоченными, уважали мнение других
товарищей. Благодаря этому они легко справились с нелегкой задачей – перевозкой
груза
(«Лебедь, щука и рак»
… когда в товарищах согласья нет…)
4.
Героиня этой басни приобрела предмет, необходимый для улучшения зрения. Она
прочитала подробную инструкцию о том, как пользоваться этим предметом…
(«Мартышка и очки»
… вертит очками так и сяк…)
ИГРА со зрителями (жетон за правильный ответ)
4 тур. Угадай, откуда эти строки…
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут»
(Свинья под дубом)
Ты все пела?
Это дело!
Так поди же, попляши…
(Стрекоза и муравей)
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
(Ворона и лисица)
А Васька слушает да ест…
(Кот и повар)
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!
(Квартет)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…
(Лебедь, Щука и Рак)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(Кукушка и Петух)
Мартышка тут с досады и печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…
(Мартышка и очки)
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
(Волк и журавль)
Ах, чем я виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
(Волк и ягненок)
«На счастье грех роптать,— Жужутка отвечает,—
Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем, и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
(Две собаки)
«Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
(Волк на псарне)
«Как скоро Волк у стада забуянит,
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
(Волки и овцы)
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться:
создана уж так она природой.
(Змея и овца)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что слоны в диковинку у нас…
Так за слоном
Толпы зевак ходили…
(Слон и Моська)
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
(Лисица и виноград)
Кто виноват из них,
кто прав, - судить
не нам;
да только воз
и ныне там.
(Лебедь, Щука и Рак)
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки…
(Мартышка и очки)
Какой-то Лев большой охотник был до кур;
Однако ж у него они водились худо:
Да это и не чудо!
К ним доступ был свободен чересчур.
(Лиса-строитель)
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
(Зеркало и обезьяна)
5 тур. Инсценирование басни
(команды предварительно готовятся к выступлению) – (3 балла)
Басня Волк и ягненок
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, чтобы делу дать законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».—
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».—
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году»,—
Ягненок говорит. «Так это был твой брат».—
«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разделаюсь грехи».—
«Ах, чем я виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.