Напоминание

"Формирование социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия социальных институтов сельского социума"


Автор: Менякова Алена Трофимовна
Должность: учитель начальтных классов, социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Кюндяинская СОШ"
Населённый пункт: село Кюндяе Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия социальных институтов сельского социума"
Раздел: полное образование





Назад





«Формирование социально – педагогической культуры родителей

в процессе взаимодействия социальных институтов сельского социума»
Проблема социального воспитания школьников приобретает в современных условиях особую актуальность, что связано с необходимостью преодоления последствий многолетней воспитательной политики, когда происходило отчуждение семьи от процесса воспитания, нивелировка личности, противопоставлялось общественное и личное, игнорировались воспитательные возможности среды, а также потребности формирования и развития социально ответственной, творческой личности. Исходя из этой ситуации, образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо формирующее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально значимые знания и умения, отвечающие запросам социума и необходимые для успешной, достигнутой жизни на родной земле. Актуальность проблемы обострялась в условиях нестабильности социально – экономической, общественно – политической жизни общества, оказывающей на школьников особенно сильное воздействие. Многообразие и разнохарактерность факторов и условий делают воспитательную деятельность и весь процесс социального воспитания сложным и противоречивым явлением современной жизни. Школа и общество едины: взаимосвязь их проявляется в призвании школы формировать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами культурными ценностями, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Выполнить эту задачу могут родители, учителя, социальные институты села готовые дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить успешной их реализации. В настоящее время возрастает роль семьи как социального института и как заказчика образовательных услуг школы. В формировании заказа на образовательные услуги и в управлении школой, в общественной оценке качества образования может и должна участвовать родительская общественность, укрепляя и развивая общественную составляющую управления школой. Необходим механизм, при котором заказчик (родитель) участвовал бы не только в формировании потребностей ученика, но и в удовлетворении. Это было актуально всегда, но с особой остротой вопрос взаимодействия школы, семьи и общественности ставится в новых социально – экономических условиях. 1
Поэтому выход из проблемы в воспитании школьника обусловлен не только внутренним преобразованием школы, активизацией, педагогизацией населения, сколько повышением социально – педагогической культуры родителей.
Целью
исследования является теоретическое обоснование и практическая апробация путей по формированию социально – педагогической культуры родителей в условиях взаимодействия социальных институтов села. В соответствии с этой целью поставлены следующие
задачи:
1. раскрыть понятие «социально- педагогическая культура родителей»; 2. определить уровень социально – педагогической культуры родителей в сельском социуме; 3. выявить особенности формирования социально-педагогической культуры родителей; 4. разработать и апробировать содержание работы по формированию социально – педагогической культуры родителей в сельском социуме. Нами выдвигается следующая
гипотеза:
социально – педагогическая культура родителей в сельском социуме будет формироваться успешно, если в процессе воспитания детей родители взаимодействуют в качестве активных субъектов образовательной деятельности педагогического коллектива школы с другими институтами сельского социума и осуществляется взаимообучение родителей в рамках «Школы родителя».
Методологической

основой

исследования
послужили идеи А.С.Макаренко, И.В.Гребенникова, Е.Г.Силяевой, Т.В. Лодкиной. Большую помощь оказали труды ученых и практиков нашей республики: А.Н.Яковлевой, Е.П.Чехордуной, М.М.Прокопьевой, Р.Я.Антоновой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, М.Г.Колодезниковой, Л.И.Омуковой, А.П.Шамаевой.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно – методической, психологической, социально – педагогической литературы по проблеме исследования; - методы беседы, анкетирования, наблюдения; - статистические методы сбора и обработки материала. Изучив литературу по теме исследования можно сделать вывод, что семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития. Каждая семья обладает определенным воспитательным потенциалом. На 2
воспитательный потенциал семьи влияют четыре компонента: биологический, психологический, экономический, социальный. Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитание ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни. В новых современных условиях остро стоит проблема воспитания и развития детей, требующая активного вовлечения родителей и микросоциума в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим возрастает необходимость в формировании социально- педагогической культуры родителей. Социально педагогическую культуру родителей составляют компоненты педагогической культуры (педагогическая подготовленность, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогический такт, сочетание родительской любви с высокой требовательностью) и социальные аспекты (социальное сознание, социальный опыт, социальный навык, социальное взаимодействие, социальное воспитание, социальное образование, социально-педагогическая деятельность, социальное обеспечение, социальная забота). В сельском социуме эффективность формирования социально – педагогической культуры родителей обеспечивается активным участием в ней населения, учреждений и организаций. Микросоциум становится условием и средством усиления воспитательной функции семьи. Актуальность объединения всех общественных организаций учреждений, непосредственно влияющих на воспитание детей, с каждым днем возрастает. Содержание взаимодействия семьи, школы и учреждений, организаций села создает атмосферу взаимной заинтересованности в организации воспитания, координирует воспитательные усилия, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка. При выявлении уровня сформированности социально – педагогической культуры родителей Кюндяинской СОШ мы исходили из критериев социально – педагогической культуры родителей: понимание роли родителя, потребность в педагогических знаниях, заинтересованность в воспитании, самообразование, социальная активность родителей, сохранение национальных традиций, готовность сотрудничать со школой, демократический стиль отношения. 3
Таблица 1. Уровень социально – педагогической культуры родителей.
Уровень социально –

педагогической культуры

172 родителя

экспериментальная

группа

107 родителя

контрольная группа
Высокий 38 (22%) 46 (43%) Средний 93 (54%) 49 (46%) Низкий 41 (24%) 12 (11%) Школа и общество едины: взаимосвязь их проявляется в призвании школы формировать личность, руководствующуюся в своей деятельности общечеловеческими принципами культурными ценностями, осознающую свою ответственность перед семьей, обществом, государством. Выполнить это предназначение могут родители, учителя, социальные институты села готовые дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить успешной их реализации. Выход из современной кризисной ситуации в воспитании школьника обусловлен через создание «Школы родителя» и их связей с другими социальными институтами. В процессе опытной работы определены следующие механизмы функционирования школы как открытой социальной системы: 1. комплексная культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, познавательно- поисковая, трудовая деятельность в социуме, организуемая совместными усилиями школы, культурно-просветительных, оздоровительных, хозяйственных, общественных организаций и учреждений; 2. внеклассная и внешкольная познавательно-воспитательная работа как органическая часть общей жизни социума; 3. опора социально-воспитательной работы на прогрессивные народно- педагогические методы, в основе которых лежит принцип гуманизации, предусматривающий исключение любых методов и форм внешнего давления на детей, формирование у них позитивного «я», обусловливая необходимое саморазвитие, самостановление школьника. По итогам научно – исследовательской работы разработаны следующие методические рекомендации по формированию социально – педагогической культуры родителей: 1. Создание условий для всестороннего развития семьи, стабилизации их жизненного уровня; 4
2. Обеспечение открытости школы для родителей; 3. Формирование позитивного общественного мнения о школе; 4. Создание эмоционально – комфортной среды для взаимного доверия, искренности, уважения друг другу; 5. Превращение социума в единый комплекс, где интересно жить и трудиться. 6. Доказана эффективность форм и методов работы по формированию социально – педагогической культуры родителей, как: педагогизация деятельности родителей и всех работников социальных институтов села, просветительская работа, практические занятия, лекции и диспуты. 5


В раздел образования