Автор: Курылева Ольга Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 35 Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Дифференциация звуков [ж] - [ш]" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
муниципального образования города Братска
Открытый урок
Обучения грамоте
тема: «Дифференциация звуков [ж] - [ш]»
Разработала:
Курылева О.С.
учитель начальных классов
II квалификационная категория
Тема: Дифференциация звуков [ж] - [ш].
Цели: Создать условия для совершенствования навыка дифференциро-
вать звуки по твердости – мягкости; учить сравнивать звуки парами по глу-
хости – звонкости и отличать парные звуки [ж] и [ш].
Планируемые результаты: Личностные УУД. Осознание роли в об-
щении людей, понимание богатства языковых средств для выражения мыс-
лей и чувств.
Регулятивные УУД: Адекватно оценивать правильность выполнения
своих учебных действий, в сотрудничестве с учителем ставить учебную за-
дачу на основе того, что уже известно, и того что еще неизвестно.
Коммуникативные
УУД:
Уметь
обмениваться
мнениями,
слушать
другого ученика и учителя.
Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной
форме.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, поприветствуйте го-
стей.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Игра «Мы слушаем»
- Ребята, я приглашаю вас совершить «тихую прогулку», во время кото-
рой мы будем только слушать.
- Что вы услышали?
Как это можно назвать, одним словом?
Мы тоже будем говорить о звуках русского языка.
- Посмотрите внимательно на доску и скажите, что вам предстоит сде-
лать? (сравнить изученные звуки)
- Как вы это определили? (между моделями звуков стоит знак тире)
Значит тема нашего урока «Дифференциация звуков [ж] - [ш]»
Что значит сравнить? (найти сходство и различие)
Значит, какие цели мы поставим:
- Что общего в этих звуках?
- Чем отличаются эти звуки?
- Вы задали очень хорошие вопросы. Думаю, мы откроем новые для
себя знания, отвечая на поставленные вами вопросы.
III. Открытие нового знания.
1. Работа в группах.
Я предлагаю в группах обсудить вопросы. Какие усвоены знания, мы
применяем для сравнения звуков?
Потом операторы связи зададут вопросы друг другу.
Что нужно сделать, чтобы узнать отдельный звук?
Какие бывают звуки?
Какие бывают согласные звуки?
Какие гласные буквы
2. Работа в парах. Исследование нового звука в парах, прово-
дим:
«Карточка-помогайка»
1. Произнесите звук.
2. Сравните [ж] - [ш] по артикуляции. (Сначала один из вас произнесет
для себя звук [ж], а топом [ш], а другой посмотрит, как работают губы, зубы
затем поменяются. Обсудите между собой), (шипящие).
3. Сравните по звонкости – глухости.
4. Дайте характеристику звука.
Если вы поднимите руки вместе, я буду видеть что вы готовы подвести
итог.
Вывод:
[ж] - [ш] произносятся почти одинаково, только когда мы говорим
звук [ж], мыт пользуемся голосом, а когда говорим звук [ш], голоса нет;
[ж] - [ш] – парные согласные по глухости – звонкости;
[ж] - [ш] – согласные, потому что преграда, кончик языка поднимает-
ся к небу…..
3. Как узнать, бывает ли мягкий звук или твердый.
По
определению твердости – мягкости.
стр. 84 проведем свои наблюдения на новой странице Азбуки.
- рассмотрим иллюстрации в учебнике;
- что изображено в верхнем ряду?
- прочитайте по слогам и орфоэпические слова лужи и уши;
- сколько слогов в каждом слове?
- произнесите последний слог в каждом слове? (какую гласную надо пи-
сать в слогах жи-ши? Какой звук обозначает гласная «и» в слогах жи-ши).
- какие звуки [ж] - [ш]?
Может быть, в других словах звук [ж] - [ш] произносятся мягко?
4. Прогулка по классу «В поисках букв»
А теперь проведем прогулку по классу в поисках предметов, в названии
которых есть звук [ж] - [ш].
- удалось ли кому-то подобрать слово, где звуки звучат мягко.
Вывод: Звуки [ж] - [ш] всегда твердые и не имеют пары мягкости.
5. Работа по учебнику(я кидаю мяч, называю слово, а вы за-
меняете )
Чтение пар слов – работа в парах.
- Прочитаем пары слов на розовом фоне.
Чем отличаются эти слова? К чему это приводит? (они отличаются бук-
вами Ж или Ш, это приводит к изменению значения слова).
Нужно узнать одно слово из всех трех пар на 1 строке. Звуковая схема на
наборном полотне соответствует задуманному слову.
Чтобы узнать слово, что нужно сделать?
IV. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на сегодняшний урок? (по-
вторить)
- Удалось ли нам достичь, сформулированных в начале урока задач?
- Если вы считаете, что у вас на уроке получалось, что вы много узнали,
прикрепите сердечки красного цвета.
Если вам не всё удалось – желтого.
А если вам нужно много еще учиться.
О