Автор: Пудовкина Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 30
Населённый пункт: город Еманжелинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальная игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
«
Музыкальная
игра
,
как
средство
решения
проблемы
замкнутости
у
детей
на
музыкальных
занятиях
»
Выполнила: музыкальный руководитель
Пудовкина Светлана Владимировна
Игра – решенье всех проблем
Играть нам никогда не поздно
Играть , конечно , нужно всем
И маленьким , и взрослым!!!
Уважаемые коллеги!
Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими
проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд,
«бедой» является замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие,
невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а , иногда и
таланты дошколят.
Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно
повысить результативность в обучении музыке и решить множество
сопутствующих проблем.
Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень,
с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной
культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с
музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее, красивее, добрее.
Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу и
воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо
разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка ;
процесс музыкального воспитания и обучения строить с учетом имеющихся
условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети
получили (или не получили ) в семье.
Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта,
позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир.
Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к
сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.
На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить
ее?
Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.
В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением
красивых игрушек – зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды
музыкальной деятельности, как , музыкально – ритмические движения, пение,
сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками, малыши
подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных
и, тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться,
придумывая имена игрушкам, изображая повадки животных…
В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие
начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.
Начиная со второй младшей группы , рекомендую включать в музыкальные
занятия элементы театральной деятельности, это дает потрясающие результаты.
В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые
мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо
развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры
на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения,
они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже
«постановщиков танцев».
Так, продолжая играть, дети , раскрепощаются, возрастает творческая
активность, они охотно импровизируют.
В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные
навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях,
праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют,
разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также , без помощи
взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….)
Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к
подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.
Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал,
вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном
процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и
даже пении, в игре, как правило, забывают об этом, и, тем самым,
самовыражаются.
Цель игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных
инструментах» – в игровой занимательной форме способствовать развитию
чувства ритма.
Также – закладывать основы коллективной игры на музыкальных
инструментах.
Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое
и зрительное восприятие, быстроту реакции. Развивая чувство ритма через
игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и
психологических комплексов.
Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в
окружающий нас мир звуков, помогает совершать различные открытия,
вызывает желание самим придумывать музыку , побуждает эмоционально
высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым
играм,так как в настоящее время остро стоит проблема речи у детей
дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную
речь.
Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании.
Ведь музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства
музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются
характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на
музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем
комплексом выразительных средств музыки. Лучшим помощником в этом
случае является методик К.Орфа.
Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами
(хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных
инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с
декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или
музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному
воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх
побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. Дети просто в
восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами
или совместно со своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и
т.д….)
На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают
явления природы(ветерок,дождик,гром…)
Обучение ,таким образом,происходит ,играя.
Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом
деле –игра важнейший вид музыкальной деятельности.
Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с
пением, хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об
этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы игра
была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно добиться
высоких результатов и решить главную проблему.
Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!
Литература:
[1. «Волшебная дудочка»Бин Дж.Оулдфилд А.М.]
[2.«Музыкальные шедевры»О.П.Радыновой]
[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников»ДзержинскаяИ.Л.]
[4.«Солнечная радуга»О.Н.Трифонова]
[5. «Элементарное музицирование»Тютюнникова]