Напоминание

"Музыкальная игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"


Автор: Пудовкина Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 30
Населённый пункт: город Еманжелинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальная игра, как средство решения проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

«

Музыкальная

игра

,

как

средство

решения

проблемы

замкнутости

у

детей

на

музыкальных

занятиях

»

Выполнила: музыкальный руководитель

Пудовкина Светлана Владимировна

Игра – решенье всех проблем

Играть нам никогда не поздно

Играть , конечно , нужно всем

И маленьким , и взрослым!!!

Уважаемые коллеги!

Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими

проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд,

«бедой» является замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие,

невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а , иногда и

таланты дошколят.

Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно

повысить результативность в обучении музыке и решить множество

сопутствующих проблем.

Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень,

с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной

культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с

музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее, красивее, добрее.

Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу и

воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо

разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка ;

процесс музыкального воспитания и обучения строить с учетом имеющихся

условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети

получили (или не получили ) в семье.

Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта,

позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир.

Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к

сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.

На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить

ее?

Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.

В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением

красивых игрушек – зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды

музыкальной деятельности, как , музыкально – ритмические движения, пение,

сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками, малыши

подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных

и, тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться,

придумывая имена игрушкам, изображая повадки животных…

В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие

начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.

Начиная со второй младшей группы , рекомендую включать в музыкальные

занятия элементы театральной деятельности, это дает потрясающие результаты.

В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые

мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.

Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо

развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры

на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения,

они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже

«постановщиков танцев».

Так, продолжая играть, дети , раскрепощаются, возрастает творческая

активность, они охотно импровизируют.

В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные

навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях,

праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют,

разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также , без помощи

взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….)

Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к

подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.

Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал,

вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном

процессе.

Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и

даже пении, в игре, как правило, забывают об этом, и, тем самым,

самовыражаются.

Цель игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных

инструментах» – в игровой занимательной форме способствовать развитию

чувства ритма.

Также – закладывать основы коллективной игры на музыкальных

инструментах.

Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое

и зрительное восприятие, быстроту реакции. Развивая чувство ритма через

игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и

психологических комплексов.

Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в

окружающий нас мир звуков, помогает совершать различные открытия,

вызывает желание самим придумывать музыку , побуждает эмоционально

высказываться о своих музыкальных впечатлениях.

Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым

играм,так как в настоящее время остро стоит проблема речи у детей

дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную

речь.

Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании.

Ведь музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства

музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются

характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на

музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем

комплексом выразительных средств музыки. Лучшим помощником в этом

случае является методик К.Орфа.

Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами

(хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных

инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с

декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или

музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному

воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх

побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками. Дети просто в

восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами

или совместно со своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и

т.д….)

На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают

явления природы(ветерок,дождик,гром…)

Обучение ,таким образом,происходит ,играя.

Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом

деле –игра важнейший вид музыкальной деятельности.

Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с

пением, хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об

этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы игра

была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно добиться

высоких результатов и решить главную проблему.

Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!

Литература:

[1. «Волшебная дудочка»Бин Дж.Оулдфилд А.М.]

[2.«Музыкальные шедевры»О.П.Радыновой]

[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников»ДзержинскаяИ.Л.]

[4.«Солнечная радуга»О.Н.Трифонова]

[5. «Элементарное музицирование»Тютюнникова]



В раздел образования