Напоминание

РАДИОЦЕНТР "POLYGON" В АСПЕКТЕ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Сорокин Юрий Павлович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ СОШ№6 с УИОП г. Надым
Населённый пункт: г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: РАДИОЦЕНТР "POLYGON" В АСПЕКТЕ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




РАДИОЦЕНТР «POLYGON» В АСПЕКТЕ

ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сорокин Юрий Павлович,

педагог дополнительного образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных

предметов», г. Надым

В последние годы резко увеличился поток информации:

- открываются новые радиостанции, продается множество дисков,

- кабельное и спутниковое телевидение значительно расширили спектр вещания,

- необъятные просторы поиска открывает интернет.

Но серьезное беспокойство вызывает нравственный уровень, качество этой информации. Не

секрет, что многие радио- и телепередачи, рассчитанные на молодежную аудиторию, зачастую

носят

низкопробный

характер.

В

связи

с

этим

целенаправленная

работа

информационно-

технического центра и редакции школьного радио в области развития информационной культуры

обучающихся,

в

том

числе

музыкальной,

в

создании

качественных

информационных,

тематических,

музыкальных

программ

приобретает

особую

значимость

и

актуальность,

становится

серьезной

формой

нравственного

воспитания

и

формирования

мировоззрения

школьников.

Деятельность

информационно-технического

центра

актуальна

и

в

решении

проблемы

здоровьесбережения: музыка в течение учебной смены поднимает настроение, уходит усталость,

рассеивается агрессия, сглаживаются стрессы.

На

фоне

бурного

развития

информационных

технологий

и

электронного

звукового

оборудования актуальным было и остается общее повышение качества озвучивания мероприятий

и качества радиопрограмм. Всё это под силу не отдельному радиоузлу, а лишь информационно-

техническому центру. Всегда были и будут актуальны школьные музыкальные радиопрограммы,

строго выдержанные в нравственном отношении, в рамках истинной музыкальной культуры.

Актуально само существование действующего информационно-технического центра в школе, так

как

это

содействует

формированию

единого

информационного

пространства,

эффективной

воспитательно-образовательной среды школы.

Сегодня наше общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6

с

углубленным

изучением

отдельных

предметов»

г.

Надыма

невозможно

представить

без

информационно-технического центра «Полигон» и Редакции школьного радио. С его работы в

школе начинается каждое утро: звучат составленные специальными ученическими редакциями

музыкальные

программы,

которые

психологически

оптимизируют

начало

рабочего

дня.

В течение всей недели на переменах школьники слушают музыку и новости школьного радио.

Ребята

с

интересом

ожидают

тематические

программы,

текст

которых

транслируется

узнаваемыми голосами…

Итак,

Школьный

информационный

радиотехнический

центр

«Polygon»

в

школе

это

целостный действующий комплекс, в котором каждый имеет свои обязанности, приближенные к

его

музыкальным

или

журналистским

увлечениям

и,

в

то

же

время,

к

профессиональным

требованиям.

В

результате

интерес

обучающихся

к

хорошо

организованной

в

этом

плане

внеурочной деятельности на базе радиоцентра как составной части профильного образования

неизменно возрастает. Реализация идей профильного и предпрофильного образования ставит

выпускника основной и старшей школы перед необходимостью делать ответственный выбор –

самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Этому

и способствует в значительной степени включенность учеников в разнообразные технические и

творческие группы, работа которых в плане дополнительного образования по сути является

непосредственным продолжением тех или иных аспектов основного образования. Это, например,

режиссёры музыкальных программ и режиссёры по звуку,

режиссёры-постановщики музыкального сопровождения массовых мероприятий,

инженеры

и

операторы

звуковой

студии,

радиотрансляционного

модуля,

блока

звукотехнического обеспечения массовых мероприятий,

инициативная и журналистская группа,

редакторы, режиссёры и дикторы программ радиовещания.

Работа радиоцентра в значительной степени направлены на развитие профессиональных

интересов обучающихся. Деятельностный подход в организации дополнительного образования

способствует подготовке выпускников школы к активной самостоятельной жизни, к позитивному

личностному самоутверждению.

Через организацию дополнительного образования на базе радиоцентра происходит:

расширение

методической

базы

воспитательно-образовательного

процесса

школы

(тематические

радиоуроки,

новости

школьной

жизни,

оперативная

информация,

озвучивание массовых мероприятий);

качественно

и

эффективно

организуется

свободное

время

учеников,

непосредственно

занятых в радиоцентре и редакции школьного радио;

в целом расширяются возможности организации досуга обучающихся, повышается его

качество;

через создание в школе психологически комфортных условий на основе музыкального

радиовещания

формируется

здоровьесберегающая

атмосфера

уроков,

мероприятий

и

перемен.

Таким образом, проект «Полигон» в аспекте интеграции основного и дополнительного

образования способствуют решению следующих проблем:

организация

учебной

деятельности

школьников

и

воспитательной

работы

с

ними:

расширение

возможностей

повышения

качества

обучения

и

воспитания

за

счет

оптимального

сочетания

новых

информационных

и

традиционных

технологий

(информационно-техническая поддержка и музыкальное сопровождение учебных занятий,

классных часов и школьных массовых мероприятий;

создание

условий

для

развития

воспитательно-образовательной

среды

школы,

обеспечивающей становление и развитие социально активной личности;

создание психологически комфортных условий обучения и воспитания, формирование

здоровьесберегающей среды школы;

развитие информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса,

повышение общего уровня информационной, музыкальной культуры обучающихся;

раскрытие творческих способностей обучающихся, создание условий для полноценной

личностной

самореализации

на

основе

включения

школьников

в

технические,

режиссерские, журналистские и редакционные группы.

Для успешного решения данных проблем, реализации поставленных целей необходимы

определённые условия:

техническое оснащение радиоцентра как полноценной звуковой студии модульного типа,

использующего в своей работе профессиональное звуковое оборудование;

привлечение

достаточно

широкого

круга

школьников,

включённых

в

разнообразные

технические и творческие группы, что способствует формированию сети взаимодействия

учащихся, вовлеченных в увлекательное дело;

максимальное приближение всех осуществляемых школьниками работ в радиоцентре и в

редакции школьного радио к профессиональным требованиям.

Положительные

результаты

интеграции

основного

и

дополнительного

образования

на

платформе радиоцентра «Полигон» очевидны. Реализация проектов позволила:

более

эффективно

формировать

воспитательно-образовательную

среду

школы,

активировать познавательную деятельность обучающихся;

создавать и поддерживать в школе благоприятный психологический микроклимат;

получить

занимающимся

в

радиоцентре

школьникам

дополнительное

образование

(звуковое

оборудование,

управление

звуком,

режиссура,

журналистика),

что

способствовало росту их интеллектуального потенциала и личностных достижений;

создать условия для

а)

развития социальной активности обучающихся, способствующей их более

успешной адаптации,

б)

повышения

коммуникативной

культуры

всех

участников

воспитательно-

образовательного процесса;

обеспечить более эффективное применение на уроках и во внеурочной деятельности

членами педагогического коллектива информационных технологий.

«Полигон» как воспитательный центр способствует формированию у занимающихся здесь

школьников

чувства

ответственности,

осознанию

общественной

и

профессиональной

значимости

их

работы,

полноценной

личностной

самореализации.

Организация

внеурочной

деятельности обучающихся средствами радиоцентра направлена на социализацию личности,

формирование гражданственности, патриотизма.

«Полигон»

как

центр

дополнительного

образования

обеспечивает

максимальное

приближение

качества

работы

занимающихся

здесь

школьников

к

профессиональным

требованиям. Члены радиоцентра обучаются в области:

- монтажа звуковой системы, её запуска, настройки и ведения,

- безопасности аппаратуры и персонала,

- методов контроля оборудования,

- звукового редактирования и монтажа,

- студийной звукозаписи,

- общей и постановочной звукорежиссуры.

Музыкальное

сопровождение

радиопередач

(например,

посвящённых

вопросам

нравственного, патриотического, гражданского воспитания, экологии) значительно расширяет

эмоциональное поле в восприятии школьниками сообщаемой информации, что способствует её

прочному запоминанию, правильному её осмыслению и позитивному осознанию.

Значение

дополнительного

образования

как

проекции

отдельных

аспектов

основного

образования

бесспорно.

В

плане

дополнительного

образования

работу

радиоцентра

и редакции школьного радио можно рассматривать в двух аспектах.

Первый аспект касается обучающихся, непосредственно занятых в работе радиоцентра

«Polygon» и Редакции школьного радио.Занимаясь в радиоцентре в качестве звукооператоров,

инженеров

по

звуку

и

звукорежиссёров,

школьники

получают

значительное

расширение

и

углубление теоретических и практических компетенций в области дисциплин, изучаемых в

рамках основного образования

- в физике – это разделы по акустике, электричеству, радиоэлектронике;

- в ОБЖ – безопасность работы со всеми видами электрооборудования;

- в математике – различные способы расчёта электрических цепей;

- в литературе – развитие дикторской речи, написание статей,

составление эссе и пр.

В области надпредметных компетенций обучающиеся проходят активный практикум

- в плане составления авторского дикторского текста,

- анализа информационных материалов для радиопередачи,

- ведения диалога,

- объяснения и обоснования авторского мнения.

В области профильного образования – практическое ознакомление обучающихся со всеми

видами профессий,

связанных со звуком, а также с профессиями режиссёра, редактора и

диктора радио, приобретение элементов профессиональных знаний и умений.

Второй

аспект

касается

актуальности

продукта

нашей

работы,её

результата

в

форме

определённой радиопрограммы через реализацию обретённых школьниками на уроках основного

образования и на занятиях в радиоцентре и редакции школьного радио компетенций.

Это, по сути, опосредованное продолжение основного образования и воспитательной работы в

отношении всех учащихся школы в плане отдельных тематических радиопрограмм по тем или

иным учебным дисциплинам или направлениям воспитательной работы школы.



В раздел образования