Напоминание

"Дефекты произношения звуков [р] и [р’]"


Автор: Иванова Роза Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василек"
Населённый пункт: город Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Дефекты произношения звуков [р] и [р’]"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дефекты произношения звуков [р] и [р’]
Консультация для родителей Дефекты произношения звука [р] – так называемый «ротацизм», имеет следующие разновидности: 1. [р] совсем не произносится (рак – ак, корова – коова, шар – ша); 2. [р] произносится мягко как [рь] (рука – рюка, корова – корева, шар – шарь); 3. [р] произносится картаво. В данном случае происходит вибрация не кончиком языка, а небной занавеской, к которой приближен корень языка, образуя узкий канал. В другом случае вибрация образуется маленьким язычком в углублении корня языка (горловое [р]); 4. [р] – одноударный, то есть вместо периодических колебаний кончика языка происходит только однократный удар кончика языка об альвеолы, что дает звук, похожий на [р] и [д]. При попытке произнести звук длительно (арррр) обнаруживается отсутствие настоящей вибрации; 5. [р] заменяется звуком [л] (рыба – лыба, арбуз – албуз, пар – пал); также наблюдается у детей и другие искажения произношения звука [р]. Устранить неправильное произношение звуков [р] и [р’] можно несколькими способами. Первый способ: Ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [дддд], при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол). Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темпы этих ударов должны учащаться и колебания кончика языка производится в различном ритме (ддд- ддд-ддду). В это время когда выполняет ребенок это упражнение, следует плоской ручкой чайной ложки, подложенной под передний край языка, производить быстрые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [р]. Для получения смягченного звука [р’] следует показать ребенку (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Второй способ: Ребенку, сидящему перед зеркалом, предлагается широко открыть рот, поднять кончик языка за верхние резцы к альвеолам, и в таком положении длительно произносить звук [р], в это время ручкой чайной ложки подложенной под кончик языка, можно производить частые колебательные движения, отчего получается рокот, характерный для колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [р]. При правильном произношении звука [р] наблюдается следующая артикуляция: Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (сонорный), небная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы и зубы открыты, нижняя
челюсть напряжена, корневая и средняя часть языка неподвижны и также напряжены, передняя треть языка широко распластана, боковые края приподняты, упираются в верхние зубы (форма ковша или ложки) и образуют довольно широкое сужение – канал для воздушной струи, которая поступает на кончик языка. Кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и под влиянием струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них. Быстрота колебаний от 20 до 30 колебаний в секунду. Звук [р] – согласный, ротовой, дрожащий, переднеязычный, сонорный, твердый. Добившись правильного произношения звуков [р] и [р’], необходимо тщательно выполнять упражнения на дифференциацию этих звуков в слогах, словах, предложениях, чтобы ребенок научился четко отличать характер этих звуков и не смешивать их в своей речи. Упражнения для автоматизации звуков. Задание № 1. Четко произносить звук [р] в слогах, словах: Ра, ра, ра – рама Ро, ро, ро – роза Ру, ру, ру – рука Ры, ры, ры – рыба Ар, ар, ар – пар Ор, ор, ор – бор Ур, ур, ур – шнур Ир, ир, ир – мир рак Рая рана рано работа ракета радость растение рот ров ром рой руль рост роза роща руль рука руда рукав ручей ручка рупор рысь рыба рыбак рынок рысак рычаг рыжик рыбачка арка арфа арбуз армия аркан артист пар жар мир хор пир прага правда прачка правило праздник брак брат брань браво край кран крабы краска крым крыло крышка грамм град гранат гранит графин трава трамвай трактор транспорт тетрадь метро ветры смотры театры горка корка норка порка марка дырка журнал бор сор спор сбор удар просо проба пробка прочно проезд бром брови бронза брошка крот кросс кровь крошки крыло крыша гром грот грош гроздь гроза тросс тройка тропка тротуар троллейбус драп драка драма братва урна бурка журчит мотор пожар товар комар базар пруд прутья пружина прыжок прыткий брызги брынза брусок брусника круг крупа кружка кружок крыса крыжовник груз грудь груша грусть группа трус труд труба
трубочист дробь дрозд дрова дранка драка Четко произносить звук [р’] в слогах, словах: Ри, ри, ри – рис Ре, ре, ре – река Ря, ря, ря – ряд Рё, рё, рё – рёв Рю, рю, рю – рюмка Арь, арь, арь – царь рис Рита речь репа ряд рябь рюкзак Кирюша корь три прием бритва курица корица редька редко моряк зарядка жарю дарю пузырь треть приказ бред двери звери берег берет заря моря рёвушка вареный дверь трюм пресс брюки бригада крик гриб бревно крем грелка брюнет крюк грязь вязь царь хорек Закрепление звуков [р] и [р’] в предложениях: Рома играет на рояле. Шура играет на трубе. Ира играет на барабане. Наша Родина – Россия. Розы боятся мороза. Рая собирает ромашки. Рома собирает марки. Борис приклеивает. С огорода собрали урожай. Птицы – друзья садов и огородов. Широка страна моя родная. А рм и я ох р а н я е т н а ш у страну. На реке утка крякушка. Утка крякает: кря-кря! У Риммы редиска. Утренняя зарядка. Мама варит суп. Рита вырезает. У Вари репа. Наш народ за мир. Ирина рисует. У Гриши огурец. Говори ясно. Задание № 2. Дифференциация (различение) звуков [р] и [р’]: Рад – ряд Ров – рёв Рысь – рис Пар – парь Брак – бряк Удар – ударь Гремит гром. Гриша боится грома. У Иры репа. У Раи орехи. На березе грачи. Грачи кричат сиди на деревьях. Гагарин – первый космонавт. Задание № 3. Ответьте на вопросы: Какие месяцы называют осенними? Какие месяцы называют зимними? В каких названиях недели встречается звук [р] или [р’]? В названиях каких грибов встречается звук [р] или [р’]? В названиях каких видов транспорта встречается звук [р] или [р’]? В названиях каких фруктов встречается звук [р] или [р’]? В названиях каких овощей встречается звук [р] или [р’]? В названиях каких профессий встречается звук [р] или [р’]? Задание № 4. Прочитайте и выучите наизусть пословицы, загадки, шутки, скороговорки:
Пословицы. Тот герой, кто за Родину стоит горой. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. Чужими руками жар не загребай. Семь раз примерь, а один раз отрежь. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Загадки. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. (лён) Кто без бревен через реку мост строит? (мороз) Не говорит, не рассказывает, а всем пример показывает. (плакат) До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит. (паровоз) Черный, проворный, кричит «крак» - черный враг. (грач) Шутки. Тара – тара – тара-ра! У крыльца растет трава! Ай, тари – тари – тари, Куплю Маше янтари! Тара – тара – тара-ра! Как из каждого двора Выезжают трактора! Тара – ра – ли, тарара! Ушли кони со двора! Тараля – ра – тара – ра! Заплясала мошкара! Стук и бряк, бряк и стук, Троки – троки, троки – тук! Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят! Жили-были раки, раки забияки, Жили раки шумно, затевали драки.
Скороговорки. Три тропки, три трубки. На травке тропка, травка на тропке. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растет крупный виноград. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Три вороны на воротах, Три сороки на пороге. Все бобры добры для своих бобрят. Два дровосека, два дроворуба. На дворе дрова топорами рубят. Рассказать вам про покупки? Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. Задание № 5. Звуки [р] и [р’] в стихах: Родина. Вижу чудное приволье, Вижу реки и моря. Это – русское раздолье, Это – Родина моя! Родина. (С. Михалков) Кремлевские звезды повсюду горят, Повсюду доходит их свет, Хорошая родина есть у ребят, И лучше той Родины нет! Сказка о царе Салтане. (А. Пушкин) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого, Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят. Мы храбрые люди. (В. Лебедев-Кумач) Мы храбрые люди, Мы Родину любим. И жизнь мы готовы Отдать за нее. За небо высокое, За море широкое, За красное знамя свое! Задание № 6. Составить рассказы по данным словам: Уборка урожая фруктов Урожай, груши, черешня, персики, абрикосы, яблоки, виноград, сорта, сбор, дружно, корзина, ящики, город. Зима Мороз, ветер, бураны, сугробы, звери, норы, берлоги, деревья, дупло. Рыбная ловля Огород, черви, банка, удочка, крючки, ведро, пруд, удача, караси, радость, дом, сковорода, ужин, сестренка. Скворцы Весна, скворечник, прилет, скворцы, охрана, урожай, черви, огород, пора, вредители, истребление.


В раздел образования