Напоминание

"Применение личностно-ориентированного подхода при обучении игре на шестиструнной гитаре"


Автор: Никитин Александр Сергеевич
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Дворец творчества"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Применение личностно-ориентированного подхода при обучении игре на шестиструнной гитаре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение личностно-ориентированного подхода при обучении игре на

шестиструнной гитаре.

В настоящее время все больше внимания в методике уделяется личностно-

ориентированному подходу в обучении тем или иным учебным предметам, и

обучение музыкальной грамоте и игре на музыкальных инструментах не

является исключением. Для начала, позвольте дать определение личностно

ориентированного подхода и сформулировать его основные положения.

Личностно

ориентированный

подход

п о

о п р е д е л е н и ю

-

э т о

методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая

посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов

действий

обе спечить

и

поддержать

проце ссы

с а м о п о з н а н и я ,

самостроительства

и

самореализации

личности

ребенка,

развитие

его

неповторимой индивидуальности.

Главными

положениями

данного

подхода

являются

направленность

на

развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и

всесторонняя

подготовка

его

к

непрерывному

процессу

образования,

саморазвития

и

самосовершенствования

в

течение

всей

жизни.

Главной

задачей личностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании

является

воспитание

человека

с

художественно-эстетическим

вкусом,

владеющего исполнительскими навыками, способного совершенствоваться

дальше самостоятельно, используя навыки, полученные на занятиях.

Кроме того хотелось бы отметить, что урок обучения игре на гитаре является,

по сути, благодатной почвой для применения личностно ориентированного

подхода, так как музыкальная деятельность не возникает сама по себе, а

является

продуктом

не

только

усилий

педагога,

но

и

индивидуальных

внутренних

психологических

процессов

каждого

ученика,

например,

самоотдачи,

способности

упорно

трудиться,

не

смотря

на

медленное

достижение результата.

Целью данного выступления не является рассмотрение такой широкой темы,

как

обучение

игре

на

гитаре

вообще.

Я

постараюсь

раскрыть

именно

проблему обучения такому сложному для большинства ребят аспекту, как

техника

звукоизвлечения.

Не

секрет,

что

природные

способности,

как,

например, наличие музыкального и ритмического слуха, у разных детей

совершенно

разные.

У

кого-то

абсолютный

слух

от

природы,

а

кому-то

приходится развивать его, как и любой другой навык, путем приложения

определенных усилий. Такой аспект, как музыкальная память, так же требует

значительного внимания преподавателя и усилий со стороны ученика.

Способностям теоретики уделяют очень много внимания. В частности,

Б.М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

1. «Под

способностями

разумеются

индивидуально-психологические

особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые

имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или

многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умениям, которые

выработаны у данного человека».

Таким образом, способности – это «индивидуальные особенности, которые

сводятся

к

наличным

навыкам,

умениям

или

знаниям,

могут

объяснить

легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды

С.П.

Рубинштейн,

А.Н.

Леонтьев,

Н.С.

Лейтес,

А.Н.

Ландо,

Е.В.

Незнайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д.Б. Эльконин и др. В их

работах сформулированы определения свойств личности:

1. Способности – это индивидуально-психологические свойства личности,

которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или

иным видам деятельности.

2. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на

основе которых можно формировать самые различные способности.

3.

Одаренность

качественно

своеобразное

сочетание

способностей,

необходимых

для

успешного

выполнения

человеком

какой-либо

деятельности.

4. Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку

необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и

способности, приобретаются в процессе общественно-трудовой практики и,

прежде всего в процессе воспитания и обучения. Знания, умения и навыки не

тождественны способностям.

Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей

необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим

образом

развиваются

на

основе

анатомо-физиологических

задатков

в

процессе

разнообразной

музыкальной

деятельности.

Главной

задачей

музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение

музыке,

сколько

воздействие

через

музыку

на

духовный

мир

учащихся,

прежде всего на их нравственность. В результате систематического обучения

у детей развиваются музыкальные и творческие способности, музыкальная

память, совершенствуются музыкально-ритмические навыки.

Кроме того, очень различаются физические данные ребят - сила мышц кисти,

длина пальцев, моторика и так далее. О психологических различиях стоит

упомянуть отдельно, ведь каждому возрасту свойственны свои особенности

психологического

развития.

И

вот

тут

перед

учителем

возникает

ряд

довольно серьезных

вопросов :Как сделать каждого ученика активным

субъектом учебной деятельности? Как создать необходимую для каждого

ситуацию

успеха?

Как

повысить

мотивацию

учащихся

и

помочь

им

не

утратить интереса, не опустить руки?

Уходя от теории, позвольте автору обратиться к практике. Начну с того, что в

группы набираются дети в возрасте от 10 до 17 лет, и часть групп являются

разновозрастными.

Соответственно,

использование

лично стно-

ориентированного

подхода

позволяет

не

отбирать

детей

по

возрастному

признаку,

или

по

наличию

способностей

(

все-таки

наше

учреждение

является массовым, рассчитанным на всех желающих), а дать определенные

навыки каждому. Как правило, дети старшего школьного возраста осваивают

технику

игры

на

гитаре

намного

быстрее,

чем

младшие

школьники.

И,

конечно,

им

требуются

дополнительные

упражнения

и

музыкальные

произведения, усложненные приемы звукоизвлечения - все это "подогревает"

интерес и создает определенную ситуацию вызова с ориентировкой на успех.

Нужно отметить, что у ребят младшего школьного возраста менее выражена

готовность преодолевать трудности, и отсутствие быстрого успеха может

обескуражить их и значительно понизить мотивацию к обучению. По моим

наблюдениям, у младших школьников значительно завышена оценка своих

возможностей. Сталкиваясь с трудностями, такими, как мозоли на пальцах,

болевые ощущения в кистях рук при постановке кисти и т.п., и видя, что

такие

же

проблемы

испытывают

другие

ребята,

они,

однако,

не

спешат

покинуть группу, а напротив, остаются, чувствуя себя частью коллектива. Для

таких

детей

я

предусматриваю

меньшую

нагрузку,

уделяю

им

больше

внимания, чтобы сохранить мотивацию к преодолению трудностей.

Основным контингентом являются ребята в возрасте от 12 до 14 лет (средний

школьный

возраст).

У

этой

категории

обучающихся

способности

проявляются более ярко, нежели у детей младшего школьного возраста, и

мотивация к обучению значительно выше. Для них человеческое тепло и

внимание преподавателя так же важно, как и приобретение навыков, поэтому

при занятиях с этой группой детей особенно следует совмещать обучение и

общение.

Не следует забывать и о тех ребятах, кто , приходя в группу, уже имеет

определенные

навыки

игры

на

инструменте.

Для

них,

как

для

более

продвинутых

или

более

способных,

наряду

с

заданиями

общего

уровня,

предусмотрены задания повышенной сложности.

В

заключение

можно

сказать,

что

к

применению

лич но ст но-

ориентированного подхода педагога подталкивает сама ситуация и условия, в

которых он осуществляет свою деятельность. Ориентировка на отдельную

личность с ее особенностями и проблемами позволяет подойти к процессу

обучения

дифференцированно,

охватить

вниманием

каждого

учащегося.

Применение

личностно-ориентированного

подхода

неизбежно,

если

мы

хотим не только обучить ребят определенным навыкам, но и воспитать в них

такие качества, как уверенность в себе, чувство коллектива, укрепить интерес

к музыке и окружающим людям, что помогает ребенку найти свое место в

социуме. На данном жизненном этапе детей- это Дворец творчества, а далее -

учебная группа, рабочий коллектив, семья, где они будут чувствовать себя

интересными и нужными.



В раздел образования