Напоминание

Как сохранить творческий коллектив


Автор: Ягудина Эльвира Рашитовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г.Оренбурга
Наименование материала: Методическая разрабка
Тема: Как сохранить творческий коллектив
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Отдел Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение»

Тема тренинга: «Как сохранить творческий коллектив»

(из опыта работы)

Направленность:

Художественно-эстетическая

Профиль деятельности:

Эстрадный вокал

Педагог дополнительного

образования:

Высшая квалификационная

категория

Ягудина Эльвира Рашитовна

г. Оренбург, 2018г

Тренинг: «Как сохранить коллектив»

1) Установление контакта с детьми.

Участники сидят в кругу. Ведущий говорит несколько слов о то, что будет

происходить.

2) Правила работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые

необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и

безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия

группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий

правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3) Разминка.

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться, но особенным образом. По сигналу

вед. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во

время игры не должно быть разговоров.

1.

по хлопку- поздороваться за руку;

2.

сигнал колокольчика – по плечу;

3.

свисток – поздороваться «спинками»

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это

символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом

происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и

позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов,

повышает

концентрацию

внимания

членов

группы

и

придает

действию

прелесть новизны.

4) Диалог и Мини- лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос -

Что такое кол-в и самоуважение –«Я»? Все желающие могут высказаться. Затем

ведущий

подводит

итог

и

рассказывает

о

том,

какое

значение

имеет

психологического комфорта человека в кол-ве и от чего зависит самоуважение, об

индивид. Целях и выделить общую цель кол-ва, прописать её. Затем предлагает

выполнить задание.

5) Основное упражнение

«Хорошие и плохие поступки в достижении цели»

Описание упражнения

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде

выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной

команды

-

написать

как

можно

больше

поступков,

которые

позволяют

человеку достигнуть цель. Соответственно задача другой - написать как

можно больше поступков, из-за которых цель становится не выполнимой. По

желанию,

каждая

команда

может

подкрепить

слова

рисунками

соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в

конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на

то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый

раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение

к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и достижением цели (общие цели

и цели кол-ва).

6) Дополнительное упражнение

«Наша сцена»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно

закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья,

стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А

теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем

раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в

круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно

однотонной,

раздает

каждому

участнику

по

булавке.

Ткань

объявляется

поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди

выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в

памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что

хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то,

которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на

цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или

форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

7) Завершающее упражнение

Багаж знаний!

Описание упражнения

Участники

встают

в

кружок,

и

ведущий

предлагает

каждому

мысленно

подумать, положить на руку что он приобрел нового в течении тренинга

(багаж настроения, мыслей, знаний, опыта) начинать высказывание со слов

«Я рад (рада) что сегодня…… и дети проговаривают по очереди и передают

своему соседу Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат -

ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом

прошедшего

занятия,

а

также

завершить

его

красиво

на

положительной

эмоциональной ноте.

Психотехнические

игры,

упражнения,

которые

можно

включить

в

тренинг:

Упражнение

для

тренировки

эмоций

Эта

техника

является

тренажёром

для

эмоций.

Следует

выполнять

её

достаточно

часто,

эффект

возрастёт

пропорционально

приложенным

усилиям.

1.

Сядьте в спокойном месте, где бы вас никто не потревожил.

2.

Направьте

всё

своё

внимание

на

эмоцию

веселья.

Закройте

глаза,

вспомните ситуацию из жизни где вам было очень весело. Заново

переживите эту эмоцию. Начните хохотать. Смейтесь очень весело,

задорно, утрируйте это состояние. Представьте, что вам очень весело,

смех так и льётся из вас.

3.

Резко отбросьте своим сознанием эту эмоцию.

4.

Направьте

всё

своё

внимание

на

эмоцию

гнева.

Полностью

сфокусируйте сознание на этой эмоции. Представьте себя огромной

грозовой тучей. Вот – вот начнется буря. Большая гроза началась. Вы в

ярости швыряете молнии направо и налево. Вы настоящий Бол гнева,

так гневайтесь на всю мощь.

5.

Внезапно

остановитесь,

на

5

секунд

войдите

в

состояние

полного

безмолвия.

6.

Дайте

сигнал

подсознанию

к

эмоции

плача.

Вы

самое

несчастное

создание на свете. Никто вас не принимает таким, как вы есть, никто

вас не любит должным образом. Нет в этом мире человека, способного

вас понять. Вы глубоко несчастны. Вы одиноки и покинуты. Вы совсем

беспомощны

посреди

этого

жестокого

бушующего

мира.

Вам

так

грустно,

что

вы

готовы

заплакать.

Плачьте.

Усильте

эту

эмоцию,

подкрепите ситуацией из жизни. Оплакивайте своё существование.

7.

Резко отбросьте эту эмоцию. Войдите в состояние безмолвия на 10

секунд, ни о чём не думайте. Просто будьте.

8.

Направьте

всё

своё

внимание,

без

остатка

на

эмоцию

счастья,

блаженства. Вам так хорошо как до этого ещё ни когда не было. Вы

счастливы

и

легки,

на

вас

белые

одежды.

Очень

нежные,

мягкие,

лёгкие, вы ощущаете себя свежим, лёгким как пушинка, как дуновение

ветерка, как лепесток нежной едва распустившейся розы. Вам хорошо.

Раннее утро, вы наблюдаете восход солнца. Всё вокруг пропитано

свежестью и ощущением новизны предстоящего дня. Золотой диск

солнца

медленно

поднимается

над

горизонтом,

неся

тепло

всем

существам.

Тёплое

сияние

нежно

и

бережно

окутывает

вас.

Вам

становится так хорошо, что вы готовы рассмеяться от наслаждения.

Рядом с вами появляется белый чистейший Лотос. Вы с удовольствием

оказываетесь внутри него. Там так хорошо, так спокойно и чисто, что

вы начинаете немного дремать. Вокруг вас распространяются волны

спокойствия и счастья.

9.

Будьте в этом состоянии столько, сколько захотите.

10.Периодически в течение дня вспоминайте себя в белом чистейшем

Лотосе, вдали от суеты. Из своего Лотоса вы смотрите на этот мир, на

людей на улице и легонько удивляетесь, что это с ними такое, почему

они так раздражены? Может потому, что ещё не нашли себя? Не нашли

свой центр.

Упражнение

«

Волшебное

слово

» (

продолжение

первого

упр

)

Ведущий: когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя волшебное

слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть

разные

слова:

«покой»,

«тишина»,

«нежная

прохлада»,

любые

другие.

Главное, чтобы они помогали вам.

По

окончании

ведущий

спрашивает,

какие

«волшебные

слова»

подобрал

каждый из участников и что он почувствовал.

Упражнение

«

Любовь

и

злость

»

Цели:

В

ходе

этой

игры

дети

могут

обратить

внимание

на

то,

что

по

отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и

позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не

поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя

при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого

ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может

быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от

него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя

услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к

примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь

сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули

в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать

ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою

комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты

рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они

тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять

выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать

тебе». (1-2 минуты.)

А

теперь

скажи

человеку,

с

которым

ты

разговаривал,

что

тебе

в

нем

нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне

очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу

и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед

сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь,

что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем

именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе

нравится в нем. (1 минута.)

Теперь

ты

можешь

снова

открыть

глаза

и

оглядеть

круг.

Внимательно

посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас

пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в

адрес

кого-то

из

присутствующих

или

отсутствующих

в

классе,

тут

же

потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное.

Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или

обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа:

«Ты

дурак!».

Допустимо

только

выражение

своих

чувств

в

отношении

другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь,

когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети

могут

ощутить

свои

негативные

эмоции

и

скрывающуюся

за

ними

энергетику.

Благодаря

содержательно

точному

называнию

причин

своей

злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а

только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован,

ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты

рассердился на него?

А

как

ты

себя

чувствуешь,

когда

сообщаешь

ему

о

том,

что

ты

рассердился?

А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он

рассердился на тебя?

Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или

когда ты о нем рассказываешь?

Упражнение

«

Мои

достижения

»

Уделите себе некоторое время и напишите ответы на следующие вопросы:

1.

Моим наилучшим достижением является

2.

У меня хорошо получается _____________.

3.

Я помог(ла) другим тем, что ____________.

4.

Наилучшее решение, которое я когда-либо принял(а) __________

5.

Если я хочу, то могу ___________

6.

Люди думают, что у меня хорошо получается _____________________

7.

То, что я недавно научился делать

8.

То, чем я горжусь ______________________.

9.

Момент, вызывающий у меня наибольшую гордость ___________

10.С а м о е

т р у д н о е

д е л о ,

к о т о р о е

я

с д е л а л ( а )

____________________________

Обратите внимание, что меняется в Вас, как меняется Ваше состояние, когда

вы читаете получившийся у вас текст? Что Вы ощущаете? Верите ли Вы

себе?

Упражнение

«

Личностное

право

»

Прочитайте и подумайте о перечисленных ниже правах, составленных на

основании работ нескольких авторов.

Основные права каждого человека

1.

Быть

принятым

как

равный

независимо

от

пола,

расовой

и

национальной принадлежности, возраста и физического состояния.

2.

Чувствовать уважение к себе.

3.

Принимать решение о том, как проводить время.

4.

Просить о том, в чем есть необходимость.

5.

Спрашивать

мнение

о

своей

производительности

труда,

поведении,

облике.

6.

Быть выслушанным и воспринятым всерьез.

7.

Иметь свое мнение.

8.

Придерживаться определенных политических взглядов.

9.

Плакать.

10.Делать ошибки.

11.Говорить «нет», не испытывая чувства вины.

12.Отстаивать свои интересы.

Приведите примеры (письменно) реализации каждого из этих прав для себя

лично.

Часть 2

Помните, что другие люди обладают точно такими же правами.

Снова прочитайте список. Ответьте на вопросы и запишите ответы:

1.

Какие права других людей Вы нарушаете?

2.

Как Вы манипулируете другими людьми, чтобы убрать их со своего

пути?

Эта

работа

поможет

Вам

определить,

где

надо

сосредоточить

силы

и

вырабатывать

новые

навыки

самоутверждения,

а

так

же

задуматься

о

взаимоотношениях с другими людьми.

Упражнение

«

Ревизия

взаимоотношений

»

Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде

кружочков.

Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.

Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может

быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.

Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а

в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других

людей: что они отдают не Вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:

1.

С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

2.

От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?

3.

Кому Вы больше даете? А кому – меньше?

4.

Что есть общего, какие закономерности Вы видите?

5.

Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

6.

Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

7.

Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

8.

Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?

9.

Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

10.Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите

отдать, и все, что Вам не нужно?

13.Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один

Устанавливать свои приоритеты.

14.Выражать свои чувства.

15.Говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом.

16.Менять свое мнение.

17.Иногда терпеть неудачу.

18.Говорить «я не понимаю».

19.Делать заявления, не требующие доказательств.

20.Получать информацию.

21.Иметь успех.

22.Отстаивать свою веру.

23.Придерживаться собственной системы ценностей.

24.Брать время на принятие решений.

25.Принимать на себя ответственность за собственные решения.

26.Иметь личную жизнь.

27.Признаваться в незнании.

28.Меняться/развиваться.

29.Выбирать, включаться или нет в проблемы других людей.

30.Не нести ответственности за проблемы других людей.

31.Заботиться о себе.

32.Иметь время и место для уединения.

33.Быть индивидуальностью.

34.Запрашивать информацию у профессионалов.

35.Не зависеть от одобрения других людей.

36.Самому судить о собственной значимости.

37.Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.

38.Быть независимым.

39.Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.

40.Не оправдываться.

41.Быть прощенным.

Часть 1

Проанализируйте отдельно каждый пункт; сделайте пометки возле тех, с

которыми Вы испытываете трудности.

1.

С чем Вы безоговорочно согласны? Почему?

2.

Что вызывает протест? Почему?

3.

Что пугает? Почему?

4.

Удается ли Вам это делать в жизни? Что останавливает?

конец

которой

соответствует

полному

избеганию

контактов,

а

второй

полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы:

1.

Где Вы расположите себя на этой линии?

2.

По

каким

признакам

своей

жизни

и

событий

Вы

узнаете,

что

находитесь именно в этом месте этой линии?

3.

Где Вы хотели бы быть расположены?

4.

По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему

хотели бы прийти?

Упражнение

«

Формирование

намерения

»

Напишите рассказ о дне из Вашего идеального будущего (например,

пет через 5). Нафантазируйте все, чего хотите. Опишите в деталях все, что

Вы видите, слышите и чувствуете.

Используйте формулировки:

от первого лица, то есть с «Я»,

в настоящем времени,

позитивные, без частицы «не».

Когда рассказ готов, перечитывайте его каждый день и представляйте

как можно реалистичнее то, что там описано. Читайте при каждом удобном

случае. А если в Вашем воображении появились какие-либо новые детали,

добавьте

их

в

текст.

Вы

можете

переписывать

эту

историю

по

мере

ее

совершенствования.

Если

вы

работаете

над

своим

текстом

достаточно,

то

очень

скоро

начнете переживать душевное состояние, которое можно сравнить с

«состоянием полета». Вы как будто поднимаетесь на более высокий

уровень и начинаете смотреть на все как будто с большей высоты,

более глобально и в перспективе.

Упражнение

«

Выбор

»

Напишите список всего того страшного, что может с Вами произойти во

время

различных

ситуаций

общения,

а

также

список

всех

возможных

неудобств и потенциальных неприятностей.

А теперь возьмите другой листок и напишите те положительные моменты,

которые Вы приобретете, если преодолеете каждое из этих препятствий.

Постарайтесь найти не менее 5 положительных моментов, а лучше – 10-15.

Далее положите два листка рядом и сравните. Что перевешивает? Что для Вас

важнее? Оценки и поступки окружающих по отношению к Вам или будущее

душевное спокойствие, психологическое равновесие и жизненный успех?

Преодолеть препятствие можно только вместе со страхом, идя с ним рука об

руку: иду и боюсь, делаю и боюсь, говорю и боюсь. И только благодаря

деланию вместе со страхом страх исчезает. Решите, что для Вас важнее:

бояться и не делать (первый листок) или бояться и делать (второй листок).

Как

для

Вас

важнее,

так

и

поступайте.

Менее

важный

для

Вас

листок

разорвите и выбросьте. А более важный повесьте на стенку (положите под

стекло) и регулярно перечитывайте.

Это и будет Ваш жизненный выбор.

Игра

«

Дистанция

»

Цель: игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и

взаимодействия.

Возраст: старший школьный.

Это упражнение относится к разряду жестких, при этом степень жесткости

может варьироваться в зависимости от целей ведущего и психологической

готовности участников. Регулирование эмоционального напряжения может

осуществляться за счет изменения инструкции, внимательного отслеживания

поведенческих реакций участников, тактичного обсуждения результатов. К

данной процедуре группа должна быть подготовлена, особенно в том случае,

если она сформирована из незнакомых людей. Если же в игре участвуют

ребята из одного класса, то ее применение возможно уже на первых занятиях.

Ведущий.

Если

люди

более

или

менее

длительное

время

общаются

и

взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные

отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе

говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения

можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну,

может

быть,

просто

потому,

что

еще

не

было

повода

и

возможности

пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное,

осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками

нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли

у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы.

Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является

вполне

оправданным.

Во-первых,

такое

выявление

само

по

себе

можно

рассматривать

как

социометрический

прием,

а

во-вторых,

оно

позволяет

обнаружить

и

тех,

кто

способен

безболезненно

перенести

«жесткость»

процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит

упражнение.

Ведущий. Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным

человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая

дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений

друг

с

другом

через

дистанцию

в

буквальном

смысле

слова

через

расстояние в пространстве.

Наш доброволец должен стать лицом к стене. Все остальные участники

располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически

будет отражать близость ваших с ним отношений. При этом учитывайте и

взаимное

расположение.

Задание

необходимо

выполнять

молча,

чтобы

стоящий у стены не определил ваше местоположение по голосу. Участники

занимают места за спиной основного игрока. Ведущему не следует торопить

ребят,

чтобы

у

них

была

возможность

подумать

и

выбрать

себе

место.

Запомните, пожалуйста, свои места и разойдитесь... А теперь ты (ведущий

обращается к добровольцу) можешь повернуться. Расставь ребят так, как, по

твоему

мнению,

они

должны

были

бы

расположиться.

Основной

игрок

расставляет участников, после чего снова становится у стены. Посмотри

внимательно еще раз, как ты расставил участников. Не хочется ли тебе что-

нибудь изменить в этой картинке?

Если

основной

игрок

сочтет

свою

расстановку

окончательной,

он

отворачивается к стене, а остальные игроки становятся на те места, которые

они

занимали

вначале.

После

этого

ведущий

просит

основного

игрока

повернуться.

Ведущий. Посмотри, пожалуйста, что изменилось? Есть ли разница между

тем, как расставил ты, и тем, какие места заняли сами ребята? В чем ты

видишь разницу?

После кратких комментариев основного игрока ведущий предлагает занять

его место кому-либо еще из участников группы. Хорошо, если на «горячем

месте» у стены побывают все участники.

Оптимальной для проведения такого упражнения является группа в восемь

человек.

Остальные

в

этот

раз

могут

быть

только

наблюдателями.

На

следующем занятии можно повторить упражнение с новым составом.

Далее

ведущий

начинает

обсуждение.

Сложно

ли

было

прогнозировать

расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда

расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели,

какие места они заняли сами? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались

ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили

свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик?

Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих

товарищах?

Упражнение

«

Колодец

обид

»

Возраст: дошкольный, младший школьный.

У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на

листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в «колодец». Встаньте на

стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои

обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.



В раздел образования