Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа кружка "Юный эколог"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Очурский детский сад «Колосок»
Кружок «Юный эколог»
Программа кружка составлена на основе
парциальной программы « Юный эколог»
автора Николаевой С.Н.
старший возраст
срок реализации 1 год
Руководитель:
Белопольская И.М.
Воспитатель
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка......................................................................... 3
Учебно-тематический план...................................................................6
Основные требования к уровню подготовки.......................................9
Условия реализации программы…………………………………….12
Ожидаемые результаты........................................................................14
Список литературы...............................................................................16
Аннотация к парциальной программе………………………………17
Пояснительная записка.
2
Парциальная программа« Экология в детском саду» по экологическому
воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и
программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.
Николаева.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми МБДОУ Очурский детский сад «Колосок»
и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и
художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-
образовательного процесса детей и направлена на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование осознанного и бережного отношения детей к природе,
сохранение и укрепление здоровья детей. Бурное развитие цивилизации на
современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического
сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у
подрастающего поколения эгоцентрического сознания. Развитие такого
сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал
экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два
аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал
экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно
экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают
начало экологическому сознанию. Отношение природных связей человека с
окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности,
не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно
игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный
фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования,
ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее
часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые
существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет
человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг: многообразие
живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной); человек как
живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную
жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение
окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
С принятием
законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и
«Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования
системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конференции ООН
3
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие
постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд
первостепенных государственных проблем. Указанные документы
подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное
воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста
относится к программам первой группы. Характерно акцентирования
внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с
некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды,
экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее
ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст
ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и
среда, человек и среда.
Причина создания парциальной программы: обострение экологической
проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной
работы по формированию у детей и родителей экологического сознания,
культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа
со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения
родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут
служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме
проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать
в
своих
работах
полученные
знания,
воспитание
экологической культуры дошкольников
, формирование осознанного
и бережного отношения детей к природе.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире
природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение
наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы
их проверки, находить причинно - следственные связи.
3.
Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Виды деятельности:
-Игровая;
4
-Познавательно-исследовательская деятельность;
-Самостоятельная деятельность.
Формой подведения итогов реализации программы являются:
экологические праздники, викторины и т.д.
Программа рассчитана на один год и вписывается в базовую образовательно-
воспитательную программу ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня, по
каждой теме в игровой форме.
- в подготовительной группе – 1 раз в неделю по 25-30 минут;
- 4 занятия в месяц;
- 34 занятия в год.
Количество детей в группе – 10-12 детей.
График работы кружка «Юный эколог» на 2016-2017 учебный год
№
Мероприятия
Количество
занятий
в неделю
Время
проведения
Ответственный
1
Кружок «Юный эколог»
1 раз в
неделю
16.30-16.50
часов
Белопольская И.М.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5
№
п/п
Месяц
Тема
Задачи
Форма
проведения
Методическое
обеспечение и
дидактический
материал
Сопутствующие
формы работы
Что изучает экология? Как стать юным экологом.
1
Сентябрь
«Экология»
Уточнить
природоведческие
знания детей о
факторах окружающей
среды, необходимых
для жизни на Земле.
Воспитывать гуманное
отношение к природе,
желание сберечь и
сохранить красоту
природы.
занятие
кукла
«Инопланетянин»,
предметные
картинки, дерево
без листьев,
пособие,
«Напоминающее
знаки»
2
Сентябрь
«Мы друзья
природы»
Закрепить знания о
правилах поведения на
природе. Учить
доброму и бережному
отношению на
природе.
занятие
Картины с
изображением
обитателя леса,
карта - план
путешествие,
стихи, загадки,
дидактическая
игра «Кто где
живёт»
Рассматривание
иллюстраций
«Что хорошо,
что плохо»
3
Сентябрь
«Сиреневый
бал природы»
Совершенствовать
знания о природе,
обогащать
музыкальные
впечатления детей.
Воспитывать любовь к
русской национальной
культуре
развлечение
слушание музыки,
грамм, запись
Разучивание
стихов, песен
Человек и неживая природа.
4
Сентябрь
«Где живут
капли воды в
детском саду»
Закрепить знания
детей, для чего нужна
человеку вода. О её
значимости и пользе.
экскурсия по
детскому
саду
наблюдения,
народный
фольклор
5
Октябрь
«Послушная
водичка»
Продолжать
знакомить со
свойствами воды.
Развивать
любознательность,
смекалку,
наблюдательность
занятие
опыт
опыт:
определение
цвета,
прозрачности,
запаха, вкуса,
формы воды
6
Октябрь
«Вода »
Развивать
познавательную
активность детей в
процессе
формирования
представления об
охране водных
ресурсов. Развивать
экологическое
мышление и
экологическую
культуру
занятие
Иллюстрация,
худож. слово,
Рассматривание
энциклопедии
6
7
Октябрь
«Ходит
капелька по
кругу»
Закрепить знания о
воде. Создать
праздничное
настроение.
Формировать у детей
представления о
природных
взаимосвязях
праздник
Инсцинировка по
мотивам сказки
«Куда делась вода
после дождика»
А. Дитрих
8
Октябрь
«Воздух вокруг
нас»
Дать детям
представление о
воздухе через опыты.
Показать способы
обнаружения воздуха.
Познакомить детей с
некоторыми
свойствами воздуха.
занятие
-опыт
Опыт со стаканом
и водой.
Опыт на
доказательство
невидимости и
прозрачности
воздуха
9
Ноябрь
«Этот
удивительный
воздух»
Расширить
представления о
воздухе, о способах
его обнаружения,
учить устанавливать
причинно-
следственные связи.
занятие
-опыт
опыты «Буря в
стакане», «Воздух
имеет вес»
10
Ноябрь
«Вот труба, над
нею дым»
Роль воздуха в жизни
человека, причина его
загрязнения. Дать
элементарные
представления об
источниках
загрязнения воздуха.
занятие
художественное
слово,
иллюстрации
11
Ноябрь
«Воздух»
Продолжать
формировать
представление о роли
воздуха, познакомить
с некоторыми его
свойствами. Развивать
способность делать
умозаключения,
анализировать,
сравнивать,
классифицировать.
занятие
плакаты, глобус,
экологическая
лаборатория,
опыты
Беседы с детьми
12
Ноябрь
«Солнышко,
солнышко,
выгляни в
окошечко»
Познакомить с
явлением солнечных
лучей на чёрный и
белый цвет. Развивать
наблюдательность и
смекалку.
наблюдения
исследовательская
деятельность,
вывод: солнце -
тепло.
13
Декабрь
«Солнце в
жизни растений
и животных»
Расширить кругозор
знаний детей о
влиянии солнца на
живые организмы.
занятие
Иллюстрации,
художественное
слово, народный
фольклор
Знакомство с
пословицами,
поговорками
14
Декабрь
«От чего
происходит
смена дня и
ночи»
Развивать у детей
элементарные
представления о
Солнечной системе, о
месте Земли в
космическом
пространстве.
Совершенствовать
представление детей о
времени и частях
суток.
занятие
Модель Земли и
Солнца. Картинки
с изображением
различных времён
суток. Детская
энциклопедия.
Игра
«Путешествие на
пароходе»,
подвижная игра
«День и ночь»
Чтение худ.
литературы
7
15
Декабрь
«Песок »
Дать представления о
свойствах песка. О том,
как человек использует
их.
Научить лепить из
глины элементарные
предметы.
Формировать понятие
о том, что песок и
глина - это полезные
ископаемые.
занятие
-эксперимент
опыты с песком,
в экологической
лаборатории
16
Декабрь
«Природные
материалы в
быту»
Учить детей
использовать
природные материалы
в жизни, быту.
Воспитывать
бережное отношение к
объектам из неживой
природы и сделанным
их них предметам.
интегриро-
ванное
занятие
художественное
слово
17
Январь
«Что у нас под
ногами»
Дать представление о
разнообразии камней в
природе. Камни -
орудие труда древних
людей. Как человек
использует камни
(строительство,
памятники,
альпинарии).
Драгоценные камни и
украшения.
занятие
иллюстрации,
коллекция
камней,
картинный
материал
18
Январь
«Земля - наша
кормилица»
Дать представление о
том, что почва
верхний слой Земли. В
опытах познакомить с
составом почвы (вода,
воздух, глина, камни,
перегной)
занятие
-эксперимент
экологическая
лаборатория,
опыты о составе
почвы, о цвете
почвы.
19
Январь
«Сухая и
влажная почва»
Учить определять и
сравнивать сухую и
влажную почвы.
Фиксировать
результаты
исследований.
занятие
-эксперимент
художественное
слово, почвы
бывают разными.
Зарисовки
наблюдений
20
Январь
«Знакомство с
подземным
царством»
Продолжать
знакомить с
подземными
обитателями. С
особенностями
строения червяка и
других подземных
обитателей. Показать
их приспособленность.
наблюдение
экологическая
лаборатория,
опыты с почвой
Чтение
литературы о
подземных
царствах
8
21
Февраль
«Значение
почвы в жизни
растений»
Формировать знания
детей о том, что без
почвы нет растениям
жизни. Воспитывать
бережное отношение к
почве.
занятие
плакаты,
иллюстрации,
художественное
слово
9
10
Многообразие растительного и животного мира.
22
Февраль
«Не уставайте
удивляться»
Заинтересовать детей
открытием тайн и
загадок природы.
Учить видеть
необычное и
прекрасное в
привычном. И на
первый взгляд не
приметном.
занятие
художественное
слово, загадки,
приметы
Рассматривание
фотоальбома
«Природа
глазами
художника»
23
Февраль
«Зелёная
аптека»
Дать представление о
целительных
свойствах зелёных
растений.
Познакомить с
некоторыми из них.
занятия
стенд
«Лекарственные
растения»,
художественное
слово, загадки
Изготовление и
рассматривание
гербария
24
Февраль
«Растения под
нашей защитой»
Формировать
познавательный
интерес к миру
растений, чувства
ответственности за
сохранение зелёного
наряда планеты
беседа
иллюстрация,
художественное
слово
25
Март
«Комнатные
растения»
Уточнить
представление детей о
комнатных растениях
(бальзамин, колеус).
Учить различать
листья, стебли, цветы.
Знать что корни в
земле.
занятие
Внесение кашпо с
цветами. Худож.
слово
Наблюдения за
цветущими
растениями в
Д/С
26
Март
«Где живут
обитатели
природы»
Познакомить детей с
разнообразием домов
- сред обитания
живых организмов с
зависимостью от
условий
существования от
поведения человека.
занятие
таблица,
дидактические
карточки,
комнатные
аквариум,
художественное
слово,
дидактическая
игра «Где мой
дом»
27
Март
«Учитесь
жалеть и
беречь»
Пробудить чувства
сострадания и жалости
к обитателям природы
попавшим в беду.
Учить отделять
истинную жалось от
ложной.
занятие
художественное
слово, таблица
«Прудовая
лягушка», аудио
запись «Голоса
птиц»
28
Март
«О чём поют
птицы»
Развивать у детей
интерес к жизни птиц,
в частности, к их
голосам, умение
вслушиваться в их
звуковые сигналы.
занятие
приметы,
художественное
слово, аудио
запись «Голоса
птиц»
29
Апрель
«Как нельзя
относиться к
братьям нашим
меньшим»
Воспитывать
гуманные чувства к
нелюбимым и
незаслуженно
преследуемым людьми
животным. Раскрывать
необоснованность
мотивов
преследования
людьми некоторых
нелюбимых
животных.
Формировать правила
поведения с этими
животными
занятие
иллюстрации,
художественное
слово, картинки,
легенды.
Просмотр
диафильма
30
Апрель
«В гостях у
зелёного друга»
Вызвать интерес детей
к защите и изучению
растений.
беседа
игра - викторина
о растениях.
Чтение отрывка
«Не только
деревья» по М.
Ильину
31
Апрель
«Что растёт в
лесу и кто живёт
в лесу»
Расширять
представление детей о
лесе, его обитателях и
растениях.
беседа
художественное
слово, загадки
32
Апрель
«Кто главный в
лесу»
Формировать у детей
представления о
взаимосвязи
обитателей леса, их
пищевой зависимости
друг у друга. Уточнить
представления о том,
что главное звено в
лесу - растения.
занятие
художественное
слово, экология в
картинках,
иллюстрации о
растениях и
животных
33
Май
«Лес в жизни
человека»
Углубить и обобщить
представление детей о
лесе и его обитателях.
Познакомить детей с
тем, какую роль в
жизни человека играет
лес.
экскурсия на
выставку
панно для
моделирования
«Лес»,
предметные
картинки,
плакаты «Что не
следует делать в
лесу», экспонаты
«Что делают из
древесины»
34
Май
«Заповеди юных
защитников
природы»
Закрепить знания о
правилах поведения -
запретах и
предписаниях в
природном
окружении.
занятие
плакаты с
изображением
различных
ситуаций, беседа.
35
Май
Диагностика,
подведение
итогов
11
Структура занятия
Структурный
компонент
Содержание
Начало занятия
Предполагает организацию детей:
Переключение
внимания
детей
на
предстоящую
деятельность, стимуляция интереса к ней, создание
эмоционального
настроя,
точные
и
четкие
уст ановки
на
предстоящую
д е я т е л ь н о с т ь
(последовательность
выполнения
з а д а н и я ,
предполагаемые результаты)
Ход (процесс)
занятия
Самостоятельная
умственная
и
практическая
деятельность детей, выполнение всех поставленных
учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется
индивидуализация обучения (минимальная помощь,
советы,
напоминания,
наводящие
вопросы,
показ,
дополнительное
объяснение).
Педагог
создает
условия для того, чтобы каждый ребенок достиг
результата.
Окончание занятия
Посвящается
подведению
итогов
и
оценке
результатов
учебной
деятельности.
В
старшей
и
подготовительной
к
школе
группах
к
оценке
и
самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения
каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают
более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия.
После
проведения
занятия
педагог
анализирует
его
результативность,
освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и
намечает перспективу деятельности.
Условия реализации программы.
Для эффективной реализации программы в детском саду созданы благоприятные
условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые
уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их
биологическими особенностями; на территории садика: огород;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами
природы.
12
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
уголками:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы:магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов: металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские фартуки;
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в
соответствии с их особенностям)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
Природный материал (шишки, камни, мох, куски коры и древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
Экологические наборы «Пруд» (коробки с необходимыми материалами для
моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных
культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь:
лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
13
Ожидаемые результаты к концу года .
Ожидаемые результаты:
К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:
должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в
наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими
познаниями о живом и неживом.
должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за растениями и
животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения.
Иметь представления о родном крае.
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия
человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о
различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних
и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей
среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и
их использованием.
Иметь представление о родном крае.
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок,
курочка с цыплятами)
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, синица,
сорока, снегирь, голубь, дятел).
14
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети должны знать:
- части тела животных и их особенности;
- виды растений;
- основные части растений;
- правила ухода;
- стадии роста и развития растений;
- что такое вода, воздух, солнце, почва
Должны уметь:
- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода;
- устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и
образом жизни животных;
- различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные
растения;
- производить группировку «живое», «неживое».
Иметь представление:
- о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой
природе.
- о роли неживой природы в жизни человека.
15
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
2
Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
3.
Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование»
«Педагогическое общество России», М., 2005 г.
4.
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»
«Мозаика - синтез», Москва, 2000 г.
5.Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
6.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка»
LINKA-PRESS, М., 1998
7.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
8.С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог»
«Мозаика - синтез» Москва,2016
16
Аннотация к парциальной программе «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей ,разработана в
соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой и парциальной программой «Юный эколог », которая
составлена на основе программы экологического воспитания дошкольников «Юный
эколог» С.Н.Николаева. Программа строится на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого с детьми МБДОУ Очурский детский сад «Колосок» и
обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художествен-
но- эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательно-
го процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование осознанного и бережного
отношения детей к природе, сохранение и укрепление здоровья ,
воспитание
экологической культуры дошкольников. Представленная система экологического
воспитания, которая обеспечивает всестороннее развитие детей.
17