Напоминание

"Клуб успешного родителя"


Автор: Коренева Ирина Гаврииловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское Иркутская область
Наименование материала: форма работы с родителями
Тема: "Клуб успешного родителя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Клуб Успешного родителя

( 2 мл.гр.)

Тема: «Развитие речи младших

дошкольников»

Подготовила: Коренева Ирина

Гаврииловна

2018 год

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: 1. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего

дошкольного возраста и методами и приемами ее развития;

2. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

3. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

4. Воспитывать культуру общения;

5. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

I.Подготовительный этап.

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Изготовление памятки для родителей (Приложение №2)

3. Проведение акции «Копилка вежливых и добрых слов».

II.Организационный этап.

1.Оформление выставок:

- методическая литература по теме родительского собрания,

- картины по обучению детей 3-4 лет развитию речи,

- детская художественная литература,

- выставка макетов, сделанных родителями.

2. Подготовка музыкального сопровождения.

3.Схема

на

доске

или

плакате

(треугольник

ребенок

(главная

вершина)-педагоги-

родители.

4. Яблоко, маски к сказке «Теремок», карточки зеленого цвета.

III.Вступительный этап.

( Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли

время и пришли на второе заседание нашего клуба Успешного родителя.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это

источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает

ребенку первые знания и умения.

(Педагог обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети и родители)

составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок.

Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен).

Задача нас, взрослых, помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим

табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! А как говорится в басне И.Крылова

«Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а

выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для

того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы

он

всесторонне

развивался.

Поэтому

мы

призываем

вас

к

сотрудничеству,

к

взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада

мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня

наш

разговор

о

развитии

одного

из

важнейших

познавательных

процессов

человека

речи.

Тема

нашего

сегодняшнего

заседания:

«Развитие

речи

младших

дошкольников». Сегодня, так же как и на предыдущем заседании нашего клуба, будут

предложены несложные задания, с которыми, я думаю, вы справитесь без особых усилий.

Надеюсь, что вы примите в их выполнении активное участие.

IV.Основная часть.

«Совсем немного науки».

Речь

это

форма

общения.

В

дошкольном

возрасте

она

развивается

по

двум

взаимосвязанным направлениям:

речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращает в

орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

овладение

нормами

и

правилами

родного

языка,

определенными

для

каждого

возраста;

развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения

же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный

вовремя

речевой

дефект

делает

ребенка

неуверенным

в

себе,

замкнутым,

раздражительным.

Задание. Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития

ребенка и объясните свой выбор.(Приложение №1)

(Обсуждение)

Вывод: Все данные факторы одинаково успешно влияют на речевое развитие ребенка.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка

не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим

строем, но и показывают уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему

просьбы, объясняют, как он должен вести себя и т.д. Благодаря речи дети овладевают

нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

На столах у вас памятки «Нормы речи, которыми должен овладеть ребенок к 4 годам».

(Приложение №2), с которыми вы можете ознакомиться более внимательно дома.

Во время общения с детьми мы выявили некоторые особенности:

Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»),

сонорные ( «р», «рь», «л», «ль») звуки, а некоторые их пропускают.

Дети не выделяют существенные признаки предметов, затрудняются назвать части

предметов (машины, тела и т.д.).

Слабо развит артикуляционный аппарат, не развита дикция, нарушен темп (очень

быстрый или наоборот медленный).

Во время высказываний опускают отдельные члены предложений.

Часто отвлекаются от содержания вопроса.

Все эти особенности характерны для детей данного возраста, но все равно нужно

поправлять , подсказывать, чтобы ваш ребенок к концу четвертого года жизни занимал

инициативную

позицию

в

общении

со

взрослыми,

использовал

распространенные

предложения и практически все части речи, по сути, стал полноценным собеседником.

Если вы ясно видите, что у вашего ребенка отмечаются нарушения, обязательно

проконсультируйтесь

со

специалистами.

Правильно

вовремя

поставленный

диагноз

определит судьбу вашего ребенка.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию

речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных

занятиях по развитию речи ( составление рассказа по наводящим вопросам воспитателя по

картине, пересказ сказок, коротких рассказов, заучивание стихов и т.д.), а так же на других

занятиях

(

математике

учимся

давать

развернутые

полные

ответы

на

вопросы;

рисованию, лепке, аппликации – учимся анализировать свои работы; физическом развитии

– заучиваем текст подвижных игр; музыкальном – пение песен. А так же вне занятий во

время режимных моментов – развернутые ответы на вопросы, уточнение

признаков

предметов,

употребление

в

речи

распространенных

предложений,

обобщающих

и

вежливых слов и т.д.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря

на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за

природой.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка.

На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время. Но и пообщаться

со своим малышом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, наблюдая,

например,

за

жизнью

бабочек

и

жуков,

полюбоваться

красотами

родной

природы,

вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.

Эмоциональные

переживания

побуждают

ребенка

к

тем

или

иным

поступкам.

Отправляясь на прогулку с ребенком, вы можете:

поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли

ветер, какой, в какую сторону он дует, как вы это определили, в какую одежду вы

одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

поискать приметы времени года;

придумать самим загадку, чтобы ребенок нашел вокруг себя отгадку;

Таким образом, можно сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир,

чтобы

научить

и

ребенка

видеть

его.

Следует

учить

ребенка

замечать,

наблюдать

и

восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь

высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-

признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, теплое.

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об

отдыхе в выходной день, о прогулках в природу и т.д. Чем больше вы разговариваете с

ребенком, чем больше вы ему рассказываете и показываете, тем лучше для его развития.

Молодцы те из вас, кто посещает различные выставки, театральные постановки – это

тоже всестороннее развивает ваших детей.

Особую роль в развитии речи детей играет чтение художественной литературы. Сказка

нужна всем – и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение,

научить

понимать

другого,

улучшить

самочувствие.

Сказка

поможет

скоротать

путь,

познакомиться

с

нравственными

понятиями,

сблизить

вас

с

ребенком,

разрешить

конфликт, взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые

сказки можно еще и играть.

Предложить родителям придумать сказку всем вместе (родители передают по кругу

яблоко, каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку).

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Прочитайте детям загадки (можно сочинить самим) и предложите догадаться, кто из

сказочных героев мог бы так о себе сказать. Например:

-

Я

решил

путешествовать

по

свету

и

не

знал,

что

путешествие

может

обернуться

неприятностями, Я думал, все кругом такие же добрые, как деде и баба. Но оказалось, что

в мире живут еще и злые, жестокие и хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

- Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол помоги мне! Чем

же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она

меня. Выбежала в огород, вижу – и в правду помощь моя нужна! (Мышка)

- Так и знал, что все бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Столько лет в поле

стою! Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не столько же

много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)

Посмотрите, у кого на спинке стула карточка, выходите в центр зала. Сейчас вы

попробуете сказку «Теремок» показать так, как будто вы ее показываете вашим детям.

(Инсценировка сказки)

Большое спасибо! Мы думаем ребятам ваша сказка бы понравилась.

К 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он

стремится

к

расширению

своих

контактов

с

людьми,

его

речевые

успехи

очевидны

близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей

с

речевыми

нарушениями

становятся

особенно

заметны

и

требуют

внимательного

и

чуткого отношения со стороны окружающих.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье,

успехов и терпения. Пусть дети радуют вас! Наше очередное заседание клуба Успешного

родителя считаю закрытым.

Приложение №1.

Факторы успешного речевого развития ребенка.

Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

Общение ребенка с другими детьми.

Речь взрослого - образец для подражания.

Развитие мелкой моторики рук.

Чтение детской художественной литературы.

Игры с ребенком взрослых и друзей

Приложение №2.

Нормы речи, которыми должен овладеть ребенок к 4 годам.

Называет части тела, своевременно сообщает о недугах. Сформировано

первоначально стремление расти здоровым и сильным.

Рассказывает, в чем заключается труд взрослых: врача, шофера, повара, летчика; о

профессии родителей.

Узнает и называет различные предметы и вещи, которые нас окружают; группирует

их по признакам: игрушки, одежда, обувь, посуда, овощи, фрукты.

Узнает и называет диких и домашних животных и их детенышей, окружающие

рядом деревья и птиц.

Узнает и называет овощи, фрукты, ягоды. Различает их по цвету, вкусу, запаху, на

ощупь; знает, где они растут: овощи -на грядке, фрукты -на дереве, ягоды -на

кустах.

Подбирает к существительным прилагательные (признаки), например: береза –

белая, высокая, красивая.

Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

стул-стульчик, носок-носочек.

Выражает свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

Отвечает на простейшие вопросы, рассказывает несложные рассказы и сказки,

отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.



В раздел образования