Напоминание

"Мои помощники - органы чувств человека"


Автор: Горчакова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1279, ДО 5
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: НОД
Тема: "Мои помощники - органы чувств человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект познавательного занятия

«Наши помощники – органы чувств человека»

Воспитатель – Горчакова Т.А.

Программное содержание.

1.

Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.

Уточнить, какое

значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании

мира.

2.

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать

восприятие.

3.

Развивать исследовательские навыки и умения.

4.

Продолжить учить детей различать понятия «орган чувств», «вкус», «зрение»,

«слух», «обоняние», «осязание».

5.

Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.

6.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать

развитию уверенности в себе.

Материал: ширма, коробка с письмом, бумага, вода, ножницы, чеснок, душистый

перец, апельсиновая кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе, металлические

ложки, шарфы, иллюстрации по теме.

Ход познавательного занятия:

Воспитатель подзывает к себе детей и говорит: Ребята в нашу группу пришло письмо

и посылка. Воспитатель читает письмо. Как вы думаете, коробка пустая или нет?

Воспитатель трясет коробку (в ней что-то гремит). А хотите узнать, что лежит в

коробке?

Дети: Да!

Воспитатель: Воспитатель ставит посылку на стол, а детям предлагает сесть на стулья,

расставленные полукругом вокруг стенда, открывает посылку и достает схемы органов

чувств в конвертах с загадками.

1.

Загадка про слух/ уши

Отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

как кричат кукушки,

а для этого нужны нашей Оле… (отгадка нарисована)

Воспитатель: А зачем человеку нужны уши?

Дети: Чтобы слышать разные звуки: кто как кричит, как шумит море, шуршит

листва, пение птиц, голос мамы и т. д.

Воспитатель: Правильно. Чтобы слушать, что происходит вокруг нас. Уши – это

орган слуха.

А вот сейчас проверю у вас хороший слух или нет. Игра « Определи на слух».

Воспитатель прячет руки за ширмой и предлагает детям слушать внимательно, что

будет происходить за ширмой

(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стакан,

режет ножницами бумагу)

- Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать,

беречь их.

- Что делать нельзя:

- Ковырять в ушах острыми предметами;

- Не допускать попадания воды;

- Слушать громкую музыку;

- Кричать на ухо;

(открывают, схемы органов чувств в конвертах с написанными загадками)

2.

Загадка про зрение /

глаза.

Отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Правильно, глаза. Для чего нужны глаза человеку?

Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.

Воспитатель: А мы сейчас проверим, правильно вы ответили или нет?

Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку

глаза?

Вызывает двух детей и завязывает им глаза:

- Скажи, что у меня в руках?

- А что я делаю?

Воспитатель: С помощью глаз мы можем увидеть как прекрасен наш мир, увидеть

какого цвета, формы, размера предметы. Глаза – это орган зрения. А вы хотите

узнать какого цвета ваши глаза? (дети разбиваются на пары и поворачиваются друг к

другу) Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета?

Дети: у Вари глаза зеленые, а у Маши голубые…

Воспитатель:

Верно, ребята, глаза наши разного цвета, но их объединяет, то что

природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях-

глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием –

веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?

Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.

Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы

знаете правила по охране зрения?

- Нельзя тереть глаза грязными руками.

- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?

- Есть продукты с витаминами.

- Делать упражнения для глаз.

- Гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз (дети встают)

Посмотрели вправо – влево

Вверх - вниз

На меня скорей взгляните

Левым глазом подмигните

Правым глазом мне моргните.

Быстро, быстро поморгайте

Сильно закрывайте

А теперь их открывайте.

3.

Загадка про обоняние/ нос

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

Дети: Нос.

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, с его помощью различать разные запахи.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нос – это орган обоняния. С помощью носа мы

можем определять разные запахи. И сейчас мы проверим, сможете ли вы

определить разные запахи, поможет ли вам в этом нос. Проводится игра «Определи

по запаху».

( на большом подносе в закрытых пакетах лежат ароматизированные предметы:

чеснок, душистый перец, апельсинная кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе).

Воспитатель вызывает по очереди несколько детей, надевает им повязку на глаза и

предлагает и определить по запаху, что же находится в пакете.

Воспитатель: Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма

при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.

Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные

запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.

Правила здорового носа:

- Одеваться в соответствии с погодой.

- Избегать простуды.

- Пользоваться платком во время чихания.

- Не засовывать в нос посторонние предметы.

- Не ковырять глубоко в носу.

- Беречь от ударов.

- Тщательно и аккуратно промывать нос.

- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.

4.

Загадка про вкус/ язык

Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь?

Дети: Язык.

Воспитатель: А для чего нам нужен язык?

Дети: Различать продукты на вкус.

Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык –

орган вкуса.

Проводится игра « Определи на вкус»

Воспитатель вызывает по очереди несколько детей, завязывает им глаза и предлагает

им определить на вкус, что же воспитатель предлагает им попробовать.

- Какие вы знаете правила гигиены полости рта:

- Нельзя есть немытые овощи и фрукты? Почему?

- Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалетной комнаты.

- Нельзя облизывать игрушки, пальцы.

- Нельзя передавать продукты изо рта в рот.

-Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что наш язычок умеет петь разные песенки? Давайте

превратимся в жучков

:

Вокруг себя повернись

В жуков превратись

Дети крутятся вокруг себя и начинают петь песенку

5.

Загадка про осязание/ кожу

Отгадайте загадку:

В этой одежде я родился,

В этой одежде и бане помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется….

Дети: Кожа.

Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?

Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы: горячее, холодное,

твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и

переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли.

Воспитатель предлагает взять металлические ложки и коснуться кожи руки. Вы

почувствовали какая ложка? А теперь возьмите ткань? Какая она на ощупь?

Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? Кожа – это орган осязания. Но

самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже

можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и

проверим чувствительность ваших пальцев.

Проводится игра «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить, что это за

предмет.

Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу как старую одежду и заменить ее

на новую?

Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и

ухаживать.

А какие правила вы знаете по уходу за кожей?

- Надо держать свою кожу в чистоте.( мыло, мочалка)

- Аккуратно обращаться с острыми предметами.

- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.

- Защищать кожу от сильных морозов.

- Одеваться по погоде ( чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

- Не трогать не знакомых животных.

- Вредно для кожи царапины и ушибы.

- Ну что все загадки мы с вами, но здесь что – то находится ещё. Это кроссворд.

Отгадайте кроссворд.

- Проводится игра « Доскажи словечко»

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам (глаза)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различать поможет (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки

Что же это? Наши (ушки)

Если б не было его

Не сказал бы ничего (язык)

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша (кожа)

- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа), двумя

словами?

Дети: Органы чувств.

Воспитатель: А для чего нам нужны органы чувств?

Дети: Они нам нужны, чтобы познавать, изучать, знакомиться с окружающим миром.

Воспитатель: - Ребята, а мы так и не узнали от кого эти задания. Здесь остались одни

буквы. Что же нам с ними можно сделать?

Дети: Выложить его имя.

Воспитатель: Давайте попробуем выложить имя этого героя.

Дети читают: Здравик.

Вбегает Здравик.

Здравик: Здравствуйте, ребята, я вижу вы справились со всеми моими заданиями.

Приглашаю вас всех в страну семитонию. А сейчас я вам покажу еще один орган - это

орган движения. Включается веселая музыка (песенка «Веселые движения»). Пришел

я к вам не с пустыми руками, а принес витамины: овощи и фрукты.



В раздел образования