Автор: Горчакова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1279, ДО 5
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: НОД
Тема: "Мои помощники - органы чувств человека"
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательного занятия
«Наши помощники – органы чувств человека»
Воспитатель – Горчакова Т.А.
Программное содержание.
1.
Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
Уточнить, какое
значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании
мира.
2.
Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать
восприятие.
3.
Развивать исследовательские навыки и умения.
4.
Продолжить учить детей различать понятия «орган чувств», «вкус», «зрение»,
«слух», «обоняние», «осязание».
5.
Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
6.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать
развитию уверенности в себе.
Материал: ширма, коробка с письмом, бумага, вода, ножницы, чеснок, душистый
перец, апельсиновая кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе, металлические
ложки, шарфы, иллюстрации по теме.
Ход познавательного занятия:
Воспитатель подзывает к себе детей и говорит: Ребята в нашу группу пришло письмо
и посылка. Воспитатель читает письмо. Как вы думаете, коробка пустая или нет?
Воспитатель трясет коробку (в ней что-то гремит). А хотите узнать, что лежит в
коробке?
Дети: Да!
Воспитатель: Воспитатель ставит посылку на стол, а детям предлагает сесть на стулья,
расставленные полукругом вокруг стенда, открывает посылку и достает схемы органов
чувств в конвертах с загадками.
1.
Загадка про слух/ уши
Отгадайте загадку:
Оля слушает в лесу,
как кричат кукушки,
а для этого нужны нашей Оле… (отгадка нарисована)
Воспитатель: А зачем человеку нужны уши?
Дети: Чтобы слышать разные звуки: кто как кричит, как шумит море, шуршит
листва, пение птиц, голос мамы и т. д.
Воспитатель: Правильно. Чтобы слушать, что происходит вокруг нас. Уши – это
орган слуха.
А вот сейчас проверю у вас хороший слух или нет. Игра « Определи на слух».
Воспитатель прячет руки за ширмой и предлагает детям слушать внимательно, что
будет происходить за ширмой
(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стакан,
режет ножницами бумагу)
- Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать,
беречь их.
- Что делать нельзя:
- Ковырять в ушах острыми предметами;
- Не допускать попадания воды;
- Слушать громкую музыку;
- Кричать на ухо;
(открывают, схемы органов чувств в конвертах с написанными загадками)
2.
Загадка про зрение /
глаза.
Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Правильно, глаза. Для чего нужны глаза человеку?
Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.
Воспитатель: А мы сейчас проверим, правильно вы ответили или нет?
Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку
глаза?
Вызывает двух детей и завязывает им глаза:
- Скажи, что у меня в руках?
- А что я делаю?
Воспитатель: С помощью глаз мы можем увидеть как прекрасен наш мир, увидеть
какого цвета, формы, размера предметы. Глаза – это орган зрения. А вы хотите
узнать какого цвета ваши глаза? (дети разбиваются на пары и поворачиваются друг к
другу) Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета?
Дети: у Вари глаза зеленые, а у Маши голубые…
Воспитатель:
Верно, ребята, глаза наши разного цвета, но их объединяет, то что
природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях-
глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием –
веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?
Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.
Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы
знаете правила по охране зрения?
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?
- Есть продукты с витаминами.
- Делать упражнения для глаз.
- Гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз (дети встают)
Посмотрели вправо – влево
Вверх - вниз
На меня скорей взгляните
Левым глазом подмигните
Правым глазом мне моргните.
Быстро, быстро поморгайте
Сильно закрывайте
А теперь их открывайте.
3.
Загадка про обоняние/ нос
Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Дети: Нос.
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, с его помощью различать разные запахи.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нос – это орган обоняния. С помощью носа мы
можем определять разные запахи. И сейчас мы проверим, сможете ли вы
определить разные запахи, поможет ли вам в этом нос. Проводится игра «Определи
по запаху».
( на большом подносе в закрытых пакетах лежат ароматизированные предметы:
чеснок, душистый перец, апельсинная кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе).
Воспитатель вызывает по очереди несколько детей, надевает им повязку на глаза и
предлагает и определить по запаху, что же находится в пакете.
Воспитатель: Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма
при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.
Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные
запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.
Правила здорового носа:
- Одеваться в соответствии с погодой.
- Избегать простуды.
- Пользоваться платком во время чихания.
- Не засовывать в нос посторонние предметы.
- Не ковырять глубоко в носу.
- Беречь от ударов.
- Тщательно и аккуратно промывать нос.
- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.
4.
Загадка про вкус/ язык
Отгадайте загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь?
Дети: Язык.
Воспитатель: А для чего нам нужен язык?
Дети: Различать продукты на вкус.
Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык –
орган вкуса.
Проводится игра « Определи на вкус»
Воспитатель вызывает по очереди несколько детей, завязывает им глаза и предлагает
им определить на вкус, что же воспитатель предлагает им попробовать.
- Какие вы знаете правила гигиены полости рта:
- Нельзя есть немытые овощи и фрукты? Почему?
- Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалетной комнаты.
- Нельзя облизывать игрушки, пальцы.
- Нельзя передавать продукты изо рта в рот.
-Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что наш язычок умеет петь разные песенки? Давайте
превратимся в жучков
:
Вокруг себя повернись
В жуков превратись
Дети крутятся вокруг себя и начинают петь песенку
5.
Загадка про осязание/ кожу
Отгадайте загадку:
В этой одежде я родился,
В этой одежде и бане помылся,
Эту одежду снять невозможно.
Эта одежда называется….
Дети: Кожа.
Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?
Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы: горячее, холодное,
твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и
переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли.
Воспитатель предлагает взять металлические ложки и коснуться кожи руки. Вы
почувствовали какая ложка? А теперь возьмите ткань? Какая она на ощупь?
Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? Кожа – это орган осязания. Но
самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже
можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и
проверим чувствительность ваших пальцев.
Проводится игра «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить, что это за
предмет.
Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу как старую одежду и заменить ее
на новую?
Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и
ухаживать.
А какие правила вы знаете по уходу за кожей?
- Надо держать свою кожу в чистоте.( мыло, мочалка)
- Аккуратно обращаться с острыми предметами.
- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.
- Защищать кожу от сильных морозов.
- Одеваться по погоде ( чтобы не мерзнуть и не перегреваться).
- Не трогать не знакомых животных.
- Вредно для кожи царапины и ушибы.
- Ну что все загадки мы с вами, но здесь что – то находится ещё. Это кроссворд.
Отгадайте кроссворд.
- Проводится игра « Доскажи словечко»
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам (глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки
Что же это? Наши (ушки)
Если б не было его
Не сказал бы ничего (язык)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша (кожа)
- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа), двумя
словами?
Дети: Органы чувств.
Воспитатель: А для чего нам нужны органы чувств?
Дети: Они нам нужны, чтобы познавать, изучать, знакомиться с окружающим миром.
Воспитатель: - Ребята, а мы так и не узнали от кого эти задания. Здесь остались одни
буквы. Что же нам с ними можно сделать?
Дети: Выложить его имя.
Воспитатель: Давайте попробуем выложить имя этого героя.
Дети читают: Здравик.
Вбегает Здравик.
Здравик: Здравствуйте, ребята, я вижу вы справились со всеми моими заданиями.
Приглашаю вас всех в страну семитонию. А сейчас я вам покажу еще один орган - это
орган движения. Включается веселая музыка (песенка «Веселые движения»). Пришел
я к вам не с пустыми руками, а принес витамины: овощи и фрукты.