Напоминание

"Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"


Автор: Чернова Любовь Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида "Катюша" г. Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Методика проведения физкультурных занятий на

прогулке»

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-

сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма

детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет,

спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных

движениях.

Во

время

физкультурных

занятий

на

прогулке

происходит

постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения

чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую

работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный

бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.

Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что

общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях

занятия:

в

вводно-подготовительной

во

время

ходьбы

дети

выполняют

различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной

части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение

общеразвивающих

упражнений

экономит

время,

делает

занятие

более

динамичным.

Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей

спортивным

играм

и

упражнениям:

прыжкам

через

скакалку,

ходьбе

на

лыжах. В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола,

учатся играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети

закрепляют

о сновные

движения,

которые

они

разучивали

н а

предшествующих физкультурных занятиях.

Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных

частей: вводная, основной, заключительной.

Вводная

подготовительная

часть

призвана

способствовать

организации

детей,

созданию

у

них

настроенности

к

предстоящей

физической нагрузке.

Начинается вводная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы

дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы воспитатель

следит

за

четким

шагом,

правильным

движением

рук,

соблюдением

дистанции.

Ходьба

без

остановки

переходит

в

медленный

бег,

который

продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором –

третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным

шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, бегут

спиной

вперед

и

др.

Медленный

бег

заканчивается

ход ьб ой.

Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года

построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети

идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.

Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части

решаются

задачи

повышения

функциональных

возможностей

организма

детей,

развития

силы,

быстроты,

общей

выносливости.

Кроме

того,

осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение

использовать их в игровой деятельности.

В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной

игры, затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем

темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют

одно из основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной

игрой.

В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного

упражнения или элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в

среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в

основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем

проводится подвижная игра.

В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в

старшей,

но

воспитатель

чаще

использует

групповой

метод,

которое

позволяет

сочетать

обучение

детей

педагогом

и

самостоятельное

совершенствование детьми приобретенных навыков.

В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям

предлагается маршрут с преодолением препятствий.

При

выполнении

основных

движений,

спортивных

упражнений

или

элементов

спортивных

игр

нельзя

допускать

спешки

нужно

требовать

четкости и законченности движений.

Основная

часть

занятия

заканчивается

подвижной

игрой.

В

целях

повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не

более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок,

перерывы между повторениями 15-20 сек.

В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в

ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от

активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и

подготовленно сти

детей:

по сле

игры

большой

п од в и ж н о с т и

продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не

проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней

подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том

же объеме, что и в начале занятия.

На

протяжении

всего

занятия

дети

много

бегают.

По

скорости

у

дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем

темпе и быстрый.

Медленный

бег

является

важным

средством

воспитания

у

детей

выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно

ускорять ходьбу.

Бег

в

среднем

темпе

предъявляет

более

высокие

требования

к

деятельности

важнейших

систем

организма.

Как

показали

исследования,

дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от

500 до 600 метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.

Быстрый

бег

является

составной

частью

игр,

игр-эстафет,

у

дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.

Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому

дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во

время бега, игры дети дышат ртом.

Одежда

и

обувь

детей

во

время

занятий

на

воздухе

должна

обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и

вместе с тем от перегревания.



В раздел образования