Автор: Чернова Любовь Валерьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида "Катюша" г. Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"
Раздел: дошкольное образование
«Методика проведения физкультурных занятий на
прогулке»
Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-
сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма
детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эстафет,
спортивных упражнений, различных видов бега, упражнений в основных
движениях.
Во
время
физкультурных
занятий
на
прогулке
происходит
постоянное чередование видов деятельности: более интенсивные упражнения
чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую
работоспособность детей на протяжении всего занятия, например, медленный
бег сменяется игрой, игра – упражнением в основном движении и т.д.
Одна из особенностей занятий на прогулке заключается в том, что
общеразвивающие упражнения проводятся не подряд, а в различных частях
занятия:
в
вводно-подготовительной
во
время
ходьбы
дети
выполняют
различные движения рук, медленный бег чередуется с прыжками; в основной
части даются упражнения для развития ног и туловища. Такое выполнение
общеразвивающих
упражнений
экономит
время,
делает
занятие
более
динамичным.
Другой особенностью занятий на прогулке является обучение детей
спортивным
играм
и
упражнениям:
прыжкам
через
скакалку,
ходьбе
на
лыжах. В старшей группе дети обучаются элементам баскетбола, футбола,
учатся играть в бадминтон. Кроме того, во время занятий на прогулках, дети
закрепляют
о сновные
движения,
которые
они
разучивали
н а
предшествующих физкультурных занятиях.
Физкультурное занятие на прогулке состоит из трех взаимосвязанных
частей: вводная, основной, заключительной.
Вводная
–
подготовительная
часть
призвана
способствовать
организации
детей,
созданию
у
них
настроенности
к
предстоящей
физической нагрузке.
Начинается вводная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы
дети выполняют простейшие движения рук. Во время ходьбы воспитатель
следит
за
четким
шагом,
правильным
движением
рук,
соблюдением
дистанции.
Ходьба
без
остановки
переходит
в
медленный
бег,
который
продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором –
третьем круге дети выполняют упражнения (3-4): бегут боком приставным
шагом, высоко поднимая колени, прыгают на одной и двух ногах, бегут
спиной
вперед
и
др.
Медленный
бег
заканчивается
ход ьб ой.
Подготовительная часть занимает от 3 до 5 минут. В холодный период года
построение в начале занятия не проводится: по выходе из помещения дети
идут к спортивной площадке, выполняя движения для рук.
Основная часть занятия продолжается от 14 до 26 минут. В этой части
решаются
задачи
повышения
функциональных
возможностей
организма
детей,
развития
силы,
быстроты,
общей
выносливости.
Кроме
того,
осуществляется закрепление основных движений и вырабатывается умение
использовать их в игровой деятельности.
В средней группе основная часть начинается с подвижной бессюжетной
игры, затем следует короткая (в пределах 1 минуты пробежка в среднем
темпе. После этого дети осваивают спортивные упражнения или выполняют
одно из основных движений. Заканчивается эта часть сюжетной подвижной
игрой.
В старшей группе основная часть начинается с освоения спортивного
упражнения или элементов спортивных игр. Затем – короткая пробежка в
среднем темпе (от 1 до 1,5 минуты). По окончании ее дети упражняются в
основном движении. После этого дается пробежка в среднем темпе, затем
проводится подвижная игра.
В подготовительной группе основная часть протекает так же, как и в
старшей,
но
воспитатель
чаще
использует
групповой
метод,
которое
позволяет
сочетать
обучение
детей
педагогом
и
самостоятельное
совершенствование детьми приобретенных навыков.
В старшей и подготовительной группах бег может усложняться – детям
предлагается маршрут с преодолением препятствий.
При
выполнении
основных
движений,
спортивных
упражнений
или
элементов
спортивных
игр
нельзя
допускать
спешки
–
нужно
требовать
четкости и законченности движений.
Основная
часть
занятия
заканчивается
подвижной
игрой.
В
целях
повышения двигательной активности детей, проигравшие выходят из игры не
более чем на одно повторение. В игре не должно быть длительных остановок,
перерывы между повторениями 15-20 сек.
В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в
ходьбу. Продолжительность его регулируется воспитателем в зависимости от
активности детей в предшествующей подвижной игре, погодных условий и
подготовленно сти
детей:
по сле
игры
большой
п од в и ж н о с т и
продолжительность медленного бега должна быть сокращена вдвое или он не
проводится совсем, а дети спокойно ходят по площадке. После игры средней
подвижности, особенно в холодный период года, медленный бег дается в том
же объеме, что и в начале занятия.
На
протяжении
всего
занятия
дети
много
бегают.
По
скорости
у
дошкольников условно можно выделить три вида бега: медленный, в среднем
темпе и быстрый.
Медленный
бег
является
важным
средством
воспитания
у
детей
выносливости. Чтобы научить детей медленному бегу, нужно постепенно
ускорять ходьбу.
Бег
в
среднем
темпе
предъявляет
более
высокие
требования
к
деятельности
важнейших
систем
организма.
Как
показали
исследования,
дети средней группы способны пробежать в среднем темпе без остановки от
500 до 600 метров, а подготовительной – от 7—до 900 метров.
Быстрый
бег
является
составной
частью
игр,
игр-эстафет,
у
дошкольников он проводится на дистанции от 10 до 30 метров.
Во время занятий на воздухе необходимо уделять внимание носовому
дыханию. В то же время не стоит бояться, если в холодный период года во
время бега, игры дети дышат ртом.
Одежда
и
обувь
детей
во
время
занятий
на
воздухе
должна
обеспечивать свободу движений, надежно предохранять от охлаждения и
вместе с тем от перегревания.