Автор: Нуралиева Румия Сапиолловна
Должность: преподаватель профессионального модуля "проведение лабораторных общеклинических исследований"
Учебное заведение: ГБУ "ПОО "Астраханский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Проектирование самостоятельной работы студентов "Лабораторная диагностика" ГБУ "ПОО "Астраханский базовый медицинский колледж"
Раздел: среднее профессиональное
Проектирование самостоятельной работы студентов «Лабораторная
диагностика» ГБУ «ПОО «Астраханский базовый медицинский
колледж»
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
среднего
профессионального
образования
по
специальности
31.02.03
«Лабораторная диагностика» (далее – ФГОС СПО) привело к значительному
повышению роли самостоятельной работы обучающихся и увеличению часов
для организации внеаудиторной самостоятельной учебной работы.
Субъектная позиция студента в обучении является главным условием
формирования опыта практической деятельности и на его основе – овладения
компетенциями.
Обучающийся
должен
реализовать
целостный
цикл
самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) её цели на
основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и
оценки её результатов.
ФГОС
СПО
регламентирует
существенные
условия
организации
самостоятельной работы:
образовательная организация обязана обеспечивать эффективную
самостоятельную
работу
студентов
в
сочетании
с
совершенствованием
управления ею преподавателями;
предельное значение максимального объема учебной нагрузки
студентов составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды ау-
диторной и внеаудиторной самостоятельной учебной работы по освоению
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;
предельное значение максимального объема аудиторной учебной
нагрузки при очной форме получения образования – 36 академических часов
в неделю;
в
течение
первых
двух
месяцев
от
начала
обучения
профессиональная
образовательная
организация
обязана
информировать
студентов об установленных им конкретных формах и процедурах текущего
ко н т р о л я
з н а н и й ,
п р о м е ж у т оч н о й
ат т е с т а ц и и
п о
к а ж д о м у
профессиональному модулю, учебной дисциплине, в том числе – в рамках
самостоятельной работы.
ФГОС СПО предусматривают новый подход к планированию само-
стоятельной работы студентов с ориентацией на образовательные результаты.
Основные
позиции
организации
самостоятельной
работы
отражаются
в
рабочих
программах
профессиональных
модулей
программы
подготовки
специалистов среднего звена ППССЗ.
В рабочей программе профессионального модуля в составе ППССЗ
показатели трудоёмкости самостоятельной работы (в час.) указываются по
всем входящим в его состав разделам в пункте 3 «Структура и примерное
содержание
профессионального
модуля»
(3.1.
«Тематический
план
профессионального модуля»).
Тематика
самостоятельной
работы
по
каждому
разделу
профессио-
нального модуля расписывается в п.3.2. «Содержание обучения по профес-
сиональному модулю».
Планирование
самостоятельной
работы
происходит
в
разрезе
конкретных заданий в строке «Примерная тематика домашних заданий по
разделу профессионального модуля».
В
рабочей
программе
междисциплинарного
курса
в
разделе
3
«Структура
и
примерное
содержание
профессионального
модуля»
указываются показатели трудоемкости самостоятельной работы.
Проиллюстрируем
данное
положение
примерами
по
освоению
профессионального модуля 01. «Проведение лабораторных общеклинических
исследований».
При этом указываются не только объемы времени, выделяемого на
самостоятельную работу по каждой теме, но и регламентированные уровни
освоения учебного материала (1 уровень – ознакомительный (узнавание ра-
нее изученных объектов, свойств); 2 уровень – репродуктивный (выполнение
деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 уровень –
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).
ФГОС
СПО
также
нормирует
требования
сопровождения
само -
стоятельной
внеаудиторной
работы
методическим
обеспечением
и
обоснования времени, затрачиваемого на её выполнение.
В процессе реализации программ подготовки специалистов среднего
звена (далее – ППССЗ) надлежит организовать доступ каждого студента к
базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
модулей ППССЗ. Каждый студент должен быть обеспечен не менее чем
одним
учебно-методическим
печатным
и/или
электронным
изданием
по
каждому
междисциплинарному
курсу
(включая
электронные
базы
периодических изданий).
Библиотечный фонд профессиональной образовательной организации
должен
быть
укомплектован
печатными
и/или
электронными
изданиями
основной
и
дополнительной
учебной
литературы
по
дисциплинам
всех
циклов, изданными за последние пять лет. Помимо этого, в него необходимо
включить
официальные,
справочно-библиографические
и
периодические
издания в расчете 1 – 2 экземпляра на 100 студентов. Каждому студенту
должен
быть
обеспечен
доступ
к
комплектам
библиотечного
фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Во время самостоятельной подготовки надлежит обеспечить доступ
студентов к сети Интернет. Необходимо предоставить студентам возможность
оперативного
обмена
информацией
с
отечественными
учреждениями
и
организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
В
рамках
проводимого
исследования
для
соблюдения
требования
сопровождения
самостоятельной
внеаудиторной
работы
методическим
обеспечением
нами
были
разработаны
методические
рекомендации
по
организации самостоятельной внеаудиторной работы и рабочие тетради для
осуществления аудиторной самостоятельной работы.
Приступая к проектированию самостоятельной работы обучающихся
колледжа,
рассмотрим
два
основных
направления
построения
учебного
процесса.
Первое
–
увеличение
роли
самостоятельной
работы
в
процессе
аудиторных
занятий.
Реализация
этого
направления
требует
от
преподавателей
разработки
методик
и
форм
организации
аудиторных
занятий,
способных
обеспечить
высокий
уровень
самостоятельности
студентов и улучшение качества их профессиональной подготовки.
Второе – повышение активности обучающихся по всем направлениям
самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности
при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую
очередь
это
неготовность
к
нему
как
большинства
студентов,
так
и
преподавателей,
причем
и
в
профессиональном
и
в
психологическом
аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного
процесса
недостаточно
для
эффективной
организации
самостоятельной
работы.
На наш взгляд, основная задача организации самостоятельной работы
обучающихся
колледжа
заключается
в
создании
психолого-дидактических
условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях
любой формы.
Основным принципом организации самостоятельной работы должен
стать перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от
формального
выполнения
определенных
заданий
при
пассивной
роли
студентов
к
познавательной
активности
с
формированием
собственного
мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Аудиторная
самостоятельная
работа
(АСР)
по
специальности
«Лабораторная
диагностика»
может
реализовываться
при
проведении
практических
занятий,
выполнении
мастер-классов
и
во
время
чтения
лекций. Она выполняется на занятиях под непосредственным руководством
преподавателя и по его заданию.
АСР носит не только развивающий, но и образовательный контекст. В
ходе выполнения заданий студент имеет возможность получить помощь или
консультацию
преподавателя.
При
этом
преподаватель
старается
создать
комфортную
среду
и
ситуацию
успеха
каждому
студенту,
чтобы
в
дальнейшем
самостоятельная
работа
стала
формой
образовательного
процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный
интерес.
Важной частью АСР является процесс обучения студентов навыкам
самоконтроля.
Для
этого
целесообразно
использовать
нижеследующие
методические приёмы.
1. Обращение к обучающимся с вопросами: «В чём (или почему) мы
ошиблись?», «Какой ещё вариант решения мы могли бы с вами выбрать?»,
«Что мы с вами делали, чтобы достичь запланированного результата?».
Этот
приём
помогает
преподавателю
стимулировать
активность,
самостоятельность
суждений
обучающихся,
научить
их
контролировать
учебные и профессиональные действия и соотносить их с поставленными
задачами. Важно также, что при этом удаётся уйти от традиционных позиций:
преподаватель – ведущий, а обучающийся – ведомый.
2.
Приём
«Докажите,
что
моё
утверждение
верно
или
неверно…»
поможет преподавателю побудить обучающихся к самостоятельным выводам
и умозаключениям.
3.
Учебное
комментирование
процесса
написания
текста
(решения
задачи, примера, заполнение бланка и т.д.) заключается в том, что во время
фронтальной
работы
один
из
обучающихся,
выполняя
практические
действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на конкретное
правило,
закон,
теорему.
То
есть,
применяя
знания,
он
осуществляет
непрерывный
самоконтроль
и,
проговаривая
вслух
определённую
информацию, побуждает к этому всю группу.
4. Предложение обучающимся заданий, требующих не только действий
«по правилу», по алгоритму, но и самостоятельности суждений, выводов,
гибкости мышления, способности уйти от стереотипов (кейсы, проекты и
др.).
Например:
задание
1.
Используя
дополнительную
литературу,
предположите способы определения белка в моче. Обучающиеся рассуждают
самостоятельно и приводят различные выводы.
5. Побуждение обучающихся к поиску вариантов решения учебной или
ситуационной задачи и тем самым их включение в поисковый и творческий
уровень деятельности («Предложи свои способы решения задачи...», задачи
на исследование или имеющие несколько способов решения).
Например, задача 1.
В
лабораторию
доставлена
биологическая
жидкость,
полученная
из
плевральной
полости.
Жидкость
прозрачная,
серозная,
бесцветная.
При
микроскопии обнаружено небольшое количество эритроцитов, лейкоцитов и
единичные клетки мезотелия.
Задания: 1. Какая реакция и как проводится с целью дифференцировки
характера
выпота?
2.
Перечислите
другие
отличительные
признаки
дифференцировки жидкостей из серозных полостей. 3. О какой патологии
может
свидетельствовать
появление
данной
биологической
жидкости
в
плевральной полости? 4. Назовите методы определения белка в жидкостях из
серозных
полостей.
5.
Как
провести
обеззараживание
биологического
материала?
6.
Структурирование
текстов
учебников
и
других
источников
информации,
составление
различного
рода
конспектов.
При
этом
отрабатываются
умения
анализировать
доказательства,
контролировать
процесс работы с текстом. Например, проанализируйте в паре правильность
подсчёта эритроцитов в камере Горяева. Рассчитайте результат по формуле.
По ходу анализа отмечайте ошибки, которые допустили при практической
работе.
7. Обучающимся предлагается сделать самопроверку своих ответов,
сопоставляя их с текстом учебника, справочника, технологической карты и
т.д.,
с
эталоном
ответа
или
решения
задачи,
обучающей
программы.
Например,
студенты
парами
считают
лейкоцитарную
формулу
под
микроскопом с иммерсионной системой в готовых и зафиксированных мазках
крови. В конце работы, они получают задание, сравнить его с эталоном и
разобрать все ошибки.
8.
Выполнение
творческого
задания,
при
котором
деятельное
«Я»
обучающегося
строго
не
регламентируется.
При
этом
ему
предлагаются
некоторые
ориентиры
в
осуществлении
данного
задания.
Например,
при
взаимном
рецензировании
сочинений,
рефератов,
проектов
обучающимся
п р ед л а г а ют с я
о р и е н т и р о в оч н ы е
в о п р о с ы ,
кото р ы м и
м ож н о
руководствоваться при выполнении задания: «Соответствует ли содержание
работы
теме?»,
«Насколько
логична
последовательность
изложения
материала?», «Правильно ли составлен план?», «На все ли пункты плана дан
ответ?», «Понравилась ли работа?», «Какие наиболее удачные места в ней
можно отметить?».
9.
Побуждение
обучающихся
к
постановке
вопросов
перед
однокурсниками,
преподавателем,
–
это
важный
и
эффективный
приём
сотрудничества,
активизирующий
всю
группу.
Следует
поощрять
разные
вопросы: по пройденному материалу; по конкретной теме; вопросы, которые
помогли бы отвечающему расширить свой ответ; вопросы, которые помогают
в
материале
выявить
главное,
сравнить
факты
и
т.д.
Этот
приём
взаимоконтроля помогает формировать адекватную самооценку.
10.
Тестовые
задания
по
дисциплине
также
полезны
для
обучения
умениям
контролировать
качество
своих
знаний.
Содержание
тестовых
вопросов
может
быть
различным:
требующим
применения
знаний;
побуждающим
к
самостоятельным
выводам,
умозаключениям,
спору
и
выдвижению контраргументов.
При организации аудиторной самостоятельной работы по освоению
профессионального модуля 01. «Проведение лабораторных общеклинических
исследований» мы рекомендуем использовать самостоятельное выполнение
практических работ, контрольных заданий (тестовый контроль, понятийные
диктанты, самостоятельные и контрольные работы), написание конспекта,
консультирование, индивидуальную работу в рабочих тетрадях.
Студенту могут быть предложены задания: «Составьте глоссарий на
тему
«Исследование
состава
крови»;
разработайте
проект
«Роль
физикального обследования пациента с сидеропеническим синдромом и его
подтверждение лабораторными исследованиями»; составьте конспект по теме
«Исследование содержимого желудка»; выполните курсовую работу по теме:
«Изменение
гемограммы
при
В
12
-фолиеводефицитной
анемии»;
примите
участие
в
консультации
по
профессиональному
модулю
«Проведение
ла б ораторных
об ще клинич е с ких
ис с лед ова ний»
(в
к ач е с т в е
консультирующегося
или
консультируемого);
после
изучения
темы
«Микроскопическое
исследование
мочи»
пройдите
контрольный
тест;
выполните самостоятельно практическую работу «Качественное определение
белка в моче», сравните полученные результаты с эталоном, обсудите ход и
результаты работы с преподавателем и однокурсниками; выполните задания в
рабочей тетради по разделу «Общий анализ крови».
Внеаудиторная
самостоятельная
работа
(ВСР)
–
выполняется
по
заданию
преподавателя,
но
без
его
непосредственного
участия,
в
произвольном режиме времени в удобные для студента часы.
Цель внеаудиторной самостоятельной работы – расширение научного
кругозора;
развитие
способности
прогнозировать,
проектировать,
моделировать; овладение методами теоретического исследования, развитие
самостоятельности
мышления
студента;
формирование
умения
анализировать
в
короткие
сроки
большой
объем
неупорядоченной
информации,
принятие
решений
в
условиях
недостаточной
информации;
приобрести новые знания; отработать необходимые навыки в предметной
области учебного курса.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы по освоению
профессионального модуля 01. «Проведение лабораторных общеклинических
исследований» предлагаемые нами задания имеют более широкий спектр,
чем при аудиторной (приложение 3).
1.
Написание
реферата
(например,
на
тему
« И зме не ние
цереброспинальной жидкости при туберкулезном менингите»).
2.
Написание
эссе
(например,
«Почему
я
выбрала
профессию
медицинского лабораторного техника»).
3. Подготовка устного или письменного доклада (например, на тему
«Лабораторные исследования при микозах и псевдомикозах»).
4.
Написание
конспекта
(например,
в
процессе
изучения
темы
«Исследование экссудатов и транссудатов»).
5. Составление глоссария на тему «Исследование мочи (крови) и т.п.».
6. Разработка мультимедийной презентации по теме: «Пути и способы
заражения сифилисом».
7. Построение сводной (обобщающей) таблицы «Микроскопическое
исследование мокроты».
8. Разработка граф-схемы «Гемопоэз. Морфологические особенности
клеток».
Д о м а ш н я я
р а б о т а является
особым
видом
внеаудиторной
самостоятельной
работы
и представляет
собой
логическое
продолжение
аудиторных
занятий,
проводится
по
заданию
преподавателя,
который
инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения заданий.
В отличие от других форм организации учебного процесса затраты
времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием.
Режим
и
продолжительность
работы
выбирает
сам
обучающийся
в
зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от
него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Домашняя учебная работа – это самостоятельная учебная деятельность
студентов, дополняющая занятие и являющаяся частью цикла обучения.
Её
особые
функции
состоят
в
развитии
умений
самостоятельно
учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она
развивает мышление, волю, характер обучающегося.
Главное
назначение
домашней
самостоятельной
работы
состоит
в
закреплении знаний и умений, полученных на занятии, отработке навыков,
усвоении нового материала.
Ученые выделяют следующие условия успешности домашней работы:
наличие
у
студентов
навыков
самостоятельной
работы,
педагогическое
руководство и контроль за выполнением домашних заданий.
Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема
домашних
заданий,
четкой
формулировки
задач
и
рекомендаций
к
выполнению, своевременной проверки и оценки.
Цели
выполнения
домашней
работы
определяют
виды
заданий
домашней самостоятельной работы студентов.
Для удобства восприятия представим информацию в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Формы домашней работы
В зависимости от
поставленной цели
Виды заданий домашней самостоятельной работы
студентов
Первичное овладение
знаниями (усвоение
нового материала).
чтение учебника, первоисточника, дополнительной
литературы; чтение учебника, первоисточника,
дополнительной литературы;
составление плана текста, конспектирование прочитанного,
графическое изображение структуры текста;
выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
наблюдения
закрепление и
систематизация
знаний.
работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом
учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
составление плана ответа на специально подготовленные
вопросы;
составление таблиц, графиков, схем;
изучение нормативных документов;
ответы на контрольные вопросы;
подготовка к выступлению на семинаре;
рефераты и доклады, составление библиографии.
применение знаний,
формирование умений.
решение задач и выполнение упражнений по образцу;
выполнение расчетно-графических, проектировочных работ,
ситуационных производственных задач, подготовка к деловым
играм;
подготовка курсовых, дипломных проектов;
опытная работа
За
основу
был
взят
авторский
учебно-методический
комплекс
по
изучению
профессионального
модуля
01.
«Проведение
лабораторных
общеклинических исследований».
В таблице 2 представлены возможности организации самостоятельной
работы на занятиях.
Систематическое
выполнение
самостоятельных
работ
способствует
развитию у учащихся наблюдательности, умения анализировать изучаемые
объекты,
проводить
сравнения,
выявлять
главное,
делать
обобщения
и
выводы,
решать
проблемные
задачи,
способствует
повышению
качества
знаний и др.
Таблица 2
Возможности организации самостоятельной работы на занятиях по изучению
профессионального модуля 01. «Проведение лабораторных общеклинических
исследований»
Темы практических занятий
Темы самостоятельной
работы
Задания самостоятельной
работы
Структура КДЛ. Санитарно-
эпидемиологический режим,
техника безопасности в
клинико-диагностической
лаборатории
«Техника безопасности при
работе с химическими
реактивами, центрифугой,
УЗО-мойкой»
Составление алгоритма
работы с химическими
реактивами, центрифугой,
УЗО-мойкой (по группам)
и инструкции по ТБ
Определение физических
свойств мочи
«Клинико-диагностическое
значение исследования
физических свойств мочи»
Составление кроссворда
по теме СР
Качественное определение
белка в моче
«Протеинурии ренальные и
экстраренальные»
«Протеинурии ренальные
и экстраренальные»
Количественное определение
белка в моче
«Пиелонефриты и
гломерулонефриты»
Подготовка презентации
по теме СР
Определение глюкозы в моче
«Сахарный диабет»
Подготовка доклада по
теме «Мифы и
реальности: сахарный
диабет»; «Что делать, если
вам поставили диагноз
«сахарный диабет»»
Обнаружение
гемоглобинурии и
гематурии в моче
«Показания к
исследованию мочи с
использованием тест-
полосок «сухая химия» на
Составление таблицы по
теме СР
кровь (эритроциты и
гемоглобин)
Приготовление нативного
препарата мочи
для микроскопического
исследования
«Изучение осадка мочи под
микроскопом в нативном
препарате»
Составление схемы
изучения осадка мочи
Ориентировочный метод
исследования осадка.
Организованный осадок мочи
Лейкоциты; эритроциты
изменённые и
неизменённые; эпителий
плоский, переходный,
почечный; цилиндры
гиалиновые и восковидные
Зарисовка элементов
организованного осадка
мочи. Составление
сравнительной таблицы
Неорганизованный
о садок.
Соли кислой мочи
Мочевая кислота, ураты и
оксалаты
Зарисовка элементов
неорганизованного осадка
мочи
Неорганизованный осадок.
Соли щелочной мочи
Трипельфосфаты,
аморфные фосфаты,
кислый мочекислый
аммоний
Зарисовка элементов
неорганизованного осадка
мочи. Составление
сравнительной таблицы
Количественный метод
исследования мочи по
Нечипоренко
Камера Горяева
Зарисовка счётной сетки
Количественный метод
исследования мочи
по Аддису-Каковскому
Возможные ошибки при
проведении
количественных методов
исследования осадков
мочи»
Составление таблицы по
теме СР
Повторение пройденного.
Общий анализ мочи.
Экспресс-тесты
«Общий клинический
анализ мочи»
Составление кроссворда
по теме СР
Самостоятельное
выполнение общего
анализа мочи
«Исследование мочи»
Составление
ситуационных задач
Функции почек. Виды и
причины расстройства
суточного диуреза.
Проба Зимницкого
«Результаты исследования
функционального
состояния почек (проба
Зимницкого)
Составление таблицы по
теме СР
Микроскопическое
исследование
дуоденального
содержимого
«Микроскопическое
исследование
дуоденального
содержимого»
Подготовка доклада
«Клеточные элементы,
встречающиеся при
микроскопии желчи»
Состав и
свойства кала.
Исследование физических
свойств
«Физические свойства
кала»
Подготовка доклада
«Клиническое значение
исследования физических
свойств кала»
Химическое исследование
кала
«Химическое исследование
кала»
Составление алгоритмов
определения билирубина
и стеркобилина в кале,
скрытой крови в кале
Микроскопическое
исследование кала
Нейтральный жир в кале,
окрашенный суданом III
Зарисовка элементов кала
Гельминтологическое
«Краткая морфологическая
Составление таблицы по
исследование кала
характеристика яиц
гельминтов»
теме СР
Заключительное семестровое
занятие
«Общеклинические
исследования мочи и кала»
Составление глоссария
Следует отметить, что самостоятельную работу следует рассматривать
не только с точки зрения достижения учебных целей, а в более широком
контексте
–
как
средство
формирования
познавательного
интереса
и
самостоятельности как личностной характеристики будущего специалиста,
повышающее
его
познавательную,
социальную
и
профессиональную
мобильность, формирующее у него активно преобразовательное отношение к
окружающей действительности и к самому себе.