Авторы: Ананских Элина Викторовна, Кошелева Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2109
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда
Тема: Прогулка колобка в сказочном лесу
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
педагога-психолога и учителя-логопеда
с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
«Прогулка Колобка в сказочном лесу»
Подготовили
учитель-логопед Кошелева Е.В.
педагог-психолог Ананских Э.В.
Москва 2018 г.
Цель: комплексная коррекции речевых и психофизических нарушений у детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи: развитие связной речи; автоматизация звука [Л] в словах, предложениях,
спонтанной
речи;
развитие
звукового
анализа
слова;
развитие
наглядно-образного
мышления
и
элементов
словесно-логического
мышления;
воображения;
развитие
эмоционально –волевой сферы, навыков саморегуляции; совершенствование общей и
мелкой моторики.
Оборудование и материалы: нетбук, музыка - детская песенка "Колобок" (автор
Т. Морозова), музыкальная разминка «Головами покиваем …» (автор Е. Железнова),
герои сказки «Колобок» (куклы Би-ба-бо), картинки к заданиям «Четвёртый лишний»
(елка, берёза, дуб, рябина) «Расположи по размеру» (белка, лось, волк, медведь),
выложенная
из
резиновых
массажных
следов
дорожка,
раздаточные
материалы
–
листы с рисунками для обведения картинок по точкам, карандаши желтый и зелёный.
Картинный материал для загадок (пчела, дятел, белка, волк). Картинный материал
(дикие животные и их детеныши).
Организация
работы.
З а н я т и е
п р о в о д и т с я
од н о в р е м е н н о
у ч и т е л е м -
л о го п е д ом
и
п е д а г о г о м -
психологом с подгруппой детей
5-7
лет,
нуждающихся
в
коррекции речевых нарушений,
автоматизации
звука
[Л]
и
коррекции
психофизического
развития. Занятие проводится в
музыкальном зале детского сада.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку
детской песенки "Колобок".
Психолог предлагает детям
рассказать сказку «Колобок» на
новый
лад.
Начало
сказки
(«Жили-были дед и баба ….» До
момента,
как
бабка
решила
испечь колобка)
.
Логопед: - «Ребята, поможем бабке испечь колобка?»
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
Колобка мы испечём.
Остудили (дыхание через нос)
На окно положили.
Колобок лежал-лежал,
Да и в лес убежал.
Психолог:
- «Покатился Колобок по лесной дорожке. А мы с вами, давайте,
поможем колобку преодолеть все препятствия в сказочном лесу. Но для этого нам надо
запомнить
пароль:
«У
ежа
и
ёлки
иголки
колки».
В
трудных
ситуациях
он
нам
пригодится».
(Дети
разучивают
пароль,
психолог
проверяет,
все
ли
дети
его
запомнили).
Л о
г
о
п
е
д проводит
артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Для того, чтобы у нас всё получилось, давайте улыбнёмся (упражнение «Лягушка»). К
лесной прогулке нужно как следует подготовиться – сытно позавтракать. Давайте
дружно напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнения «Месим тесто» и
«Блинчики»). А к блинам возьмём с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное
варенье»).
Еще
нужны
чашечки
для
чая.
Проверим,
готовы
ли
они
(упражнение
«Чашка»). Сейчас чистим зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправляемся на
прогулку в сказочный лес.
Психолог:
- «Ребята, а вы пароль помните?» (Дети, все вместе, проговаривают
пароль).
Дети идут с логопедом под музыку по выложенной дорожке.
Психолог с изображением зайца в руках: - «Стоп! Колобок – колобок, я тебя
съем!»
Логопед с детьми: - Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Заяц:
-
«Тогд а
с к а ж и т е
пароль». (Дети говорят).
Заяц: - «Я вас отпущу, если
выполните моё задание»
Игра «Доскажи словечко»
На
ветке
не
птичка
–
зверёк
–
невеличка,
Мех тёплый, как грелка. Кто же
это? … (Белка).
Ёлочка, ёлочка, колкая иголочка.
А возле этой ёлки бродили злые…
(Волки). Всё время
стучим, деревья долбим.
Но их не калечим, а только лечим.
(Дятлы)
Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и
мёд.
Людям всем она мила, а зовут её…
(Пчела).
Дети
отвечают, есть ли звук [Л]в отгадках и в какой части слова он стоит.
Заяц: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Дети идут дальше по дорожкам под музыку.
Психолог с изображением волка в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»
Логопед с детьми: Колобку
ты
не
мешай,
нам
задание
давай!
Волк:
« То гд а
с к а ж и т е
пароль». (Дети говорят).
Волк: «Я вас отпущу, если
выполните моё задание»
Упражнение
«Четвёртый лишний»
Сейчас мы поиграем в мою
любимую
игру.
С м от р и т е
внимательно
на
картинки.
Найдите
картинку,
в
названии
ко т о р о й
е с т ь
з ву к а
[ Л ] .
Объясните, почему ёлка может
быть лишней? Вы правы, на ней
иголки,
а
на
других
деревьях
листья.
Волк: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Дети идут дальше по дорожкам под музыку.
Психолог с изображением медведя в руках: - «Стоп! Колобок – колобок, я тебя
съем!»
Логопед с детьми: - Колобку ты
не мешай, нам задание давай!
Медведь:
-
«Тогда
скажите
пароль». (Дети говорят).
Медведь: - «Я вас отпущу, если
выполните
моё
задание.
Мне
в
берлогу листьев намело. Поможете
мне собрать листочки?»
Логопед: «Ребята, давайте посмотрим, какие
листочки залетели в берлогу к
медведю».
Дети отвечают: «Кленовые и дубовые.»
Упражнение «Обведи по точкам»
Задание:
дубовые
листочки
обвести
зелёным
карандашом,
а
кленовые
жёлтым.
Медведь: - «Устали ребята, пора вам подвигаться, а я спать пойду»
Проводится динамическая пауза под песню «Головою покиваем» (Е. Железнова):
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
Дети идут дальше по дорожкам под музыку.
Психолог с изображением лисы в руках:
- «Стоп! Колобок – колобок, я тебя
съем!»
Логопед с детьми: - Колобку ты не мешай, нам задание давай!
Лиса: - «Тогда скажите пароль». (Дети говорят).
Лиса: - «Я вас отпущу, если выполните моё задание»
Упражнение
«Животные в лесу»
Д е тя м
п о к а з ы в а ю т с я
картинки
с
изображениями
диких
животных,
Назовите
животных, которых мы можем
встретить в лесу. Перечислите
животных от самого большого
к
самому
маленькому.
В
названии какого животного нет
звука [Л].
Лиса: - «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».
Психолог: - «И последняя игра, в которую мы поиграем, называется «Найди
животных
и
их
детёнышей».
Психолог
раскладывает
на
столах
картинки
диких
животных и их детенышей. Задача детей соединить детеныша и маму.
Логопед: - Ребята, а вы помните какой пароль помогал колобку преодолеть
препятствия.
Дети: - «У ежа и ёлки иголки колки»
Логопед: - Какой звук чаще всего встречается в этом пароле? Как правильно
должен располагаться язык, чтобы произносить звук [Л].
Психолог: - На этом путешествие колобка в сказочный лес закончилось. Он
преодолел все препятствия, узнал много нового.
Обсуждение:
- какие задания выполняли:
отгадывали
загадки,
учились
н а з ы в а т ь
о д н и м
с л о в о м
предметы,
находили
лишний
предмет.
Скажем
всем:
-
«Спасибо
за
внимание! До свидания!»
Д е т и , п о д
м у з ы к у детской
п е с е н к и
" Ко л о б о к ",
п о
выложенной дорожке выходят
из зала.
Аннотация
Данное
занятие
было
р а з р а б о т а н о
н а
о с н о в е
коррекционно-развивающей
работы
учителя-логопеда
и
педагога-психолога
с
детьми,
и м е ю щ и м и
т я ж е л ы е
нарушения речи с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей воспитанников и входит в серию интегрированных занятий на основе
русских народных сказок, используемых в работе с детьми дошкольного возраста с
ОВЗ.
Проводимая
работа
позволяет
успешно
осуществлять
коррекционное
воздействие на детей по развитию связной речи; звукового анализа слова; развитие
наглядно-образного
мышления;
воображения,
что
обеспечивает
системность
и
целостность
психолого-логопедического
сопровождения.
Данный
материал
может
быть рекомендован специалистам для коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими
нарушения
в
речевом
развитии,
которые
сопровождаются
снижением
познавательной активности и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Педагоги
Учитель-логопед
2
категории,
ГБОУ
школа
№2109
(дошкольное
отделение
«Радуга», школьное отделение «Импульс»), Елена Владимировна Кошелева;
Педагог-психолог высшей категории, ГБОУ школа №2109 (дошкольное отделение
«Радуга»), Элина Викторовна Ананских.