Напоминание

Особенности обучения иностранному языку в системе непрерывного образования "Школа-колледж-ВУЗ"


Автор: Корчевская Зульфира Габдрауфовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучения иностранному языку в системе непрерывного образования "Школа-колледж-ВУЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности обучения иностранному языку в системе

непрерывного образования

«Школа – колледж -вуз»

Преподаватель высшей категории: Корчевская Зульфира Габдрауфовна.

ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж электроники вычислительной

техники»

На

основе

системы непрерывного образования

(Н.О.)

«Школа –

колледж

-

вуз»

реализуется

множество

образовательных

программ:

от

подготовки

в

колледж

или

вуз

до

углубленного

изучения

ряда

спец.

дисциплин на базе школы с последующим обучением в колледже и вузе по

индивидуальному плану.

Следующая

проблема

-

кадровая.

Чем

«моложе»

образовательная

программа,

тем

больше

она

требует

учета

возрастных

особенностей

учащихся, тем больше разница для преподавателей колледжа и вуза между

привычной студенческой и школьной аудиториями. Для реализации таких

программ требуется специально подготовленные преподаватели.

Таким образом, школе выгодны интегрированные с колледжем и вузом

программы,

проходящие

на

ее

базе

колледжа

или

вуза,

с

привлечением

школьных преподавателей и администрации к учебному процессу и, в идеале,

вплетенные

в

учебный

процесс

школы.

Следовательно,

наиболее

целесообразным

вариантом

реализации

образовательных

программ

для

школьников

является

интеграция

колледжа

или

вуза

-

школы

в

объеме,

необходимом и достаточным для такой реализации. В этом случае колледж

либо вуз предоставляет образовательную программу, учебно-методическое

обеспечение.

«ДП –колледж - ВУЗ»

На

базе

девятилетнего

образования

осуществляется

набор

на

довузовскую подготовку (ДП). Задачи:

1) за один учебный год студенты ДП должны освоить программу 10, 11

классов, государственный стандарт.

2) разработать преподавателем программу.

В силу того, что для образовательного учреждения, функционирующего

в рыночной среде, программы Н.О. становятся непременным условием его

выживаемости,

формирования

его

ассортиментной

политики,

сохранения

конкурентных преимуществ, необходим системный подход к их реализации.

Отсюда

-

необходимость

разработки

пропедевтических

программ

по

информатике,

экономике,

иностранному

языку

с

целью,

так

называемой,

подготовки «почвы» для того, чтобы образовательные программы, для более

старшего

возраста,

воспринимались

учащимися

без

сложностей

и

отторжения.

В

ДОВУЗе

(10-11

класс ах)

работ а

со

ш кол а ми

интенсифицируется.

Выделяются

две

группы

образовательных

программ,

предлагаемых учащимся.

- Первая — это программы подготовки в колледж либо вуз.

-

Вторая

углубленное

изучение

ряда

дополнительных

дисциплин.

Программа подготовки в колледж, вуз сопровождается обязательным блоком

дисциплин

обеспечивающих

существование

школьного

выпускника

в

социуме, в условиях рыночной экономики, современных информационных

технологий и интеграции России в мировое хозяйство.

3) создать интегрированную программу «Школа – колледж - вуз»

4) подготовить группу к сдаче выпускных экзаменов.

Важнейшим аспектом деятельности ДОВУЗа является взаимодействие

со школьными учителями и администрацией, их подготовка и переподготовка

в сфере образовательных инноваций.

В зависимости от будущей специальности, выбранной студентами, так

на

экономическом

отделение

предлагается

интегрированный

курс

английского

языка

и

экономики.

Он

предполагает

освоение

студентами

специальной лексики, знакомства с экономическими понятиями, освоение

грамматических структур с соответствующей лексикой, переводы текстов по

экономики и т.д.

Колледж - вуз.

Колледж в самом общем виде выполняет три глобальные функции. Это

реализация

программ

среднего

профессионального

образования,

взаимодействие

со

школами

(или

ДП)

с

целью

реализации

сквозной

образовательной программы «школа (ДП) - колледж - вуз» и взаимодействие

с

регионами

с

целью

реализации

программ

открытого

среднего

профессионального и довузовского образования, а так же тиражирование

образовательных

инноваций,

успешно

прошедших

апробацию

и

подготовленных к внедрению в центре довузовского образования.

Подготовительный

факультет упоминается

в

качестве

аргумента

необходимости выстраивания целостной системы довузовского образования в

учреждениях высшего профессионального образования.

Подготовительные

курсы. Учащиеся

различных

колледжей

и

техникумов,

завершающие

.

обучение

по

программе

среднего

профессионального

образования

и

желающие

продолжить

обучение

по

выбранной

специальности

высшего

профессионального

образования

в

сокращенные

сроки.

В

таком

случае

программы

отвечают

задаче

выравнивания учебных планов разных учебных заведений, осуществляющих

обучение по аналогичной специальности, для того, чтобы их выпускников

можно

было

объединять

в

потоки

обучать

без

задолженностей

по

сокращенной программе.

Итак, реализация концепции Н.О. невозможно без интеграции различных

ступеней

образования,

без

взаимодействия

образовательных

учреждений

различного уровня.

Вуз.

Ввиду

ограниченности

часов

на

«сквозные»

дисциплины,

каким

является

и

иностранный

язык,

большой

объем

часов

отводиться

на

самостоятельную подготовку студента - это неотъемлемая (составляющая)

часть автономии в обучении. Большое значение для успешного овладения

программы вуза имеет подбор материала по специальностям для СРС по

иностранному языку.

Английский язык как иностранный изучается, с одной стороны, в качестве

общеобразовательной

дисциплины

(GE:

General

English)

во

всех

типах

учебных заведений, а с другой - для специальных целей (ESP:

English for

Specific

Purposes)

в

заведениях

профессионального

образования.

Как

в

обучении

иностранному

языку

вообще,

в

профильно-ориентированном

обучении

английскому

языку

реализуется

в

первую

очередь

принципы,

обеспечивающие

целесообразность

и

результативность

его

изучения.

Несмотря на то, что содержание обучения разница, процессы изучения и

овладения

языком

в

профильно-ориентированном

курсе

не

должны

быть

иными, чем в общеобразовательном курсе. Иными словами не существует

методик обучения языку для специальных целей, чуждых обучению языку

вообще.

Сущность

проектирования

профильно-ориентированного

курса

английского языка.

Проектирование

профильно-ориентированного

курса

английского

языка

-сложный

процесс,

в

котором

непосредственно

участвует

преподаватель,

поскольку

такой

курс

нацелен

на

удовлетворение

потребностей учащихся не просто определенного профиля, а зачастую весьма

узкой специализации. Если обучение общему английскому, а в последнее

время

и

деловому,

во

многом

обусловлено

сложившейся

традицией

преподавания,

выбором

того

или

иного

учебника,

рекомендованного

Министерства

образования

программами

и

более

или

менее

четкими

стандартами, а так же системами уровневого тестирования, в том числе

международными

(например, University

of

Cambridge

Local

Examinations

Syndicate;

TOEFL и др.), то проектирование профильное ориентированных

курсов для учащихся других сфер занимает существенную и весьма важную

часть нагрузки преподавателя.

Проектирование

курса

при

этом

рассматривается

как

особый

вид

профессиональной деятельности по созданию педагогом представлений о

будущем процессе обучения, воспитания и развития личности обучаемого и

образует

основу

для

последующих

процессов:

составления

программы,

написания материалов, собственно обучения языку, контроля и оценки.



В раздел образования