Напоминание

"Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"


Автор: Смекалова Владлена Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Чагода"
Населённый пункт: вологодская область, Чаагодощенский район, п. Чагода
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 13.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей

дошкольного возраста»

Искусство изображать не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем

мире в своём изобразительном творчестве.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,

которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет

развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды

учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на

развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его Нетрадиционное рисование

индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным

особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески,

поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь,

а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух

одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок

продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают

детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как

хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые,

положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его

радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство

фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить

навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много

техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют

детям быстро достичь желаемого результата.

Участие в городском методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на

мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях

по рисованию?».

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты

занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования

«Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и

приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание,

сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие

А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой -

«Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,

Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г.

Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много

интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Сформировать у детей технические навыки рисования.

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному

рисованию используя различные техники рисования.

Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,

что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому

ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой,

ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать

результата в своей работе.

Кляксография.

Рисование пальчиками.

Рисование ладошкой.

Скатывание бумаги.

Оттиск смятой бумагой.

Восковые мелки + акварель.

Свеча + акварель.

Точечный рисунок.

Отпечатки листьев.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления

способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к

работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми

художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в

начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился

уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник

способствует развитию у ребёнка:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,

эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки

контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои

уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они

начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к

достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными

техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и

техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Конспект ОД по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике

рисования для старшей группы на тему: “Волшебные цветы”.

Занятие проводится в один этап.

Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий

интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать

цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать

цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать

положительный отклик на результаты своего творчества.

Оборудование: шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь,

кисточки, по одному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол,

мокрые тканевые салфетки для рук.

Словарная работа: разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий,

цветы волшебные, шуршит (карандаш), клубочек.

Ход ОД:

через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на

предстоящее занятие рисованием.

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому

солнечном лету)

- А каких вы знаете цветы? (Ромашка, петуния, розы и т.д. )

Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете

зиму, и нарисуем тех самые красивые цветы, которых мы видели на нашем участке.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста,

загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь;

Солнце, горы, сосны, пляж,

Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и

красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью

наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и

пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя

бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши

пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли

гулять,

Вместе весело играть,

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачек вот так

свернулись.

Вот такие молодцы!

Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих

ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в

улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и

покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите

их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю

вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите

попробовать и научиться? Он называется “ниткография”.

(Показываю прием рисования)

- Беру нитку, а теперь свертывать нитку на лист так, чтобы получился клубочек. Теперь

нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая

кисточкой свертывать нитку на листок, как это делала сухой ниткой. Конец сухой нитки

направляю вниз держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка клубочек

придавливаю, медленно вытягивайте нитку из под ладошки. Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши красочки, но не все, а лишь те из

них, которые подходят для лета.

- Пробуйте, и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится!

(Дети выполняют работу)

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и

удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться

в цветы и немножко поиграть.

Физминутка “Цветы”

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

Плавно раскрывают пальцы.

Помахивают руками перед собой.

Плотно закрывают пальцы.

Плавно опускают их на стол.

(Упражнение повторить 2–3 раза)

- Ребята, пока мы отдыхали, наши разрисованные необычным способом цветы подсохли, и

мы можем их дорисовать, нарисуйте к ним листочки (Дети доводят работу до конца, а пока

подсыхают работы, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим

порядок на рабочем месте)

- Ну вот, ваши цветы совсем готовы и можно их подарить вашим мамам!

Моделирование.

Слушатели делятся на группы. Им предложено составить конспект используя

нетрадиционные способы рисования.

Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности.



В раздел образования