Напоминание

"Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды"


Автор: Лагушкина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26 "Жемчужинка"
Населённый пункт: г.Смоленск,Смоленская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая

безопасность дошкольной

образовательной среды

МБДОУ «Детский сад № 26

«Жемчужинка» города

Смоленска

воспитатель Лагушкина О.В.

ФГОС дошкольного образования определяет

требования к условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного

образования, и в частности критерии развивающей

предметно-пространственной среды.

Согласно положениям Стандарта развивающая

предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и

безопасной. Насыщенность среды должна

соответствовать возрастным возможностям детей и

содержанию образовательной программы.

Но, насыщенность образовательной среды -

характеристика двойственная. С одной стороны, она

может оказать благоприятное воздействие, стимулируя

активность, самоизменения ребенка и творческий

характер его деятельности, а с другой – может вызывать

напряженность, тревогу, дестабилизировать

эмоциональное состояние ребенка и препятствовать

реализации его интеллектуального и личностного

потенциала. Соответственно насыщенность

образовательной среды может играть как

стимулирующую, так и ограничивающую и даже

сдерживающую развитие роль.

Поэтому одно из требований в отношении

образовательной среды – психологическая

безопасность. Нельзя забывать, что

важными положениями ФГОС

дошкольного образования являются

обеспечение эмоционального

благополучия дошкольников, ориентация

на гуманистическое взаимодействие, учет

индивидуальных потребностей детей.

Компоненты психологической безопасности

образовательной среды:

Продуманное пространственное, световое и

цветовое оформление среды.

Свободный доступ к игрушкам и игровым

материалам.

Реализация

потребностей

ребенка,

в

том

числе в игре, движении, познавательной

активности, общении.

Ориентация

на

возрастные

физиологические

особенности

детей,

сензитивные

периоды развития и возрастные задачи развития.

Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность

ребенка.

Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого,

продуктивного мышления ребенка.

Поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра

поощрения).

Психологическая безопасность среды обеспечивается

путем формирования положительной,

доброжелательной обстановки, в которой ребенок

чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает

враждебного воздействия.

Социальные отношения как компонент

образовательной среды строятся на следующих

способах взаимодействия: сотрудничество,

признание прав ребенка и его свобод, обсуждение,

сопереживание, поддержка, гибкое введение

ограничений, стимулирующая система требований.

В условиях такой системы социальных отношений

ребенок испытывает чувства психологической

защищенности, принятия своей индивидуальности,

веры в справедливый мир.

Во

взаимодействии

с

социальными

взрослыми

(воспитателями,

помощниками

воспитателя,

педагогами)

психологический

комфорт

и

эмоциональное

благополучие

достигаются

в

условиях

образовательной

среды,

для

которой

характерны следующие параметры:

Отсутствие необоснованных запретов.

Продуманная,

последовательная

система

требований и правил взаимодействия.

Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых.

Субъективно-личностное общение с ребенком.

Представление

ребенку

возможностей

для

самостоятельной

деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в

рамках возраста).

Возможности

выбора

деятельности,

формы

активности,

продолжительности занятий на основе поддержания интереса.

Чувство

небезопасно сти,

эмоц и он а ль н ого

неблагополучия

и

психологического

дискомфорта

возникает у ребенка по следующим причинам:

Сверхсильная стимуляция.

Принятие за ребенка решений и выполнение за

него действий.

Манипуляции

ребенком,

использование

его

в

качестве инструмента для достижения других

целей.

Ограничение детской инициативы и активности.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение

успешности, результативности действий, на основе которых

формируются позитивные представления о себе и благоприятные

социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы

личности и стимулирует активность ребенка. Негативные

социальные переживания упрощают картину «Я» и создают

отрицательный фон отношения к миру.



В раздел образования