Автор: Лагушкина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26 "Жемчужинка"
Населённый пункт: г.Смоленск,Смоленская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды"
Раздел: дошкольное образование
Психологическая
безопасность дошкольной
образовательной среды
МБДОУ «Детский сад № 26
«Жемчужинка» города
Смоленска
воспитатель Лагушкина О.В.
ФГОС дошкольного образования определяет
требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного
образования, и в частности критерии развивающей
предметно-пространственной среды.
Согласно положениям Стандарта развивающая
предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной. Насыщенность среды должна
соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию образовательной программы.
Но, насыщенность образовательной среды -
характеристика двойственная. С одной стороны, она
может оказать благоприятное воздействие, стимулируя
активность, самоизменения ребенка и творческий
характер его деятельности, а с другой – может вызывать
напряженность, тревогу, дестабилизировать
эмоциональное состояние ребенка и препятствовать
реализации его интеллектуального и личностного
потенциала. Соответственно насыщенность
образовательной среды может играть как
стимулирующую, так и ограничивающую и даже
сдерживающую развитие роль.
Поэтому одно из требований в отношении
образовательной среды – психологическая
безопасность. Нельзя забывать, что
важными положениями ФГОС
дошкольного образования являются
обеспечение эмоционального
благополучия дошкольников, ориентация
на гуманистическое взаимодействие, учет
индивидуальных потребностей детей.
Компоненты психологической безопасности
образовательной среды:
Продуманное пространственное, световое и
цветовое оформление среды.
Свободный доступ к игрушкам и игровым
материалам.
Реализация
потребностей
ребенка,
в
том
числе в игре, движении, познавательной
активности, общении.
Ориентация
на
возрастные
физиологические
особенности
детей,
сензитивные
периоды развития и возрастные задачи развития.
Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность
ребенка.
Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого,
продуктивного мышления ребенка.
Поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра
поощрения).
Психологическая безопасность среды обеспечивается
путем формирования положительной,
доброжелательной обстановки, в которой ребенок
чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает
враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент
образовательной среды строятся на следующих
способах взаимодействия: сотрудничество,
признание прав ребенка и его свобод, обсуждение,
сопереживание, поддержка, гибкое введение
ограничений, стимулирующая система требований.
В условиях такой системы социальных отношений
ребенок испытывает чувства психологической
защищенности, принятия своей индивидуальности,
веры в справедливый мир.
Во
взаимодействии
с
социальными
взрослыми
(воспитателями,
помощниками
воспитателя,
педагогами)
психологический
комфорт
и
эмоциональное
благополучие
достигаются
в
условиях
образовательной
среды,
для
которой
характерны следующие параметры:
Отсутствие необоснованных запретов.
Продуманная,
последовательная
система
требований и правил взаимодействия.
Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых.
Субъективно-личностное общение с ребенком.
Представление
ребенку
возможностей
для
самостоятельной
деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в
рамках возраста).
Возможности
выбора
деятельности,
формы
активности,
продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
Чувство
небезопасно сти,
эмоц и он а ль н ого
неблагополучия
и
психологического
дискомфорта
возникает у ребенка по следующим причинам:
Сверхсильная стимуляция.
Принятие за ребенка решений и выполнение за
него действий.
Манипуляции
ребенком,
использование
его
в
качестве инструмента для достижения других
целей.
Ограничение детской инициативы и активности.
Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение
успешности, результативности действий, на основе которых
формируются позитивные представления о себе и благоприятные
социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы
личности и стимулирует активность ребенка. Негативные
социальные переживания упрощают картину «Я» и создают
отрицательный фон отношения к миру.