Ролевая игра с учащимися по внеурочной деятельности "Проба пера"
Автор: Черношей Светлана Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский Населённый пункт: г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский Наименование материала: Мастер класс "Акулы пера" Тема: Ролевая игра с учащимися по внеурочной деятельности "Проба пера" Раздел: начальное образование
Мастер – класс «Акулы пера»
Составитель: Черношей С.В. педагог-организатор МБОУ СОШ
мкр. Вынгапуровский.
Цель:
формирование у подростков опыта самостоятельной организации результативной
социально значимой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
дать
теоретические
сведения,
необходимые
для
самостоятельной
подготовки
публикаций и создания плаката;
организовать
формирование
практических
умений
в
процессе
деятельности
отрядных редакций;
Развивающие:
включить
подростков
в
совместную
продуктивную
(в
том
числе
творческую)
деятельность;
создать благоприятные условия для реализации индивидуальных способностей,
задатков;
привитие трудовых навыков и профессиональное просвещение;
Воспитательные:
социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
Ожидаемые результаты:
получение
необходимых
знаний
и
формирование
умений,
необходимых
для
организации и осуществления деятельности школьных СМИ
раскрытие и развитие творческих способностей детей;
предоставление
возможности
для
общественного
признания,
оценки,
самореализации ребят;
создание
условий
для
продолжения
образования
в
сфере
журналистики;
профориентация;
выявление организаторских способностей детей.
:
Реквизит : бумага (А4), фломастеры, ручки, цветные карандаши, журналы и газеты других
издательств, компьютер, пластиковая доска, маркеры.
Ход занятия
1. Введение. Организационный момент – 3 мин.
2. Рассказ об истории Российской журналистики – 7 минут.
3. Игра – 50 минут:
А) 1 этап – организация корпораций. (2 балла)
Б) 2 этап – начало работы издательства. (5 баллов)
В) 3 этап – создание печатного издания. (5 баллов)
Г) 4 этап – подведение итогов. (5 баллов)
1.Введение. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: это занятие-игра под
названием “Акулы пера”.
Сегодня вы узнаете, кто такой журналист, в чём заключается его работа. Побываете в
роли издателей и главных редакторов. Вы узнаете с чего начинается газета, какое название
для неё лучше выбрать, как она оформляется и что такое “макет”.
2. Рассказ об истории Российской журналистики.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с
16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого
император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дошел самый ранний номер
газеты - от 2 января 1703 года.
Москвичи считают, что русская журналистика началась именно с этой даты.
Однако
в
этом
бесценном
потрепанном
раритете,
величиной
с
половину
школьной
тетрадки (а какого размера современные газеты?), есть несколько ссылок на более ранние
вышедшие номера. На этом основании и можно полагать, что 2 января – не первый номер,
а как указано в нем, самый первый - от 16 декабря 1702 года, как и считают петербуржцы.
Газета выходила нерегулярно, как Бог на душу положит. Периодичность “Ведомостей”
была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 - 46 (это наибольшая
цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три
номера за 1717 г. и один за 1718 г.
ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Сначала газета выходила в Москве, а с 1711 года стала выпускаться в Санкт-
Петербурге.
Объем
"Ведомостей"
был
регулярным
–
22
страницы.
Тираж
газеты
испытывал
большие
колебания
–
от
нескольких
десятков
до
нескольких
тысяч
экземпляров.
Данные,
например,
за
1708
г.
показывают,
что
отдельные
номера
“Ведомостей” печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в
1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано
в
количестве
2500
экземпляров
и
разошлось
целиком,
но
ряд
номеров
не
находил
распространения и оставался на Печатном дворе.
Первыми журналистами были, во-первых, сам Петр, а также его чиновники. Первым
редактором “Ведомостей” был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов,
литературно
образованный
человек,
писавший
стихи.
Он
готовил
материалы
газеты,
обрабатывал
переводы
из
иностранной
печати,
которые
поставляли
чиновники
Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за
расположением заметок в номере и вел корректуру.
Когда “Ведомости” были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор
столичной типографии Михаил Абрамов. Яков Синявич – дьяк одного из приказов, самый
известный из первых журналистов в России, "репортер". "Ведомости" стали меньше и
меньше читать. Во-первых, надоела Северная война, длившаяся больше двадцати лет. Во-
вторых, выходили они нерегулярно. В-третьих, стоили очень дорого. Уже после смерти
Петра, в 1727 году, став совсем неинтересным, они умерли. В том же году "подхватила
эстафету" другая газета – "Санкт-Петербургские ведомости", которую можно купить и
сегодня. Один год она выходила на немецком языке, а с 1728 года – стала на русском.
У новой газеты было несколько источников информации:
1) Зарубежные газеты.
2) Путешествующие чиновники.
3) Вскрытие писем крупных дипломатов.
4) Слухи и сплетни.
В наши дни, пожалуй, только не вскрывают письма для получения информации в
газету. А на основе пункта 4 существует не один десяток современных русских газет.
Здесь работал Ломоносов, и написал гениальную статью "Рассуждения об
обязанностях журналистов", ставшую морально-этическим кодексом. Это - первая статья о
том, каким должен быть журналист.
Вот основные требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:
1) Компетентный.
2) Скромный.
3) Уважающий мнения других;
4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли".
3. Игра:
А) 1 этап – Организация корпораций.
Задание участникам:
1) Разбиться на творческие группы (обычно по 2 – 3 человека) 2-3 группы.
2) Придумать название своей корпорации.
3)
Определить
должности
каждого
участника
(директор,
главный
редактор,
художественный редактор, корреспондент, независимый источник информации).
Выступление команд и подсчёт баллов.
Б) 2 этап – Начало работы издательства.
Определить направления работы издательства: выпуск рекламной полиграфии, выпуск
научной литературы, выпуск учебной литературы и т.д. Определить контингент читателей,
возрастную группу, заинтересованную в вашем издании.
Выступление команд и подсчёт баллов .
В) 3 этап – Создание печатного издания.
Определить тип издания (газета, журнал), количество страниц, направление, создать
логотип журнала, придумать девиз издания, название, разработать рубрики. Рассказать об
основных материалах.
Педагог объясняет задания и даёт практические советы .
Большие журналы можно разделять на разделы и большие рубрики. Можно
придумать корреспондентов ведущих какую-либо рубрику (Например: Анна Морковкина
ведёт рубрику “Во саду ли, в огороде…”)
- необходимо продумать логичную схему рубрик;
- обращать внимание на время года и ближайшие праздники;
- обращать внимание на текущие мировые события;
- не забывать про актуальные темы; создавать рубрики, в которых читатели получают
конкретные ответы на свои вопросы;
- оформлять фотосессии модных течений по любому направлению (спорт, моддинг, одежда
и т.д.);
- не забывать об интервью.
Выступление команд и подсчёт баллов.
Подсчет рейтинга каждого издательства.
Г) 4 этап – Подведение итогов.
Суммируются баллы, по каждому пункту даются замечания коллег и ведущего.
Можно начислить дополнительные баллы за хорошие и оригинальные идеи.
В конкурсе “Акулы пера” приняли участие следующие корпорации: “АКЕЛЛА” - газета
“Новости высоких технологий”, Издательство “МДБ” - журнал для стильных людей “100
очков”,
“Школьный
дозор”
-
тематическая
газета
“Общество
против…”
(курения,
алкоголя, СПИДа и т.д.), “Формула твоего успеха” - журнал “Компьютерные игры”; “Свет
в конце тоннеля” - журнал (советы из жизни).
Участники корпораций придумали много интересных и оригинальных рубрик: “Выбор
за тобой”, “Контрасты”, “Вот в чем загвоздка”, “Почтовик”, “Девчонкам и мальчишкам”,
“Наша гостиная”, “Самый модный”, “Суперконкурс”, и т.д.
Список литературы:
1.
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.,1999 г.
2.
Антонов В. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996 г.
3.
Тертычный А. Жанры периодической печати. М., 2000г.
4.
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. МГУ, 2000г.
5.
Н. Волков Основы макетирования и верстки, М., 1989
6.
Келби С., Уайт Т. InDesign CS: Советы знатоков. Перевод с английского. ' Вильямс' –
2005
7.
Иллюстрированный самоучитель по Adobe InDesign, СПб, «Питер», 2002
8.
Е.А.Григорян Основы композиции в прикладной графике, Ереван, 2001