Напоминание

"В гостях у бабушки Настасьи"


Автор: Никитина Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Ольховатский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: посёлок Ольховатка, Воронежская область
Наименование материала: конспект НОД в средней группе
Тема: "В гостях у бабушки Настасьи"
Дата публикации: 12.03.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

непосредственной

образовательной

деятельности

по

знакомству

с

бытом

и

традициями

русского

народа

(

средняя

группа

)

«

В

гостях

у

бабушки

Настасьи

»

Воспитатель: Никитина Т.М.

Программное содержание:

Прививать любовь к русским народным традициям,

воспитывать чувства патриотизма и гордости за

историю своего народа. Развивать устойчивый

интерес к русскому народному творчеству:

пословицам, поговоркам, сказкам. Привлечь внимание

к живому русскому слову, обогащать словарь новыми

словами.

Обогатить творческий опыт ребенка техникой

тестопластики.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами.:

горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.

Оборудование:

Предметы

русского

быта

для

оформления

«Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук,

самовар, рушник, ухват, старинная посуда);

Материалы для работы с соленым тестом;

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход образовательной деятельности:

Групповая

комната

оформлена

ст аринными

предметами быта в стиле «Русская горница».

Эмоциональный настрой: Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из

стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок.(приседают и начинают

потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)

Здравствуй, день. (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень.(обнимают друг друга)

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: (Вносит

кукол,

мальчика

и

девочку,

в

русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы: Здравствуйте,

люди

добрые!

Низкий

вам

поклон!

(Дети приветствуют гостей)

Воспитатель. Какие

интере сные

гости

к

нам

пожаловали! И одеты странно, и здороваются по –

особенному. Как вы думаете, почему они так одеты?

(Ответы детей)

Ребята,

гости

наши

одеты

в

старинные

русские

костюмы. Вам они нравятся?

Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались

на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с

поклоном, низко кланяясь в пояс.(Показ)

Воспитатель. Дети, давайте и мы поздороваемся с

гостями так, как здоровались на Руси.

Куклы. Меня

зовут

Аленушка,

а

моего

братца

-

Иванушка.

Воспитатель. Аленушка…Иванушка….

-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие

они?

(Ответы детей)

Воспитатель. Имена ласковые, чисто русские. Давайте

и мы им представимся. Поиграем в игру «Колечко».

Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.

Словесная игра «Колечко»

Воспитатель: Есть у меня бабушка Настасья, живет

она, как наши гости, в старинной русской деревне.

Гостей встречала с угощеньем - пряниками печатными

да чаем душистым. А начнет сказки сказывать –

заслушаешься! Только заскучала моя любимая

бабушка. Не с кем ей чай из самовара попить, да

некому передать свое искусство пряники печатные

готовить. Ребята, давайте отправимся в гости к

бабушке – научимся пряники готовить, посмотрим как

она живет. А помогут нам к ней попасть вот эти

волшебные часы, которые перенесут нас назад во

времени, в те далёкие времена. (Воспитатель даёт

одному из детей часы, они встают в круг и

произносят считалку).

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом

побывать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили

себе жилища из бревен. Такие дома называют избами.

И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и

потолок, и стены, и посуда и мебель.

Дети под музыку входят в Горницу.

Бабушка

Настасья. Низкий

вам

поклон,

гости

дорогие! Проходите!

Люди свойские, простые,

Заходите, посидите.

Как живем мы, посмотрите!

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в

Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь

видите?

(Ответы детей)

Бабушка

Настасья: Самое

главное

в

деревенской

избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит

ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу,

выпекали

хлеб,

сушили

продукты

и

одежду. Топят

печь

дровами

и

лучшими

считаются

берёзовые

и

дубовые. На

печке

можно

даже

спать. Зимой

под

печкой

кур

держали.

Ребята,

а

в

каких

сказках

встречается русская печка.

(Ответы детей)

Правильно,

«Гуси

-

лебеди»,

«Колобок»,

«По

щучьему

велению»,

«Лисичка

со

скалочкой»,

«Заюшкина избушка».

Бабушка Настасья:

В углу напротив печки стояли большой стол и лавки,

висела икона. За столом собиралась вся семья,

посмотрите какая посуда на столе: из глины –

глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная

(повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи

и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не

яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли и

вязали.

В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома

вставала рано: топила печь, приносила воду и

раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась.

Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и

пряниками.

А

вот

и

еще

необходимая

вещь

в

хозяйстве.

Это

чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая,

огонь пышит….Как вы думаете, как поставить туда

чугунок?

Ответ детей.

Бабушка

Настасья. А

ставили

в

печь

горячую

чугунок ухватом.(Показ)

Бабушка Настасья. А вот и прялка моя любимая.

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и

превращает шерсть в нитку. А из ниток я свяжу вам

носочки да варежки для студеной зимы.

А вот рушник! Красивый, вышитый узорами. Сама

вышивала на радость вам!

Воспитатель:

Бабушка,

а

я

знаю

одну

игру

про

старинные слова. Поиграем?

Ответ детей.

Словесная игра «Старинное словечко» (Словарь:

изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля,

рушник – полотенце, очи – глаза)

Продуктивная деятельность.

Бабушка Настасья: Пока мы с вами играли, вот уж и

тесто подошло, давайте и мы с приготовим что-то

вкусненькое к чаю. Хотите, я вас научу пряники

медовые печь?

Дети садятся за столы.

Бабушка Настасья

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие прянички!

Птичке невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Давайте

тесто

пальчиками

разомнем,

ладошками

побьем,

вот

и

готово

тесто

мягкое,

воздушное,

живое! А теперь и пряники лепить начнем. Скатаем

шарики и ладошкой прижмем. Пряники печатные –

для этого у меня для каждого из вас приготовлены

печатки резные. Вот какие пряники получились!

(Воспитатель приговаривает во время работы детей)

Бабушка Настасья: Ой, пряники медовые, мягкие,

фунтовые. Не жуй, не глотай – только брови

поднимай. Да для малых рябетишек, для девчонок и

мальчишек, шалунам, озорникам и беззубым

старикам!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Бабушка Настасья Готовые пряники выкладывайте

на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка,

да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да

доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на

печку)

Воспитатель: Бабушка Настасья, пока пекутся

прянички, послушай какие добрые слова о печке мы

знаем.

1-й ребенок: Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

2-й ребенок: Варежки сушить поможет

Деток спать в тепле уложит.

3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

Бабушка Настасья: Молодцы ребятки! Пока мы с

вами потешалися, прянички наши испеклись.

Вы хозяюшку потешьте,

Пряничков моих поешьте.

Угощает всех пряниками.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные

пряники! Угощайтесь люди добрые!

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка, за все, но нам

пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз

посмотрим на все предметы, которые мы видели в

русской избе. (Ответы детей).

Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в

своё время опять.

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали,

как жили наши предки, какие предметы их окружали.

Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось

в русской избе? (Ответы детей).

Закончилось наше путешествие, и мы немного устали,

а вся усталость снимается за чашкой чая. Я

приглашаю всех на чаепитие.



В раздел образования