Напоминание

Развитие когнитивных способностей у детей с нарушениями речи при использовании современных технических средств


Автор: Кудрявцева Яна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 130"
Населённый пункт: Чувашская республика, город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Развитие когнитивных способностей у детей с нарушениями речи при использовании современных технических средств
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие когнитивных способностей у детей с нарушениями речи при

использовании современных технических средств

В последние годы компьютерные технологии все более прочно входят в

различные

сферы

жизнедеятельности

человека,

в

том

числе

и

в

образовательный

процесс.

В

специальном

образовании

компьютерные

технологии

находят

широкое

применение

в

коррекционно-развивающем

процессе. При этом возможности применения компьютерных технологий в

системе специального образования с целью формирования, воспитания и

коррекции личности ребенка с нарушениями речи

являются недостаточно

разработанными.

Особую

актуальность

приобретает

в

отношении

таких

детей

оптимизация

образовательного

процесса,

формирование

различных

компетенций

детей

в

условиях

применения

компьютерных

технологий

в

обучении.

В

этом

плане

использование

традиционных

коррекционно-

развивающих

технологий

является

недостаточным

и

требует

включения

дополнительных средств. На сегодняшний день такими дополнительными

средствами коррекции могут служить игровые компьютерные технологии

(обучающие

программы),

позволяющие

к

тому

же

включить

детей

с

нарушениями речи в процесс взаимодействия с современными техническими

средствами и сэкономить усилия педагога, осуществляющего коррекцию.

Классификация

обучающих программ

:

а) развивающие игры;

б) обучающие игры;

в) игры-экспериментирования;

г) игры-забавы;

д) компьютерные диагностические игры.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм

практического

мышления.

В

игре

ребенок

оперирует

своими

знаниями,

опытом,

впечатлением,

отображенными

в

общественной

форме

игровых

способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом

поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической

базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных

средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение,

способность к прогнозированию результата действия, проектные качества

мышления

и

др.,

которые

ведут

к

резкому

повышению

творческих

способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения

дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Использование

компьютерных обучающих

программ

обладает рядом

преимуществ:

предъявление

информации

на

экране

компьютера

в

игровой

форме

вызывает у детей интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок

сам

регулирует темп

и

количество

решаемых

игровых

обучающих задач;

дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать такие

жизненные

ситуации,

которые

нельзя

увидеть в повседневной жизни;

компьютер очень «терпелив»" никогда не ругает ребенка за ошибки, а

ждет, пока он сам исправит их.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки

информации, служит мощным техническим средством обучения, и играет

роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии

дошкольников.

Как

известно,

этот

период

совпадает

с моментом

интенсивного

развития

мышления

ребенка,

подготавливающего

переход

от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе

компьютер

выступает

особым

интеллектуальным

средством

для

решения

задач разнообразных видов деятельности.

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями,

отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых

знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Способность детей замещать в игре

реальный

предмет

игровым

с переносом

на него

реального

значения,

реальное

действие —

игровым,

замещающим

его

действием,

лежит

в основе

способности

осмысленно

оперировать символами на экране компьютера.

Из этого

следует

вывод,

что

компьютерные

игры

должны

быть

неразрывно

связанны

с обычными

играми.

Одна

из важнейших

линий

развития

познавательной

активности

ребенка-дошкольника

состоит

в последовательном

переходе

от более

элементарных

форм

мышления

к

более

сложным.

Научные

исследования

по использованию

развивающих

и обучающих компьютерных игр показали, что благодаря мультимедийному

способу подачи информации достигаются следующие результаты:

дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

глубже постигаются понятия числа и множества;

быстрее

возникает

умение

ориентироваться

на

плоскости

и

в

пространстве;

тренируется эффективность внимания и память;

раньше овладевают чтением и письмом;

активно пополняется словарный запас;

развивается

мелкая

моторика,

формируется

тончайшая

координация

движений глаз;

уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

развивается воображение и творческие способности;

развиваются

элементы

наглядно-образного

и

теоретического

мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать

логическую последовательность конкретных событий, представлений, у него

развивается

способность

к прогнозированию

результата

действий.

Он начинает думать прежде, чем делать, овладевает основами теоретического

мышления,

у него

формируются

столь

важные

операции

мышления,

как

обобщение, классификация предметов по признакам, что является важным

моментом при подготовке детей к обучению школе.

Основные этапы работы с детьми на компьютере:

- подготовка к усвоению и решению игровых и дидактических задач;

- обучающая игра на компьютере;

- общение с ребенком по ходу игры;

- реализующее решение поставленной задачи;

- глазодвигательная гимнастика в сочетании с пальчиковой, которые

необходимы для снятия напряжения в процессе работы.



В раздел образования