Автор: Кудрявцева Яна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 130"
Населённый пункт: Чувашская республика, город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Развитие когнитивных способностей у детей с нарушениями речи при использовании современных технических средств
Раздел: среднее профессиональное
Развитие когнитивных способностей у детей с нарушениями речи при
использовании современных технических средств
В последние годы компьютерные технологии все более прочно входят в
различные
сферы
жизнедеятельности
человека,
в
том
числе
и
в
образовательный
процесс.
В
специальном
образовании
компьютерные
технологии
находят
широкое
применение
в
коррекционно-развивающем
процессе. При этом возможности применения компьютерных технологий в
системе специального образования с целью формирования, воспитания и
коррекции личности ребенка с нарушениями речи
являются недостаточно
разработанными.
Особую
актуальность
приобретает
в
отношении
таких
детей
оптимизация
образовательного
процесса,
формирование
различных
компетенций
детей
в
условиях
применения
компьютерных
технологий
в
обучении.
В
этом
плане
использование
традиционных
коррекционно-
развивающих
технологий
является
недостаточным
и
требует
включения
дополнительных средств. На сегодняшний день такими дополнительными
средствами коррекции могут служить игровые компьютерные технологии
(обучающие
программы),
позволяющие
к
тому
же
включить
детей
с
нарушениями речи в процесс взаимодействия с современными техническими
средствами и сэкономить усилия педагога, осуществляющего коррекцию.
Классификация
обучающих программ
:
а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм
практического
мышления.
В
игре
ребенок
оперирует
своими
знаниями,
опытом,
впечатлением,
отображенными
в
общественной
форме
игровых
способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом
поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической
базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных
средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение,
способность к прогнозированию результата действия, проектные качества
мышления
и
др.,
которые
ведут
к
резкому
повышению
творческих
способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения
дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Использование
компьютерных обучающих
программ
обладает рядом
преимуществ:
•
предъявление
информации
на
экране
компьютера
в
игровой
форме
вызывает у детей интерес;
•
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
•
движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребенка;
•
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении
являются стимулом познавательной активности детей;
•
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
•
ребенок
сам
регулирует темп
и
количество
решаемых
игровых
обучающих задач;
•
дошкольник приобретает уверенность в себе;
•
позволяет моделировать такие
жизненные
ситуации,
которые
нельзя
увидеть в повседневной жизни;
•
компьютер очень «терпелив»" никогда не ругает ребенка за ошибки, а
ждет, пока он сам исправит их.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки
информации, служит мощным техническим средством обучения, и играет
роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии
дошкольников.
Как
известно,
этот
период
совпадает
с моментом
интенсивного
развития
мышления
ребенка,
подготавливающего
переход
от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе
компьютер
выступает
особым
интеллектуальным
средством
для
решения
задач разнообразных видов деятельности.
В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями,
отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых
знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.
Способность детей замещать в игре
реальный
предмет
игровым
с переносом
на него
реального
значения,
реальное
действие —
игровым,
замещающим
его
действием,
лежит
в основе
способности
осмысленно
оперировать символами на экране компьютера.
Из этого
следует
вывод,
что
компьютерные
игры
должны
быть
неразрывно
связанны
с обычными
играми.
Одна
из важнейших
линий
развития
познавательной
активности
ребенка-дошкольника
состоит
в последовательном
переходе
от более
элементарных
форм
мышления
к
более
сложным.
Научные
исследования
по использованию
развивающих
и обучающих компьютерных игр показали, что благодаря мультимедийному
способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее
возникает
умение
ориентироваться
на
плоскости
и
в
пространстве;
тренируется эффективность внимания и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
развивается
мелкая
моторика,
формируется
тончайшая
координация
движений глаз;
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются
элементы
наглядно-образного
и
теоретического
мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать
логическую последовательность конкретных событий, представлений, у него
развивается
способность
к прогнозированию
результата
действий.
Он начинает думать прежде, чем делать, овладевает основами теоретического
мышления,
у него
формируются
столь
важные
операции
мышления,
как
обобщение, классификация предметов по признакам, что является важным
моментом при подготовке детей к обучению школе.
Основные этапы работы с детьми на компьютере:
- подготовка к усвоению и решению игровых и дидактических задач;
- обучающая игра на компьютере;
- общение с ребенком по ходу игры;
- реализующее решение поставленной задачи;
- глазодвигательная гимнастика в сочетании с пальчиковой, которые
необходимы для снятия напряжения в процессе работы.