Напоминание

"РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Беденко Ирина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беденко И. Г.

РАЗВИТИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О

РУССКОЙ

ЗРЕЛИЩНОЙ

КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного

образовательного учреждения можно формировать у детей представления

о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В

статье

описаны

подходы,

этапы

работы

и

методические

приемы

ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную

деятельность. Тематической основой выбран русский балаганный театр.

Представлен

сценарий

музыкально-фольклорного

праздника

для

детей

старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: русская зрелищная культура, балаганный театр,

театрализованная деятельность, этапы и формы работы с дошкольниками,

сценарий музыкально-фольклорного праздника по мотивам ярмарочных

гуляний.

В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в

обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и

духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры

впитал в себя систему ценностей и убеждений, выработанную временем,

донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности,

чести,

патриотизме.

И

сегодня

мы

обязаны

сохранить

этот

опыт

и

мудрость, накопленные предыдущими поколениями.

Основываясь на этом, мы

начали заниматься экспериментальной

деятельностью по теме «Комплексное использование средств народной

педагогики

в

процессе

освоения

дошкольниками

смыслового

поля

народной культуры». В своей работе мы ориентировались на сущностное

ядро

духовной

культуры

человечества:

миф,

сказку,

устное

народное

творчество,

систему

традиционного

народного

бытия,

народное

искусство,

народное

миропонимание,

систему

знаний

о

природе,

народную педагогику. В нашем детском саду обращение воспитателей к

народным истокам и фольклорному искусству уже стало традицией. В

сетке занятий отведено специальное время для организации совместной

деятельности с детьми по данной теме . Русский фольклор, как источник

чистых,

незамутненных

образов,

доступных

пониманию

детей,

помог

пробудить

их

интерес

к

народным

обычаям,

традициям,

культуре,

к

истории родного края.

Одной

из

задач

эксперимента

стало

формирование

у

старших

дошкольников

представлений

о

балаганном

театре.

Но

что

такое

балаганный

театр?

Откуда

он

пришел?

Как

развивался?

Какова

его

ценность? Во всем этом нам только предстояло разобраться и определить

систему работы с детьми.

В русской народной пословице говорится: «Век живи – век учись», и

мы

занялись

самообразованием.

Изучая

литературу,

мы

с

интересом

узнали,

что

балаганный

театр

«родила»

русская

зрелищная

культура,

которая

занимала

в

жизни

народа

заметное

место.

Что

в

народных

ярмарочных

и

городских

гуляниях

и

увеселениях

находили

свое

отражение вкусы и интересы соответствующего времени, закладывались

основы будущего профессионального театра, эстрады и цирка; проявлялся

и утверждался характер русского человека.

Ознакомление дошкольников с русской зрелищной культурой проходило

в два этапа. Первый этап работы - историко-познавательный. В течение

года мы знакомили детей с такими темами:

1.

Что такое ярмарка?

2.

Самая большая в России Нижегородская ярмарка.

3.

Ярмарочные развлечения – горы, качели, карусели.

4.

Балаганы, театры – что это такое?

5.

Театр-цирк.

6.

Народный герой Петрушка, театр Петрушки.

7.

Основные персонажи ярмарок – скоморохи, зазывалы и т.д.

8.

Торговцы на ярмарке – коробейники, мастеровые и прочие.

9.

Наряды персонажей. Русский народный костюм людей разных

10.

сословий.

11.

Потешная панорама или Раек.

12.

Поясная кукольная ширма.

13.

Музыканты на ярмарке. Шарманщик.

Эту работу мы строили по принципу: от простого к сложному, от

сегодняшнего дня – в глубину веков. Был собран, систематизирован и

апробирован дидактический, игровой и наглядный материал. Совместно с

родителями были изготовлены макеты балагана и шатра, шарманки,

прилавков, гор, качелей, каруселей, сделана потешная панорама, сшиты

поясная ширма и наряды персонажей ярмарки, перчаточные куклы –

Петрушка и скоморох Митрофанушка.

Занятия

проводились

в

различной

форме:

традиционное,

путешествие, игра, выставка, диалог, театрализованное представление. Их

местом проведения были то горница, устроенная в нашем детском саду, то

группа, то театральная гостиная, то музыкальный зал. Некоторые занятия

были объединены общей сюжетной линией, во всех были использованы

игровые

моменты,

сюрпризы.

Тетушка

Меланья

(воспитатель)

и

кукольный

герой

скоморох

Митрофанушка

во

время

чтения,

рассказывания,

беседы,

народного

диалога

знакомили

детей

с

новой

информацией,

используя

русский

фольклор,

народную

музыку,

необходимую наглядность, русские народные игры – подвижные забавы,

хороводы.

В результате этой деятельности у детей пополнился словарный запас,

расширился

кругозор,

возникла

потребность

в

новых

знаниях,

совершенствовались нравственные качества детей, они стали осознаннее

относиться к окружающему миру и к себе, у них появилось желание стать

лучше,

то

есть

были

созданы

все

условия

для

развития

ребенка

как

личности.

Второй этап приобщения детей к русской зрелищной культуре -

театрализованный. Систематизировав фольклорный материал, мы

определили оптимальное сочетание приемов и методов в процессе

театрализации. До экспериментальной деятельности мы вели в

дошкольном учреждении работу по развитию эмоциональной

отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной

деятельности, и у нас накопился большой опыт работы в этом

направлении. Была проведена большая предварительная работа с

родителями воспитанников: изготовлены декорации, реквизит,

ярмарочная атрибутика и так далее. Театрализованные игры были

включены ежедневно во все формы организации педагогического

процесса, учитывалась их содержательность, разнообразие. Мы

стремились к максимальной активности детей в их сотрудничестве друг с

другом и со взрослыми, использовали музыкальное сопровождение.

Театрализованная деятельность проходила в следующих формах:

1.

Разыгрывание народных диалогов.

2.

Инсценирование детского фольклора.

3.

Обучение приемам кукловождения.

4.

Пальчиковые игры.

5.

Упражнения из серии «Расскажи стихи руками»

6.

Игры – превращения (в животных, торговцев и т.д.).

7.

Режиссерские игры с персонажами ярмарки (перчаточные куклы,

настольные и различные самодельные театры).

8.

Русские народные игры – подвижные забавы, хороводы.

9.

Этюдная работа над ролями.

10.

Драматизации русских народных сказок.

11.

Постановка кукольного спектакля.

12.

Проведение

русских

народных

досугов

посиделок,

потешных

вечеров и т.д.

При

этом

мы

учитывали

индивидуальные

особенности

ребенка;

особенности

его

эмоционально-личностного

развития;

интересы,

склонности,

предпочтения

и

потребности;

любознательно сть,

исследовательский

интерес

и

творческие

способности;

возрастные

и

полоролевые особенности.

Результате работы дети стали более уверенными в себе, активными,

эмоционально отзывчивыми. Речь детей стала более выразительной, такие

психические процессы как память, внимание, восприятие, воображение

поднялись на более высокий уровень. Все это дало детям возможность

реализовать свой творческий потенциал в проведении большого русского

праздника

«Ярмарка-именинница».

Мы

предлагаем

вашему

вниманию

сценарий, который мы написали специально к этому народному гулянию.

«Ярмарка – именинница»

Сценарий

народного

праздничного

гуляния

для

детей

старшего

дошкольного возраста.

Цель праздника: углубить знания детей о традициях русского народа.

Задачи праздника:

закрепить и расширить знания детей об особенностях народных

праздников на примере ярмарки;

сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через

инсценирование, игру, речевое творчество, пение, движение и

музицирование на народных инструментах;

активизировать личностные качества детей;

вызвать у детей положительные эмоции: удовольствие, радость, - от

встречи с праздником.

Оснащение:

ТСО: музыкальный центр;

музыкальные инструменты (ложки, бубны, свистульки, рубели,

трещотка, шаркунки, коробочка и др.);

поясная ширма;

куклы-перчатки «Петрушка» и «Барбос»;

товары на лотках;

два хороводных колеса с лентами;

потешная панорама.

Действующие лица:

Взрослые:

Тетушка Меланья – ведущая

Кукольник

Медведь

Дети:

Скоморохи Фома и Ерема

Зазывалы Тюха и Матюха

Цыгане

торговцы

Описание: Зал оформлен в стиле русской народной ярмарки: по центру

декорации балагана. Справа и слева от балагана и двери – нарядные арки,

у стены и окон – торговые ряды. Все участники праздника, взрослые и

дети одеты в русские народные костюмы. Сидят гости.

В зал выходят тетушка Меланья и скоморохи.

Меланья: Здорово ребятки!

Фома: Здорово!

Ерема: Здорово!

Меланья: Откуда путь держите?

Фома и Ерема: Из города Ростова!

Меланья: Веселые, вижу, вы ребята!

Как живете-можете?

Фома: Живем – спешим, людей смешим…

Меланья: Вот это молодцы вы, скоморохи. А сами-то откуда будете?

Вместе: А мы – ватага с Воробьевых гор!

Меланья: А куда вы сейчас собрались?

Вместе: На ярмарку! Айда с нами, не пожалеете!

Меланья: А далеко ли у вас ярмарка?

Фома: Ярмарка?! Да вот она, глядите!

Ерема: Нынче наша ярмарка – именинница!

Выскакивают зазывалы

Тюха: Ярмарка! Ярмарка!

Огневая, яркая!

Плясовая, жаркая!

Глянешь налево – лавки с товаром!

Глянешь направо – веселье даром!

Солнце яркое встает, спеши на ярмарку, народ!

Матюха: Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

Все на ярмарке найдешь!

Без покупки не уйдешь!

Дети

с

русской

народной

песней

«Как

у

наших

у

ворот»,

приплясывая, входят в зал. В руках различные русские народные

музыкальные и шумовые инструменты, шары, флажки, свистульки.

Затем садятся на специальные места.

Песня «Как у наших у ворот»

1.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Ай, люли – у ворот,

Ай, люли – у ворот.

2.

Как на ярмарке с утра

Разыгралась детвора.

Ай, люли – да с утра,

Ай, люли – да с утра.

3.

Тут торговцы, да с товаром,

4.

Продают почти что даром.

Ай, люли – да с товаром,

Ай, люли – да с товаром.

5.

Будем петь здесь и плясать,

Будем мы гостей встречать.

Ай, люли – и плясать,

Ай, люли – и плясать.

6.

Как у наших у ворот

Ярмарка уж всех зовет.

Ай, люли – у ворот,

Ай, люли – у ворот.

Ансамбль

воспитателей

исполняет

русскую

народную

песню

«Субботея»

Меланья:

А народ: и мал, и стар, -

На базар, как на пожар!

С ближних, дальних деревень,

Все идут, кому не лень!

Дети инсценируют потешки

А та-ри-та-ри-та-ри!

Куплю Маше янтари!

А останутся деньги?

Куплю Маше серьги!

А останутся пятаки?

Куплю Маше сапоги!

А останутся грошики?

Куплю Маше ложки!

А останутся полушки?

Куплю Маше подушки!

А семечки? Сенечке!

А прянички? Танечке!

А орешки? Микешке!

А жамульки? Окульке!

А оладушки? Бабушке!

А старичку? Табачку!

А Ванюшке – дружку?

В рученьки – по пирожку!

Не плачь, не плач, -

Куплю калач.

Не плач, дорогой, -

Куплю другой.

Не плач, не кричи, -

Куплю тебе три!

Кто ты будешь?

Елизар.

Куда едешь?

На базар.

Что везешь?

Рожь.

Что возьмешь?

Грош.

Что купишь?

Блин.

С кем съешь?

Один.

Не ешь один, не ешь один.

Тили-тили, Макарьевна.

Тили-тили, Захарьевна.

Тили-тили, куда пошли?

Тили-тили, на рыночек.

Тили-тили, что купить?

Тили-тили, подарочек.

Тили-тили, кого дарить?

Тили-тили, кухарочек.

Вот пойду я на базар,

Прикуплю домой товар:

Родной матушке – платок,

По середочке цветок,

Братьям – соколам –

По козлиным сапогам,

Сестрицам – лебедицам –

Да по новым рукавицам!

Уж ты, бабушка Арина!

Ты куда, куда ходила?

На базар ходила,

Себе ведерко купила. Что дала?

Рубль дала,

Коромысел – полтора.

Козлик на базар пошел,

Козлик косу нашел.

На что тебе коса?

Мураву-траву косить.

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через речку мост мостить.

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить.

Что дала?

Рубль дала,

Коромысел – полтора.

Козлик на базар пошел,

Козлик косу нашел.

На что тебе коса?

Мураву-траву косить.

На что траву косить?

Доброго коня кормить.

На что коня кормить?

Дубовый лес возить.

На что лес возить?

Через речку мост мостить.

На что мост мостить?

В гости к козоньке ходить.

Потешки закончились

Фома:

Ай, люли, люли, люли

Карусель видна вдали!

Ерема:

Идут кататься нянюшки,

И Ванюшки, и Танюшки!

Тюха:

Тятеньки и папеньки,

Вы куда шагаете?

Шли бы вы на карусель –

Место прозеваете!

Матюха:

Барыни-сударыни,

Шляпы трехэтажные,

Вас кататься не возьмем:

Вы уж очень важные.

Игра «Карусель»

Фома:

Мало мест на карусели:

Все хотели, да не сели.

Ерема:

Для таких гостей у нас

Грянет музыка сейчас!

Тюха:

Приглашаем всех к нам,

В музыкальный балаган!

Матюха:

Громче музыка играй

И гостей забавляй!

Играет

русско-народная

«Ах

вы,

сени,

мои

сени»,

на

ее

фоне

ансамбль мальчиков играет на ложках и бубнах.

Меланья:

А где же красны девицы?

Выходите из ворот,

Заводите хоровод!

Дети

поют,

а

девочки

разыгрывают

русскую

народную

песню

«Выходили красны девицы»

Фома:

Развеселый вышел пляс,

Здесь на празднике у нас.

Ерема:

Ты и дальше не скучай,

А гостей привечай.

Меланья:

А теперь, честной народ,

Мишка в гости к нам идет!

Обряд

«Вождение

медведя».

Цыгане

выводят

медведя,

бьют

в

бубны.

1 цыган:

Наш медведь не простой, а ученый.

Он в разных краях побывал,

Всяких людей повидал.

2 цыган:

Мы сейчас вам с охотой об этом расскажем

А Михайло Иваныч, как умеет, покажет.

Скоморохи

выбивают

дробь

на

барабане,

играют

на

шумовых

инструментах, медведь кружится, машет передними лапами, трясет

головой, ревет.

1 цыган:

Ну-тка, Мишенька Иваныч,

Родом знатный боярыч,

Ты ходи – расходись,

Добрым людям поклонись!

2 цыган:

Ходи, не спотыкайся,

Вперед подавайся,

Ходи на празднике нашем,

Гуляй – развлекайся!

1 цыган: Поклонись, Мишенька, простому народу, да покажи нам свою

науку, чему тебя хозяин обучал и каких людей на свете примечал.

2

цыган: Покажи

нам,

Мишенька,

ярославскую

кумушку

тетку

Акулину.

1 цыган: Как тетка Акулина толокно толкла, как тесто месила, как

блины пекла…

2 цыган:

Пекла, да не испекла!

Только руки обожгла!

Возле печки угорела –

Головушка заболела!

Мужик дает медведю большую миску, он возится с ней, роняет

на пол, ревет

1 цыган: Ай, да Мишенька, ай, да молодец! Теперь припомни, как

Ванька-меньшой

спать

не

хочет,

ревет

плачет.

Деда

с

бабой

не

слушает!

Медведь валится на спину, дрыгает лапами, ревет

2

цыган:

А

теперь

покажи

нам,

Мишенька,

как

красные

девицы,

боярыни – молодицы, белятся, румянятся, в зеркало любуются. Из под

ручки глазками стреляют, женихов побогаче выбирают

Медведь перед зеркалом, которое держит скоморох, передразнивает

красных девиц

1 цыган: А теперь я с Мишенькой бороться буду!

Цыган борется с медведем и побеждает его. Затем еще два ребенка

борятся с медведем по очереди и побеждают его.

Меланья: Хватит, ребята, угомонитесь. Пусть наш Мишенька отдыхает.

Ерема:

Мишенька, молодец!

Получи-ка леденец!

Угощает медведя

Фома: А нам негоже отдыхать!

Ерема: Будем игры играть!

Меланья:

Вот

шли

пошли

скоморошки,

принесли

нам

игры,

да

скоморошины.

Русская народная игра «Прянишна доска»

Фома: А у нас затей – сто разных мастей!

Тюха: У нас частушек – сто пудовых кадушек!

Ерема: У нас сказок – сто полных связок!

Матюха: У нас загадок – сто огородных грядок!

Фома: У нас шуток, как в стае уток!

Тюха: У нас небылиц – из всех стран и столиц!

Два

ребенка

рассказывают

небылицы,

Меланья

показывает

потешную панораму с иллюстрациями к небылицам

1: Посидите, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, старину скажу.

Старину скажу, да стародавнюю,

В старину было, да все медведь летал,

Да по поднебесью.

Он летит – летит, да хвостом вертит.

2: Послушайте, гости, побеседуйте.

Как и я, вам, гости, почудней скажу.

В старину было – на дубу свинья

Гнездышко свила, яиц снесла.

Яиц нанесла, да детей вывела –

Поросяточек полосатеньких,

Полосатеньких, да хорошеньких.

Они вверх глядят, желуди едят.

Они вниз глядят, полететь хотят.

1: Это еще что!?

2: Это не чудо? Я скажу!

1: Нет, я чудней скажу!

В спор вмешивается кукольник.

Кукольник: А я чудней покажу!

Разыгрывается шуточная сценка. Дети рассаживаются на ковер,

скоморохи садятся рядом.

Зазывалы вместе:

Представление начинается!

Сюда! Сюда! Все приглашаются!

Стой, прохожий, остановись!

На наше чудо подивись!

Звучит веселая музыка, кукольник закидывает поясную ширму над

головой. Над ширмой появляется Петрушка.

Петрушка: Доброе здоровье всем, здравствуйте! В сегодняшний день я

прибыл сюда, вас повеселить и посмешить, позабавить, с праздником

поздравить. Как поживаете нынче?

Дети: Хорошо!

Фома: Помаленечку.

Петрушка: А у меня горе случилось.

Ерема: Какое же?

Петрушка: Поехал в Москву на ярмарку, торговал камнем, ветром,

кирпичом и остался ни при чем…

Фома: А потом?

Петрушка:

Потом бегом домой воротился,

К самовару наклонился,

Да он от меня убежал.

Ерема: Да что же самовар-то – с ногами?

Петрушка: То есть самовар остался, а кипяток убежал.

Фома: Так и говорил бы, а еще что приключилось?

Петрушка: Собака моя заблудилась.

Ерема: А зачем тебе она?

Петрушка: Поиграться.

Фома: Подраться?

Петрушка: Да нет, поиграться. Но как же ее дозваться?! Помогите,

позовите!

Ерема: Как ее зовут?

Петрушка: Барбос – лохматый хвост.

Дети и скоморохи вместе: Барбос, Барбос, покажи свой хвост!

Появляется на ширме кукла-собака.

Петрушка: Как же с ним поиграться?

Фома: А ты позови его к себе.

Петрушка: Барбос! Барбос!

Барбос (зло): Гав-гав!

Петрушка: У какой, пошел прочь!

Ерема: А ты ласково зови.

Петрушка: Барбос, Барбосик, иди ко мне.

Барбос: Гав!

Подбегает и хватает Петрушку за руку

Петрушка: Барбос, рубашку порвешь!

Барбос хватает его за нос

Петрушка: Ой-ой! Барбос! Пропал мой нос!

Барбос убегает, а Петрушка трет свой нос и хнычет.

Фома: Не хнычь, станцуй лучше.

Петрушка: А музыка есть?

Ерема: Музыка-то есть!

Фома: Да что танцевать будешь?

Ерема: Польку? Вальс? Кадриль?

Петрушка: Играй «Барыню»!

Звучит русская плясовая «Барыня»

Петрушка пляшет и припевает:

Ай, да я! Ай, да я! Ай, да барыня моя!

Ай, да, да! Ай, да, да! Стал я весел, хоть куда!

С окончанием музыки кланяется.

Фома: Ты потрудился, теперь отдохни, на нас посмотри.

Петрушка:

Благодарю за веселье.

Да мне пора на успокоенье.

Прощается и исчезает, кукольник опускает ширму

Тюха: Внимание, внимание! Продолжается веселое гуляние!

Русская народная игра «Веселые музыканты»

Матюха: Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей!

Тюха: Идите ногами, смотрите глазами!

Матюха: Платите деньгами, берите руками!

Тюха: На этой ярмарке все, что хочешь купить можно!

Матюха: У каждого продавца прибаутки без конца!

Выходят

торговцы

с

лотками.

Звучит

русская

народная

песня

«Коробочка»

Блинник: Вот блины-блиночки, кушайте, сыночки! Кушайте, любимые

дочки!

Квасник: Кому квас?! Кому квас?! Холодный квас! Наш квас, только

для вас! И всем гостям в самый раз!

Продавец фруктов: Кому яблоки?! Кому груши?! Извольте для пробы

покушать!

Коробейник: У дядюшки Якова товары для всякого! Не товар, а сущий

клад! Забирай все нарасхват!

Клюковник:

Есть

клюковка

из

Мурова

от

дедушки

Бурова!

Есть

клюковка из Ростова от дедушки Толстова! Эка клюква, эка клюква,

удивительна и крупна!

Продавец орехов: Кому орехи?! Кому орехи?! Взрослым для богатства!

Детям для потехи!

Игрушечник: У нас игрушечки славные, занятные и забавные! Угодно

купить?! Могу уступить!

Пирожник: Пожалуйте, господа почтенные! Пироги у меня отменные!

Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!

Хлебник: Подходи, не зевай! Хлеба покупай! Каравай, калачи, пышки,

калачи, сайки горячи!

Меланья: Подходи, честной народ, ярмарка у ворот!

Все дети идут на ярмарку, торгуются, покупают товары.

Меланья: Кончилось гулянье! Идем теперь на отдыханье!

Фома: Развеселый вышел пляс, здесь, на празднике у нас!

Ерема:

Ты и дальше не скучай!

Приглашай-ка всех на чай!

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками!

Все уходят на чаепитие в группы



В раздел образования