Автор: Беденко Ирина Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОЙ ЗРЕЛИЩНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Беденко И. Г.
РАЗВИТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О
РУССКОЙ
ЗРЕЛИЩНОЙ
КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Автор статьи раскрывает, как в условиях дошкольного
образовательного учреждения можно формировать у детей представления
о русской культуре, патриотические и нравственные основы личности. В
статье
описаны
подходы,
этапы
работы
и
методические
приемы
ознакомления дошкольников с народной культурой через театральную
деятельность. Тематической основой выбран русский балаганный театр.
Представлен
сценарий
музыкально-фольклорного
праздника
для
детей
старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: русская зрелищная культура, балаганный театр,
театрализованная деятельность, этапы и формы работы с дошкольниками,
сценарий музыкально-фольклорного праздника по мотивам ярмарочных
гуляний.
В последнее время в нашей стране произошли коренные изменения в
обществе и стал заметен все нарастающий интерес к материальной и
духовной культуре России. Дошедший до нас мир народной культуры
впитал в себя систему ценностей и убеждений, выработанную временем,
донес устойчивые представления народа о любви, долге, нравственности,
чести,
патриотизме.
И
сегодня
мы
обязаны
сохранить
этот
опыт
и
мудрость, накопленные предыдущими поколениями.
Основываясь на этом, мы
начали заниматься экспериментальной
деятельностью по теме «Комплексное использование средств народной
педагогики
в
процессе
освоения
дошкольниками
смыслового
поля
народной культуры». В своей работе мы ориентировались на сущностное
ядро
духовной
культуры
человечества:
миф,
сказку,
устное
народное
творчество,
систему
традиционного
народного
бытия,
народное
искусство,
народное
миропонимание,
систему
знаний
о
природе,
народную педагогику. В нашем детском саду обращение воспитателей к
народным истокам и фольклорному искусству уже стало традицией. В
сетке занятий отведено специальное время для организации совместной
деятельности с детьми по данной теме . Русский фольклор, как источник
чистых,
незамутненных
образов,
доступных
пониманию
детей,
помог
пробудить
их
интерес
к
народным
обычаям,
традициям,
культуре,
к
истории родного края.
Одной
из
задач
эксперимента
стало
формирование
у
старших
дошкольников
представлений
о
балаганном
театре.
Но
что
такое
балаганный
театр?
Откуда
он
пришел?
Как
развивался?
Какова
его
ценность? Во всем этом нам только предстояло разобраться и определить
систему работы с детьми.
В русской народной пословице говорится: «Век живи – век учись», и
мы
занялись
самообразованием.
Изучая
литературу,
мы
с
интересом
узнали,
что
балаганный
театр
«родила»
русская
зрелищная
культура,
которая
занимала
в
жизни
народа
заметное
место.
Что
в
народных
ярмарочных
и
городских
гуляниях
и
увеселениях
находили
свое
отражение вкусы и интересы соответствующего времени, закладывались
основы будущего профессионального театра, эстрады и цирка; проявлялся
и утверждался характер русского человека.
Ознакомление дошкольников с русской зрелищной культурой проходило
в два этапа. Первый этап работы - историко-познавательный. В течение
года мы знакомили детей с такими темами:
1.
Что такое ярмарка?
2.
Самая большая в России Нижегородская ярмарка.
3.
Ярмарочные развлечения – горы, качели, карусели.
4.
Балаганы, театры – что это такое?
5.
Театр-цирк.
6.
Народный герой Петрушка, театр Петрушки.
7.
Основные персонажи ярмарок – скоморохи, зазывалы и т.д.
8.
Торговцы на ярмарке – коробейники, мастеровые и прочие.
9.
Наряды персонажей. Русский народный костюм людей разных
10.
сословий.
11.
Потешная панорама или Раек.
12.
Поясная кукольная ширма.
13.
Музыканты на ярмарке. Шарманщик.
Эту работу мы строили по принципу: от простого к сложному, от
сегодняшнего дня – в глубину веков. Был собран, систематизирован и
апробирован дидактический, игровой и наглядный материал. Совместно с
родителями были изготовлены макеты балагана и шатра, шарманки,
прилавков, гор, качелей, каруселей, сделана потешная панорама, сшиты
поясная ширма и наряды персонажей ярмарки, перчаточные куклы –
Петрушка и скоморох Митрофанушка.
Занятия
проводились
в
различной
форме:
традиционное,
путешествие, игра, выставка, диалог, театрализованное представление. Их
местом проведения были то горница, устроенная в нашем детском саду, то
группа, то театральная гостиная, то музыкальный зал. Некоторые занятия
были объединены общей сюжетной линией, во всех были использованы
игровые
моменты,
сюрпризы.
Тетушка
Меланья
(воспитатель)
и
кукольный
герой
–
скоморох
Митрофанушка
во
время
чтения,
рассказывания,
беседы,
народного
диалога
знакомили
детей
с
новой
информацией,
используя
русский
фольклор,
народную
музыку,
необходимую наглядность, русские народные игры – подвижные забавы,
хороводы.
В результате этой деятельности у детей пополнился словарный запас,
расширился
кругозор,
возникла
потребность
в
новых
знаниях,
совершенствовались нравственные качества детей, они стали осознаннее
относиться к окружающему миру и к себе, у них появилось желание стать
лучше,
то
есть
были
созданы
все
условия
для
развития
ребенка
как
личности.
Второй этап приобщения детей к русской зрелищной культуре -
театрализованный. Систематизировав фольклорный материал, мы
определили оптимальное сочетание приемов и методов в процессе
театрализации. До экспериментальной деятельности мы вели в
дошкольном учреждении работу по развитию эмоциональной
отзывчивости и творческих способностей детей в процессе театральной
деятельности, и у нас накопился большой опыт работы в этом
направлении. Была проведена большая предварительная работа с
родителями воспитанников: изготовлены декорации, реквизит,
ярмарочная атрибутика и так далее. Театрализованные игры были
включены ежедневно во все формы организации педагогического
процесса, учитывалась их содержательность, разнообразие. Мы
стремились к максимальной активности детей в их сотрудничестве друг с
другом и со взрослыми, использовали музыкальное сопровождение.
Театрализованная деятельность проходила в следующих формах:
1.
Разыгрывание народных диалогов.
2.
Инсценирование детского фольклора.
3.
Обучение приемам кукловождения.
4.
Пальчиковые игры.
5.
Упражнения из серии «Расскажи стихи руками»
6.
Игры – превращения (в животных, торговцев и т.д.).
7.
Режиссерские игры с персонажами ярмарки (перчаточные куклы,
настольные и различные самодельные театры).
8.
Русские народные игры – подвижные забавы, хороводы.
9.
Этюдная работа над ролями.
10.
Драматизации русских народных сказок.
11.
Постановка кукольного спектакля.
12.
Проведение
русских
народных
досугов
–
посиделок,
потешных
вечеров и т.д.
При
этом
мы
учитывали
индивидуальные
особенности
ребенка;
особенности
его
эмоционально-личностного
развития;
интересы,
склонности,
предпочтения
и
потребности;
любознательно сть,
исследовательский
интерес
и
творческие
способности;
возрастные
и
полоролевые особенности.
Результате работы дети стали более уверенными в себе, активными,
эмоционально отзывчивыми. Речь детей стала более выразительной, такие
психические процессы как память, внимание, восприятие, воображение
поднялись на более высокий уровень. Все это дало детям возможность
реализовать свой творческий потенциал в проведении большого русского
праздника
«Ярмарка-именинница».
Мы
предлагаем
вашему
вниманию
сценарий, который мы написали специально к этому народному гулянию.
«Ярмарка – именинница»
Сценарий
народного
праздничного
гуляния
для
детей
старшего
дошкольного возраста.
Цель праздника: углубить знания детей о традициях русского народа.
Задачи праздника:
закрепить и расширить знания детей об особенностях народных
праздников на примере ярмарки;
сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через
инсценирование, игру, речевое творчество, пение, движение и
музицирование на народных инструментах;
активизировать личностные качества детей;
вызвать у детей положительные эмоции: удовольствие, радость, - от
встречи с праздником.
Оснащение:
ТСО: музыкальный центр;
музыкальные инструменты (ложки, бубны, свистульки, рубели,
трещотка, шаркунки, коробочка и др.);
поясная ширма;
куклы-перчатки «Петрушка» и «Барбос»;
товары на лотках;
два хороводных колеса с лентами;
потешная панорама.
Действующие лица:
Взрослые:
Тетушка Меланья – ведущая
Кукольник
Медведь
Дети:
Скоморохи Фома и Ерема
Зазывалы Тюха и Матюха
Цыгане
торговцы
Описание: Зал оформлен в стиле русской народной ярмарки: по центру
декорации балагана. Справа и слева от балагана и двери – нарядные арки,
у стены и окон – торговые ряды. Все участники праздника, взрослые и
дети одеты в русские народные костюмы. Сидят гости.
В зал выходят тетушка Меланья и скоморохи.
Меланья: Здорово ребятки!
Фома: Здорово!
Ерема: Здорово!
Меланья: Откуда путь держите?
Фома и Ерема: Из города Ростова!
Меланья: Веселые, вижу, вы ребята!
Как живете-можете?
Фома: Живем – спешим, людей смешим…
Меланья: Вот это молодцы вы, скоморохи. А сами-то откуда будете?
Вместе: А мы – ватага с Воробьевых гор!
Меланья: А куда вы сейчас собрались?
Вместе: На ярмарку! Айда с нами, не пожалеете!
Меланья: А далеко ли у вас ярмарка?
Фома: Ярмарка?! Да вот она, глядите!
Ерема: Нынче наша ярмарка – именинница!
Выскакивают зазывалы
Тюха: Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая!
Плясовая, жаркая!
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!
Солнце яркое встает, спеши на ярмарку, народ!
Матюха: Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!
Все на ярмарке найдешь!
Без покупки не уйдешь!
Дети
с
русской
народной
песней
«Как
у
наших
у
ворот»,
приплясывая, входят в зал. В руках различные русские народные
музыкальные и шумовые инструменты, шары, флажки, свистульки.
Затем садятся на специальные места.
Песня «Как у наших у ворот»
1.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Ай, люли – у ворот,
Ай, люли – у ворот.
2.
Как на ярмарке с утра
Разыгралась детвора.
Ай, люли – да с утра,
Ай, люли – да с утра.
3.
Тут торговцы, да с товаром,
4.
Продают почти что даром.
Ай, люли – да с товаром,
Ай, люли – да с товаром.
5.
Будем петь здесь и плясать,
Будем мы гостей встречать.
Ай, люли – и плясать,
Ай, люли – и плясать.
6.
Как у наших у ворот
Ярмарка уж всех зовет.
Ай, люли – у ворот,
Ай, люли – у ворот.
Ансамбль
воспитателей
исполняет
русскую
народную
песню
«Субботея»
Меланья:
А народ: и мал, и стар, -
На базар, как на пожар!
С ближних, дальних деревень,
Все идут, кому не лень!
Дети инсценируют потешки
А та-ри-та-ри-та-ри!
Куплю Маше янтари!
А останутся деньги?
Куплю Маше серьги!
А останутся пятаки?
Куплю Маше сапоги!
А останутся грошики?
Куплю Маше ложки!
А останутся полушки?
Куплю Маше подушки!
А семечки? Сенечке!
А прянички? Танечке!
А орешки? Микешке!
А жамульки? Окульке!
А оладушки? Бабушке!
А старичку? Табачку!
А Ванюшке – дружку?
В рученьки – по пирожку!
Не плачь, не плач, -
Куплю калач.
Не плач, дорогой, -
Куплю другой.
Не плач, не кричи, -
Куплю тебе три!
Кто ты будешь?
Елизар.
Куда едешь?
На базар.
Что везешь?
Рожь.
Что возьмешь?
Грош.
Что купишь?
Блин.
С кем съешь?
Один.
Не ешь один, не ешь один.
Тили-тили, Макарьевна.
Тили-тили, Захарьевна.
Тили-тили, куда пошли?
Тили-тили, на рыночек.
Тили-тили, что купить?
Тили-тили, подарочек.
Тили-тили, кого дарить?
Тили-тили, кухарочек.
Вот пойду я на базар,
Прикуплю домой товар:
Родной матушке – платок,
По середочке цветок,
Братьям – соколам –
По козлиным сапогам,
Сестрицам – лебедицам –
Да по новым рукавицам!
Уж ты, бабушка Арина!
Ты куда, куда ходила?
На базар ходила,
Себе ведерко купила. Что дала?
Рубль дала,
Коромысел – полтора.
Козлик на базар пошел,
Козлик косу нашел.
На что тебе коса?
Мураву-траву косить.
На что траву косить?
Доброго коня кормить.
На что коня кормить?
Дубовый лес возить.
На что лес возить?
Через речку мост мостить.
На что мост мостить?
В гости к козоньке ходить.
Что дала?
Рубль дала,
Коромысел – полтора.
Козлик на базар пошел,
Козлик косу нашел.
На что тебе коса?
Мураву-траву косить.
На что траву косить?
Доброго коня кормить.
На что коня кормить?
Дубовый лес возить.
На что лес возить?
Через речку мост мостить.
На что мост мостить?
В гости к козоньке ходить.
Потешки закончились
Фома:
Ай, люли, люли, люли
Карусель видна вдали!
Ерема:
Идут кататься нянюшки,
И Ванюшки, и Танюшки!
Тюха:
Тятеньки и папеньки,
Вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель –
Место прозеваете!
Матюха:
Барыни-сударыни,
Шляпы трехэтажные,
Вас кататься не возьмем:
Вы уж очень важные.
Игра «Карусель»
Фома:
Мало мест на карусели:
Все хотели, да не сели.
Ерема:
Для таких гостей у нас
Грянет музыка сейчас!
Тюха:
Приглашаем всех к нам,
В музыкальный балаган!
Матюха:
Громче музыка играй
И гостей забавляй!
Играет
русско-народная
«Ах
вы,
сени,
мои
сени»,
на
ее
фоне
ансамбль мальчиков играет на ложках и бубнах.
Меланья:
А где же красны девицы?
Выходите из ворот,
Заводите хоровод!
Дети
поют,
а
девочки
разыгрывают
русскую
народную
песню
«Выходили красны девицы»
Фома:
Развеселый вышел пляс,
Здесь на празднике у нас.
Ерема:
Ты и дальше не скучай,
А гостей привечай.
Меланья:
А теперь, честной народ,
Мишка в гости к нам идет!
Обряд
«Вождение
медведя».
Цыгане
выводят
медведя,
бьют
в
бубны.
1 цыган:
Наш медведь не простой, а ученый.
Он в разных краях побывал,
Всяких людей повидал.
2 цыган:
Мы сейчас вам с охотой об этом расскажем
А Михайло Иваныч, как умеет, покажет.
Скоморохи
выбивают
дробь
на
барабане,
играют
на
шумовых
инструментах, медведь кружится, машет передними лапами, трясет
головой, ревет.
1 цыган:
Ну-тка, Мишенька Иваныч,
Родом знатный боярыч,
Ты ходи – расходись,
Добрым людям поклонись!
2 цыган:
Ходи, не спотыкайся,
Вперед подавайся,
Ходи на празднике нашем,
Гуляй – развлекайся!
1 цыган: Поклонись, Мишенька, простому народу, да покажи нам свою
науку, чему тебя хозяин обучал и каких людей на свете примечал.
2
цыган: Покажи
нам,
Мишенька,
ярославскую
кумушку
–
тетку
Акулину.
1 цыган: Как тетка Акулина толокно толкла, как тесто месила, как
блины пекла…
2 цыган:
Пекла, да не испекла!
Только руки обожгла!
Возле печки угорела –
Головушка заболела!
Мужик дает медведю большую миску, он возится с ней, роняет
на пол, ревет
1 цыган: Ай, да Мишенька, ай, да молодец! Теперь припомни, как
Ванька-меньшой
спать
не
хочет,
ревет
–
плачет.
Деда
с
бабой
не
слушает!
Медведь валится на спину, дрыгает лапами, ревет
2
цыган:
А
теперь
покажи
нам,
Мишенька,
как
красные
девицы,
боярыни – молодицы, белятся, румянятся, в зеркало любуются. Из под
ручки глазками стреляют, женихов побогаче выбирают
Медведь перед зеркалом, которое держит скоморох, передразнивает
красных девиц
1 цыган: А теперь я с Мишенькой бороться буду!
Цыган борется с медведем и побеждает его. Затем еще два ребенка
борятся с медведем по очереди и побеждают его.
Меланья: Хватит, ребята, угомонитесь. Пусть наш Мишенька отдыхает.
Ерема:
Мишенька, молодец!
Получи-ка леденец!
Угощает медведя
Фома: А нам негоже отдыхать!
Ерема: Будем игры играть!
Меланья:
Вот
шли
–
пошли
скоморошки,
принесли
нам
игры,
да
скоморошины.
Русская народная игра «Прянишна доска»
Фома: А у нас затей – сто разных мастей!
Тюха: У нас частушек – сто пудовых кадушек!
Ерема: У нас сказок – сто полных связок!
Матюха: У нас загадок – сто огородных грядок!
Фома: У нас шуток, как в стае уток!
Тюха: У нас небылиц – из всех стран и столиц!
Два
ребенка
рассказывают
небылицы,
Меланья
показывает
потешную панораму с иллюстрациями к небылицам
1: Посидите, гости, побеседуйте.
Как и я, вам, гости, старину скажу.
Старину скажу, да стародавнюю,
В старину было, да все медведь летал,
Да по поднебесью.
Он летит – летит, да хвостом вертит.
2: Послушайте, гости, побеседуйте.
Как и я, вам, гости, почудней скажу.
В старину было – на дубу свинья
Гнездышко свила, яиц снесла.
Яиц нанесла, да детей вывела –
Поросяточек полосатеньких,
Полосатеньких, да хорошеньких.
Они вверх глядят, желуди едят.
Они вниз глядят, полететь хотят.
1: Это еще что!?
2: Это не чудо? Я скажу!
1: Нет, я чудней скажу!
В спор вмешивается кукольник.
Кукольник: А я чудней покажу!
Разыгрывается шуточная сценка. Дети рассаживаются на ковер,
скоморохи садятся рядом.
Зазывалы вместе:
Представление начинается!
Сюда! Сюда! Все приглашаются!
Стой, прохожий, остановись!
На наше чудо подивись!
Звучит веселая музыка, кукольник закидывает поясную ширму над
головой. Над ширмой появляется Петрушка.
Петрушка: Доброе здоровье всем, здравствуйте! В сегодняшний день я
прибыл сюда, вас повеселить и посмешить, позабавить, с праздником
поздравить. Как поживаете нынче?
Дети: Хорошо!
Фома: Помаленечку.
Петрушка: А у меня горе случилось.
Ерема: Какое же?
Петрушка: Поехал в Москву на ярмарку, торговал камнем, ветром,
кирпичом и остался ни при чем…
Фома: А потом?
Петрушка:
Потом бегом домой воротился,
К самовару наклонился,
Да он от меня убежал.
Ерема: Да что же самовар-то – с ногами?
Петрушка: То есть самовар остался, а кипяток убежал.
Фома: Так и говорил бы, а еще что приключилось?
Петрушка: Собака моя заблудилась.
Ерема: А зачем тебе она?
Петрушка: Поиграться.
Фома: Подраться?
Петрушка: Да нет, поиграться. Но как же ее дозваться?! Помогите,
позовите!
Ерема: Как ее зовут?
Петрушка: Барбос – лохматый хвост.
Дети и скоморохи вместе: Барбос, Барбос, покажи свой хвост!
Появляется на ширме кукла-собака.
Петрушка: Как же с ним поиграться?
Фома: А ты позови его к себе.
Петрушка: Барбос! Барбос!
Барбос (зло): Гав-гав!
Петрушка: У какой, пошел прочь!
Ерема: А ты ласково зови.
Петрушка: Барбос, Барбосик, иди ко мне.
Барбос: Гав!
Подбегает и хватает Петрушку за руку
Петрушка: Барбос, рубашку порвешь!
Барбос хватает его за нос
Петрушка: Ой-ой! Барбос! Пропал мой нос!
Барбос убегает, а Петрушка трет свой нос и хнычет.
Фома: Не хнычь, станцуй лучше.
Петрушка: А музыка есть?
Ерема: Музыка-то есть!
Фома: Да что танцевать будешь?
Ерема: Польку? Вальс? Кадриль?
Петрушка: Играй «Барыню»!
Звучит русская плясовая «Барыня»
Петрушка пляшет и припевает:
Ай, да я! Ай, да я! Ай, да барыня моя!
Ай, да, да! Ай, да, да! Стал я весел, хоть куда!
С окончанием музыки кланяется.
Фома: Ты потрудился, теперь отдохни, на нас посмотри.
Петрушка:
Благодарю за веселье.
Да мне пора на успокоенье.
Прощается и исчезает, кукольник опускает ширму
Тюха: Внимание, внимание! Продолжается веселое гуляние!
Русская народная игра «Веселые музыканты»
Матюха: Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей!
Тюха: Идите ногами, смотрите глазами!
Матюха: Платите деньгами, берите руками!
Тюха: На этой ярмарке все, что хочешь купить можно!
Матюха: У каждого продавца прибаутки без конца!
Выходят
торговцы
с
лотками.
Звучит
русская
народная
песня
«Коробочка»
Блинник: Вот блины-блиночки, кушайте, сыночки! Кушайте, любимые
дочки!
Квасник: Кому квас?! Кому квас?! Холодный квас! Наш квас, только
для вас! И всем гостям в самый раз!
Продавец фруктов: Кому яблоки?! Кому груши?! Извольте для пробы
покушать!
Коробейник: У дядюшки Якова товары для всякого! Не товар, а сущий
клад! Забирай все нарасхват!
Клюковник:
Есть
клюковка
из
Мурова
от
дедушки
Бурова!
Есть
клюковка из Ростова от дедушки Толстова! Эка клюква, эка клюква,
удивительна и крупна!
Продавец орехов: Кому орехи?! Кому орехи?! Взрослым для богатства!
Детям для потехи!
Игрушечник: У нас игрушечки славные, занятные и забавные! Угодно
купить?! Могу уступить!
Пирожник: Пожалуйте, господа почтенные! Пироги у меня отменные!
Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!
Хлебник: Подходи, не зевай! Хлеба покупай! Каравай, калачи, пышки,
калачи, сайки горячи!
Меланья: Подходи, честной народ, ярмарка у ворот!
Все дети идут на ярмарку, торгуются, покупают товары.
Меланья: Кончилось гулянье! Идем теперь на отдыханье!
Фома: Развеселый вышел пляс, здесь, на празднике у нас!
Ерема:
Ты и дальше не скучай!
Приглашай-ка всех на чай!
С пряниками, сушками,
Пышными ватрушками!
Все уходят на чаепитие в группы