Автор: Жукова Наталья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4" г. Перми
Населённый пункт: Г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Краткосрочный курс по выбору "Шумовые музыкальные инструменты своими руками"
Раздел: среднее образование
Краткосрочный курс по выбору
«Шумовые музыкальные инструменты
своими руками»
Автор: Жукова Наталья Борисовна,
учитель музыки МАОУ «Лицей № 4»
г. Пермь.
Пояснительная записка.
Игра на музыкальных инструментах – самый эффективный путь к развитию музыкальной
самостоятельности обучающихся, т. к. это практическая деятельность, а не созерцательная.
Совместное музицирование решает многие психологические задачи и проблемы общения.
Застенчивый
подросток
станет
участником
общего
дела,
неуравновешенный,
гиперактивный
подчинится единому, строгому замыслу, одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии.
Становится ощутимой ценность каждого в общем деле. В процессе коллективного музицирования
формируется эмоциональная сфера подростка, его душевное здоровье.
Элементарное музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с
музыкой – опыта движения, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения
и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности,
опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Игра на музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных
способностей обучающихся, формированию у них художественного вкуса, активизации развития
музыкальных возможностей.
Исследование различных качеств звучания шумовых музыкальных инструментов (деревянный,
глухой, звонкий и т.д.) способствует творческой фантазии в изготовлении обучающимися шумовых
инструментов из различных материалов.
Цель курса:
изготовление шумового музыкального инструмента
Задачи курса:
провести аналитический обзор литературы по теме;
проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента;
изготовить шумовые инструменты;
научить одноклассников изготовлению этих инструментов;
создать шумовой ансамбль;
развивать творческие способности, коммуникативные навыки и умения, необходимые
для работы в группе;
развивать основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание,
наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма).
Образовательная программа Инновационной образовательной практики (ИнОП) по направлению
«Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование,
учебное проектирование»
Автор: Жукова Наталья Борисовна, учитель музыки МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.
Форма: Краткосрочный курс по выбору «Шумовые музыкальные инструменты своими руками».
Категория учащихся: обучающиеся 5 класса.
Объем часов: 8 часов. Из них аудиторная работа – 2 часа, самостоятельная работа учащихся –3
часа, обсуждение моделей (защита) – 3 часа.
Время проведения: 2016– 2017 учебный год (IV четверть).
Место реализации: МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.
Ожидаемый результат:
Результат
УУД
Критерии и показатели результативности
программы
Самостоятельно
изготавливать
простейшие
шумовые
музыкальные
инструменты из
различных
материалов.
Сравнение
Анализ
Обобщение
Работа с
разными
источниками
информации
1 уровень:
самостоятельное получение информации
об истории создания
музыкальных инструментов, их
строении, тембре звучания в «записи»;
2
уровень:
озвучивание
шумовыми
музыкальными
инструментами
темброво–
ритмических
стихов
и
сказок,
различная
интерпретация
этого
звучания,
мелодизация текстов;
3
уровень:
изготовление
простейших
шумовых
музыкальных
инструментов
из
всего,
что
они
(обучающиеся) могут найти и приспособить;
4 уровень:
использование шумовых инструментов для
самостоятельных аранжировок танцевальной музыки.
Объекты оценивания и критерии их оценки:
Объект оценивания – модель шумовых инструментов, изготовленная из различных материалов.
Критерии оценки:
1.
Актуальность – 5б.
2.
Соответствие модели реальности – 5б.
3.
Реалистичность практического применения – 5б.
4.
Наглядность представления, в том числе на основе использования ИКТ – 15.
Описание замысла программы
Моделирование в обучении является главным средством развития личности. Моделирование как
учебное действие выполняет следующие функции:
1.
Познавательная – как средство приобретения новых знаний и умений;
2.
Эвристическая – как способ решения проблемных ситуаций;
3.
Иллюстративная
–
как
наглядное
средство
выделения
и
фиксации
объектов,
понятий,
фактов, явлений;
4.
Систематизирующая – как средство упорядочивания системы знаний и умений;
5.
Развивающая – как средство формирования интеллекта и творческих способностей;
6.
Эстетическая – как средство воспитания культуры личности.
Ценность модели как в обучении, так и в познании заключается в ее универсальности – одна и та
же модель может описывать совершенно различные объекты и явления.
Содержание программы
№ Название раздела
Часы
Способы
деятельности
педагога и учащихся
Объект оценивания
1.
Что мы знаем и чего не
знаем о шумовых
музыкальных
инструментах.
2 ч
установочная лекция
Уровень теоретической
подготовленности учащегося к
самообразованию и
моделированию
2.
Изучение свойств
шумовых музыкальных
инструментов. Создание
инструмента.
3 ч
п о и с к
м а т е р и а л о в ,
изготовление
модели
инструмента
Степень самостоятельности
обучающегося при поиске
материалов и изготовлении
модели
3
О б с у ж д е н и е
м о д е л е й
(защита)
3 ч
Представление
модели;
мини – концерт
Модель шумового
музыкального инструмента
Материалы для реализации программы:
Ресурсное обеспечение программы:
домашний ПК учащихся, компьютерный класс с высокоскоростным доступом в Интернет, диски с
записями.
Литература для учителя
1.
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., Советский
композитор, 1975.
2.
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1989.
3.
Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
4.
Кружков Г. Все наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). М., Просвещение, 1992.
5.
Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.
6.
Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование. Материалы семинара № 1, М., 2003.
7.
Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.
Литература для учащихся
1.
Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.
2.
Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.
3.
Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.
4.
Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.
5.
Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.
6.
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993.
7.
Покровский Б. Сотворение оперного театра. – М.:Детская литература,1981.
8.
Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.
9.
Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.