Напоминание

Краткосрочный курс по выбору "Шумовые музыкальные инструменты своими руками"


Автор: Жукова Наталья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4" г. Перми
Населённый пункт: Г. Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Краткосрочный курс по выбору "Шумовые музыкальные инструменты своими руками"
Раздел: среднее образование





Назад




Краткосрочный курс по выбору

«Шумовые музыкальные инструменты

своими руками»

Автор: Жукова Наталья Борисовна,

учитель музыки МАОУ «Лицей № 4»

г. Пермь.

Пояснительная записка.

Игра на музыкальных инструментах – самый эффективный путь к развитию музыкальной

самостоятельности обучающихся, т. к. это практическая деятельность, а не созерцательная.

Совместное музицирование решает многие психологические задачи и проблемы общения.

Застенчивый

подросток

станет

участником

общего

дела,

неуравновешенный,

гиперактивный

подчинится единому, строгому замыслу, одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии.

Становится ощутимой ценность каждого в общем деле. В процессе коллективного музицирования

формируется эмоциональная сфера подростка, его душевное здоровье.

Элементарное музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с

музыкой – опыта движения, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения

и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности,

опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Игра на музыкальных инструментах способствует проявлению и развитию музыкальных

способностей обучающихся, формированию у них художественного вкуса, активизации развития

музыкальных возможностей.

Исследование различных качеств звучания шумовых музыкальных инструментов (деревянный,

глухой, звонкий и т.д.) способствует творческой фантазии в изготовлении обучающимися шумовых

инструментов из различных материалов.

Цель курса:

изготовление шумового музыкального инструмента

Задачи курса:

провести аналитический обзор литературы по теме;

проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента;

изготовить шумовые инструменты;

научить одноклассников изготовлению этих инструментов;

создать шумовой ансамбль;

развивать творческие способности, коммуникативные навыки и умения, необходимые

для работы в группе;

развивать основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание,

наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма).

Образовательная программа Инновационной образовательной практики (ИнОП) по направлению

«Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование,

учебное проектирование»

Автор: Жукова Наталья Борисовна, учитель музыки МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.

Форма: Краткосрочный курс по выбору «Шумовые музыкальные инструменты своими руками».

Категория учащихся: обучающиеся 5 класса.

Объем часов: 8 часов. Из них аудиторная работа – 2 часа, самостоятельная работа учащихся –3

часа, обсуждение моделей (защита) – 3 часа.

Время проведения: 2016– 2017 учебный год (IV четверть).

Место реализации: МАОУ «Лицей № 4» г. Пермь.

Ожидаемый результат:

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности

программы

Самостоятельно

изготавливать

простейшие

шумовые

музыкальные

инструменты из

различных

материалов.

Сравнение

Анализ

Обобщение

Работа с

разными

источниками

информации

1 уровень:

самостоятельное получение информации

об истории создания

музыкальных инструментов, их

строении, тембре звучания в «записи»;

2

уровень:

озвучивание

шумовыми

музыкальными

инструментами

темброво–

ритмических

стихов

и

сказок,

различная

интерпретация

этого

звучания,

мелодизация текстов;

3

уровень:

изготовление

простейших

шумовых

музыкальных

инструментов

из

всего,

что

они

(обучающиеся) могут найти и приспособить;

4 уровень:

использование шумовых инструментов для

самостоятельных аранжировок танцевальной музыки.

Объекты оценивания и критерии их оценки:

Объект оценивания – модель шумовых инструментов, изготовленная из различных материалов.

Критерии оценки:

1.

Актуальность – 5б.

2.

Соответствие модели реальности – 5б.

3.

Реалистичность практического применения – 5б.

4.

Наглядность представления, в том числе на основе использования ИКТ – 15.

Описание замысла программы

Моделирование в обучении является главным средством развития личности. Моделирование как

учебное действие выполняет следующие функции:

1.

Познавательная – как средство приобретения новых знаний и умений;

2.

Эвристическая – как способ решения проблемных ситуаций;

3.

Иллюстративная

как

наглядное

средство

выделения

и

фиксации

объектов,

понятий,

фактов, явлений;

4.

Систематизирующая – как средство упорядочивания системы знаний и умений;

5.

Развивающая – как средство формирования интеллекта и творческих способностей;

6.

Эстетическая – как средство воспитания культуры личности.

Ценность модели как в обучении, так и в познании заключается в ее универсальности – одна и та

же модель может описывать совершенно различные объекты и явления.

Содержание программы

№ Название раздела

Часы

Способы

деятельности

педагога и учащихся

Объект оценивания

1.

Что мы знаем и чего не

знаем о шумовых

музыкальных

инструментах.

2 ч

установочная лекция

Уровень теоретической

подготовленности учащегося к

самообразованию и

моделированию

2.

Изучение свойств

шумовых музыкальных

инструментов. Создание

инструмента.

3 ч

п о и с к

м а т е р и а л о в ,

изготовление

модели

инструмента

Степень самостоятельности

обучающегося при поиске

материалов и изготовлении

модели

3

О б с у ж д е н и е

м о д е л е й

(защита)

3 ч

Представление

модели;

мини – концерт

Модель шумового

музыкального инструмента

Материалы для реализации программы:

Ресурсное обеспечение программы:

домашний ПК учащихся, компьютерный класс с высокоскоростным доступом в Интернет, диски с

записями.

Литература для учителя

1.

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., Советский

композитор, 1975.

2.

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., Просвещение, 1989.

3.

Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.

4.

Кружков Г. Все наоборот (небылицы и нелепицы в стихах). М., Просвещение, 1992.

5.

Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.

6.

Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование. Материалы семинара № 1, М., 2003.

7.

Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.

Литература для учащихся

1.

Гофман М. Р. Музыка – друг на всю жизнь. М., Музыка, 1999.

2.

Левашова Г. Поговорим о музыке. Л., Музыка 1965.

3.

Чукаш И. Дудочка и барабан. М., Детская литература, 1983.

4.

Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.

5.

Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.

6.

Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993.

7.

Покровский Б. Сотворение оперного театра. – М.:Детская литература,1981.

8.

Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.

9.

Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.



В раздел образования