Напоминание

"Детское самоуправление: его место, роль и возможности в современной школе."


Автор: Полякова Ирина Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 4
Населённый пункт: ст.Каневская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детское самоуправление: его место, роль и возможности в современной школе."
Раздел: среднее образование





Назад




Детское самоуправление:

его место, роль и возможности в современной школе.

И.П.Полякова

МБОУ СОШ№ 4 им.А.С.Пушкина, станица Каневская, Краснодарский край

В данной статье раскрывается тема детского самоуправления в школе, на примере Детской

школьной организации «Республика Дружных», которая существует уже 22 года в средней

общеобразовательной школе № 4 имени А.С. Пушкина станицы Каневской Краснодарского

края. В статье также раскрывается ее структура и задачи.

Из

больших

задач

стоящих

пред

взрослыми,

вытекают

не

менее

важные

и

значимые

исходные положения деятельности детских общественных организаций и объединений. Эти

положения определяют основные принципы и требования к методике и практике детского

движения в современных и социальных условиях.

Сегодня мы все стоим на перекрестке и жизненных дорог. Легче всего, конечно, выбрать

простой путь, влиться в общую массу и существовать без особых забот и обязанностей, не

усложняя себе жизнь размышлениями о судьбе России, о ее будущем, о том, какими нужно

растить и воспитывать ее граждан.

Но есть и другой путь, ведущий наверх, к высотам, с которых открывается огромный

горизонт – детский кругозор. Этот путь тяжелый, требующий много жертв, заставляющий без

конца трудиться и достигать огромных вершин. Еще А.С.Макаренко, отдавший много лет

педагогической деятельности, относил организацию детского самоуправления к категории

трудноразрешимых проблем. Но в нашей

Пушкинской школе во все времена детское

самоуправление

было

на

высоком

уровне,

под

четким

руководством

талантливых

и

замечательных педагогов, которые выпустили из своих стен не одно поколение ребят. А

сейчас в нашей школе, вот уже 22 года существует Детская школьная организация (далее

ДШО) «Республика Дружных», которая ведет ребят по этому пути. (Примечание №1)

ДШО «Республика Дружных» включает в себя четырнадцать отрядов с 5 по 11 класс.

Гражданин

«Республики

Дружных»

ученик

5-11

класса,

добровольно

вступивший

в

организацию. Решением отряда он может быть избран в одно из звеньев:

Звено

«Луч»,

в

котором

учащиеся

отвечают

за:

ведение

личных

дневников

учащихся;

проверку домашних заданий; помогают отстающим в учебе; оформляют открытый дневник

отряда.

Звено

«Мир»,

в

котором

учащиеся

отвечают

за:

организацию

и

проведение

отрядных

мероприятий;

выпуск

стенгазет;

оформление

классных

уголков;

работу

отряда

в

общешкольных КТД.

Звено «Труд, порядок, дисциплина», сокращенно «ТПД», в котором учащиеся отвечают за:

санитарное состояние классной комнаты; дежурство отряда по школе; ведение «Дневника

поведения» отряда.

Звено «Олимпиец», в котором учащиеся отвечают за: проведение спортивных игр; наличие

спортивной формы и одежды на уроках физкультуры; ведут учет учащихся в спортивных

секциях и клубах.

Уровень первичного коллектива «Республики Дружных» - отряд. Класс становится отрядом

на торжественной линейке, посвященной приему пятиклассников в ряды ДШО «Республика

Дружных». Они произносят торжественную клятву, получают памятку, вступающего в ряды

ДШО и пакет с заданием. Отряд заранее выбирает себе название, девиз и отрядную песню.

Деятельность

отряда

регулирует

и

контролирует Совет

отряда,

заседания

которого

проводятся 2 раза в месяц.

Комиссии (по направлениям) – которые носят такие же названия, что и звенья: «Луч»,

«Мир»,

«ТПД»,

«Олимпиец»,

ежегодно

созываются

из

отрядных

звеньев.

Из

их

числа

избираются руководители комиссий, к которым прикрепляется учитель-методист.

Уровень коллектива образовательного учреждения «Совет командиров», в состав которого

входят

все

командиры

отрядов

и

звеньевые.

Совет

командиров

планирует,

организует,

проводит и анализирует деятельность организации в целом. Принимает решение о приеме

новых отрядов в «Республику Дружных». Принимает к рассмотрению любые вопросы о

деятельности организации и ее членов. Заслушивает отчеты командиров и подводит итоги

общешкольных соревнований «Ученик года» и «Лучший отряд года».

Как и у любой другой организации у нас есть Устав ДШО, в соответствии с которым

составлена программа, которая определяет следующие задачи:

1. В сфере патриотического воспитания:

- Мы организуем и проводим военно-спортивные игры среди молодежи; разрабатываем и

осуществляем историко-краеведческие программы; оказываем содействие в деятельности

школьного и районного музеев; организуем встречи молодежи с ветеранами ВОВ, казаками,

курсантами

военных

училищ;

организуем

шефство

молодежи

над

ветеранами;

тесно

сотрудничаем с ОДН.

2. В сфере физического воспитания и формирования здорового образа жизни:

-Проводим массовые мероприятия. Семейные физкультурные праздники, традиционным у

нас в школе стало проведение соревнования «Безопасное колесо»; ведем учет посещаемости

спортивных

секций

и

клубов;

ведем

пропаганду

здорового

образа

жизни,

совместно

с

другими службами района.

3. В сфере трудового воспитания и профессиональной ориентации:

-Содействуем

получению

дополнительного

профессионального

образования;

организуем

различные

экскурсии

с

целью

профориентации;

создаем

условия

для

самозанятости,

поддерживаем

творческую

инициативу;

организуем

общественную

работу

в

трудовых

коллективах; создаем условия для трудовой занятости в период каникул.

4. В сфере художественного и эстетического воспитания:

-

Содействуем

сохранению

и

развитию

кубанской

культуры,

осуществляем

поддержку

молодым талантам; организуем конкурсы, фестивали одаренной молодежи.

5. В сфере формирования экологической культуры:

-

Повышаем

уровень

информированности

учащихся

по

проблемам

экологии;

вовлекаем

молодежь

в

практическую

деятельность

по

решению

экологических

проблем

в

районе,

ежегодно

участвуем

в

акции

«Экологический

десант»

в

рамках

краевой

молодежной

программы «Природе Кубани – заботу молодых».

Роль ДШО неоспорима, так как сейчас труднее всего в наше время воспитать патриота-

гражданина.

В

стране,

в

которой

в

течение

ста

лет

менялись

жизненные

ценности

и

ориентиры, в которой разные поколения воспитывались в совершенно разных условиях и

политических системах. Мне ясно одно, что в нашей Пушкинской школе у всех ребят из

«Республики Дружных» общие цели и задачи – это желание реализовать свои способности,

потребность в общении, общем деле на благо родного края и России. А в этом и заключается

вся деятельность самоуправления,

которая направлена на решение задач, стоящих перед

школой.

Приложение № 1.

Полякова Ирина Петровна, учитель английского языка, стаж работы 18 лет, Муниципальное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.С.

Пушкина станицы Каневской Каневского района Краснодарского края.



В раздел образования