Автор: Полякова Ирина Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 4
Населённый пункт: ст.Каневская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детское самоуправление: его место, роль и возможности в современной школе."
Раздел: среднее образование
Детское самоуправление:
его место, роль и возможности в современной школе.
И.П.Полякова
МБОУ СОШ№ 4 им.А.С.Пушкина, станица Каневская, Краснодарский край
В данной статье раскрывается тема детского самоуправления в школе, на примере Детской
школьной организации «Республика Дружных», которая существует уже 22 года в средней
общеобразовательной школе № 4 имени А.С. Пушкина станицы Каневской Краснодарского
края. В статье также раскрывается ее структура и задачи.
Из
больших
задач
стоящих
пред
взрослыми,
вытекают
не
менее
важные
и
значимые
исходные положения деятельности детских общественных организаций и объединений. Эти
положения определяют основные принципы и требования к методике и практике детского
движения в современных и социальных условиях.
Сегодня мы все стоим на перекрестке и жизненных дорог. Легче всего, конечно, выбрать
простой путь, влиться в общую массу и существовать без особых забот и обязанностей, не
усложняя себе жизнь размышлениями о судьбе России, о ее будущем, о том, какими нужно
растить и воспитывать ее граждан.
Но есть и другой путь, ведущий наверх, к высотам, с которых открывается огромный
горизонт – детский кругозор. Этот путь тяжелый, требующий много жертв, заставляющий без
конца трудиться и достигать огромных вершин. Еще А.С.Макаренко, отдавший много лет
педагогической деятельности, относил организацию детского самоуправления к категории
трудноразрешимых проблем. Но в нашей
Пушкинской школе во все времена детское
самоуправление
было
на
высоком
уровне,
под
четким
руководством
талантливых
и
замечательных педагогов, которые выпустили из своих стен не одно поколение ребят. А
сейчас в нашей школе, вот уже 22 года существует Детская школьная организация (далее
ДШО) «Республика Дружных», которая ведет ребят по этому пути. (Примечание №1)
ДШО «Республика Дружных» включает в себя четырнадцать отрядов с 5 по 11 класс.
Гражданин
«Республики
Дружных»
–
ученик
5-11
класса,
добровольно
вступивший
в
организацию. Решением отряда он может быть избран в одно из звеньев:
Звено
«Луч»,
в
котором
учащиеся
отвечают
за:
ведение
личных
дневников
учащихся;
проверку домашних заданий; помогают отстающим в учебе; оформляют открытый дневник
отряда.
Звено
«Мир»,
в
котором
учащиеся
отвечают
за:
организацию
и
проведение
отрядных
мероприятий;
выпуск
стенгазет;
оформление
классных
уголков;
работу
отряда
в
общешкольных КТД.
Звено «Труд, порядок, дисциплина», сокращенно «ТПД», в котором учащиеся отвечают за:
санитарное состояние классной комнаты; дежурство отряда по школе; ведение «Дневника
поведения» отряда.
Звено «Олимпиец», в котором учащиеся отвечают за: проведение спортивных игр; наличие
спортивной формы и одежды на уроках физкультуры; ведут учет учащихся в спортивных
секциях и клубах.
Уровень первичного коллектива «Республики Дружных» - отряд. Класс становится отрядом
на торжественной линейке, посвященной приему пятиклассников в ряды ДШО «Республика
Дружных». Они произносят торжественную клятву, получают памятку, вступающего в ряды
ДШО и пакет с заданием. Отряд заранее выбирает себе название, девиз и отрядную песню.
Деятельность
отряда
регулирует
и
контролирует Совет
отряда,
заседания
которого
проводятся 2 раза в месяц.
Комиссии (по направлениям) – которые носят такие же названия, что и звенья: «Луч»,
«Мир»,
«ТПД»,
«Олимпиец»,
ежегодно
созываются
из
отрядных
звеньев.
Из
их
числа
избираются руководители комиссий, к которым прикрепляется учитель-методист.
Уровень коллектива образовательного учреждения «Совет командиров», в состав которого
входят
все
командиры
отрядов
и
звеньевые.
Совет
командиров
планирует,
организует,
проводит и анализирует деятельность организации в целом. Принимает решение о приеме
новых отрядов в «Республику Дружных». Принимает к рассмотрению любые вопросы о
деятельности организации и ее членов. Заслушивает отчеты командиров и подводит итоги
общешкольных соревнований «Ученик года» и «Лучший отряд года».
Как и у любой другой организации у нас есть Устав ДШО, в соответствии с которым
составлена программа, которая определяет следующие задачи:
1. В сфере патриотического воспитания:
- Мы организуем и проводим военно-спортивные игры среди молодежи; разрабатываем и
осуществляем историко-краеведческие программы; оказываем содействие в деятельности
школьного и районного музеев; организуем встречи молодежи с ветеранами ВОВ, казаками,
курсантами
военных
училищ;
организуем
шефство
молодежи
над
ветеранами;
тесно
сотрудничаем с ОДН.
2. В сфере физического воспитания и формирования здорового образа жизни:
-Проводим массовые мероприятия. Семейные физкультурные праздники, традиционным у
нас в школе стало проведение соревнования «Безопасное колесо»; ведем учет посещаемости
спортивных
секций
и
клубов;
ведем
пропаганду
здорового
образа
жизни,
совместно
с
другими службами района.
3. В сфере трудового воспитания и профессиональной ориентации:
-Содействуем
получению
дополнительного
профессионального
образования;
организуем
различные
экскурсии
с
целью
профориентации;
создаем
условия
для
самозанятости,
поддерживаем
творческую
инициативу;
организуем
общественную
работу
в
трудовых
коллективах; создаем условия для трудовой занятости в период каникул.
4. В сфере художественного и эстетического воспитания:
-
Содействуем
сохранению
и
развитию
кубанской
культуры,
осуществляем
поддержку
молодым талантам; организуем конкурсы, фестивали одаренной молодежи.
5. В сфере формирования экологической культуры:
-
Повышаем
уровень
информированности
учащихся
по
проблемам
экологии;
вовлекаем
молодежь
в
практическую
деятельность
по
решению
экологических
проблем
в
районе,
ежегодно
участвуем
в
акции
«Экологический
десант»
в
рамках
краевой
молодежной
программы «Природе Кубани – заботу молодых».
Роль ДШО неоспорима, так как сейчас труднее всего в наше время воспитать патриота-
гражданина.
В
стране,
в
которой
в
течение
ста
лет
менялись
жизненные
ценности
и
ориентиры, в которой разные поколения воспитывались в совершенно разных условиях и
политических системах. Мне ясно одно, что в нашей Пушкинской школе у всех ребят из
«Республики Дружных» общие цели и задачи – это желание реализовать свои способности,
потребность в общении, общем деле на благо родного края и России. А в этом и заключается
вся деятельность самоуправления,
которая направлена на решение задач, стоящих перед
школой.
Приложение № 1.
Полякова Ирина Петровна, учитель английского языка, стаж работы 18 лет, Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.С.
Пушкина станицы Каневской Каневского района Краснодарского края.