Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка"
Раздел: начальное образование
Варварина Оксана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №1»,
Россия, г. Липецк
Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для
раскрытия личностного потенциала ребёнка
Начало
младшего
школьного
возраста
определяется
моментом
поступления
ребенка
в школу.
В
последние
годы
нижняя
граница
данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся
школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно
границы младшего
школьного
возраста,
совпадающие
с
периодом
обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до
9-10
лет.
Ведущей
деятельностью
данного
периода
становится
учебная
деятельность.
Младший
школьный
период
занимает
особое
место
в
психологии
ещё
и
потому,
что
этот
период
обучения
в
школе
является
качественно
новым
этапом
психологического
развития
человека.
Продолжается
закрепление
физического
и
психологического
здоровья
ребенка.
Особенно
важно
внимание
к
формированию
осанки,
поскольку
впервые
ребенок
вынужден
носить
тяжелый
портфель
со
школьными
принадлежностями.
Моторика
руки
ребенка
несовершенна,
так
как
не
сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в
том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и
помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье. Формируется
мировоззрение
ребенка,
складывается
круг
моральных,
идейных
представлений
и
понятий.
Обогащается
мир
его
чувств,
эстетических
переживаний,
шире
становятся
увлечения
трудовые,
художественные,
спортивные. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период
для развития творческого потенциала личности, так как дети этого возраста
чрезвычайно
любознательны,
у
них
есть
огромное
желание
познавать
окружающий мир.
Поэтому
рассматриваемая
тема
весьма
актуальна,
ведь
в
этом
возрасте
закладываются
основы
творческой
и
образовательной
траектории,
психологическая
база
продуктивной
деятельности,
формируется
комплекс
ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Особенно важны
при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с
окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или
коллективе, членом которого он является.
В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и
способность
запоминать,
вбирать.
И,
судя
по
всему,
имеются
для
этого
поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти.
Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у
них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как
надо.
Такая
доверчивая
исполнительность
во
многом
благоприятствует
усвоению.
При
этом
неизбежная
подражательность
в
начальном
учении
опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же
годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо
всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в
книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить с сознанием то, что было с
ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы
стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия
приобщения к учению. Учение для него — значимая деятельность. В школе
он
приобретает
не
только
новые
знания
и
умения,
но
и
определенный
социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его
жизни. Происходит формирование личности через развитие познавательных
процессов у младших школьников.
Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки
младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через
органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа. Хотя дети
приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, оно в
учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и
цвета.
Возможности
ребенка
анализировать
и
дифференцировать
воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного
вида
деятельно сти,
чем
ощущение
и
различение
отд е л ь н ы х
непосредственных
свойств
вещей.
Этот
вид
деятельности,
называемый
наблюдением,
особенно
интенсивно
складывается
в
процессе
школьного
учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует
задачи
восприятия
тех
или
иных
примеров
и
пособий.
Благодаря
этому
восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с
другими
видами
познавательной
деятельности
(вниманием,
мышлением),
приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При
достаточно
развитом
наблюдении
можно
говорить
о
наблюдательности
ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в
начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех
младших школьников.
Развитие
внимания. Внимание
–
состояние
психологической
концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Дети, приходящие
в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое
внимание
в
основном
на
то,
что
им
непосредственно
интересно,
что
выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия
школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими
предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе
не
интересуют.
Постепенно
ребенок
учится
направлять
и
устойчиво
сохранять
внимание
на
нужных,
а
не
просто
внешне
привлекательных
предметах. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его
на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.
Как
показывает
опыт,
большое
значение
в
формировании
произвольного
внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение
ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он
может
руководить
собственным
сознанием.
Обе
формы
памяти
-
произвольная
и
непроизвольная
-
претерпевают
в
младшем
школьном
возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается
их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Важно, чтобы каждая из форм
памяти применялась детьми в соответствующих условиях. Не следует думать,
что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению
учебного
материала.
Такое
усвоение
может
происходить
и
с
помощью
непроизвольной
памяти,
если
она
опирается
на
средства
логического
осмысления
этого
материала.
Логическая
обработка
учебного
материала
может происходить очень быстро, и со стороны порой кажется, что ребенок
просто впитывает в себя сведения, как губка. На самом деле этот процесс
состоит из многих действий. Их выполнение предполагает особую выучку,
бе з
которой
память
школьников
о ст ает ся
невооруженной
и
неорганизованной,
т.
е.
"плохой
памятью",
когда
школьники
стремятся
непосредственно
запомнить
то,
что
требует
специального
разбора,
группировки
и
сопоставления.
Формирование
соответствующих
приемов
работы
с
учебным
текстом
выступает
как
наиболее
эффективный
путь
воспитания "хорошей памяти".
Развитие
воображения.
Систематическая
учебная
деятельность
помогает
развить
у
детей
такую
важную
психическую
способность,
как
воображение.
Большинство
сведений,
сообщаемых
младшим
школьникам
учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем.
Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности
(поведение
героев
рассказа,
события
прошлого,
невиданные
ландшафты,
наложение
геометрических
фигур
в
пространстве
и
т.
д.).
Развитие
способности
к
этому
проходит
две
главные
стадии.
Первоначально
воссоздаваемые
образы
весьма
приблизительно
характеризуют
реальный
объект,
бедны
деталями.
Эти
образы
статичны,
поскольку
в
них
не
представлены
изменения
и
действия
объектов,
их
взаимосвязи.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте
развивается на всех школьных занятиях, путем формирования у детей, во-
первых,
умения
определять
и
изображать
подразумеваемые
состояния
объектов,
прямо
не
указанные
в
их
описании,
но
закономерно
из
них
следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их
свойств
и
состояний.
Стремление
младших
школьников
указать
условия
происхождения
и
построения
каких-либо
предметов
-
важнейшая
психологическая
предпосылка
развития
у
них
творческого
воображения.
Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых
дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов.
Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей
создать
замысел
изображения,
а
затем
искать
наиболее
выразительные
средства - его воплощения.
Развитие
мышления. В
развитии
мышления
младших
школьников
также
наблюдаются
две
основные
стадии.
На
первой
стадии
(она
приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная
деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ
учебного
материала
производится
здесь
по
преимуществу
в
наглядно-
действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их
прямые
заместители,
изображения
(такой
анализ
иногда
называют
практически-действенным
или
чувственным).
Обобщения,
выполняемые
детьми
на
этой
стадии,
происходят
под
сильным
"давлением"
броских
признаков
предметов
(к
таким
признакам
относятся
утилитарные
и
функциональные). Большинство обобщений, возникающих на этой стадии,
фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на
поверхности
предметов
и
явлений.
На
основе
систематической
учебной
деятельности
к
III
классу
изменяется
характер
мышления
младших
школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. Уже
в I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям
связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений.
С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких
связей
или
соотношений
между
понятиями.
К
концу
второй
стадии
большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся
представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развернутые
объяснения учителя и статьи учебников во многих случаях достаточны для
того,
чтобы
овладевать
понятиями
без
непосредственного
оперирования
предметным материалом. Растет количество суждений, в которых наглядные
моменты
сведены
до
минимума
и
объекты
характеризуются
по
существенным связям.
Итак, младший школьный возраст – это период позитивных изменений
и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых
каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном
возрасте
идет
наиболее
интенсивное
формирование
отношений
к
миру
осуществление
становления
личности,
происходит
интенсивное
развитие
интеллекта.
Развитие
мышления
приводит
к
качественной
перестройке
восприятия
и
памяти,
превращая
их
в
регулируемые,
произвольные
процессы.
Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств
личности младшего школьника – хороший психологический климат в семье и
в школе. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер отношение
к разным вещам его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему
индивидуальный подход, раскрыть его потенциал.
Список использованной литературы
Выготский
Л.
С.
Психология
развития
как
феномен
культуры./
Л.
С.
Выготский. – М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,1977. –
с.56-57.
Швалева
Н.М.,
Тырсикова
Д.В.
Становление
личности
в
условиях
развивающей среды инновационной школы. Пятигорск: Издательство ПГЛУ,
2006.