Напоминание

"Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка"


Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка"
Раздел: начальное образование





Назад




Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк

Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для

раскрытия личностного потенциала ребёнка

Начало

младшего

школьного

возраста

определяется

моментом

поступления

ребенка

в школу.

В

последние

годы

нижняя

граница

данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся

школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно

границы младшего

школьного

возраста,

совпадающие

с

периодом

обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до

9-10

лет.

Ведущей

деятельностью

данного

периода

становится

учебная

деятельность.

Младший

школьный

период

занимает

особое

место

в

психологии

ещё

и

потому,

что

этот

период

обучения

в

школе

является

качественно

новым

этапом

психологического

развития

человека.

Продолжается

закрепление

физического

и

психологического

здоровья

ребенка.

Особенно

важно

внимание

к

формированию

осанки,

поскольку

впервые

ребенок

вынужден

носить

тяжелый

портфель

со

школьными

принадлежностями.

Моторика

руки

ребенка

несовершенна,

так

как

не

сформировалась костная система фаланг пальцев. Роль взрослых состоит в

том, чтобы обращать внимание на эти немаловажные аспекты развития и

помогать ребенку самостоятельно заботиться о своем здоровье. Формируется

мировоззрение

ребенка,

складывается

круг

моральных,

идейных

представлений

и

понятий.

Обогащается

мир

его

чувств,

эстетических

переживаний,

шире

становятся

увлечения

трудовые,

художественные,

спортивные. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период

для развития творческого потенциала личности, так как дети этого возраста

чрезвычайно

любознательны,

у

них

есть

огромное

желание

познавать

окружающий мир.

Поэтому

рассматриваемая

тема

весьма

актуальна,

ведь

в

этом

возрасте

закладываются

основы

творческой

и

образовательной

траектории,

психологическая

база

продуктивной

деятельности,

формируется

комплекс

ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Особенно важны

при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с

окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или

коллективе, членом которого он является.

В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и

способность

запоминать,

вбирать.

И,

судя

по

всему,

имеются

для

этого

поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти.

Для учеников младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у

них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как

надо.

Такая

доверчивая

исполнительность

во

многом

благоприятствует

усвоению.

При

этом

неизбежная

подражательность

в

начальном

учении

опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же

годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо

всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в

книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить с сознанием то, что было с

ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы

стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия

приобщения к учению. Учение для него — значимая деятельность. В школе

он

приобретает

не

только

новые

знания

и

умения,

но

и

определенный

социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его

жизни. Происходит формирование личности через развитие познавательных

процессов у младших школьников.

Развитие восприятия. Восприятие – процесс приема и переработки

младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через

органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа. Хотя дети

приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, оно в

учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и

цвета.

Возможности

ребенка

анализировать

и

дифференцировать

воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного

вида

деятельно сти,

чем

ощущение

и

различение

отд е л ь н ы х

непосредственных

свойств

вещей.

Этот

вид

деятельности,

называемый

наблюдением,

особенно

интенсивно

складывается

в

процессе

школьного

учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует

задачи

восприятия

тех

или

иных

примеров

и

пособий.

Благодаря

этому

восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с

другими

видами

познавательной

деятельности

(вниманием,

мышлением),

приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При

достаточно

развитом

наблюдении

можно

говорить

о

наблюдательности

ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в

начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех

младших школьников.

Развитие

внимания. Внимание

состояние

психологической

концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Дети, приходящие

в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое

внимание

в

основном

на

то,

что

им

непосредственно

интересно,

что

выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия

школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими

предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе

не

интересуют.

Постепенно

ребенок

учится

направлять

и

устойчиво

сохранять

внимание

на

нужных,

а

не

просто

внешне

привлекательных

предметах. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его

на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.

Как

показывает

опыт,

большое

значение

в

формировании

произвольного

внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение

ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он

может

руководить

собственным

сознанием.

Обе

формы

памяти

-

произвольная

и

непроизвольная

-

претерпевают

в

младшем

школьном

возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается

их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Важно, чтобы каждая из форм

памяти применялась детьми в соответствующих условиях. Не следует думать,

что лишь произвольное запоминание приводит к полноценному усвоению

учебного

материала.

Такое

усвоение

может

происходить

и

с

помощью

непроизвольной

памяти,

если

она

опирается

на

средства

логического

осмысления

этого

материала.

Логическая

обработка

учебного

материала

может происходить очень быстро, и со стороны порой кажется, что ребенок

просто впитывает в себя сведения, как губка. На самом деле этот процесс

состоит из многих действий. Их выполнение предполагает особую выучку,

бе з

которой

память

школьников

о ст ает ся

невооруженной

и

неорганизованной,

т.

е.

"плохой

памятью",

когда

школьники

стремятся

непосредственно

запомнить

то,

что

требует

специального

разбора,

группировки

и

сопоставления.

Формирование

соответствующих

приемов

работы

с

учебным

текстом

выступает

как

наиболее

эффективный

путь

воспитания "хорошей памяти".

Развитие

воображения.

Систематическая

учебная

деятельность

помогает

развить

у

детей

такую

важную

психическую

способность,

как

воображение.

Большинство

сведений,

сообщаемых

младшим

школьникам

учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем.

Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности

(поведение

героев

рассказа,

события

прошлого,

невиданные

ландшафты,

наложение

геометрических

фигур

в

пространстве

и

т.

д.).

Развитие

способности

к

этому

проходит

две

главные

стадии.

Первоначально

воссоздаваемые

образы

весьма

приблизительно

характеризуют

реальный

объект,

бедны

деталями.

Эти

образы

статичны,

поскольку

в

них

не

представлены

изменения

и

действия

объектов,

их

взаимосвязи.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте

развивается на всех школьных занятиях, путем формирования у детей, во-

первых,

умения

определять

и

изображать

подразумеваемые

состояния

объектов,

прямо

не

указанные

в

их

описании,

но

закономерно

из

них

следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их

свойств

и

состояний.

Стремление

младших

школьников

указать

условия

происхождения

и

построения

каких-либо

предметов

-

важнейшая

психологическая

предпосылка

развития

у

них

творческого

воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых

дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов.

Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей

создать

замысел

изображения,

а

затем

искать

наиболее

выразительные

средства - его воплощения.

Развитие

мышления. В

развитии

мышления

младших

школьников

также

наблюдаются

две

основные

стадии.

На

первой

стадии

(она

приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная

деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ

учебного

материала

производится

здесь

по

преимуществу

в

наглядно-

действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их

прямые

заместители,

изображения

(такой

анализ

иногда

называют

практически-действенным

или

чувственным).

Обобщения,

выполняемые

детьми

на

этой

стадии,

происходят

под

сильным

"давлением"

броских

признаков

предметов

таким

признакам

относятся

утилитарные

и

функциональные). Большинство обобщений, возникающих на этой стадии,

фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на

поверхности

предметов

и

явлений.

На

основе

систематической

учебной

деятельности

к

III

классу

изменяется

характер

мышления

младших

школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии. Уже

в I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям

связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений.

С каждым годом увеличивается объем заданий, требующих указания таких

связей

или

соотношений

между

понятиями.

К

концу

второй

стадии

большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся

представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Развернутые

объяснения учителя и статьи учебников во многих случаях достаточны для

того,

чтобы

овладевать

понятиями

без

непосредственного

оперирования

предметным материалом. Растет количество суждений, в которых наглядные

моменты

сведены

до

минимума

и

объекты

характеризуются

по

существенным связям.

Итак, младший школьный возраст – это период позитивных изменений

и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых

каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном

возрасте

идет

наиболее

интенсивное

формирование

отношений

к

миру

осуществление

становления

личности,

происходит

интенсивное

развитие

интеллекта.

Развитие

мышления

приводит

к

качественной

перестройке

восприятия

и

памяти,

превращая

их

в

регулируемые,

произвольные

процессы.

Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств

личности младшего школьника – хороший психологический климат в семье и

в школе. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер отношение

к разным вещам его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему

индивидуальный подход, раскрыть его потенциал.

Список использованной литературы

Выготский

Л.

С.

Психология

развития

как

феномен

культуры./

Л.

С.

Выготский. – М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,1977. –

с.56-57.

Швалева

Н.М.,

Тырсикова

Д.В.

Становление

личности

в

условиях

развивающей среды инновационной школы. Пятигорск: Издательство ПГЛУ,

2006.



В раздел образования