Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих возможностей и креативного мышления у учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Варварина Оксана Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №1»,
Россия, г. Липецк
Развитие творческих возможностей и креативного мышления у
учащихся начальных классов
Для современной школы исключительно важной является проблема развития
творческих
способностей
учащихся.
Этой
проблемой
занимались
и
продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в
практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще
очень
незначительны.
В
настоящее
время
всем
очевидна
необходимость
подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается
роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих
людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах
школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого
мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского,
обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности
ребенка. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным
образом
на
уроке,
когда
учитель
остается
один
на
один
со
своими
воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от
его
умения
организовать
систематическую
познавательную
деятельность
зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к
постоянному
самообразованию,
т.е.
их
интеллектуальное
развитие,
что
убедительно
доказывает
современная
психология
и
педагогика.
В
современном
мире
очень
важны
креативные
и
неординарные
способы
решения
проблем,
востребованность
людей,
умеющих
мыслить
нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень
важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет
больше возможностей достичь большего в жизни. Значительный вклад в
раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская,
П.Я.
Гальперин,
Н.Ф.Талызина,
Т.В.
Кудрявцев,
А.М.
Матюшкин,
И.С.
Якиманская и др.
Что же такое творчество? Это созидание, это «деятельность, результатом
которой
является
создание
новых
материальных
и
духовных
ценностей»
Таково
научное
определение.
В
повседневности
же
творчеством
обычно
называют,
во-первых,
деятельность
в
области
искусства,
во-вторых,
конструирование,
созидание
и
реализацию
новых
проектов,
в-третьих,
научное познание, т.е. созидание разума.
Элемент
творчества
может
присутствовать
в
самых
различных
видах
деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книг (сопереживание
героям,
воображение
-
первая
ступенька
к
творчеству),
в
селекции
выращивании растений и животных, приготовлении блюд и сервировке стола,
пошиве одежды и т.д.
Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого
процесса:
первая
стадия
–
длительные
размышления
над
изучаемыми
фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарения и интуитивно
принятые
решения.
Изобретатель
Томас
Эдисон
так
определил
процесс
творчества: « Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Во
второй
половине
ХХ
века
были
выявлены психологические
составляющие творческой деятельности:
гибкость ума;
систематичность и последовательность мышления;
диалектичность;
готовность к риску и ответственность за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков
из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи
на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов
решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность
и
последовательность позволяют
людям
управлять
процессом
творчества.
Без
них
гибкость
может
превратиться
в
«скачку
идей»,- когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек,
имеющий
много
идей,
не
может
выбрать
среди
них.
Благодаря
систематичности
все
идеи
сводятся
в
определенную
систему
и
последовательно
анализируются.
Зачастую
открытие
рождалось
при
соединении,
казалось
бы,
не
соединимого.
Эту
способность
назвали
диалектичностью
мышления.
Диалектически
мыслящий
человек
может
четко
сформулировать
противоречие
и
найти
способ
его
разрешения.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и
не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что
старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Развитие творческих возможностей и креативного мышления у учащихся
начальных классов возможно на любом уроке. Остановимся на одном из них
–
уроке
математике.
Формирование
творческого
мышления
на
уроках
математики через решение определенного типа задач в форме увлекательных
игр обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным,
влияет
на
развитие
ребенка
как
творческой
личности.
Для
того
чтобы
сформировать
у
школьников
умения
творчески
решать
математические
задачи,
необходимо,
прежде
всего,
позаботиться
о
развитии
у
них
математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для
воображения.
Примеры заданий (1 класс):
1.
Две белочки поделили 5 грибов: одна взяла 2 грибочка, а другая- 3
грибочка. Как еще они могли поделить грибы?
2.
В зоопарке 3 слона, один из них слоненок. Сколько всего слонов в
зоопарке?
3.
Составьте задачу с числами (5и3, 7и2 ,10и5),которая решалась бы
вычитанием.
4.
Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? ( три
разреза).
Тестирование
направлено
на
выявление
уровня
творческого
мышления
учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности, а так же на уровень и
объем логического мышления.
Тест
«Дорисовывание»
проводится
для
исследования
невербального
творческого
мышления
у
детей.
Для
определения
объема
логической
и
механической памяти применяю методику “Запомни пару”. Испытуемому
зачитываются 10 пар слов одного ряда (интервал 5 секунд). Например, лист-
зеленый, крыжовник-кислый, курица-яйцо, корова-молоко и т.д.. Через 10
секунд зачитываются только слова левого столбика (интервал 10 секунд), а
испытуемый
записывает
слова
правой
половины
столбика,
которые
он
запомнил.
Задание
повторяется
с
другим
рядом
слов.
Для
закрепления,
конкретизации
знаний
о
числах,
величинах,
геометрических
формах
и
фигурах
предлагаются загадки,
в
которых
есть
слова,
содержащие
математические термины (Е.В. Шаталова). Например:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
Применяются скороговорки .Соревновательное и игровое начало, очевидно,
и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для
улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, развития памяти.
Например, при знакомстве детей с числом и цифрой «3» предлагаю такую
скороговорку:
Три сороки - три трещотки -
Потеряли по три щетки:
Три - сегодня,
Три - вчера,
Три - еще позавчера.
После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с
данным
числом,
какая
цифра
соответствует
этому
числу. Задачи
со
сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей
обучающихся действительностью. Они позволяют применять их при решении
различных
жизненных
проблем.
Своим
конкретным
содержанием
они
способствуют
формированию
более
глубоких
и
ясных
представлений
о
числах и смысле производимых над ними действий. На уроках, где находится
место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы.
Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит
детей логически мыслить.
Эффективности обучения математике можно добиться умением организовать
на
уроке
внимание
детей.
Внимательно
слушая
объяснение
на
уроке,
школьник
легче
воспринимает,
понимает,
запоминает
содержание
нового
материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.
Для развития внимания детей можно провести устный счет с элементами
игры, стараясь сделать его доступным, интересным для каждого ребенка.
Примеры заданий :
2 класс
1.Какое число отличается от всех остальных чисел и чем оно отличается?
а) 2,6,7,13,8,5.
б) 13,18,49,8,32,10.
в) 10,20,30,40,42,50.
2.В классе дежурили 3 ученика: Аня, Катя и Маржан. Из них двое мыло
доску и одна поливала цветы. Назовите, какие пары дежурных могут мыть
доску? ( Аня и Катя, Катя и Маржан, Аня и Маржан)
3 класс
1.Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).
Какой сегодня день недели?
А что было вчера?
Какое число будет через три дня?
Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»?
Сколько будет 7 * 8?
А 9 * 9?
Какая последняя буква алфавита?
Название этого месяца заканчивается на «Т».
Какой он по счёту в году?
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для
него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том,
что ребенку на уроке предлагают задания, к выполнению которых он ещё не
готов, с которыми справиться не может.
Разноуровневые задания:
Закрепление табличных случаев умножения.
Самый высокий уровень. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, …
Составь самостоятельно свой ряд.
Высокий уровень. Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и
на 8: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь свой ряд.
Средний уровень. Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8. Продолжи
ряд чисел, как в 1 случае:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;
8, 16, 24, …;
7, 14, 24, … Составь свой ряд.
Низкий уровень. Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на
7, на 8 и запиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении
задания, как в 1 случае:
2, 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20;
2*1=2
2*4=8
2*7=14
4 класс
1.На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Мальчик сосчитал количество
голов, их оказалось 30, затем сосчитал. Сколько всего ног, их оказалось 84.
Можно ли узнать, сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?
2.Самат раскладывает на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого.
Сколько камешков он разложил на протяжении 10 см?
3.Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит один кирпич?
4.Задания интегративные.
Запишите цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3…4? 5! 6?!
7, 8, 9. А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро?
(1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на
2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто. Какой частью речи является
это слово? Просклоняйте его по падежам.
5.Разгадайте
внешне
похожие
ребусы:
(Ответ:
одиночка,
разбор,
школа,
фраза, парад, подвал)
1 ОЧКА , 1 БОР, Ш 1 А, Ф 1 А, 2 Д , ПО 2 Л
В
любом
случае
взрослый
должен
оказывать
ребенку
помощь,
но
не
«руководить»,
не
командовать,
не
регламентировать
его
творческую
деятельность.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого
мышления
в
детстве
становится
максимально
полное
раскрытие
потенциальных
возможностей,
природных
задатков,
и
учитель
должен
создать
такую
полноценно
развивающуюся
деятельность
для
учащихся,
чтобы потенциал не остался не востребованным.
Список использованной литературы
Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 2011.
– 93 с.
Дереклеева
Н.И.
Мастер-класс
по
развитию
творческих
способностей
учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека. – М. Знание, 2008.-с.
14-17.
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-
методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2012. – 252с
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-
методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2011. – 108 с.