Напоминание

"Развитие творческих возможностей и креативного мышления у учащихся начальных классов"


Автор: Варварина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Липецк, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих возможностей и креативного мышления у учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Варварина Оксана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия №1»,

Россия, г. Липецк

Развитие творческих возможностей и креативного мышления у

учащихся начальных классов

Для современной школы исключительно важной является проблема развития

творческих

способностей

учащихся.

Этой

проблемой

занимались

и

продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в

практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще

очень

незначительны.

В

настоящее

время

всем

очевидна

необходимость

подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается

роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих

людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах

школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого

мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского,

обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности

ребенка. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным

образом

на

уроке,

когда

учитель

остается

один

на

один

со

своими

воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от

его

умения

организовать

систематическую

познавательную

деятельность

зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к

постоянному

самообразованию,

т.е.

их

интеллектуальное

развитие,

что

убедительно

доказывает

современная

психология

и

педагогика.

В

современном

мире

очень

важны

креативные

и

неординарные

способы

решения

проблем,

востребованность

людей,

умеющих

мыслить

нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень

важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет

больше возможностей достичь большего в жизни. Значительный вклад в

раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская,

П.Я.

Гальперин,

Н.Ф.Талызина,

Т.В.

Кудрявцев,

А.М.

Матюшкин,

И.С.

Якиманская и др.

Что же такое творчество? Это созидание, это «деятельность, результатом

которой

является

создание

новых

материальных

и

духовных

ценностей»

Таково

научное

определение.

В

повседневности

же

творчеством

обычно

называют,

во-первых,

деятельность

в

области

искусства,

во-вторых,

конструирование,

созидание

и

реализацию

новых

проектов,

в-третьих,

научное познание, т.е. созидание разума.

Элемент

творчества

может

присутствовать

в

самых

различных

видах

деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книг (сопереживание

героям,

воображение

-

первая

ступенька

к

творчеству),

в

селекции

выращивании растений и животных, приготовлении блюд и сервировке стола,

пошиве одежды и т.д.

Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого

процесса:

первая

стадия

длительные

размышления

над

изучаемыми

фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарения и интуитивно

принятые

решения.

Изобретатель

Томас

Эдисон

так

определил

процесс

творчества: « Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».

Во

второй

половине

ХХ

века

были

выявлены психологические

составляющие творческой деятельности:

гибкость ума;

систематичность и последовательность мышления;

диалектичность;

готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков

из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи

на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов

решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность

и

последовательность позволяют

людям

управлять

процессом

творчества.

Без

них

гибкость

может

превратиться

в

«скачку

идей»,- когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек,

имеющий

много

идей,

не

может

выбрать

среди

них.

Благодаря

систематичности

все

идеи

сводятся

в

определенную

систему

и

последовательно

анализируются.

Зачастую

открытие

рождалось

при

соединении,

казалось

бы,

не

соединимого.

Эту

способность

назвали

диалектичностью

мышления.

Диалектически

мыслящий

человек

может

четко

сформулировать

противоречие

и

найти

способ

его

разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и

не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что

старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.

Развитие творческих возможностей и креативного мышления у учащихся

начальных классов возможно на любом уроке. Остановимся на одном из них

уроке

математике.

Формирование

творческого

мышления

на

уроках

математики через решение определенного типа задач в форме увлекательных

игр обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным,

влияет

на

развитие

ребенка

как

творческой

личности.

Для

того

чтобы

сформировать

у

школьников

умения

творчески

решать

математические

задачи,

необходимо,

прежде

всего,

позаботиться

о

развитии

у

них

математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для

воображения.

Примеры заданий (1 класс):

1.

Две белочки поделили 5 грибов: одна взяла 2 грибочка, а другая- 3

грибочка. Как еще они могли поделить грибы?

2.

В зоопарке 3 слона, один из них слоненок. Сколько всего слонов в

зоопарке?

3.

Составьте задачу с числами (5и3, 7и2 ,10и5),которая решалась бы

вычитанием.

4.

Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? ( три

разреза).

Тестирование

направлено

на

выявление

уровня

творческого

мышления

учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности, а так же на уровень и

объем логического мышления.

Тест

«Дорисовывание»

проводится

для

исследования

невербального

творческого

мышления

у

детей.

Для

определения

объема

логической

и

механической памяти применяю методику “Запомни пару”. Испытуемому

зачитываются 10 пар слов одного ряда (интервал 5 секунд). Например, лист-

зеленый, крыжовник-кислый, курица-яйцо, корова-молоко и т.д.. Через 10

секунд зачитываются только слова левого столбика (интервал 10 секунд), а

испытуемый

записывает

слова

правой

половины

столбика,

которые

он

запомнил.

Задание

повторяется

с

другим

рядом

слов.

Для

закрепления,

конкретизации

знаний

о

числах,

величинах,

геометрических

формах

и

фигурах

предлагаются загадки,

в

которых

есть

слова,

содержащие

математические термины (Е.В. Шаталова). Например:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат)

Применяются скороговорки .Соревновательное и игровое начало, очевидно,

и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для

улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, развития памяти.

Например, при знакомстве детей с числом и цифрой «3» предлагаю такую

скороговорку:

Три сороки - три трещотки -

Потеряли по три щетки:

Три - сегодня,

Три - вчера,

Три - еще позавчера.

После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с

данным

числом,

какая

цифра

соответствует

этому

числу. Задачи

со

сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей

обучающихся действительностью. Они позволяют применять их при решении

различных

жизненных

проблем.

Своим

конкретным

содержанием

они

способствуют

формированию

более

глубоких

и

ясных

представлений

о

числах и смысле производимых над ними действий. На уроках, где находится

место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы.

Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит

детей логически мыслить.

Эффективности обучения математике можно добиться умением организовать

на

уроке

внимание

детей.

Внимательно

слушая

объяснение

на

уроке,

школьник

легче

воспринимает,

понимает,

запоминает

содержание

нового

материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.

Для развития внимания детей можно провести устный счет с элементами

игры, стараясь сделать его доступным, интересным для каждого ребенка.

Примеры заданий :

2 класс

1.Какое число отличается от всех остальных чисел и чем оно отличается?

а) 2,6,7,13,8,5.

б) 13,18,49,8,32,10.

в) 10,20,30,40,42,50.

2.В классе дежурили 3 ученика: Аня, Катя и Маржан. Из них двое мыло

доску и одна поливала цветы. Назовите, какие пары дежурных могут мыть

доску? ( Аня и Катя, Катя и Маржан, Аня и Маржан)

3 класс

1.Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка).

Какой сегодня день недели?

А что было вчера?

Какое число будет через три дня?

Какая буква в русском алфавите стоит после «Ц»?

Сколько будет 7 * 8?

А 9 * 9?

Какая последняя буква алфавита?

Название этого месяца заканчивается на «Т».

Какой он по счёту в году?

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для

него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том,

что ребенку на уроке предлагают задания, к выполнению которых он ещё не

готов, с которыми справиться не может.

Разноуровневые задания:

Закрепление табличных случаев умножения.

Самый высокий уровень. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, …

Составь самостоятельно свой ряд.

Высокий уровень. Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и

на 8: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь свой ряд.

Средний уровень. Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8. Продолжи

ряд чисел, как в 1 случае:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;

8, 16, 24, …;

7, 14, 24, … Составь свой ряд.

Низкий уровень. Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на

7, на 8 и запиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении

задания, как в 1 случае:

2, 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20;

2*1=2

2*4=8

2*7=14

4 класс

1.На скотном дворе гуляли гуси и поросята. Мальчик сосчитал количество

голов, их оказалось 30, затем сосчитал. Сколько всего ног, их оказалось 84.

Можно ли узнать, сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе?

2.Самат раскладывает на столе камешки на расстоянии 2 см один от другого.

Сколько камешков он разложил на протяжении 10 см?

3.Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит один кирпич?

4.Задания интегративные.

Запишите цифры, обращая внимание на знаки препинания: 1, 2, 3…4? 5! 6?!

7, 8, 9. А теперь устно сосчитайте их сумму. Как это можно сделать быстро?

(1 + 9, 2 + 8, 3 + 7, 4 + 6 и 5 в сумме дают 45). Умножьте полученное число на

2 и прибавьте 10. Сколько у вас получилось? Сто. Какой частью речи является

это слово? Просклоняйте его по падежам.

5.Разгадайте

внешне

похожие

ребусы:

(Ответ:

одиночка,

разбор,

школа,

фраза, парад, подвал)

1 ОЧКА , 1 БОР, Ш 1 А, Ф 1 А, 2 Д , ПО 2 Л

В

любом

случае

взрослый

должен

оказывать

ребенку

помощь,

но

не

«руководить»,

не

командовать,

не

регламентировать

его

творческую

деятельность.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития творческого

мышления

в

детстве

становится

максимально

полное

раскрытие

потенциальных

возможностей,

природных

задатков,

и

учитель

должен

создать

такую

полноценно

развивающуюся

деятельность

для

учащихся,

чтобы потенциал не остался не востребованным.

Список использованной литературы

Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 2011.

– 93 с.

Дереклеева

Н.И.

Мастер-класс

по

развитию

творческих

способностей

учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека. – М. Знание, 2008.-с.

14-17.

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-

методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2012. – 252с

Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-

методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2011. – 108 с.



В раздел образования