Напоминание

Основы саморегуляции поведения и ауторелаксации


Автор: Пашкова Наталья Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ №29 "Карамелька г. Юрги"
Населённый пункт: город Юрга
Наименование материала: круглый стол
Тема: Основы саморегуляции поведения и ауторелаксации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»

Выступление

на круглом столе для педагогов

Тема: «Основы саморегуляции поведения,

ауторелаксации»»

Составила педагог-психолог

Пашкова Н.О.

Юрга 2017

1

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.

Разнообразие

видов

деятельности,

которые

осваивает

дошкольник,

объединяет

одно

в

них

формируется

важнейшее

лично стное

новообразование

этого

возраста

произвольная

регуляция

поведения

и

деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция

процесс

управления

человеком

собственными

психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и

сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики

на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского

саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок,

налаживать)

-

целесообразное

функционирование

живых

уровней

организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из

уровней

регуляции

активности

этих

систем,

выражающим

специфику

реализующих

ее

психических

средств

отражения

и

моделирования

действительности, в том числе рефлексии субъекта.

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной

форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной

деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации

своих действий, что формируется в процессе воспитания.

Уже в 20-х годах в школе Л.С.Выготского начинались исследования

произвольной регуляции различных психических процессов в связи с идеей

культурно-исторического

развития

психики

человека

и

опосредственного

характера

высших

психических

функций,

обусловленного

употреблением

внешних и внутренних знаков (средств).

Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают

формироваться

произвольные

движения.

В

период

от

двух

до

трех

лет

закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается

контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими

замечается

уже

с

3

лет.

Уже

в

дошкольном

возрасте

появляется

первая

самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все

эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ

произвольной саморегуляции.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются

способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю.

В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь

ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому

что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-

вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу.

2

Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения,

способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость

формирования

произвольной

памяти

и

мышления,

дальнейшего

развития

произвольной

саморегуляции

эмоциональных

проявлений,

внимания

и

восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей,

жизненных

сил

и

интересов.

Понимание

психологами

и

воспитателями

общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент

воздействия

изнутри

на

развитие

детской

психики

и

ее

произвольной

регуляции.

Способности произвольной психорегуляции

Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит

из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной

сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в

каждой из сфер.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок

должен овладеть следующими умениями:

произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в

движении;

различать и сравнивать мышечные ощущения;

определять

соответствующие

характера

ощущений

(“напряжение-

расслабление”,

“тяжесть-легкость”,

др.)

характеру

движений,

сопровождаемых

этими

ощущениями

(“сила-слабость”,

“резкость-

плавность”, темп, ритм);

менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка,

последнее

же

во

многом

зависит

от

природной

одаренности

точного

мышечного чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с

движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину,

страх,

подавить

раздражение

или

негодование.

Пока

эмоции

детей

еще

непосредственны,

не

подчинены

давлению

социально-культурного

окружения

самое

удобное

время,

учить

понимать

их,

принимать

и

полноценно выражать.

3

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения,

которые он испытывает;

различать

и

сравнивать

эмоциональные

ощущения,

определять

их

характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на

экспрессивные

движения,

сопровождающие

любые

собственные

эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;

произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать

эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок

сможет

регулировать

свое

общение.

Основным

инструментом

регуляции

общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту

способность можно развить тренировкой следующих умений:

управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;

сопереживать

(т.е.

принимать

позицию

партнера

по

общению

и

полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);

отвечать

адекватными

чувствами

(т.е.

в

ответ

на

эмоциональное

состояние

товарища

проявить

такие

чувства,

которые

принесут

удовлетворение участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность

улавливать

чужое

эмоциональное

состояние,

поскольку

они

не

придают

такого

значения

словам,

как

взрослые.

Поэтому

важно

не

упустить

это

благодарное

время

для

развития

у

ребенка

эмпатии,

сострадания,

общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции

эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт

составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной сферой психической

деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки

4

саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности,

умения,

которые

составляют

высшие

формы

эмоционально-волевой

регуляции:

определять конкретные цели своих поступков;

искать

и

находить,

выбирая

из

множества

вариантов,

средства

достижения этих целей;

проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и

исправляя

ошибки,

опытом

чувств,

опытом

прошлых

аналогичных

ситуаций;

предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое значение играет

возможность

испытать

множество

вариантов

действия

для

того,

чтобы

научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит

первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями,

волей) управления поведением.

В комплекс занятий направленных на развитие саморегуляции детей

необходимо

включать

дыхательные

упражнения,

массаж,

растяжки,

и

аутогенную тренировку.

Дыхание -

важнейший

физиологический

процесс,

происходящий

автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить

дыхание

от

напряжения,

ограничений,

мешающих

дыханию

привычек.

Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека

к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и

т.д.

Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е.

обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли

дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в

работу

все

тело,

т.е.

на

работу

каждой

отдельной

части

тела

влияют

дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных

мероприятий в целях активизация отдельных систем организма. Элементы

общего

массажа

(поглаживание,

растирание,

разминание,

постукивание)

сочетаются

с

точечным

воздействием

на

определенные

точки

и

зоны.

Используются

наиболее

активные

зоны

с

максимальным

количеством

биологически активных точек (БАТ) - зоны кистей, стоп, головы, лица и

5

отдельно выделенная зона ушной раковины. Массаж в парах проводится под

контролем взрослого.

Растяжки - прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-

психическое

напряжение

и

одновременно

повышать

двигательную

активность, что так важно для ребенка. Растяжки основаны на естественном

движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись

ото

сна.

Растягивание

помогает

избавиться

от

мышечной

скованности,

улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Растягивание представляет собой динамическую работу мышц, причем

внимание

сосредоточено

не

на

какой-то

одной

мышечной

группе,

а

на

движении

всего

тела.

Концентрируя

внимание

на

движениях,

ребенок

постепенно

учится

владеть

своим

телом,

что

оказывает

положительное

влияние на его физическое и психическое состояние.

Гимнастикой на растягивание можно заниматься индивидуально с

ребенком

или

в

небольшой

подгруппе.

Растягиваемый

партнер

обычно

пассивен,

он

должен,

по

возможности,

расслабиться.

Но

ребенок,

одолеваемый

страхами,

тревогой,

не

может

расслабиться

и

довериться

партнеру.

Поэтому

растяжки

рекомендуется

применять,

когда

установлен

контакт с ребенком.

Релаксация - это расслабление. Приемы релаксации основаны на

сознательном

расслаблении

мышц.

Понижая

мускульное

напряжение,

мы

способствуем

снижению

и

нервного

напряжения,

поэтому

состояние

расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного

с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма

в движении.

Для снятия эмоционального напряжения у детей применяют

методику аутогенной тренировки (аутотренинг).

Занятия

аутотренингом

можно

проводить

как

в

плане

психокоррекционного, так и в плане психопрофилактики для предупреждения

возможных негативных поведенческих реакций у детей.

Аутотренинг может выступать как целостное комплексное занятие,

состоящее из упражнений на различные группы мышц.

Иногда возможно давать некоторые упражнения релаксационного

характера на групповых занятиях по игровой терапии (для восстановления и

успокоения). И тогда аутотренинг выступает как часть занятия.

Проведение

занятий

аутогенной

тренировки

требует

соблюдения

определенных условий:

6

Занятия аутогенной тренировки для детей проводятся в игровой

форме.

Группа – 7-8 детей.

Количество занятий – 8-10.

Длительность – 30-40 мин.

Частота занятий – 1-2 раза в неделю, желательно во 2-ю половину

дня.

Затемненность

и

проветриваемость

помещения,

где

проводятся

занятия.

Изоляция от источников шума.

Удобная мебель (мягкие кресла).

Аутотренинг проводится с детьми легко возбудимыми, с повышенной

утомляемостью, пассивными, агрессивными. Занятия проводятся в ситуации,

когда дети возбуждены и утратили способность полноценно воспринимать

информацию. Полезен аутотренинг и в создании благоприятных условий для

психического

и

физического

развития

каждого

ребенка.

Короткое

расслабление моментально воздействует на поведение всех детей группы.

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством

трех

действий:

проговариванием

определенных

словесных

формул,

управлением вниманием и образных представлений.

Методика аутогенной тренировки предполагает не только снятие

эмоциональной напряженности, но и развитие саморегуляции у детей, что

важно для успешного обучения в школе.

Говоря о саморегуляции педагога, необходимо остановиться на мысли о

том, что психологический комфорт во многом зависит от педагога, от его

настроения, от его уверенности или неуверенности в себе, умения вовремя

пошутить

и

разрядить

обстановку,

от

его

состояния

здоровья

и

взаимоотношений в семье и еще от многих факторов.

7

Концепция ограничений. Ограничениями называют факторы, которые

сдерживают

потенциал

и

результаты

деятельности

педагога

или

целого

коллектива

(педагогического,

учебного).

Все

педагоги

владеют

определенными возможностями развивать и повышать эффективность своей

работы,

но

по

причинам

явным

или

определяемым

интуитивно,

у

них

возникают

нереализованные

“недоразвитые”

способности.

Именно

их

и

определяют как ограничения.

Концепция ограничений достаточно полно исследована на уровне

систематизации

здравого

смысла

английскими

консультантами

по

управлению Майком Вудкоком и Дэйвом Френсисом (в их основной работе

“Раскрепощенный

менеджер”).

Трудность

в

деятельности

участников

образовательного

проце сс а

с

различных

позиций

т щ ат е л ь н о

проанализирована

в

исследованиях

многих

ученых

(Ю.К.Бабанского,

С.Б.Елканова, Г.Д.Кириллова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Л.Т.Охитиной,

М.Н.Скаткина, Т.И.Шамовой, В.И.Маслова и др.).

В обобщенном виде деятельность – это преодоление ограничений.

“Самореализация

не

заключается

в

достижении

конечной

цели,

но

в

продвижении к ней, а каждый конец – это всегда новое начало”, - отмечал

Дж.Д.Фриман.

Для педагогов актуальными являются такие ограничения:

1.

Неумение управлять собой.

2.

Размытые личные ценности.

3.

Смутные личные цели.

4.

Остановленное саморазвитие.

5.

Недостаточность навыка решать проблемы.

6.

Недостаток творческого подхода.

7.

Неумение влиять на людей.

8.

Неумение обучать.

8

9.

Неумение управлять конфликтами.

10.Низкая способность формировать коллектив.

Ограничение 1. Неумение управлять собой. Это

ограничение

указывает на неспособность педагога в полной мере использовать свое время,

энергию,

умение,

бороться

со

стрессами

в

повседневной

жизни.

Все

педагогические работники обязательно должны уметь управлять собой, ведь

их настроение (оптимистическое или мрачное) влияет на детей. Поэтому

необходимо формировать в себе такие черты:

Здоровое тело;

Отсутствие вредных привычек;

Энергичность и жизненная стойкость;

Спокойный и сбалансированный подход к жизни и к работе;

Способность справляться со стрессами;

Умение эффективно использовать время.

Ограничение 2. Размытые личные ценности. Умение прояснять и

изменять ценности является для учителя очень важным с той точки зрения,

что он участвует в процессе формирования ценностей будущих поколений.

Педагог,

не

способный

прояснять

личные

ценности,

не

может

быть

пригодным для формирования их у других.

Ограничение 3. Смутные личные цели. Цель

указывает

общее

направление,

в

котором

мы

должны

двигаться

для

достижения

лучшего

результата.

Ограничение 4. Остановленное саморазвитие. Человек

наделен

способностью

говорить

и

думать.

Если

эти

способности

не

будут

реализованы, у него могут произойти серьезные нарушения. У американцев

есть одно очень полезное понятие “селфмейдмен” - человек, который сделал

себя сам. Так называют людей, которые благодаря своим усилиям достигли

больших

успехов.

Каждый

педагог,

в

определенной

степени,

-

“селфмейдмен”.

Ведь

каждый

из

нас

планирует,

направляет

свою

деятельность и жизнь, “строит себя”. Беда некоторых педагогов в том, что

они точно не знают, чего достичь, как это сделать.

Леона Эванс и Кэрол Кифер приводят очень поучительную притчу. Один

человек был осужден на двадцать лет тюрьмы и помещен в башню старого

замка. Дважды в день в течение двадцати лет к нему в камеру приходил

стражник. Он открывал дверь и давал заключенному еду. Потом стражник

9

забирал поднос, закрывал дверь и оставлял его одного. Наконец, двадцать

лет заключения истекли. Узник жаждал получить долгожданную свободу.

На следующее утро, как обычно, в камеру пришел стражник. Заключенный

уже стоял у двери в нетерпеливом ожидании. “Скорее же, - сказал о., -

Отопри дверь. Я так хочу обрести свободу!” Стражник посмотрел на него

и сказал: “Открой дверь сам – она никогда не была заперта”.

Ограничение 5. Недостаточность навыка решать проблемы. Перед

педагогом постоянно возникают проблемы различной сложности. Разрешение

этих проблем никогда не бывает простым делом, но в себе можно развить

определенный алгоритм их решения.

Ограничение 6. Недостаток творческого подхода. Хороший педагог

объясняет. Выдающийся показывает. Великий вдохновляет.” (У.А.Уорд)

Каждый педагог потенциально владеет творческой способностью, нужно

только найти их в себе, преодолеть психологические препятствия, который

ограничивают их развитие, овладеть методами творческой деятельности.

Ограничение 7. Неумение влиять на людей. Для педагога это умение

является

профессионально

важным.

Его

отсутствие

приводит

к

неуверенности в себе, стрессам и, в конечном счете, к заболеваниям.

Ограничение 8. Низкая способность формировать коллектив. по

Педагог по отношению к детскому коллективу исполняет роль наставника и

руководителя, осуществляет влияние на формирование здорового коллектива

детей с позитивными усилиями и четкими ценностями, который содействует

всестороннему

развитию

личности

каждого

ребенка,

готового

к

самоуправлению.

Коллектив

потенциально

является

могущественным

стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Ограничение

9.

Неумение

управлять

конфликтами. Данное

ограничение

восходит

своими

корнями

к

незнанию

психологических

особенностей детей, к неимению психологический знаний по развитию и

разрешению конфликтных ситуаций.

Все эти ограничения являются стрессорами и приводят к стрессам у

педагогов. Если стрессу дать возможность перейти в дистресс, то итогом

этого, бесспорно, будет сбой в работе организма, появление заболеваний.

Что такое стресс? В русском языке это слово появилось не так давно.

Оно заимствовано из английского языка и означает состояние напряжения,

возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Мы придаем

этому термину негативное значение, забывая, что оно означает определённый

процесс, движение. То есть само напряжение не может быть ни плохим, ни

хорошим. Жизнь не может быть без напряжения. Потому что жизнь – это

движение,

а

значит,

стресс.

Все

зависит

от

степени

воздействия

и

от

подготовленности человека к нагрузкам, точнее, от его тренированности.

Малая

доза

стресса

возвращает

молодость,

жизненные

силы,

10

вырабатывает

навык

справляться

со

сложными

жизненными

ситуациями. Разрушает человека не порождаемое стрессом напряжение,

а

неподготовленность

к

жизни

и

к

тем

ситуациям,

которые

в

ней

возникают.

Жизненно важная роль стрессов. Выдающийся

канадский

врач

и

физиолог,

Лауреат

Нобелевской

премии,

основоположник

теории

стресса

Ганс

Селье

считал,

что

полная

свобода

от

стресса

означает

смерть,

это

вытекает из адаптивной природы стресс-реакции.

Стрессы формируются у ребенка ещё во внутриутробном периоде. По

данным советского физиолога И.А.Аршавского, их причиной могут быть

движения матери, создающие умеренный дефицит кислорода, в борьбе за

который

ребенок

развивает

двигательную

активность,

а

это

ускоряет

формирование многих систем его организма. Если мать переедает и её кровь

содержит

избыток

питательных

веществ,

двигательная

активность

плода,

напротив, снижается, и его развитие тормозится.

Умеренные стрессы детства, возникающие при игровом общении детей,

положительные

и

отрицательные

эмоции,

формирующиеся

в

процессе

знакомства

ребенка

с

окружающим

миром,

двигательная

активность

и

периодические

охлаждения

могут

способствовать

физиче скому,

эмоциональному и интеллектуальному развитию. “Заблуждение, - считает

И.А.Аршавский (1975) – что комфорт – это благо и только благо, что человеку

нужно щадить себя и стараться экономить силы”. Повторные и умеренные

стрессы,

совершенствуя

стресс-лимитирующие

системы,

могут

повышать

устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными

стрессами.

Выявлено,

что

умеренные

стрессы

могут

способствовать

повышению

наст роения

и

работо спо собно сти,

о бе с п еч и ва ют

обезболивающий

эффект,

что

представляется

важным

в

периоды

повышенных требований к организму человека: на экзаменах, олимпиадах,

конкурсах, зачётах, при публичных выступлениях и т.д.

Каковы признаки стресса? Симптомы стрессов могут быть разными:

раздражительность,

головные боли,

заболевание (особенно по выходным дням или во время праздников),

бессонница,

усталость, вялость.

Если больше полугода даже длительный сон и отдых вас не освежают,

вы чувствуете себя разбитым, снижается способность к сосредоточению,

11

слабеет память, мучают простуды и аллергии – это “синдром хронической

усталости”.

Хроническая

усталость

держит

клетки

в

постоянном

напряжении,

вынуждая

их

использовать

свои

энергетические

запасы.

Вследствие

этого

кожа

ощущает

нехватку

необходимых

микроэлементов,

минеральных солей, витаминов. Портится цвет лица, появляются признаки

раннего

старения,

что

особенно

огорчительно

для

женщин

и

тем

дополнительно создает психологическое напряжение.

Наш организм четко реагирует на наши эмоции. Особенно негативные

“затяжные”,

сохраняющиеся

долгое

время.

Ученые

выявили,

что

многие

эмоции как бы базируются в органах человека. Например, гнев “разъедает”

печень, от страха страдают почки. Люди-критиканы часто мучаются от болей

в суставах. Обида разъедает изнутри либо весь организм, либо какой-то один

орган и в итоге может привести к онкологическому заболеванию.

Инфаркт миокарда у руководящего работника означает, что человек

занимал не свое место: ни морально, ни психически он был не в состоянии

руководить и принимать самостоятельные, ответственные решения, а потому

“сгорел на работе”.

Можно в качестве примера немного подробнее остановиться на такой

эмоции как страх. Представим себе, что человек испытывает сильный и

продолжительный

страх.

Включается

механизм

максимальной

экономии

энергии в почках, ее выделение уменьшается, т.е. концентрационная функция

усиливается,

выделяются

вещества,

вызывающие

устойчивое

повышение

давления. Таким образом, формируется почечная форма гипертонии. Можно

считать, что самая распространенная болезнь почек имеет в своей основе

именно этот механизм – застойная реакция энергии, при которой почки

работают

с

максимальной

нагрузкой.

Следствием

этого

является

срыв

адаптационных возможностей данных механизмов, и они отказывают. Страх

крайне

необходимая

для

выживания

эмоция.

Вместе

с

тем,

когда

он

становится главной, страх, если он вытеснен и не осознаваем, начинает

говорить

с

нами

языком

своего

органа

почек.

Это

проблема

очень

эмоциональных людей, проявляющих большую заботу о других, бессильных

в своей сфере деятельности или в отношениях с другим человеком. Эти люди

часто

испытывают

разочарования

и

отчаяние,

когда

их

ожидания

не

оправдываются.

Ожидания

их

проблема,

они

не

могут

принять

действительность и обвиняют других в несправедливости (и весь мир также).

Все это заставляет жить в постоянном подсознательном страхе. У некоторых

людей в процессе работы с ними, при анализе, например, их сновидений и

другими путями удается установить импринт (первое яркое впечатывание

информации)

конкретный

устрашающий

образ.

Это

закрепившиеся

вследствие

подкрепления

ранние

детские

фантастические

видения,

чаще

всего

злая

колдунья

(проекция

устрашающей

матери

ребенка)

или

чудовище (проекции других устрашающих объектов – отца и прочих людей).

Таким образом, в случае страха, когда подсознание говорит не языком эмоций

12

и мыслей, а языком раннего детства, тело начинает говорить с нами языком

болезни почек.

То же самое происходит и с положительными эмоциями. На вопрос “Где

по вашим ощущениям у вас “живет” любовь?” наверняка, многие из вас

покажут на область груди или сердца.

Таким образом, любая наша эмоция отражается на нашем физическом

состоянии

и

мы

сами

в

ответе

за

состояние

своего

здоровья

и

своего

самочувствия. Как прав был литературный персонаж Козьма Прутков, сказав:

“Хочешь быть счастливым? Будь им!”

Как реагировать в стрессе? Как бы мы ни реагировали в стрессе, все

наши стили реагирования можно разделить на две группы:

ЗАЩИТА: люди

изо

всех

сил

пытаются

забыть

о

случившемся,

занимаются

чем-нибудь

посторонним,

чтобы

отвлечься,

предпочитают

подождать, пока со временем все разрешится само собой. В итоге, проблема

часто бывает не решена, она загоняется в угол, а у человека возникает

тревожность, начинают проявляться болезни.

СОВЛАДАНИЕ: трудности человека только мобилизуют, он составляет

план действий и приступает к его выполнению, рассматривает случившееся

как новое испытание своих возможностей, старается посмотреть на ситуацию

в ином свете, пытаясь отыскать хотя бы что-нибудь позитивное. Итогом

такого поведения является успех.

Как снять стресс? Чем быстрее педагог восстановит свои душевные и

физические силы после стресса, тем более эффективным он будет в течение

рабочего дня.

Существует много эффективных психотерапевтических способов снятия

стресса. Однако большинство из них может сделать только специалист, а

возможность пойти к ним бывает не всегда. Поэтому сейчас мы рассмотрим

некоторые способы и стратегии, которые можно делать самому, не опасаясь

нежелательных побочных эффектов.

Первый

и

наиболее

действенный

способ,

предложенный

нам

Н.В.Масловой – это побывать в своем месте покоя. Это такое место, в

котором вы в любое время, даже находясь на уроке, можете побывать и

почерпнуть

в

нем

силу,

спокойствие,

уверенность.

Сначала,

оно

требует

специально отведенного времени, но, когда вы его освоите, вам достаточно

13

будет просто вспомнить о нем и о тех состояния, которые вы испытывали,

находясь в своем месте покоя.

Упражнение “Место покоя”.

Есть такая методика, которая называется Симорон. В целом Симорон – это

система

мышления,

которая

помогает

видеть

в

окружающем

нас

мире

отражение собственных проблем. Представители данной системы считают,

что

если

мы

корректируем

то,

что

находится

вне

нас,

то,

само

собой

разумеется, что мы корректируем себя. Симоронисты говорят, что у личности

существуют

четыре

основные

ценности:

здоровье,

смелость

(или

спокойствие), душевный комфорт (эмоциональное равновесие), уверенность.

Для избавления от неурядиц ими предлагается не исправлять недостатки,

не искоренять их, а находить везде и во всем элементы здоровья, силы и

радости. Как это применить, если, к примеру, вы знаете, что сейчас идете в

группу, где с одним учеником у вас происходят конфликтные ситуации?

Перед

уроком

подумайте

об

этом

ученике

и

почувствуйте,

чего

ему

не

хватает, почему он так себя ведет? Если ему не хватает уверенности и он

прикрывает

это

маской

развязности,

то

мысленно

подарите

ему

эту

уверенность в виде какого-либо подарка. Образ этого подарка может быть

абсолютно любой, какой всплывает в вашем сознании. Главное, чтобы этот

подарок (и это вы тоже должны почувствовать) был ему приятен, чтобы он

ему в вашем воображении обрадовался. Дело сделано.

Существует шкала эмоций, которая показывает, какие эмоции помогают

учебе детей, какие мешают, какие сохраняют их здоровье, какие наоборот

приводят к нездоровью детей.

Для предупреждения возникновения негативных или стрессовых ситуаций

можно использовать “Метод двух шагов”. Перед встречей с трудным для вас

человеком задайте себе два вопроса и, естественно, искренне ответьте на них:

За какое качество я могу уважать этого человека?

14

Что я могу сделать, чтобы моя жизнь стала приятнее?

Ваши ответы помогут вам посмотреть на человека другими глазами и

сделать свою жизнь приятнее.

Упражнение “Шутка против манипулирования”. Ребята утомлены, многие

сидят с отсутствующим взглядом. В какой-то момент вы понимаете, что вас

никто не слушает, никто не проявляет интерес к тому, что вы говорите. Кто-то

вертится, кто-то разговаривает с соседом.

Неконструктивное поведение: Можно строго сказать: “Давайте будем

внимательными! Повтори, Маша, что я сказала

Конструктивный выход. Подбодрите, “встряхните” и развеселите класс.

Подняв настроение ребят какой-либо шуткой, ироническим замечанием или

коротким юмористическим рассказом, вы не только поднимете рабочий тонус

класса, но и сами хорошо отдохнете.

Дефицит времени – обычное состояние практически для всех педагогов.

Они постоянно жалуются на перегрузку и отсутствие времени. Перегрузка –

это

следствие

пересечения

многочисленных

заданий

и

проблем,

которые

стоят

перед

ним.

Его

задание

правильно

выбрать

личные

и

профессиональные приоритеты, не зависеть от суеты дня, не отвлекаться на

малозначимые

дела,

заниматься

саморазвитием,

самообразованием

и

полноценным отдыхом. Но нужно находить время для работы – условие

успеха, размышлений

источник

силы, чтения

основа

знаний, игры

секрет

молодости, любви

истинная

радость

жизни, дружбы

условие

счастья, мечты – путь к звездам, радости – музыка души.

Снять отрицательные последствия стресса помогут следующие действия:

Разрядка эмоций. Если нельзя сразу, то можно после события, наедине с

собой.

Выразите

вслух

или

письменно

(главное,

чтобы

чувства

были

облечены в слова) все, что вы хотите или хотели сказать. Можно даже побить

подушку, воображая, что это ваш обидчик.

Плач. Если хочется плакать – плачьте. Слезы приносят облегчение и снижают

боль.

Теплый душ. Теплая вода действует расслабляющее на мышцы, тем самым

снимая

напряжение.

Струи

воды

способствуют

также

релаксации

(расслаблению) путем легкого массирующего действия.

Физические упражнения. Они не только снимают стресс, но и позволяют

поддерживать организм в таком состоянии, когда повреждающее действие

возможного стресса будет минимизировано.

Релаксация. Стресс вызывает напряжение в мышцах, и расслабление мышц

приводит к снижению эмоционального напряжения.

15

Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость, а

иногда и просто позволяет не думать о том, что произошло. Это могут быть

ваши увлечения, физическая активность, музыка.

Жить настоящим моментом, делать упор в ощущениях на “здесь и сейчас”, а

не проигрывать вновь и вновь прошлые события и ожидать плохого будущего

(а из-за плохого настоящего оно другим чаще всего и не представляется).

Прошлого уже не существует, а будущего еще не существует. В Священном

писании сказано: “Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет

заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы”.

Упражнение

“Благодарение”.

Расположитесь

поудобнее,

расслабьтесь

и

закройте глаза. Понаблюдайте за дыханием, оно должно стать совершенно

спокойным.

Начинайте

благодарить

судьбу

за

те

дары,

которые

она

вам

преподнесла. Выполняйте это упражнение с установкой, что все-таки жить

лучше, чем умереть. Скажите себе сами: Благодарю судьбу за то, что я живу,

Благодарю за то, что могу дышать и ощущать жизнь всеми своими чувствами.

Какое счастье, что у меня есть глаза, которые могут видеть, уши, которые

могут слышать; язык и нос, которые могут ощущать вкус и аромат еды,

которую я вкушаю. Какое счастье, что у меня есть руки, которыми я могу

делать любые дела. Какое счастье, что у меня есть ноги, которые передвигают

меня туда, куда я захочу. Благодарю моих родителей, что они дали мне

возможность

появиться

на

свет

и

владеть

всем

этим.

Благодарю

моих

учителей, которые научили меня считать и писать, чувствовать и размышлять,

делать любое дело, рассказали о многом, из того, что есть в этой жизни.

Благодарю судьбу за то, что она дала мне моих друзей. Благодарю судьбу за

то, что она дала мне возможность любить, даже если эта любовь не была

взаимной.

Благодарю

жизнь

за

то,

что

в

ней

есть

красота

природы,

в

единении с которой можно испытывать блаженство. Благодарю жизнь за то,

что в ней есть дары искусства, которые сравнимы с дарами Богов.

Запомните ощущения, которые возникли в момент выполнения этого

упражнения и старайтесь прожить с этими ощущениями сначала один день,

потом два, потом неделю. А затем как можно дольше.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Г а н и ч е в а

И . В .

Те л е с н о - о р и е н т и р о в а н н ы е

п о д х о д ы

к

психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

2.

Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -

СПб., 2001.

16

3.

Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского,

М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

4.

Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

5.

Локалова

Н.П.

90

уроков

психологического

развития

младших

школьников. - М., 1995.

6.

Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

7.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.

– М., 2002.

8.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и

коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

9.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

10.

СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

11.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. –

М., 2003.

12.Малкина

Пых

И.Г.

Психосоматика:

Справочник

практического

психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992с.

13.Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. –

336с.

17



В раздел образования