Автор: Сироткина Ольга Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 140 г. Владивостока"
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа для старшего дошкольного возраста
Тема: "Волшебные нити"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 140 г. Владивостока»
Дополнительная образовательная программа для старшего
дошкольного возраста «Волшебные нити»
Разработала:воспитатель высшей категории
Сироткина О.К.
г.Владивосток
2012 г.
Введение
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспе-
чить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно
подготовить его к школе.
Одним из аспектов развития дошкольника является сенсомоторное раз-
витие и подготовка руки к письму. Кроме этого, учеными доказано, что уро-
вень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тон-
кие движения пальцев.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллекту-
альной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высо-
кий уровень сенсомоторного развития, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Родители
и
педагоги,
которые
уделяют
должное
внимание
играм,
упражнениям,
различным
заданиям
на
развитие
координации
движений
руки и сенсомоторики, решают сразу 2 задачи: во-первых, косвенным об-
разом влияют на общее развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению
навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школь-
ного обучения.
2
Пояснительная записка
Составная органическая часть трудового воспитания в ДОУ – художе-
ственный труд, который позволяет развивать у детей начало конструкторских
умений и способствовать всестороннему духовному развитию. В программе
детского сада этот предмет занимает равное по значению место среди дру-
гих образовательных областей. В плане познавательно-речевого и художе-
ственно-эстетического развития ребенка значение ручного труда огромно. Но
в дошкольном возрасте очень важную роль играет сенсомоторное развитие,
а именно уровень развития мелкой моторики, как ступенька для подготовки
руки к письму.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в стар-
шем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается со-
зревание
соответствующих
зон
головного
мозга,
развитие
мелких
мышц
руки. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыков письма. Техника этого сложного для детей
процесса требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также
хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой мотори-
ки и сенсорики может привести к возникновению негативного отношения к
учебе, тревожного состояния ребенка в школе, поэтому в дошкольном воз-
расте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, со-
здать условия для накопления ребенком двигательного и практического опы-
та, развития навыков ручной умелости.
Данная
программа
художественно-эстетического
направления
имеет
целью сенсомоторное развитие и подготовка руки к письму.
3
Задачи программы: сформировать у дошкольников умение изображать
предметы, передавая их форму, цвет, величину, строение и пропорции, в не-
традиционной технике; развивать практические умения и навыки владения
иглой и ножницами; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие акку-
ратность, а также эстетическое восприятие и художественный вкус.
Таким образом, программа направлена на общее гармоничное разви-
тие ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностя-
ми, подготовку к успешному обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Содержание программы
Программа
построена
на
тематическом
принципе
образовательного
процесса, с учетом интеграции основных областей, что позволяет легко вво-
дить региональные и локальные компоненты с учетом специфики учрежде-
ния.
Перспективный календарно-тематический план следует рассматривать
как примерный. Тему, содержание работы, формы и методы можно менять
полностью или частично, исходя из особенностей ДОУ. Тема отражается в
подборе материалов как в группе, так и в центрах развития примерный план
содержит 23 лексические темы. Занятия проводятся 1 раз в одну или две не-
дели продолжительностью 30-40 минут.
Программа основана на личностно-ориентированном подходе к каждо-
му ребенку с учетом его физических, психических качеств и рассчитана на 2
года для детей старшей и подготовительной группы. Отличительной особен-
ностью является то, что основной вид занятий – практический.
Для реализации программы первостепенное значение имеют:
4
- создание в группе доброжелательной атмосферы успеха;
- креативность и вариативность занятий, позволяющие развивать твор-
чество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
-забота о безопасности, эмоциональном благополучии и всестороннем
развитии детей;
- взаимодействие с социумом;
- организация культурно- досуговой деятельности.
Материал строится по принципу: от простого к сложному и охватывает
все
формы
организации
художественной
деятельности:
индивидуальную,
подгрупповую, выставка и творческий конкурс.
Основная структура занятия:
1.
Орг. момент (художественное слово: загадка, чтение сказки, сти-
хотворение, рассказывание)
2.
Организация рабочего места.
3.
Повторение или закрепление пройденного материала.
4.
Организация и проведения занятия
4.1.
Инструктаж: вводный-перед началом, текущий-во время выпол-
нения, заключительный – по окончании работы.
4.2.
Практическая часть
4.3.
Физкультминутка
4.4.
Заключительный этап работы
4.5.
Приведение в порядок рабочего места
4.6.
Итог работы (выставка поделок).
Цикл занятий состоит из двух разделов:
- овладение техникой изонити; изображение углов, моделирование с
их использованием образов;
5
- изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити,
моделирование с их использованием образов.
Создание условий для художественного труда.
Изготовление поделок- это не только выполнение определенных дви-
жений. Эти занятия позволяют работать над развитием практического интел-
лекта: учат детей анализировать задание, планировать под его выполнения.
При этом активно работает воображение. Для всех поделок используются до-
ступные материалы: бумага и картон разных видов, текстиль, природные, так
называемые бросовые материалы. Создаваемые образы вызывают положи-
тельный эмоциональный отклик детей, превращая занятие в веселое занима-
тельное дело.
Очень важно создать необходимые условия для детской художе-
ственной деятельности. В некоторых детских садах имеются специально –
оснащенные кабинеты технического и художественного творчества, где уже
созданы условия для организации этого вида деятельности: расставлены сто-
лы, разложен материал, игрушки, инструменты и другие дополнительные ма-
териалы,
подобраны
игры,
наглядно-дидактический
материал.
Где
также
имеется возможность показывать детям слайды, просматривать диски, ис-
пользуя мультимедийное оборудование.
Но, как правило, специального места для занятий по ручному труду не
выделяется, и специальные столы для работы не ставятся, а используются те
же столы, за которыми дети занимаются. С учетом здоровье сберегающих
технологий для предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата
мебель должна быть правильно подобрана согласно маркировке и ростовой
категории каждого ребенка.
6
Также необходимо выделить место, где можно удобно расположить ма-
териалы и оборудование, необходимые для работы.
В старших группах целесообразно организовать уголки (центры) худо-
жественного труда, где имеются шкафы, стеллажи и полки. Выделяется также
место для периодически меняющихся выставок (альбомы с образцами, дет-
ские поделки, работы родителей, воспитателей и др.) На верхней закрытой
полке можно отвести место для хранения материалов и оборудования для
работы с бумагой и картоном (клей, краски, кисти, карандаши, линейки, сал-
фетки, ножницы и пр.). Для удобства пользования и придания эстетического
вида можно на коробки приклеить маленькие изображения тех предметов,
которые в них лежат.
В целях охраны жизни и здоровья детей на отдельной полке располага-
ется все необходимое для шитья: коробки с набором ниток, пуговиц, кусками
различных видов тканей, альбом с образцами тканей, шаблоны и т.п. Для
удобства коробки для хранения игольниц с иглами, пуговиц, ниток внутри по-
делены на ячейки и находятся в большом отдельном ящике для ручного тру-
да.
Применяя мультимедийное оборудование для активации внимания до-
школьников желательно использовать Интернет- материалы, слайды, а также
фрагменты обучающих программ на CD и DVD дисках.
В работе с детьми немаловажное значение имеет создание доброже-
лательного, эмоционально благополучного климата в группе. Реализуя дан-
ную программу, помните о том, что все дети должны быть успешны. Ста-
райтесь создать обстановку ожидания радостного и интересного, сами вклю-
чайтесь в деятельность детей, поощряйте детскую инициативу, всячески под-
держивайте интерес. Чаще вместе с ними рассматривайте альбомы, иллю-
страции, помогайте им.
7
Работа приведет к большему успеху, если вы сумеете подключить к ней
родителей. Хорошо, если они будут в курсе того, чем вы занимаетесь с
детьми. Чаще предлагайте им изготовить различные материалы и пособия,
чаще показывайте им результаты детской деятельности, организовывайте вы-
ставки работ, участвуйте в творческих конкурсах вместе с детьми.
Организация рабочего места
Для занятий художественным трудом необходимо подготовить матери-
алы, инструменты, оборудование и организовать рабочие места как для вос-
питателя, так и для детей. Все рабочие места оснащаются одними и теми же
предметами.
Для работы детям потребуются: иголки с широким ушком (вышиваль-
ные) длиной 4 см., цветные катушечные нитки № 20-40, ножницы, игольни-
цы, цветной картон, скотч, трафареты. Также необходимо иметь дополни-
тельно: короткое шило либо булавка, подложка для подкладки во время про-
калывания
отверстий,
чтобы
не
испортить
поверхность
стола.
Функцию
подложки может выполнять кусок пенопласта либо гофрированного картона
(можно б/у упаковки: ящика, коробки) толщиной не менее 5 мм. Трафареты
устанавливаются самим взрослым из плотного картона нанесенными по кра-
ям отметками. Необходимо иметь трафареты углов, количество отметок по
сторонам которых должно быть одинаковым. Трафареты овалов, окружно-
стей разного радиуса также должны иметь, но уже разное число делений.
Можно использовать в качестве вышеназванных трафаретов линейки, но для
дошкольников это менее удобно. Для изображения дуг, овалов, завитков луч-
ше брать лекала. Альбомы детских работ, образцов, фотографий оформляют-
ся педагогом. Для художественного труда потребуется такой расходный мате-
риал как клей, краски, карандаши, текстиль, цветная бумага разной фактуры,
8
природный, бросовый и другой материал в зависимости от выбранной тема-
тики.
Приступая к работе, надо правильно организовать свое рабочее место,
для чего:
- подобрать необходимые инструменты, материалы и приспособления;
- удобно и безопасно расположить их.
Методические рекомендации
Работу целесообразно проводить по подгруппам, поскольку так удоб-
нее организовать детей, осуществить индивидуальный подход, а также в це-
лях безопасности. Общее время художественного труда, включая подготовку
и уборку рабочего места, не должно превышать 45 минут. Данную работу же-
лательно проводить не чаще, чем 1 раз в одну-две недели. Естественно, что
кроме целенаправленной, систематической планируемой работы дети долж-
ны заниматься самостоятельно и индивидуально. Формой занятия является
свободное творчество при выполнении как индивидуальных, так и коллек-
тивных работ. Учитывая психофизические особенности и возможности детей
педагог должен стоять на позиции сотрудничества, партнерства с ребенком.
Хорошими приемами являются: положительная оценка работы, подчеркива-
ние успеха малоактивного ребенка, поощрение, похвала, взаимооценка; ор-
ганизация деятельности: приучение, показ, упражнение подражание, взаи-
мообучение, пример, разъяснение. Необходимо хорошо знать особенности
каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент заня-
тий. Во время работы нужно делать перерывы для релаксирующих упражне-
ний (физкультминутки, пластические этюды, пальчиковая и дыхательная гим-
настика).
9
Работу по художественному труду необходимо начать со знакомства с
инструментами и правилами работы с ними, обращая особое внимание на ТБ
(инструктаж). В начале занятия можно загадать загадку, прочитать стихотво-
рение, рассказать сказку, после чего рассмотреть инструменты (иглу, ножни-
цы). Практическая часть первого развития включает в себя вдевание нитки в
иголку и развязывание узелка. Поскольку мелкая моторика, глазомер, внима-
ние, усидчивость у дошкольников пока еще развиты слабо, многие из них на
первоначальном этапе работы испытывают трудности. Здесь очень важным
является создание хорошего настроя у ребят в ожидании результата, в любой
момент оказание им помощи, поддержки, будь то показ, одобрение, похвала
или совет.
Следующим этапом работы в технике изонити необходимо заинтересо-
вать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать
им о разных способах изображения предметов, сравнить их и предложить
новый-изонить. Покажите образцы работ, детские поделки, объясните способ
вышивания на картоне. Рассказав об этом всем подробно, можно перейти к
наглядному показу детям выполнения в технике изонити простейших рисун-
ков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждый свой
шаг.
Определив правила работы, можно перейти к самостоятельному вы-
полнению детьми сначала простых, затем более сложных работ. В задачи пе-
дагога на этом этапе входят советы, напоминание, показ приемов на своей
работе. Большое значение имеет пример сверстника, т.к. у кого-то получается
лучше, а у кого-то хуже. Можно посоветовать обратиться к помощи товарища,
у которого работа лучше спорится.
10
При этом не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначитель-
ный успех. Старайтесь вселить в него уверенность в то же время ненавязчиво
приучайте его к аккуратности, старанию, усидчивости и терпению.
Перед тем, как приступить к занятиям с изонитью, не забудьте подгото-
вить рабочее место, провести перед началом практической работы-вводный,
во время выполнения – текущий, по окончании – заключительный инструк-
таж и привести в порядок рабочие места. Занимаясь с детьми, постарайтесь,
чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы нужно расставить
так, чтобы вы могли видеть всех детей, а они могли, в свою очередь, видеть
друг друга и свободно общаться между собой.
Работа с тканью.
Начать обучение детей работе с тканью можно с рассматривания неко-
торых видов тканей, рассказа об их производстве. Опытно-исследовательская
деятельность
расширяет
и
поддерживает
познавательный
интерес
детей,
способствует развитию речевой активности, коммуникативности, любозна-
тельности. В практической части данной работы можно провести различные
опыты с ткань. Исходя из имеющегося оборудования по ОЭД (рассматрива-
ние образцов ткани через лупу, определение смачиваемости, других свойств
и качеств).
Следующий этап-изготовление салфетки из лоскутов х/б ткани («поло-
тенец», «шарфиков» для кукол). Предварительно вырезанные заготовки с
прочерченными на них линиями по краям карандашом раздаются детям.
Перед началом практической работы необходимо показать им, как держать
ткань и вытягивать нитки булавкой длиной 4.5 см. с шариком на конце, делая
бахрому по краям. Чтобы изделие получилось более эффектным, можно
11
предложить оформить вместе с родителями дома, наклеив на него различ-
ные элементы украшений из тесьмы, ткани и других материалов.
Третий этап в этом направлении – пришивание пуговиц. Практика пока-
зывает, что детям дошкольного возраста очень тяжело выполнять эту трудо-
вую операцию. Поэтому сначала необходимо заинтересовать детей, расска-
зать об истории пуговиц, их назначении, показать различные формы и виды.
Используя исследовательские технологии, можно провести опыты по изуче-
нию свойств материалов, из которых сделаны пуговицы, в качестве практиче-
ской части. На следующем занятии можно предложить ситуацию, из которой
дети сами должны найти выход и решить с чего начать, что делать и как, ка-
кие материалы использовать (оторвалась пуговица, использовать пуговицу
как недостающий элемент предмета и др.) вначале дошкольники пришивают
большие плоские пуговицы с двумя отверстиями, в подготовительной группе-
с четырьмя и на ножке. В качестве основы для пришивания на начальном эта-
пе в старшей группе лучше взять картон, а в подготовительной- ткань. Из со-
ответствующего материала можно вырезать фигурки животных, цветы, пред-
меты одежды и др., а пуговицы будут выполнять роль недостающих частей,
элементов, украшений. Можно ткань наклеить на картон и совместить труд с
ИЗО-деятельностью (рисованием, аппликацией).
Внутри каждой подгруппы выделяются дети с относительно высоким
уровнем владения техническими навыками, со средним и низким уровнем.
Осуществляя разноуровневый подход к детям, необходимо учитывать потен-
циальные возможности каждого ребенка: кому-то необходим полный (ино-
гда и поэтапный ) показ последовательности выполнения задания, кому-то
требуется еще и дополнительный индивидуальный показ, а некоторым ребя-
там достаточно и частичного попутно с решением основных для этого вида
деятельности задач необходимо знакомить дошкольников с новыми слова-
12
ми, уточняя их лексические и грамматические оттенки, активизировать в
речи
названия
предметов,
действий
и
признаков,
различие
конструкции
предложений.
Работу в данном направлении нужно построить так, чтобы в процессе
деятельности у ребят формировались такие качества, как инициативность,
наблюдательность,
любознательность,
находчивость,
коммуникативность.
Главное для ребенка - это преодоление трудностей, развитие творческого на-
чала, радость творчества, приобретение трудовых навыков.
Один из интереснейших видов художественного труда
«изонить».
Одним из распространенных видов народного творчества является вы-
шивка. Для вышивания используют цветные нитки и ткань, но можно выши-
вать и на картоне.
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в со-
здании художественного образа путем пересечения нитей на картоне. Для
работы необходим цветной картон в качестве фона, на котором выполняется
изображение и нитки. Нитки могут быть различного цвета и назначения
(ирис,
мулине,
швейные).
Также
понадобятся:
игла,
ножницы,
шило
и
подложка.
Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого воз-
раста, заниматься изонитью легко, при этом развивается мелкая моторика,
глазомер, координация движений пальцев и кистей рук.
Как и в любой другой деятельности в этом виде художественного труда
нельзя обойтись без анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Без этого дети
13
не научатся отличать оригинальное, видеть элементы изображения как це-
лые, так и части, недостатки конструкции.
На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к
умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень
важно для развития творческого мышления ребенка. При рассматривании
дети определяют вершину угла, его правую и левую стороны, «лицо» и из-
нанку изделия. На лицевой стороне в результате пересечения нитей получа-
ется подобие треугольника с одной вогнутой стороной либо круг, а на изна-
ночной – только стежки (в виде пунктирной линии), идущие по сторонам угла
либо окружности соответственно.
Размер картона на первом этапе обучения должен быть примерно
10х15 см. (половина листа А4), т.к. большой лист мнется и его неудобно пово-
рачивать при работе, чтобы следить за положением нити на обеих сторонах.
Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем
окружности, поэтому начинать следует в старшей группе именно с изображе-
ния углов. Сначала надо научить детей вышивать один угол, затем компози-
цию из двух и более углов и далее смежные углы. После приобретения навы-
ка выполнения углов изонитью переходят к изображению окружностей.
Подготовка к работе
1.
На
лист
картона
с
изнаночной
стороны
нанести
рисунок
(угол,
окружность, дугу или овал). Можно использовать трафарет или ли-
нейку.
2.
Положив на подложку картон, шилом (булавкой) наколоть дырочки
по трафареты или линейке. На лицевой стороне будут отверстия, по-
вторяющие рисунок на изнанке.
14
Последовательность изображения углов
Внимание! Число дырочек по обеим сторонам угла должно быть оди-
наково.
1.
С изнаночной стороны вводим иглу с ниткой в нижнее отверстие од-
ной из сторон угла т. 0, рис. 1-1.
2.
С лицевой стороны иглу направляем в вершину угла (длинная до-
рожка) 0-0', рис. 1-2.
3.
С изнаночной стороны вводим иглу во второе отверстие от вершины
угла (опускаемся по стороне угла в соседнюю дырочку, делая ко-
роткую дорожку) 0' – 1, рис. 1-3.
4.
С лицевой стороны шьем сверху-вниз-наискосок от одной стороны
угла к другой, для чего вводим иглу во второе отверстие снизу про-
тивоположной стороны угла 1'-1, рис. 1-4.
5.
С изнаночной стороны делаем короткую дорожку, направляя иглу в
ближайшую дырочку из второй в третью снизу, поднимаясь по сто-
роне угла 1-2, рис. 1-5.
6.
На лицевой стороне из третьего нижнего отверстия направляем иглу
в третье сверху отверстие на другой стороне угла (снизу-вверх-наи-
скосок 2-2', рис. 1-6.
7.
С изнанки опускаемся на одну короткую дорожку вниз по стороне
угла 2'-3', рис. 1-7.
8.
На лицевой стороне ведем иглу из четвертого сверху отверстия наи-
скосок в отверстие другой стороны угла 3'-3, рис. 1-8.
9.
С изнанки иглу направляем вверх в соседнее ближайшее отверстие,
делая короткий стежок 3-4, рис. 1-9.
10.На лицевой стороне иглу выводим из отверстия 4 и вставляем в от-
верстие 4' (сверху-вниз-наискосок) 4-4', рис. 1-10.
11.С изнаночной стороны иглу направим в самое нижнее (крайнее) от-
верстие одной из сторон угла, делая короткую дорожку 4'-5, рис. 1-
11.
15
12.На лицевой стороне делаем последнюю самую длинную дорожку по
стороне угла, направляя иглу снизу вверх в вершину угла 5'-0', рис. 1-
12.
13.Зафиксировать конец нити скотчем на изнанке и обрезать её.
На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь с одной стороны
угла на другую. На изнанке стежки идут строго по одной стороне вниз, а по
другой – вверх (по пунктиру).
Вышивание окружностей
Внимание! начать работу можно с любой точки окружности, но необхо-
димо помнить направление вышивания и длину заданной в начале работы
хорды. Число отверстий надо запомнить, чтобы потом, когда надо будет за-
менить нитку, восстановить её. Величина вышитого угла зависит от длины
хорды-линии
между
двумя
точками
окружности:
чем
короче
хорда,
тем
больше внутренний круг, тем уже его каемка.
1.
Начнем работу над окружностью с хордой, равной 3 отверстиям.
Для этого, введем с изнаночной стороны иглу в любое отверстие и
направим её в третье по счету от начала (например, направление
вышивания-по часовой стрелке) 0-3, рис. 2-1.
2.
С изнаночной стороны направление вышивания меняется на обрат-
ное (зеркальное отражение), поэтому иглу вставим в ближайшее
против часовой стрелке отверстие 3-4, рис. 3-1.
3.
Выводим иглу на лицевой стороне и направляем назад во второе от-
верстие от начала вышивания так, чтобы нити перекрещивались 4-1,
рис. 2-2.
4.
С изнаночной стороны иглу вводим в отверстие рядом, делая ко-
роткий стежок 1-2, рис. 3-2.
16
5.
На лицевой стороне выведем иглу и, сохраняя заданную величину
хорды, направим её в 5 дырочку, продвигаясь вперед по часовой
стрелке 2-5, рис. 2-3.
6.
С изнанки иглу вставим в соседнее отверстие (короткая дорожка) 5-
6, рис. 3-3.
7.
На лицевой стороне начинаем присоединять уголки для чего иглу
направить по хорде 6-3, рис. 2-4.
8.
С изнанки вставим иглу в соседнюю дырочку, обратив внимание на
пунктирные дорожки, идущие по окружности 3-4, рис.3-4.
9.
Вышедшую иглу направить 4-7, рис. 2-5.
10.С изнаночной стороны делаем короткий стежок, вставив иглу в бли-
жайшее отверстие 7-0, рис. 3-5.
11.На лицевой стороне иглу направим 0-5.
12.С изнанки будет короткий стежок 5-6, рис. 3-6.
13.На лицевой стороне иглу введем 6-1, рис. 2-7.
14.На изнанке сделаем короткую дорожку 1-2, рис. 3-7.
15.На лицевой стороне заканчиваем работу, делая иглой последнюю
хорду 2-7, рис. 2-8.
16.На изнанке отчетливо видна вышитая окружность (либо «пунктирная»
окружность). Конец нити нужно закрепить скотчем и обрезать ножни-
цами рис. 3-8.
Рис.1.
Последовательность выполнения угла.
17
Рис. 2.
Схема изображения окружности с хордой, равной 3 отверстиям.
Рис. 3.
Схема изображения окружности с хордой, равной 3 отверстиям.
18
19
Предполагаемые результаты
1.
Получение детьми необходимых знаний и практических навыков
для создания оригинальных изделий в технике изонити.
2.
Участие в выставках и конкурсах детского творчества.
3.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам.
4.
Развитие необходимого уровня интерактивных качеств дошкольника
необходимых для успешного обучения в школе.
20
Приложение
21
1.
Перспективный тематический план работы
Месяц
Неделя
Лексическая
тема
Название или содержание
работы
Формы работы и методические
приемы
Старшая
группа
Подготови-
тельная
группа
I
II
III
IV
V
VI
Сентябрь
I
II
Обследование
детей.
Знакомство с
инструмента-
ми. ТБ. Введе-
ние нитки в
иголку.
«Солнце».
Рассматривание
инструментов,ТБ.
Рассказыва-
ние сказки о принцессе Иголоч-
ке.
Загадки,
чтение
стихов,
рассказов.
Разучивание
посло-
вицы «Куда иголка туда и нит-
ка».
Д/и:
«Каждой
вещи
свое
место»,
«Опасно
-
неопасно».
Настольные игры: «Все работы
хороши», «Подбери и назови».
Памятка для родителей «Азбука
сверхбезопасности». Консульта-
ция «Роль ручного труда в жиз-
ни ребенка».
III
Детский сад.
«Полотенце».
Экскурсия по д/с. Рассматрива-
ние
фотографий
сотрудников
д/с.
Беседа
«Кто
работает
в
д/с».
Чтение,
рассказывание,
составление
рассказов.
Д/и:
«Кто
что
делает»,
«Кому
что
нужно». Настольная игра «Про-
фессии». С/р игра «Д/с». Анкета
для
родителей
«Особенности
воспитания в семье ребенка с
проблемами речи».
IV
Игрушки.
«Мяч».
Рассматривание
игрушек,
ОЭД
(свойства дерева, металла, пла-
стика). Загадки, чтение. Состав-
ление описательных рассказов,
обыгрывание ситуаций. Д/и «С
чем нельзя играть», «Что где ле-
жит».
Настольная
игра
«Куби-
ки».
Игра
с
конструктором.
Консультация
для
родителей
«Об
опрятности
и
аккуратно-
сти». Экскурсия в магазин игру-
шек.
22
Октябрь
I
Части тела.
Вдевание нит-
ки в иголку.
Завязывание
узелка.
«Клоун».
Рассматривание наглядного ма-
териала «Человек», гимнастика
для глаз. Знакомство с профес-
сией швеи. Беседа «Нитки вся-
кие нужны, нитки разные важ-
ны»,
ОЭД:
горит
–
не
горит
шерсть,
хлопок,
синтетика.
За-
гадки,
чтение,
составление
рассказов,
ситуаций
и
ихобы-
грывание.
Д/и: «Мотанечка»,
«Разбери по цвету», «Доскажи
словечко». С/р игра «Поликли-
ника». Консультация для роди-
телей «На зарядку становись!».
Анкета
«Место
физкультуры
в
вашей семье».
II
Умывальные
принадлежно-
сти.
Рассматривание иллюстраций в
«Азбуке
здоровья».
Беседа
«Посылка Мойдодыра». Мими-
ческая гимнастика. Плакат «Эти-
кет
для
малышей».
Загадки,
чтение.
Д/и
«Доскажи
словеч-
ко», «Для чего что». Настольные
игры
«Угадай
настроение»,
«Этикет
для
малышей».
С/р
игра «Семья». Консультация для
родителей
«Полезные
советы:
зубная щетка», «Формирование
культурно-гигиенических
навы-
ков».
III
Овощи. Фрук-
ты.
«Морковка».
«Ваза с фрук-
тами».
«Огурцы».
«Тарелка с
фруктами».
Рассматривание
иллюстраций,
муляжей.
Беседа
о
труде
ово-
щеводов и садоводов. Загадки,
чтение, разучивание поговорки
«Лук от семи недуг», составле-
ние
описательных
рассказов.
Д/и
«Чудесный
мешочек»,
«Определи на вкус» (ОЭД), «На-
зови
растения-
лекари».
На-
стольные игры «Где что растет»,
«Фруктовый сад», «Собери уро-
жай», «Домино», «Лото», «Сло-
жи
целое».
Анкета
для
роди-
телей
«Валеология
в
вашей
жизни»,
экскурсия
в
магазин
«Овощи - фрукты». Беседа о ви-
таминах.
23
IV
Грибы. Ягоды.
«Гриб».
«Ягода»
(слива,
вишня).
Рассматривание
иллюстраций,
открыток и муляжей. Беседа о
грибах, ягодах. Загадки, чтение,
составление рассказов, разучи-
вание
поговорки
«Назвался
груздем
–
полезай
в
кузов».
Д/и:
«Съедобный
-
несъедоб-
ный», «Доскажи словечко». На-
стольные
игры:
«Грибная
охо-
та»,
«Лото»,
«Собери
грибы»,
«Съедобный
грибок
положи
в
кузовок». Консультация для ро-
дителей: папка – ширма «Зна-
комые
незнакомцы»,
«Совету-
ем приготовить».
Ноябрь
I
II
Осень.
Лиственные де-
ревья.
«Зонтик».
«Кленовый
лист».
Рассматривание
иллюстраций,
картин,
фотографий
Красной
книги. Беседа об осени, слуша-
ние
музыки
«Времена
года»
П.И.Чайковский.
Загадки,
чте-
ние, составление рассказов, ра-
зучивание поговорки «Весна да
осень – на дню погод восемь».
Д/и
«Скажи
п о - д р у г о м у » ,
«Определи дерево по коре, ли-
сту, плодам (ОЭД). Настольные
игры «Что где растет», «Време-
на года». Беседа с родителями
«Куда пойти в выходной день».
Экскурсия в осенний лес, сбор
природного материала.
III
Одежда.
Пришивание
пуговиц с дву-
мя отверстия-
ми.
Моделиро-
вание оде-
жды с при-
шиванием
пуговиц.
Рассматривание
пуговиц,
ОЭД
(свойства тканей и материалов),
а
также
иллюстраций
предме-
тов
одежды.
Загадки,
чтение,
рассказывание,
обыгрывание
ситуаций,
составление
расска-
зов,
разучивание
пословицы
«Без труда не вынешь и рыбку
из пруда». ТБ и «Азбука сверх-
безопасности».
24
IV
Обувь, голов-
ные уборы.
Д/и: «Найди такой же», «Подбе-
ри и назови», «Отбери по фор-
ме, цвету, величине, количеству
и
материалу»,
«Скажи
наобо-
рот». Настольные игры: «Кому
что нужно», «Профессии», «Все
работы
хороши»,
« Л о то » .
Консультация
для
родителей
«Как
правильно
одеть
ребен-
ка»,
«Гигиенические
требова-
ния к детской одежде».
V
I
Домашние и
дикие живот-
ные.
«Собачка».
«Заяц». (При-
шивание пу-
говиц).
«Кошка».
«Мед-
ведь».
(Пришива-
ние пуго-
виц).
Рассматривание
иллюстраций,
картин
и
фотографий
Красной
книги («Дикуша»). Беседа о жи-
вотных.
Художники-
иллюстра-
торы. Загадки, чтение, составле-
ние рассказов. Д/и: «У кого что,
кто», «Чей, чья, чье, чьи». На-
стольные
игры
«Зоопарк»,
«Лото», «Мозаика», «Ералаш»,
«Земля и ее жители». С/р игра
«Цирк».
Консультация
для
ро-
дителей
«Что
необходимо
по-
мнить при общении с животны-
ми, экскурсия в зоопарк, цирк.
Декабрь
II
III
Домашние и
зимующие пти-
цы.
«Птица».
«Птица».
Рассматривание
иллюстраций,
картин
и
фотографий
Красной
книги («Дикуша»). Беседа о пти-
цах. Загадки, чтение, разучива-
ние
пословиц,
поговорок,
со-
ставление рассказов. Художни-
ки – иллюстраторы (рассказыва-
ние). Д/и: «Летает – не летает»,
«Я знаю 5 названий …», «Скажи
по-другому».
Настольные
игры
«Лото»,
«Кто
чем
питается»,
«Сложи
картинку».
Консульта-
ция для родителей «Поможем
птицам
зимой».
Изготовление
кормушек и подкормка птиц.
25
IV
Зима. Хвойные
деревья.
«Сосна»
(кедр).
«Новогод-
няя елка».
Рассматривание
иллюстраций,
картин
и
фотографий
Красной
книги. Беседа о зиме, хвойных
деревьях,
ОЭД:
определи
по
коре
и
хвое
дерево.
Загадки,
чтение, составление рассказов.
Настольные игры: «Лесная про-
гулка», «Где что растет». Анкета
«Изобразительное
творчество
ребенка в семье». Консультация
«Профилактика гриппа», подго-
товка к утреннику.
Январь
I
II
Новый год.
Зимние заба-
вы.
«Снежинка».
«Снего-
вик».
Рассматривание картин. Беседа
«Откуда
пришел
праздник».
Слушание и повторение песен,
чтение,
загадки,
составление
рассказов.
Настольные
игры
«Времена
года»,
«Мои
люби-
мые
сказки»,
«Сложи
картин-
ку». С/р игра «Праздник в се-
мье».
Консультация для роди-
телей «01 сообщает». Экскурсия
на городскую елку. Выставка ра-
бот.
III
IV
Дом.
Мебель.
«Дом».
«Дом».
«Стул».
Рассматривание иллюстраций и
предметов
мебели.
Беседа
о
доме
и
мебели.
Загадки,
чте-
ние, разучивание пословицы «В
гостях хорошо, а дома лучше»,
составление
рассказов.
Разы-
грывание и обсуждение ситуа-
ций «Один дома», «Чрезвычай-
ные
ситуации».
ОЭД
(свойства
материалов). Д/и «Определи по
звуку»,
«Из
чего
какой».
На-
стольные игры «Чрезвычайные
ситуации»,
«Подбери
и
назо-
ви». С/р игра «Стройка». Игрыс
конструктором. Беседа с роди-
телями
о
безопасности
детей
дома. Плакат о пожарной без-
опасности.
26
Февраль
I
II
Посуда.
Продукты.
«Ваза».
«Мороже-
ное».
Рассматривание
иллюстраций,
натюрмортов. Беседа о посуде
и
продуктах.
Загадки,
чтение,
заучивание
пословиц,
погово-
рок, составление рассказов. Д/и
«Определи на вкус (ОЭД)», «Что
из
чего
какое»,
« С о с т а в ь
праздничное
меню»,
«Серви-
ровка стола». Настольные игры:
«Маленькая
хозяйка»,
«Этикет
для малышей». С/р игра «Мага-
зин»,
«Праздник
в
семье».
Консультация
для
родителей
«Этика
поведения
за
столом»,
анкета «Питание в д/с». Посе-
щение магазина.
III
IV
День защитни-
ка Отечества.
Животные Се-
вера и жарких
стран.
«Звезда».
«Гвоздика».
Рассматривание
иллюстраций
папки «Защитники Родины». Бе-
седа о 23 февраля и военных
профессиях.
Слушание
и
разу-
чивание песен, стихов. Загадки,
чтение,
составление
рассказов
по памяти. Спортивный празд-
ник.
Д/и
«Подбери
признак
к
предмету», «Скажи наоборот».
С/р игры «Пароход», «Семья».
Папка-ширма
для
родителей
«23 февраля». Выставка детских
работ. Экскурсия к памятникам
Защитников Отечества.
Март
I
II
Весна, 8 Марта.
Семья.
«Весенний бу-
кет».
Открытка
маме.
Рассматривание
иллюстраций,
открыток,
картин,
фотографий
Красной книги. Беседа о весне
(первоцветах), Международном
женском дне. Загадки, чтение,
разучивание песен, стихов, со-
ставление рассказов и обыгры-
вание ситуаций. Д/и «Кто кому
кем
приходится»,
«Назови
по
имени,
отчеству».
Настольная
игра «Времена года». С/р игра
«Семья». Папка-ширма для ро-
дителей
«Весна»,
«8
Марта».
Утренник.
Выставка
поздрави-
тельных открыток детей.
27
III
IV
Профессии.
Библиотека.
«Закладка
для книги».
«Матреш-
ка».
Э к с к у р с и я
в
б и б л и о т е к у .
Рассматривание
картин,
иллю-
страций. Беседа о профессиях,
труде библиотекаря. Рассказ об
истории
появления
русской
матрешки. Загадки, чтение, со-
ставление рассказов. Д/и «Кому
что нужно». Настольные игры:
«Профессии», «Все работы хо-
роши». С/р игра «Библиотека»,
«Больница»,
«Парикмахер-
ская».
Анкета
для
родителей
«Русская
народная
игрушка».
Консультация «Воспитание лю-
бви и уважение к книге», «Биб-
лиотека в семье».
Апрель
I
II
Улица, город,
страна.
День космо-
навтики.
Вышивание
круга.
«Свето-
фор».
Целевая
прогулка
по
улице.
Рассматривание
альбомов,
открыток,
иллюстраций,
ка-
лендарей,
фотографий.
Слуша-
ние
гимна
и
песен
о
Родине.
Знакомство с глобусом, картой.
Беседа «Мы живем в России»,
«Они
прославили
Россию»
(Ю.А.Гагарин). Чтение, составле-
ние рассказов, разучивание по-
словиц о Родине. Д/и: «Что есть
в нашем городе», «Назови ад-
рес». С/р игра «Путешествие по
России». Консультация для ро-
дителей
«Патриотическое
вос-
питание
дошкольников
в
се-
мье». Анкета «Государственные
символы России».
28
III
Транспорт.
«Машина».
(Пришивание
пуговиц).
«Машина».
(Пришива-
ние пуго-
виц).
Целевая прогулка к светофору.
Рассматривание
иллюстраций,
плаката
«Правила
дорожного
движения». Беседа о транспор-
те и правилах поведения в нем.
Загадки,
чтение,
составление
рассказов, обыгрывание ситуа-
ций.
Д/и
«Разноцветные
авто-
мобили».
Настольные
игры:
«Дорожные знаки», «Дорожная
азбука»,
«Мозаика».
С/р
игра
«Пароход», «Транспорт». Игры с
конструктором.
Консультация
для родителей «Внимание! До-
рога и дети». Выставка машин
(детских работ).
IV
Первоцветы.
Комнатные
растения.
«Цветок».
«Одуванчи-
ки в траве».
Рассматривание
растений,
ил-
люстраций, открыток, картин и
фотографий
в
Красной
книге.
Беседа о комнатных растениях,
первоцветах
«Их
надо
охра-
нять», «Растения - лекари». За-
гадки,
чтения,
составление
рассказов. ОЭД. Пересадка ком-
натных
растений.
Настольные
игры: «Где что растет», «Време-
на года». Беседа с родителями
«Экскурсия
в
ботанический
сад».
Май
I
II
День Победы.
«Цветок».
«Одуванчи-
ки в траве».
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий. Беседа «День По-
беды»,
«Улицы
нашего
райо-
на».
Слушание,
разучивание
стихов и песен ко Дню Победы.
Чтение, составление рассказов.
С/р игра «Пароход». Консульта-
ция для родителей папка-шир-
ма «День Победы», «Улицы на-
шего города». Экскурсия к па-
мятникам героям ВОВ.
29
III
Водные обита-
тели.
«Золотая рыб-
ка».
«Аква-
риум».
Рассматривание
иллюстраций,
картин, открыток. Беседа о вод-
ных обитателях: морских прес-
новодных
и
аквариумных.
За-
гадки,
чтение,
составление
рассказов, заучивание поговор-
ки «Молчит как рыба», «Бьется
как
рыба
об
лед».
Д/и
«Чей,
чья, чье, чьи», «Кто где живет».
Настольные игры: «Земля и ее
обитатели»,
«Поймай
рыбку».
Беседа с родителями о посеще-
нии океанариума.
IV
Насекомые.
«Мотылек».
«Бабочка».
Рассматривание
иллюстраций,
открыток. Беседа о насекомых.
Загадки,
чтения,
составление
описательных
рассказов.
Д/и:
«Отбери
по
цвету,
форме,
ве-
личине»,
«Бабочки».
Настоль-
ные
игры:
«Найди
отличия»,
«Найди
похожий».
Консульта-
ция
для
родителей
«Художе-
ственное
воспитание
детей
в
семье». Выставка детских работ.
30
2.
Физкультминутки
Тема «Детский Сад» («Я – мы»)
Воспитатель: я буду рассказывать про себя, а вы про себя. Для этого делайте
то же, что и я, и повторяйте слова.
В: Я иду,
Д: И мы идем,
В: Я пою,
Д: И мы поем,
В: Я бегу
Д: И мы бежим,
В: Я молчу,
Д: И мы молчим
В: Я на лавочку присела,
Д: Мы на лавочку присели,
В: Головою повертела,
Д: Головою повертели!
В: А потом я с лавки встала,
Д: А потом мы с лавки встала.
В: И руками помахала
Д: И руками помахали!
В: В ладоши похлопала,
Д: В ладоши похлопали!
В: Ногами потопала,
Д: Ногами потопали!
В: Десять раз поприседала,
Д: Десять раз поприседали.
31
В: И нисколько не устала,
Д: И нисколько не устала!
Тема «Игрушка» («Буратино»)
Буратино потянулся
Раз - нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Тема «Части тела»
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Тема «Умывальные принадлежности»
Мыться нам пора опять
Прежде чем ложиться спать,
Вновь лицо и уши тру –
Точно так, как поутру.
32
Надо зубы чистить снова
Щетку ты возьми.
Нету порошка зубного?
Пастой зубы три!
Ноги вымыть не мешает,
Ноги столько ведь гуляют!
В таз с холодною водою
И поставим и помоем.
Своим гребнем каждый день
Любим причесаться.
Это делать нам не лень,
Будем все стараться.
Тема «Овощи» («Огород»)
Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Тема «Фрукты («Яблоко»)
Вот так яблоко!
Оно, соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
33
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву.
Тема «Грибы» («В лес за грибами»)
Утром дети в лес поли
И в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали,
По дороге растеряли.
Мама дальше всех пола,
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок
Вот и полон кузовок!
Тема «Ягоды»
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малины:
Сколько ягод тут в корзине?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
Тема «Осень» («Дождик»)
Лейся дождик веселей!
Мы с тобой дружим,
Хорошо нам бегать босиком по лужам.
34
Как зеленые лягушки,
Мы попрыгаем по лужам.
Всё! Напрыгались, устали,
Побежим сушиться к маме.
Тема «Лиственные деревья» («Осенние листики»)
Мы – листики осенние,
На дереве висели.
Ветер дунул – полетели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял,
Завертел их, закружил
И на место опустил.
Тема «Одежда»
В понедельник я кроила,
А во вторник платье шила,
В среду – фартук вышивала,
А в четверг белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки,
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Тема «Обувь, головные уборы» («Щетки»)
Щу-щу-щу-щу!
Мою, чищу, полощу,
Всех грязнуль переучу:
К чистоте их приучу.
35
Этой щеткой - чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
Тема «Домашние животные» («Рыжий кот»)
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапами пошел,
Тихо песенку завел.
Тема «Дикие животные»
Пойдем мягко как лисята, как лисята
И как мишка полосатый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что еж продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Тема «Домашние птицы» («Гуси»)
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Тема «Зимующие птицы» («Вороны»)
Вот под елочкой зеленой
36
Скачут весело, вороны.
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо)
Тема «Зима»
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построил из сугроба
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
Вот такой ширины.
Погляди –ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
-Здравствуй, зима! (поклон).
Тема «Хвойные деревья» («Елка»)
Наша елка высока,
Наша елка велика,
Выше мамы, выше папы,
Достает до потолка.
37
Будем весело плясать,
Будем пески распевать,
Чтобы елка захотела
В части к нам прийти опять.
Тема «Новый Год» («На дворе у нас мороз»)
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать,
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги,
Не завязнуть в поле чтобы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги,
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом.
Тема «Зимние забавы» («Снеговик»)
Снеговик в лесу пропал.
Он куда-то убежал.
Может, испугался волка?
Может зайка сбил с дороги?
И в сугробах тонут ноги?
38
Тема «Дом»
Ох, ох, что за гром?
Муха строит новый дом,
Молотком: стук-стук,
Помогать идет петух.
Тема «Мебель»
Стул сломали мы вчера.
Мы-ребята-матера.
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали.
Получилось, как то криво,
Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали,
Папу посмотреть позвали.
Тема «Посуда» («Точим нож»)
Точим нож. Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
Тема «Продукты» («Пельмени»)
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки.
Подолью воды немножко,
39
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу,
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
Тема «День защитника отечества» («Солдат»)
На одной ноге постой – ка,
Будто ты – солдатик стойкий.
Ну, смелее поднимаем,
Да, гляди, не упади.
А сейчас постой-ка левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Тема «Животные жарких стран» («Слон»)
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.
Африканец молодой
Умывается водой.
40
Вымыл голову и ухо
И в лоханке стало сухо.
Головой своей кивает,
Ушами весело махает.
Будто в гости приглашает.
Тема «Весна» («Заботливое солнышко»)
Утром солнышко восходит высоко,
Вечером заходит глубоко.
Днем гуляет по небу оно,
Согревает всех, лучи раскинув высоко.
Гладит ласково листочки и цветы,
Людям золотит и щеки, и носы.
День прошел, и с неба на покой
Солнца шар садится за горой.
Тема «Семья» («Семейная зарядка»)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей.
Встаем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Тема «Профессии» («Матрешки»)
Хлопают в ладошки
41
Дружны матрешки,
На ногах сапожки,
Топают матрешки,
Влево, вправо наклонись,
Всех знакомым поклонись.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки-ладошки,
Веселые матрешки!
Тема «Транспорт» («Светофор»)
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет: проезда нет (на корточки)
Желтый – будь готов к пути, (встать)
А зеленый свет – иди.
Тема «День космонавтики» («С-с-с»)
Мы подуем высоко: с-с-с
Мы подуем низко: с-с-с
Мы подуем далеко: с-с-с
Мы подуем близко: с-с-с
Тема «Первоцветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
42
Наши желтые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Тема «Водные обитатели» («Рыбки»)
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.
Тема «Насекомые» («Жук»)
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке,
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук,
Зажужжали крылья.
Тема «Школа» («Буквы»)
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
43
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
Буквы стали веселиться,
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки.
То присядут отдохнут,
То опять плясать пойдут.
44
3.
Конспекты занятий
45
46
47
48
49
50
51
52
4.
Диагностические карты
53
54
5.
Работы детей
«Гвоздика» Илья Ц., 6 лет. «Новогодняя ёлка» Федя П., 6 лет.
«Сыроежка» Ваня К., 5 лет. «Кленовый лист» Никита С., 6 лет.
55
«Солнце»Родион Р., 6,5 лет
«Золотая рыбка»Алёша П., 6,5 лет
56
«Одуванчики» Денис Д. 6,5 лет.
«Бабочка» Саша В., 6 лет.
«Цыпленок» Ваня Г., 7 лет.
57
«Грач» Платон И., 6 лет.
Список литературы
1.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое по-
собие. 2-е изд., испр.-СПб: «Детство-пресс», 2004.
2.
Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и
дома, пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7
лет. - М.: Мозаика-синтез, 2007.
3.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Учебное издание. –
Ярославль: «Академия развития», 1997.
4.
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразователь-
ная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Ве-
раксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 3-е изд., испр. И доп. – М.:
Мозаика-синтез, 2012.
5.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса
часть А-Самара: Корпорация Федоров, 1997.
58
Содержание
Введение.................................................................................................................................................... 2
Пояснительная записка............................................................................................................................. 3
Содержание программы........................................................................................................................... 4
Создание условий для художественного труда....................................................................................... 6
Организация рабочего места.................................................................................................................... 8
Методические рекомендации.................................................................................................................. 9
Работа с тканью........................................................................................................................................11
Один из интереснейших видов художественного труда «изонить»....................................................13
Подготовка к работе................................................................................................................................ 14
Последовательность изображения углов...............................................................................................15
Вышивание окружностей........................................................................................................................ 16
Рис.1. Последовательность выполнения угла................................................................................... 18
Рис. 2. Схема изображения окружности с хордой, равной 3 отверстиям........................................ 19
Рис. 3. Схема изображения окружности с хордой, равной 3 отверстиям........................................ 19
Предполагаемые результаты.................................................................................................................. 21
Приложение............................................................................................................................................. 22
1.
Перспективный тематический план работы.................................................................................. 23
2.
Физкультминутки............................................................................................................................. 32
3.
Конспекты занятий...........................................................................................................................46
4.
Диагностические карты................................................................................................................... 54
5.
Работы детей.................................................................................................................................... 56
Список литературы.................................................................................................................................. 59
59