Напоминание

"Методы и приемы реализации индивидуальных способностей учащихся в сельской школе."


Автор: Букреева Ольга Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Алгасовская СОШ Новотомниковский филиал
Населённый пункт: село Новотомниково Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приемы реализации индивидуальных способностей учащихся в сельской школе."
Раздел: полное образование





Назад




«Методы и приемы реализации индивидуальных способностей

учащихся в сельской школе.»

В связи со становлением новых экономических и общественных отношений

наблюдается изменение отношений к общечеловеческим ценностям, в том, числе и к

знаниям. В сложившейся практике обучение в основном ориентируется на средний

уровень обученности и способностей к учению. Поэтому не каждый учащийся имеет

возможность реализовать свои потенциальные возможности в соответствии со своей

психологической природой. Необходим качественно иной подход к обучению

школьников, а также изменение мышления учителей. Школа делает попытку

повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия

для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в

настоящем и будущем.

Современному обществу нужны не только обученные люди, личности творческие,

социально ответственные, активные, коммуникабельные, обладающие хорошо

развитым интеллектом, профессионально грамотные, успешные, а значит

востребованные и готовые не только жить в меняющемся социально-экономических

условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя ее к лучшему.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между

уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности

каждого ученика, и проводится в условиях коллективной работы с классом.

Индивидуализация понимается, как практическая организация педагогического

процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает

индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способности к учению.

В реальной школьной практике:

1)

учитывается индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося , а

группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2)

учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие ,

которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности);

3)

иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае,

если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4)

индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а

эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с не

индивидуализированной работой;

5)

индивидуальную работу учителя и ученика в паре, но на современном этапе

данный способ обучения используется в работе с особо одаренными и по ряду

причин остается невозможен в широком практическом применении.

Проблемой на пути индивидуализации обучения оказывается нежелание учителей

расставаться с привычными понятиями и устояшейся в их жизни практической

организации обучения на уроках, а именно: необходимость синхронизации

прохождения материала с коллегами по уровневым группам; отработка идентичных

форм контроля; большее количество подготовок; необходимость изменения

психологической атмосферы в классе на более доброжелательную и дружественную со

стороны учителя; поиск, если неновых, то других педагогических технологий и т. д.

Необходимо соответственно готовить учебные материалы, планы, программы, очень

чутко реагировать на индивидуальные различия ребят. Все это требует действительно

очень высокого профессионального мастерства, такта, определенных личностных

качеств учителя и дополнительного финансирования.

На практике выделяются следующие основные виды организационных

возможностей индивидуализации учебной работы:

1)

дифференциация обучения (внешняя, внутренняя, разноуровневая);

2)

внутриклассная индивидуализация учебной работы;

3)

прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.

Рассмотрим наиболее современную и перспективную и перспективную технологию

индивидуализации обучения – профильное образование в старшей школе, основанное

на идее индивидуализированных учебных планов. Прогрессивная, актуальная сама по

себе ориентация профильной школы на индивидуализацию обучения на данный

момент не обеспечена должным образом системой ее реализации для главного

субъекта обучения – ученика. В основном школы идут по пути создания профильных

классов – с жестким составом учащихся, единым учебным планом. Не часто можно

встретить попытки создания профильных групп, что является более гибким подходом.

При общепринятом предметном делении содержания образования профили

устанавливают приоритет изучения 2-3 дисциплин, что для учащихся имеет как

плюсы, так и минусы. С одной стороны, ученик может заниматься «нужным» или

любимым предметом, но, с другой, его образовательный маршрут сужен рамками того

или иного профиля. При этом вариативная часть предметов в профильных классах, т.е.

предметов на выбор школы, также имеет тенденцию к сокращению. Индивидуальное

(адресное) сопровождение учащихся в условиях массовой школы рассчитано, как

правило, на учеников так называемой группы риска и школьников с устойчивым

познавательным интересом, с высоким уровнем подготовки по предмету (например,

при подготовке к предметным олимпиадам). Один из вариантов реализации

личностно-ориентированного образования – изучение элективных курсов- курсов по

выбору учащихся. Однако в массовой практике возможность удовлетворить

индивидуальный выбор и маршрут каждого конкретного ученика практически

сводится к нулю: программы элективных курсов могут реализоваться лишь при

делении класса на группы, примерно по 12-13 человек, иначе обучение не может быть

финансировано. Нередко курсы по выбору ученика заменяются курсами «по выбору

администрации», когда тот или иной предмет изучает весь класс. Конечно, это снимает

проблемы расписания, педагогической нагрузки учителей, сложности проведения

процедуры учета и анализа мнений старшеклассников, однако при этом выхолащивает

саму суть «элективов». В сельской школе при малой наполняемости классов о делении

классов на профильные подгруппы не может быть речи.

Мы должны создать такие условия, при которых уже в школе дети могли бы

раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном

конкурентном мире.

Успех образования зависит от личности учителя, его профессиональной и

общекультурной подготовки, его творческого потенциала. От учителя требуется

глубокие профессиональные знания не только своего предмета, но последних

достижений науки в области педагогики и психологии, новых образовательных и

информационных технологий. От его профессиональной пригодности,

педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности

зависит эффективность педагогической системы.

Интернетизация образования способствует использованию современных

технологий, выравнивает возможности всех школьников и учителей, обеспечивает

принципиально новое качество образовательных услуг.

Условия малочисленной сельской школы диктуют свои требования. Так, для

выполнения существующей программы по технологии материальной базы школы

недостаточно. Как быть? Выход один – нужна новая программа, которая должна

соответствовать требования образовательного стандарта.

Как в любой среднестатистической школе, определенная часть обучающихся

хорошо учится, успешно продолжает образование после школы. А как же быть с теми,

которые вошли в школу с надеждой и радостью, а ушли средними, незаметными? Они

научились писать, читать, считать. Но как сделать так, чтобы у каждого еще вершилась

работа души, чтобы каждый чувствовал свою силу и узнал свои слабости, по-

настоящему ощутил радость успеха?

Учебный проект-это совместная учебно-познавательна, творческая, или игровая

деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы,

способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению

проблемы, значимой для участников проекта. Роль учителя становиться шире: от

урока-монолога – к творческой лаборатории, к особому личностному общению

учителя и ученика.

Детям нужна особая среда взаимной поддержки, вдохновения, поиска. А самое

важное, что в эту работу включаются и родители, оказывая помощь своему ребенку в

работе над проектом. Но, может быть, главным является даже не это. Подобная форма

организации учебного процесса, учебного труда позволяет решить еще одну

существенную проблему. Организуя работу по проектной деятельности, мы вовлекаем

в нее детей, не проявляющих каких-либо ярких способностей.

Очень важным является обучение, основанное на методе проектов. Объединив

элективный курс и метод проектов в одну составляющую, мы достигаем

колоссального результата. Ведь метод проектов позволяет работать коллективно,

самому выдвигать идеи, прислушиваться к мнению одноклассников, искать

оптимальное решение, а также развивать такие качества, как взаимопомощь ,

взаимоконтроль, умение отстаивать свое мнение или признавать собственную ошибку.



В раздел образования