Напоминание

"Что такое лес, или приключение маленького бельчонка"


Автор: Потапова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Начальная школа-детский сад №1
Населённый пункт: г. Углич, Ярославская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое лес, или приключение маленького бельчонка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад №1

Конспект

по образовательной области «Познавательное развитие»

«ЧТО ТАКОЕ ЛЕС, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЕНЬКОГО

БЕЛЬЧОНКА»

(18 сентября - День работников леса)

для детей старшего дошкольного возраста

Составила: Потапова Е.Ю.,

воспитатель 1 кв. категории

г. Углич, 2017 г.

Цель: дать первичные представления об экосистемах.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с видами лесов;

познакомить детей с профессией – работник лесного хозяйства;

закреплять навыки культуры поведения в природе.

Развивающие:

развивать экологическое мышление;

развивать память, внимание, речь детей;

расширять кругозор детей.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, окружающей нас;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать любознательность

Оборудование: картинки с белкой и бельчонком, картинка дерева,

листья дуба красного, желтого и зеленого цветов, дидактические игры:

«Что за дерево?», «Чей это листочек?», «Угадай, чья шишка» -

разрезные картинки, проектор, презентация.

Предварительная работа: беседа о деревьях, диких животных,

рассматривание альбомов «Лес», «Растения леса», чтение рассказов о

природе, просмотр презентаций «Грибы», Птицы леса»

Ход:

1. Организационный этап

В-ль: Ребята к нам за помощью обратился лесной зверек, а

кто это вы узнаете, отгадав загадку:

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвостик никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо грибы для зимы собирать.

О ком эта загадка? Дети: это белка.

В-ль: Однажды маленький бельчонок услышал от белки -

соседки слово "ЛЕС".

-Мама, - обратился он к маме-белке, - а что такое лес?

-Лес- это деревья, - сказала мама, - березы, липы, дубы, дубы,

ели, рябины, орешник, клены, сосны.

-А что такое березы? - не унимался бельчонок. -А что такое дубы?

А что значит орешник?

- Я вижу, - сказала мама, - вырос ты. Пора и тебе знакомиться с

лесом.

-Ребята, а вы хотите помочь бельчонку узнать о том, что такое

«лес»? (ответы детей) Тогда приготовьтесь к большому прыжку вместе

с бельчонком. Мы поскачем вон на ту полянку. Посмотрите, как

красиво кругом. Посмотрите, какие нарядные деревья растут на

поляне.

Ребята, расскажите, какое дерево увидел бельчонок? Опишите

его.

Давайте послушаем стихотворение А.Прокофьего «Люблю

березку русскую» (ребенок читает стихотворение)

Ребята, а кто из вас знает, как называется лес, в котором растут

одни березы? (ответы детей)

Лес, в котором растут березы, называется БЕРЕЗНЯК. А теперь

вместе с бельчонком поскачем туда, к ельнику.

В-ль: Ребята, а как вы думаете, какие деревья растут в ельнике?

(ответы детей) Почему ельник такой темный? (ответы детей) Ветки елей

спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают

света и солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро. Посмотрите и

скажите, что бельчонок увидел на ветках елей вместо листочков, которые

уже видел на березе? (ответы детей) Да, вместо листочков, клейких и

пахучих, бельчонок увидел на ветках ели иголочки, и шишки, смолистые и

душистые. Сейчас я тебе хочу показать еще сосны и дубы...

В сосновом лесу мама-белка, а с ней бельчонок спустились на

землю, мягкую, усыпанную хвоей (так называются иголочки ели и

сосны). Эта часть леса не была такой белой, как березовая роща, но в

ней было очень светло и как-то радостно. Солнечные лучики

достигали здесь до самой земли. Ого, у этих деревьев даже верхушек

не видать! - сказал бельчонок.

-Да, - сказала мама-белка, - в сосновом бору все деревья высокие

и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил, как бы

наперегонки тянутся вверх, к солнцу и свету. Посмотрел бельчонок на

сосновую иголочку (мы помним, что она называется хвоинкой), а она

совсем не похожа на еловую. А вы, ребята, знаете, отличие ели от

сосны? (ответы детей) Тут сверху упала шишка, бельчонок быстро

подскочил к ней, опять удивился: шишка сосны была намного меньше,

чем еловая, и немного другой формы. Ребята, давайте поможем

бельчонку собрать перепутанные картинки шишек сосны и ели.

(ответы детей)

Игра «Собери шишку» (дети делятся на две группы и собирают

картинку сосны и ели) Ребята, посмотрите на картинки и скажите, чем

отличаются они друг от друга. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы

найдете нужную картинку и покажете отгадку.

- Молодцы, с этим заданием вы справились. Кто из вас знает,

какой лес называют бором? (Сосновый) Правильно, сосновый лес

называется бором.

3.

Физкультминутка «У медведя во бору»

Бельчонок с мамой-белкой, немного полакомившись семенами

сосновой шишки, поспешили к могучим лесным богатырям.

Догадались, о каком дереве сейчас узнает бельчонок? (ответы детей)

Да, правильно: великаном-богатырем русских лесов считается дуб. А

теперь мы сыграем в игру «Доскажи словечко» Выберите из картинок

ту, на которой изображен дуб, и опишите это дерево. Каждый

добавляет словечко. Дуб – какой? - высокий, большой, могучий,

ветвистый; ствол – какой? - толстый, коричневый, изогнутый, ветки -

какие? - большие, раскидистые…Что еще увидел бельчонок на ветках

дуба среди листьев? Бельчонок был очень удивлен, что на таком

большом дереве растет такой маленький плод. Кто из вас знает, как он

называется? (ответы детей)

Правильно это желудь,- сказала мама-белка. - Его тоже можно

есть белкам, но больше всего любят их лесные свиньи - кабаны.

Дубовый лес иногда называют дубовой рощей, но чаще - дубрава.

Запомнили?

Теперь с мамой-белкой они опять направились в сторону

большого дерева, где было их родное дупло. И на обратном пути

бельчонку встречались разные деревья. Большие и маленькие, они как

будто похожи друг на друга, а вроде бы и нет. То ствол посветлее, то

листья покрупнее. Дома мама-белочка сказала, что лес, где много

разных деревьев, называется смешанным. Молодцы! Наш бельчонок

познакомился с разными видами леса, узнал, какие деревья растут в

лесу! А для бельчонка и его мамы лес - это дом, где они живут,

питаются, встречают много друзей и немало врагов. Для бельчонка

лес- тоже самое, что для вас жилище, где вы живете со своей семьей.

Кто из вас, ребята, знает, кто заботится о лесе, кто его бережет?

Правильно, это лесники, лесничие, которые заботятся о лесе, берегут

и охраняют его. На этой неделе мы будем отмечать праздник лесников

и всех других людей, кто бережет и охраняет лес.

4. Рефлексия

-Вот и подошло наше путешествие с бельчонком и его мамой по

лесу. Скажите, что нового вы узнали из этого путешествия? (ответы

детей) Посмотрите, какое дерево выросло у нас, чего на нем не

хватает? (Листьев) Сейчас вы оцените понравилось ли вам наше

путешествие по лесу: если вы узнали много нового, неизвестного и

вам было интересно то вы прикрепите свой листочек к веткам дерева,

если же вы испытали какие-то трудности в нашем путешествии, то вы

прикрепите свой листочек у основания дерева.



В раздел образования