Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе


Автор: Полунина Людмила Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Рыльская СОШ№5"
Населённый пункт: город Рыльск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном

процессе

Полунина Людмила Владимировна,

учитель биологии

В

законе

РФ

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"

сказано:

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и

укрепление здоровья, обучающихся». Здоровьесберегающие образовательные

технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой

образовательной

технологии,

и

как

совокупность

принципов,

методов

педагогической

работы,

дополняя

традиционные

технологии

обучения,

наделяя их признаком здоровьесбережения. Характер воспитания и обучения,

уровень

педагогической

культуры

преподавателей,

содержание

образовательных программ, условия проведения учебных занятий, имеют

непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся. Поэтому с

целью

сохранения

здоровья

школьников

в

условиях

комплексной

информатизации

образования,

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций, способствующих успешной социальной адаптации в РСПК,

используются

здоровьесберегающие

технологии,

обеспечивающие

формирование

ценностно-смысловой

ориентации

и

саморегуляции,

интеллектуального возвышения школьников за счет воспитания позитивного

мышления.

Изучение биологии составляет основу широкого использования ЗСТ в

педагогическом процессе.

В

школьном

коллективе

проведен

мониторинг

организации

учебных

занятий

на

основе

принципов

здоровьесбережения.

В

результате

мною

скорректированы правила проведения учебного занятия:

Правило №1.

Правильная организация учебного занятия. Данное

правило реализуется через создание благоприятного эмоционального настроя

и

соблюдения

гигиенических

требований,

организацию

обучения

в

сотрудничестве, использование различных форм организации деятельности

студентов во время занятий, включение технологических приемов и методов,

направленных

на

самопознание

и

самооценку,

в

содержательную

часть

занятия

обязательно

добавляю

вопросы,

связанные

с

формированием

ценностей ЗОЖ.

Правило

№2.

Использование

различных

каналов

восприятия.

Считаю

целесообразным

использование

в

работе

различных

каналов

восприятия:

аудиальных,

визуальных,

кинестетических.

Это

позволяет

излагать учебный материал на доступном для обучающихся языке, облегчая

процесс его запоминания.

Правило №3. Учет зоны работоспособности обучающихся.

Максимальная

работоспособность

наблюдается

на

15-25

минуте

учебного

занятия.

Учитывая

это,

распределяю

учебную

нагрузку

как

по

сложности, так и по объему на данный временной интервал.

Правило

№4.

Распределение

интенсивности

умственной

деятельности. По

моим

наблюдениям,

самая

высокая

эффективность

усвоения

знаний

на

занятии

наблюдается

на

10

30

минуте,

поэтому

наиболее значимый материал, решение проблемных и ситуационных задач

планирую на этот период.

Как следствие, учебное занятие, организованное на основе принципов

здоровьесбережения,

не

приводит

к

сильным

и

выраженным

формам

утомления.

Формированию здоровьесберегающего образовательного пространства

способствует

исследовательская

деятельность

школьников

по

программе

«Формула здоровья», в рамках которой на протяжении ряда лет действует

клуб «За здоровый образ жизни».

Назначение

его:

формирование

у

обучающихся

мотивации

к

ЗОЖ,

ведение профилактической работы в условиях образовательного учреждения,

развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.

Совет клуба представляют активные школьники, ведущие ЗОЖ. В их

компетенции

круг

проблем:

мониторинг

со стояния

зд о р о в ь я

старшеклассников (исследование физического состояния здоровья, состояния

ССС,

физической

работоспособности,

диагностика

нарушения

осанки

и

плоскостопия), профилактика, организация мероприятий различных уровней.

Деятельность по формированию ЗОЖ ведется поэтапно:

1 этап – ознакомительный, 2 этап включает 2 стадии: организационно-

просветительская

работа,

в

ходе

которой

проходят

встречи,

посещение

выставок, музеев, проектно-исследовательская деятельность по реализации

творческих молодежных проектов.

Каждый год клуб проводит исследования: «Влияние табакокурения на

физическое

и

умственное

развитие

молодого

поколения»,

«Состояние

стрессоустойчивости»,

исследование

уровня

валеологической

культуры

и

грамотности – «Умеете ли вы вести ЗОЖ?». Результаты диагностических

исследований повышают качество учебных занятий и позволяют эффективно

организовывать и проводить уроки дискуссии, творчества, взаимообучения,

занятия

с

групповыми

формами

работы,

что

играет

важную

роль

в

становлении

личности.

Результаты

исследований

используются

для

организации творческих молодежных акций: «Здоровое поколение», «Сделай

свой выбор»,

в работе областных семинаров для лидеров молодежного

движения и руководителей молодежных представительств - «Здоровые люди,

здоровая жизнь, здоровая нация», в ходе которых активисты исследований

п р е з е н т у ю т

с о в р е м е н н ы е

с п о с о б ы

с а м о о з д о р о в л е н и я

и

самосовершенствования. Вся профилактическая работа скоординирована с

общим

планом

реализации

областной

целевой

программы

«Комплексные

меры

противодействия

злоупотреблению

наркотиками

и

их

незаконному

обороту

на

2015-2019

годы».

О

результатах

работы

свидетельствуют

полученные грамоты и дипломы.

Таким образом, учащиеся становятся моими помощниками и активными

участниками совместной образовательной деятельности, которая раскрывает

их индивидуальные особенности и личностные ресурсы, помогает сохранить

здоровье.



В раздел образования