Автор: Полунина Людмила Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Рыльская СОШ№5"
Населённый пункт: город Рыльск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Раздел: полное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе
Полунина Людмила Владимировна,
учитель биологии
В
законе
РФ
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
сказано:
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья, обучающихся». Здоровьесберегающие образовательные
технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой
образовательной
технологии,
и
как
совокупность
принципов,
методов
педагогической
работы,
дополняя
традиционные
технологии
обучения,
наделяя их признаком здоровьесбережения. Характер воспитания и обучения,
уровень
педагогической
культуры
преподавателей,
содержание
образовательных программ, условия проведения учебных занятий, имеют
непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся. Поэтому с
целью
сохранения
здоровья
школьников
в
условиях
комплексной
информатизации
образования,
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций, способствующих успешной социальной адаптации в РСПК,
используются
здоровьесберегающие
технологии,
обеспечивающие
формирование
ценностно-смысловой
ориентации
и
саморегуляции,
интеллектуального возвышения школьников за счет воспитания позитивного
мышления.
Изучение биологии составляет основу широкого использования ЗСТ в
педагогическом процессе.
В
школьном
коллективе
проведен
мониторинг
организации
учебных
занятий
на
основе
принципов
здоровьесбережения.
В
результате
мною
скорректированы правила проведения учебного занятия:
Правило №1.
Правильная организация учебного занятия. Данное
правило реализуется через создание благоприятного эмоционального настроя
и
соблюдения
гигиенических
требований,
организацию
обучения
в
сотрудничестве, использование различных форм организации деятельности
студентов во время занятий, включение технологических приемов и методов,
направленных
на
самопознание
и
самооценку,
в
содержательную
часть
занятия
обязательно
добавляю
вопросы,
связанные
с
формированием
ценностей ЗОЖ.
Правило
№2.
Использование
различных
каналов
восприятия.
Считаю
целесообразным
использование
в
работе
различных
каналов
восприятия:
аудиальных,
визуальных,
кинестетических.
Это
позволяет
излагать учебный материал на доступном для обучающихся языке, облегчая
процесс его запоминания.
Правило №3. Учет зоны работоспособности обучающихся.
Максимальная
работоспособность
наблюдается
на
15-25
минуте
учебного
занятия.
Учитывая
это,
распределяю
учебную
нагрузку
как
по
сложности, так и по объему на данный временной интервал.
Правило
№4.
Распределение
интенсивности
умственной
деятельности. По
моим
наблюдениям,
самая
высокая
эффективность
усвоения
знаний
на
занятии
наблюдается
на
10
–
30
минуте,
поэтому
наиболее значимый материал, решение проблемных и ситуационных задач
планирую на этот период.
Как следствие, учебное занятие, организованное на основе принципов
здоровьесбережения,
не
приводит
к
сильным
и
выраженным
формам
утомления.
Формированию здоровьесберегающего образовательного пространства
способствует
исследовательская
деятельность
школьников
по
программе
«Формула здоровья», в рамках которой на протяжении ряда лет действует
клуб «За здоровый образ жизни».
Назначение
его:
формирование
у
обучающихся
мотивации
к
ЗОЖ,
ведение профилактической работы в условиях образовательного учреждения,
развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.
Совет клуба представляют активные школьники, ведущие ЗОЖ. В их
компетенции
круг
проблем:
мониторинг
со стояния
зд о р о в ь я
старшеклассников (исследование физического состояния здоровья, состояния
ССС,
физической
работоспособности,
диагностика
нарушения
осанки
и
плоскостопия), профилактика, организация мероприятий различных уровней.
Деятельность по формированию ЗОЖ ведется поэтапно:
1 этап – ознакомительный, 2 этап включает 2 стадии: организационно-
просветительская
работа,
в
ходе
которой
проходят
встречи,
посещение
выставок, музеев, проектно-исследовательская деятельность по реализации
творческих молодежных проектов.
Каждый год клуб проводит исследования: «Влияние табакокурения на
физическое
и
умственное
развитие
молодого
поколения»,
«Состояние
стрессоустойчивости»,
исследование
уровня
валеологической
культуры
и
грамотности – «Умеете ли вы вести ЗОЖ?». Результаты диагностических
исследований повышают качество учебных занятий и позволяют эффективно
организовывать и проводить уроки дискуссии, творчества, взаимообучения,
занятия
с
групповыми
формами
работы,
что
играет
важную
роль
в
становлении
личности.
Результаты
исследований
используются
для
организации творческих молодежных акций: «Здоровое поколение», «Сделай
свой выбор»,
в работе областных семинаров для лидеров молодежного
движения и руководителей молодежных представительств - «Здоровые люди,
здоровая жизнь, здоровая нация», в ходе которых активисты исследований
п р е з е н т у ю т
с о в р е м е н н ы е
с п о с о б ы
с а м о о з д о р о в л е н и я
и
самосовершенствования. Вся профилактическая работа скоординирована с
общим
планом
реализации
областной
целевой
программы
«Комплексные
меры
противодействия
злоупотреблению
наркотиками
и
их
незаконному
обороту
на
2015-2019
годы».
О
результатах
работы
свидетельствуют
полученные грамоты и дипломы.
Таким образом, учащиеся становятся моими помощниками и активными
участниками совместной образовательной деятельности, которая раскрывает
их индивидуальные особенности и личностные ресурсы, помогает сохранить
здоровье.